Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников
·
пропажа
из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
·
появляющиеся
изворотливость, лживость;
·
неопрятность,
неряшливость, не характерные ранее;
·
приступы
депрессии, страха, тревоги.
Компьютер, выполняет
действительно широкий спектр задач: проигрывание музыки и радио, отображение
фильмов и телевизионных каналов, фиксация текстовых наработок, отображение
текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора,
отображение и предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в
электронных играх, а также многое другое. Таким образом, перед ребенком
открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов,
который "отключает" его от реального мира, "переключая" на
себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой
информацией, и есть компьютерная зависимость.
Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной
зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости,
как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению
социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению
психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.
Ребенка привлекает в
игре:
·
Наличие
собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
·
Отсутствие
ответственности;
·
Реалистичность
процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
·
Возможность
исправить любую ошибку путем многократных попыток;
·
Возможность
самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того
к чему они могут привести. [38]
Одно из
направлений деятельности социального педагога заключается в организации
досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам
античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего
человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и
совершенствованием личности на основе обучения и воспитания.[11] Слово «досуг» происходит от
древнерусского «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается
как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля: «Досужий,
умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела».[12] Это определение ориентировано,
главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга. В таком контексте
досуг можно понимать как вид человеческой деятельности. Существует несколько
интерпретаций понятия «досуг»:
·
Время,
которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с
непреложными обязанностями, обязательствами;
·
Свободное
от учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворения
личных потребностей и стремлений;
·
Часть
жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости,
утомления, восстановления физического и психического здоровья.[13]
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше,
чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на
восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры,
имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания
детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе
досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже
личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в
существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в
частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность,
мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.Досуг
также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в
часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из
стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он
может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
Едва ли не все
определения, с одной стороны, подчеркивают многосторонность явления, с другой –
неоднозначность и неопределенность трактовки. При этом, выявляя разные аспекты
досуга, авторы связывают его с понятием «свободное время», что позволяет
трактовать досуг по-разному.
Досуг –
развлечение (раз+влечение). Влечение – корневое понятие. Это сильная склонность
к чему-либо. Досуг есть влечение к разному. [14]
До сих пор в
школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то «несерьезном»,
«второстепенном», «неважном» - в противоположность учению, общественной работе,
труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности
его понять, принять и организовать.
Досуг ребенка –
мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие,
самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг
для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции.
Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности,
эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности,
а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения
любого ребенка.
Основные социально - педагогические
потенциалы детского досуга:
·
В
досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные
требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;
·
Досуг
есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются
естественные потребности в свободе, независимости;
·
Досуг
предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их
преодолевают, значит – растут;
·
Досуг
удовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализации
интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании
собственной личности;
·
Досуг
есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми,
кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.[15]
Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей и
подростков. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное
отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой
активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования
характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в
себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность,
честность и др. Специфические особенности досуговой деятельности:
·
Действительный
ее мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности;
·
Цели и
содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его
нравственного развития и культурного уровня;
·
Досуговая
деятельность может носить социально – полезный характер, социально нейтральный
характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер
социально отрицательный, асоциальный.[16]
Содержание досуга детей можно условно
разделить на ряд принципиальных групп:
·
Первая связана
с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт,
вечера отдыха, игры забавы, развлечения и др.).
·
Вторая –
с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, посещение
выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
·
Третья –
с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью
(трудовая, техническая, спортивно – игровая, художественно – театральная,
научно – исследовательская, прикладная).
·
Четвертая
реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие
объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, танцы, вечеринки и т.д.).
·
Пятая
группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей
(выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические
походы, школы актива и т.п.).[17]
Следует помнить,
что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая
направленность ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности.
Досуг детей и
подростков может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным
(деятельностным), организованным (педагогически целесообразно используемое
свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования
свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и
индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная
изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели
досуга).[18]
В
России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в
компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена
Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого
детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юных
техников – их было столько, что в детской среде существовал устойчивый
стереотип: не ходить никуда после школы – аномалия. Сегодня такие места не
исчезли, но их количество значительно уменьшилось, они стали платными или
ребенок о них попросту ничего не знает. И постепенно становится уже исключением
ребенок, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо учебы - ситуация
перевернулась. Но современный ребенок и подросток не может сидеть на месте,
ничего не делая, ни чем не занимаясь. И тут появляются компьютерные клубы. Хотя
это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, зато это
позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг и т.д. Перечислять
бессмысленно, понятно, что появился новый вариант «кружка». Отличие только в
том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат,
потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает
нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки
отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в
мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для
этого надо что-то организовывать, устраивать, а этим в современной школе никто
не хочет заниматься. В связи с этим растет количество компьютерных клубов.
Автор статьи «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?» -
Новосельцев Виктор Иванович, пишет: «Я не противник игр, сам люблю иногда часик
– другой побегать- «пострелять». Но при этом меня всегда очень раздражает, когда
я слышу со стороны учителей: «Ах, эти игры!» Извините, а что вы можете
предложить взамен, чем ребенка увлечь, чтобы он назавтра пошел не в клуб, а к
вам? Ничем? Тогда что воздух сотрясать? Сегодняшняя ситуация с компьютерными
играми – это не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще
достаточно серьезный педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о
полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что
сделать они ничего не могут».[19]
Задачами нашего
исследования являются:
1. Изучение структуры досуга
детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет
2. Разработка воспитательной
программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в
возрасте от 12 до 17 лет
3. Реализация программы
профилактических мероприятий воспитательной программы
4. Разработка методических
рекомендаций для родителей по профилактике компьютерной зависимости детей и
подростков в возрасте от 12 до 17 лет
В ходе проведения
исследования нами были использованы следующие методы:
1. Анкетирование детей и
подростков в возрасте от 12 до 17 лет на тему: «Место современных
информационных технологий в жизни детей и подростков»
2. Анализ деятельности
компьютерных клубов
3. Интервью с детьми и
подростками – игроками компьютерных клубов
4. Апробация ряда мероприятий
воспитательной программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и
подростков
В ходе преддипломной практики
в Некрасовском педагогическом колледже нами было проведенно анкетирование
«Место современных информационных технологий в жизни молодых людей». В опросе
принимали участие студенты 2-х и 5-х курсов всего 54 человек, из них 13
мальчиков и 41 девочка. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для
того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере
учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их
жизненные ориентиры.
В анкете затронут ряд
аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности
отношения студентов к новым информационным технологиям. Это место компьютера и
телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника
полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на
психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных
информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.
Анкета разделена на 2 блока:
1.
Наиболее
популярные виды деятельности в структуре досуга студента, его особенности
2.
Место
компьютера в жизни студента, его отношение к этому
При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2
аспекта:
1. Возрастной аспект
2. Полоролевой аспект
Как видно из
диаграммы [приложение 1] наиболее популярными видами деятельности среди студентов
2 и 5 курсов являются такие виды деятельности, как:
Таблица 1
Наиболее популярные виды
деятельности в структуре досуга студентов 2 и 5 курсов колледжа
Вид деятельности
Возраст студентов
|
2 курс
(16-17 лет)
|
5 курс
(19-20 лет)
|
гуляю с друзьями
|
27%
|
19%
|
читаю
|
6%
|
13%
|
играю в компьютерные игры
|
17%
|
3%
|
слушаю музыку
|
13%
|
17%
|
отдыхаю
|
7%
|
9%
|
посещаю клубы, дискотеки
|
7%
|
5%
|
посещаю кружки
|
6%
|
6%
|
посещаю театр, к / т, музеи
|
4%
|
17%
|
смотрю TV, DVD
|
13%
|
11%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|