бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников бесплатно рефераты

         Как мы видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре досуга мальчиков – подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах.

         В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей и подростков, телевидение по прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей. Третий блок нашей анкеты имеет своей целью определение места телевидения в жизнедеятельности детей и подростков.

         В ходе анализа данного блока мы получили следующие результаты: более 40% опрашиваемых детей проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов в день.

         Мальчиков 12-17 лет более всего привлекают спортивные передачи – так ответили более 67% опрашиваемых. Для мальчиков 12-15 лет также популярными являются передачи развлекательного и музыкального характера. Небольшой процент также смотрит телепередачи криминального жанра.

         Для девочек 12-17 лет наиболее популярными для просмотра являются телесериалы – так ответили более 55% опрашиваемых девочек. Также привлекают музыкальные  и развлекательные телепередачи.

         Из этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.

         Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие же фильмы наиболее интересуют наших детей.

Мы выяснили, что больше, чем половина мальчиков 12-17 лет любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 67%, которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, какие сцены в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилии и жестокости в фильмах у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические и комедийные сцены.

Последний блок нашей анкеты посвящен отношению родителей к свободному времяпровождению своих детей.

         Мы установили, что 85% родителей не ограничивают время игры за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира.[20]

         Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

         Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, т.к. полученные нами данные свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте.

В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.



3.2. Анализ деятельности сети компьютерных клубов г. Санкт-Петербурга

 

 

В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов. Проблема, в основном, касается мальчиков в возрасте от 8 до 15 лет.

  В связи с назревшей актуальностью данной темы нами были посещены несколько компьютерных клубов в Санкт-Петербурге с целью изучения педагогических и психологических аспектов их деятельности и выявления условий, в которых посетители проводят время. Всего в Санкт-Петербурге насчитывается порядка 50 компьютерных клуба и интернет кафе.

Нами были посещены компьютерные клубы в различных районах города. Наблюдаемые факты обстановки  позволяют сформулировать некоторые общие тенденции, присущие  деятельности этих заведений.

Средний возраст несовершеннолетних, находящихся в зале на момент посещения, – мальчики 10-12 лет. Из всего многообразия, в основном, пользуются спросом игры на военную и спортивную тематику, на подростковом сленге называемые «стрелялки» и «гонялки». Именно в такие игры играло 85 % посетителей на момент наблюдения. И лишь 15% подростков старшего возраста выбрали для игры «стратегии», развивающие логическое мышление.  Несмотря на наличие администратора зала, который выполняет, в основном, организационные функции и не осуществляет педагогического руководства игровой деятельностью детей и подростков, можно отметить, что никто не направляет выбор детей в нужное русло и не следит за их состоянием и поведением.

Прейскурант оплаты за игру строится по такому принципу, чтобы ребенок с любой, даже с маленькой суммой, мог стать клиентом заведения.

Оплата начинается с 10 рублей за 20 минут (30 рублей за час). Ни в одном из клубов не ограничивается время пребывания ребенка за компьютером. Более того, в некоторых клубах стимулируется пребывание за компьютером более длительное время - гибкой системой скидок (тот, кто покупает 2,5 часа, премируется дополнительными бесплатными 30 минутами). Опрос несовершеннолетних клиентов в проверяемых залах показал, что большая часть приходит сюда каждый день и может находиться в этих залах по 4-5 часов, сеанс ночной игры длится 8 часов. Ребята играют парами и командами, порой на деньги. Предпочитают играть по сети в игры на военную и спортивную тематику.

Таким образом, опасность нового вида «игровой деятельности» видится нами в следующем:

  С начала посещения компьютерных залов, у некоторой части детей достаточно быстро формируется компьютерная зависимость, и они вплотную сталкиваются с проблемой поиска средств на удовлетворение своего пристрастия. Деньги на игры выпрашивают у родителей, вымогают, отнимают, зарабатывают всеми доступными способами, что становится фактором школьной и социальной дезадаптации и приводит к многочисленным конфликтам в семье и школе. Если у одной части детей это, зачастую, провоцирует первый опыт сознательного воровства и вымогательства, то у другой части – тяжелый опыт попадания в долговую зависимость. Вокруг салонов формируется определенный социум со своими правилами и законами. Потратив деньги, которые были предназначены для других целей или взяты в долг, ребенок из-за страха наказания порой уходит в бродяжничество.

Следует помнить о том, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим. Неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.

