бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников бесплатно рефераты

·        пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;

·        появляющиеся изворотливость, лживость;

·        неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;

·        приступы депрессии, страха, тревоги.

          

          Компьютер, выполняет действительно широкий спектр задач: проигрывание музыки и радио, отображение фильмов и телевизионных каналов, фиксация текстовых наработок, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в электронных играх, а также многое другое. Таким образом, перед ребенком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает" его от реального мира, "переключая" на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией,      и       есть          компьютерная     зависимость.
          Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению     агрессии,   замкнутости.

        

Ребенка привлекает в игре:


·        Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

·        Отсутствие ответственности;

·        Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

·        Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

·        Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести. [38]

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе             и   компьютера.
          Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

 

 

 







2. Детский досуг, его роль в развитии детей и подростков

2.1. Особенности детского досуга, его содержание

             

Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания.[11] Слово «досуг» происходит от древнерусского «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела».[12] Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

·        Время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

·        Свободное от учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

·        Часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.[13]

Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и  подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Едва ли не все определения, с одной стороны, подчеркивают многосторонность явления, с другой – неоднозначность и неопределенность трактовки. При этом, выявляя разные аспекты досуга, авторы связывают его с понятием «свободное время», что позволяет трактовать досуг по-разному.

Досуг – развлечение (раз+влечение). Влечение – корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному. [14]

До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» - в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.

Досуг ребенка – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения любого ребенка.

Основные социально - педагогические потенциалы детского досуга:

·        В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

·        Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

·        Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит – растут;

·        Досуг удовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

·        Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.[15]

Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей и подростков. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.      Специфические особенности досуговой деятельности:

·        Действительный ее мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности;

·        Цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

·        Досуговая деятельность может носить социально – полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.[16]

Содержание досуга детей можно условно разделить на ряд принципиальных групп:

·        Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры забавы, развлечения и др.).

·        Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

·        Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно – игровая, художественно – театральная, научно – исследовательская, прикладная).

·        Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, танцы, вечеринки и т.д.).

·        Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).[17]

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности.

Досуг детей и подростков  может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным), организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).[18]

2.2. Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности


В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юных техников – их было столько, что в детской среде существовал устойчивый стереотип: не ходить никуда после школы – аномалия. Сегодня такие места не исчезли, но их количество значительно уменьшилось, они стали платными или ребенок о них попросту ничего не знает. И постепенно становится уже исключением ребенок, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо учебы - ситуация перевернулась. Но современный ребенок и подросток не может сидеть на месте, ничего не делая, ни чем не занимаясь. И тут появляются компьютерные клубы. Хотя это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, зато это позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг и т.д. Перечислять бессмысленно, понятно, что появился новый вариант «кружка». Отличие только в том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для этого надо что-то организовывать, устраивать, а этим в современной школе никто не хочет заниматься. В связи с этим растет количество компьютерных клубов. Автор статьи «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?» - Новосельцев Виктор Иванович, пишет: «Я не противник игр, сам люблю иногда часик – другой побегать- «пострелять». Но при этом меня всегда очень раздражает, когда я слышу со стороны учителей: «Ах, эти игры!» Извините, а что вы можете предложить взамен, чем ребенка увлечь, чтобы он назавтра пошел не в клуб, а к вам? Ничем? Тогда что воздух сотрясать? Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми – это не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут».[19]


2.3         Исследование места компьютерных технологий в структуре досуга детей и подростков

 

Задачами нашего исследования являются:

1.     Изучение структуры досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет

2.     Разработка воспитательной программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет

3.     Реализация программы профилактических мероприятий воспитательной программы

4.     Разработка методических рекомендаций для родителей по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет

В ходе проведения исследования нами были использованы следующие методы:

1.     Анкетирование детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет на тему: «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков»

2.     Анализ деятельности компьютерных клубов

3.     Интервью с детьми и подростками – игроками компьютерных клубов

4.     Апробация ряда мероприятий воспитательной программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков







3.1. Ход исследования, анализ результатов

В ходе преддипломной практики в Некрасовском педагогическом колледже нами было проведенно анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни молодых людей». В опросе принимали участие студенты 2-х и 5-х курсов всего 54 человек,  из них 13 мальчиков и 41 девочка. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения студентов к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 2 блока:

1.     Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга студента, его особенности

2.     Место компьютера в жизни студента, его отношение к этому

При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:

1.     Возрастной аспект

2.     Полоролевой аспект

Как видно из диаграммы [приложение 1] наиболее популярными видами деятельности среди студентов 2 и 5 курсов являются такие виды деятельности, как:

Таблица 1

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга студентов 2 и 5 курсов колледжа

Вид деятельности

                         Возраст студентов

2 курс

(16-17 лет)

5 курс

(19-20 лет)

гуляю с друзьями

27%

19%

читаю

6%

13%

играю в компьютерные игры

17%

3%

слушаю музыку

13%

17%

отдыхаю

7%

9%

посещаю клубы, дискотеки

7%

5%

посещаю кружки

6%

6%

посещаю театр, к / т, музеи

4%

17%

смотрю TV, DVD

13%

11%

Страницы: 1, 2, 3, 4