Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников
Из представленных
в таблице данных мы видим, что процент студентов, увлеченных компьютерными
играми, весьма низок, это является следствием меньшего количества молодых людей
в группах и большая учебная нагрузка. Особенно это заметно на пятом курсе, когда
у ребят почти не остаётся свободного времени. Самую большую долю в досуге у
обеих групп занимает общение с друзьями (27 и 19 % соответственно). Процент людей,
посещающих различные клубы, секции, кружки очень мал. Порадовал факт повышения
интереса студентов 5 курса к музеям и театрам. Можно сделать вывод о том, что
выпускники колледжа уделяют достаточное внимание организации своего досуга и
могут нести этот опыт младшим сверстникам.
После проведения
анкетирования и семинара в колледже некоторые студенты пятого курса проявили
желание помочь в исследовании. Совместно со студентами колледжа нами была
проведена анкета «Место современных информационных технологий в жизни детей и
подростков». В опросе принимали участие учащиеся 7-х, 9-х, 11-х классов, всего 71
человек, из них 41 мальчик и 30 девочек. Такой выборки респондентов оказалось
достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в
досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных
технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
Анкета разделена на 4 блока:
1.
Наиболее
популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка
2.
Место
компьютера в жизни ребенка
3.
Место
телевидения в жизни ребенка
4.
Отношение
родителей к свободному времени ребенка
При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2
аспекта:
1. Возрастной аспект
2. Полоролевой аспект
Как видно из
диаграммы [приложение 2] наиболее популярными видами деятельности среди
мальчиков-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:
Таблица 1
Наиболее популярные виды
деятельности в структуре досуга мальчиков от 12 до 17 лет
Вид деятельности
Возраст детей
|
12-13 лет
|
14-15 лет
|
16-17 лет
|
гуляю с друзьями
|
15%
|
19%
|
15%
|
читаю
|
6%
|
8%
|
8%
|
играю в компьютерные игры
|
30%
|
12%
|
14%
|
слушаю музыку
|
13%
|
17%
|
15%
|
отдыхаю
|
7%
|
9%
|
10%
|
посещаю клубы, дискотеки
|
4%
|
5%
|
10%
|
посещаю кружки
|
4%
|
15%
|
6%
|
посещаю театр, к / т
|
4%
|
3%
|
5%
|
посещаю музеи
|
0%
|
0%
|
0%
|
смотрю TV, DVD
|
17%
|
12%
|
17%
|
Из представленных
в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг,
посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увлеченностью
компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее
предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность
компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем,
что 9 – й и 11 – й классы – это выпускные классы, следовательно, можно сделать
предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17
годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем,
что ведущим видом деятельности подростков является интимно – личностное общение
со сверстниками. Процент детей, посещающих различные клубы, секции, кружки
также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев
– нулевой, это говорит о низком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до
17 лет. Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с
компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как
общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций,
кружков. Также можно сделать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены
компьютерными играми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.
Из диаграммы [приложение 3] наиболее
популярными видами деятельности среди девочек-подростков 12-17 лет являются
такие виды деятельности, как:
Таблица
2
Наиболее
популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет
Вид деятельности
Возраст детей
|
12-13 лет
|
14-15 лет
|
16-17 лет
|
гуляю с друзьями
|
18%
|
16%
|
15%
|
читаю
|
5%
|
3%
|
9%
|
играю в компьютерные игры
|
16%
|
7%
|
8%
|
слушаю музыку
|
14%
|
21%
|
18%
|
отдыхаю
|
9%
|
15%
|
11%
|
посещаю клубы, дискотеки
|
7%
|
7%
|
9%
|
посещаю кружки
|
6%
|
4%
|
4%
|
посещаю театр, к / т
|
1%
|
5%
|
11%
|
посещаю музеи
|
0%
|
0%
|
2%
|
смотрю TV, DVD
|
24%
|
19%
|
13%
|
Из представленных
в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности
девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности,
которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте
12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в
этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном
отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника
полезной информации, прослушиванию музыки.
Определив общую
структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить
также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования
показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки.
Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим,
компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре
мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный
разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового
периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте
компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те
принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.
Второй блок нашей
анкеты определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.
Так, например, мы
выяснили, что из 71 опрашиваемых детей и подростков 97% имеют компьютер, из них
41% приобрели компьютер от 2 лет назад; 32% - от 1 года до 2 лет назад; 27% -
от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том,
что компьютеризация страны начала происходить примерно 6 - 7 лет назад.
Также мы
выяснили, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером.
Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть
своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36% - уделяют общению
с компьютером не более 1 часа в день; 19% - до 2 часов в день. Таким образом,
дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с
друзьями или другим видам досуговой деятельности.
С постоянным
развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный
компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить
обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы
играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью
графических программ, также современный компьютер выполняет функцию
музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку,
записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием,
сочинять музыку и многое другое. В ходе проведения нашей анкеты мы определили
цели приобретения компьютера мальчиков и девочек 12-17 лет. При определении
целей мы учитывали возрастные и гендерные различия. Полученные результаты мы
представили в виде сравнительной диаграммы. [Приложение 4]
Мы получили
следующие данные: 58% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы
играть в компьютерные игры, 24% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и
18% – для того, чтобы общаться через Интернет.