Так как именно в этих залах ребенок получает опыт игры на деньги (парная игра или соревнование команд), то существует реальный риск формирования у подростков склонности к азартным играм.

Следует обратить внимание на то, что компьютерные клубы стали открываться в непосредственной близости от школ.

Учитывая такие возрастные особенности детей и младших подростков, как слабая волевая регуляция, а также низкая учебная мотивация учащихся 7-9 классов, становится очевидным, что компьютерные залы провоцируют систематические прогулы занятий, психологический отрыв от школы со всеми вытекающими последствиями. Безусловно, школа не конкурентоспособна с такой формой развлечений и времяпрепровождения в виртуальном мире.    Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога - организатора направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия и в связи с этим мы предлагаем программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков.

3.3. Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости


Пояснительная записка

Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.

         Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века.  Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).[21]

         Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как на общественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.

В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.

В связи с актуальностью данной проблемы мы предлагаем воспитательную  программу профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в общеобразовательной школе.

         Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

         Задачи программы:


1.     Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;

2.     Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

3.     Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;

4.     Проведение анкетирования среди учащихся 7, 9, 11 классов на тему «Место компьютера и телевидения в жизни современных детей и подростков».

Предлагаемая программа предназначена для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.

         Программа состоит из двух направлений работы:

1.     Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

2.     Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.



Результатами проделанной работы должны стать:

·        Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

·        Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;

·        Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;

·        Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.

Предлагаемая программа профилактики рассчитана на один месяц обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и по два раза в неделю с учащимися. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей. [Таблица 3]

Таблица 3

 Воспитательная программа профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков

План воспитательных мероприятий

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Работа с родителями 7, 9, 11 классов

4 ч 30 мин

·     

Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети»

 1 час

·     

Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться»

1 час

 

·     

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

30 минут

·     

Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия»

1 час

·     

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости

1 час

 

2

Просветительская работа с детьми

5 ч 30 мин

·     

Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»

1 час

·     

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

30 минут

·     

Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия»

1 час

·     

Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни»

1 час

·     

Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми»

2 часа


 

 

 

 

Содержание программы

I.       Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов.

1.     Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети».                          [Приложение 5] - роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков.

2.     Проведение беседы на тему «Компьютерная зависимость и как с ней бороться?» [Приложение 6] - разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.

3.     Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» - фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые расскажут, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованного   мира.
Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?

4.     Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия». - обсуждение вопросов, затронутых в фильме.

5.     Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости [Приложение 7] - определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.

II.    Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

1.     Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»

В начале классного часа проведение анкетирования на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» - обсуждение с детьми таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?

2.     Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

3.     Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия»      

4.     Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни»                              - обсуждение с детьми различных жанров компьютерных игр («стрелялки», квесты, стратегии, RPG). В какие игры предпочитают играть? Что привлекает в том или ином жанре игр?

5.     Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми»


Заключение

 

  Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.

Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам.

Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.[22]

В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.

Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и  подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

  Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

         Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, т.к. полученные нами данные свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте.

В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.


Список используемой литературы


1.     Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000

2.     Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10

3.     Болховитинов В. Н. Твое свободное время. – М., 1996

4.     Борытко Н. М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6

5.     Гундарева И. П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9

6.     Крылова Н. Б. Школа без детей. – М., 2002

7.     Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005

8.     Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 11

9.     Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000. - № 18

10. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6

11. Леонтьева А. Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2003. - № 3

12. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12

13. Никитина Н. И., Глухова М. Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005

14. Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9

15. Польшакова Е. Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002. - № 5

16. Прибылова Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4

17. Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5

18. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8

19. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7

20. Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. - № 21

21. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23

22. Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6

23. Цымбаленко С. Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3

24. Чудинова В. П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4

25. Якушина Е. В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4

26. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.

27. Прихожан А.М. Компьютер и дети: будьте осторожны!// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9

[2] Якушина Е. В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4

[3] Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5

[4] Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12

[5] Чудинова В. П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4

[6] Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.

[7] Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23

[8] Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12

[9] Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.

[10] Гундарева И. П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9

[11] Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10

[12] К р ы л о в а Н. Б. Школа без детей. – М., 2002

[13] Борытко Н. М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6

[14] Н и к и т и н а Н. И., Г л у х о в а М. Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005

[15] Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. - № 21

[16] Н и к и т и н а Н. И., Г л у х о в а М. Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005

[17] Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6

[18] Польшакова Е. Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002. - № 5

[19] Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12

[20] К у р т ы ш е в а М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005

[21] Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5

[22] Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 11


Страницы: 1, 2, 3, 4