Относительно мальчиков –
подростков 14-15 лет мы получили следующие данные: 39% компьютер нужен для
того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 32% для того, чтобы играть в
компьютерные игры и 26% для того, чтобы общаться через Интернет.
Мальчикам – подросткам 16-17
лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 36%; для
того, чтобы выполнять доклады, рефераты - 35% и 29% - для того, чтобы
общаться через Интернет.
Исходя из этого, мы можем
сделать вывод о том, что мальчики 12-13 и лет главной целью приобретения
компьютера считают игры в компьютерные игры. Подростки 14-15 и 16-17 лет на
первый план выносят такую цель приобретения компьютера, как выполнение
докладов, рефератов по учебе, это говорит о том, что мальчики этого возраста
большое внимание уделяют учебе.
Проанализировав
результаты опроса девочек относительно этого же вопроса мы получили следующую
картину. 42% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной
целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 36% девочек
компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% - для того,
чтобы общаться через Интернет. Мы видим, что девочки и мальчики 12-13 лет
приоритетной целью приобретения компьютера отмечают такую цель, как игра в
компьютерные игры.
Девочки 14-15 лет
практически не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к.
главной целью приобретения компьютера 38% девочек также считают – выполнение докладов,
рефератов по учебе; 27% девочек компьютер нужен для того, чтобы играть в
компьютерные игры и общаться через Интернет. Также 8% девочек отмечают такие
цели, как: просмотр фильмов на компьютере и прослушивание музыки.
Девочкам в
возрасте 16-17 лет, также как и мальчикам этого же возраста компьютер нужен для
того, чтобы выполнять доклады, рефераты по учебе; 30%-для того, чтобы играть в
компьютерные игры и 24%-для того, чтобы общаться через Интернет.
Из всех
полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера
мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же.
Данные многих
исследований говорят о том, что компьютер влияет не только на физическое
здоровье детей и подростков, но и оказывают влияние на их психическое состояние
здоровья.
С помощью нашей
анкеты мы решили узнать мнение ребят о том, влияет ли компьютер на их
психическое и физическое здоровье, и получили результаты, которые представлены
в виде диаграммы. (Рис. 1. Мнение детей и подростков 12-17 лет о том, влияет ли
компьютер на их психическое и физическое развитие)
Рисунок
1
Мнение
детей и подростков 12-17 лет о том, влияет ли компьютер на их психическое и
физическое здоровье
Из представленных в диаграмме
данных мы видим, что 39% детей и подростков считаю, что компьютер оказывает
влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент
детей и подростков, а именно, 27% считают, что компьютер никакого влияние на их
здоровье не оказывает; 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей
затруднились ответить на этот вопрос.
Следовательно, большинство
детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что
компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.
Для подростков ведущей
деятельностью является интимно – личностное общение со сверстниками. Мы
выяснили, как дети и подростки относятся к тому, что их сверстники больше
времени проводят за компьютером, нежели со своими друзьями. Результаты
представлены в виде диаграммы. (Рис. 2. Мнение ребят о том, что многие дети
школьного возраста проводят с компьютером больше времени, чем с друзьями)
Рисунок 2
Мнение ребят о том, что
многие дети школьного возраста проводят с компьютером больше времени, чем с
друзьями.
Из представленных в диаграмме
данных мы видим, что: 52% детей и подростков отрицательно относятся к тому, что
многие дети школьного возраста проводят с компьютером больше времени, чем с
друзьями; 23% относятся к этому равнодушно; 13% положительно и 12%
затруднились ответить на этот вопрос.
По результатам нашего исследования мы выяснили, что из 71
опрашиваемых мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет – 79 посещают
компьютерные клубы. 68% детей и подростков посещают компьютерные клубы с целью
игры по сети; 27% опрашиваемых с целью «полазить» в Интернете и 5% отмечают,
что вообще не знают, что такое компьютерный клуб и какими возможностями он
обладает.
Наше исследование также было направлено на то, чтобы выяснить
источники денежных средств на посещение компьютерных клубов. Мы получили
следующие результаты: 74% опрашиваемых деньги на посещение компьютерных клубов
дают родители; 20% детей и подростков копят те деньги, которые родители дают им
на школьные завтраки; 3% - берут деньги у родителей без их разрешения и 3% сами
зарабатывают деньги.
Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании
наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных игр выделяют такие: стратегии -32%;
нравится играть в «стрелялки» 26% мальчиков; 19% - играет в приключенческие
игры и 14% в квесты. 52% мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие
игры; 22% играют в «стрелялки»; 15% любят играть в стратегии и 11% играют в
квесты. Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии – так
ответило 42% опрашиваемых; на втором месте находится такой жанр, как
«стрелялки» - 32%; 16% играет в квесты и 10% предпочитают приключенческие игры.
Не смотря на все полученные данные относительно второго блока нашей анкеты – 54%
опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27%
не представляют своей жизни без компьютера и 19% детей затруднились ответить на
этот вопрос.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|