бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков бесплатно рефераты

3. Выработать дальнейшие направления формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской культуры.

Как известно, анализ эффективности семейного воспитания не возможен без изучения психического и личностного состояния ребенка. Поэтому на контрольном этапе эксперимента осуществлялась частичная психологическая диагностика, дающая не только контрольную информацию о позитивных или негативных изменениях в психике ребенка, но и прогностическую информацию, позволяющую выработать дальнейшие направления коррекционно-формирующей работы с родителями и их детьми.

Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе диагностической беседы, суть которой заключалась в анализе качественного состояния процесса семейного воспитания, развития и обучения, сопоставляя данные с реальным состоянием в самом начале эксперимента и на его контрольном этапе. Кроме того, контрольный этап эксперимента предполагал своего рода самоанализ родителей, касающийся динамики уровня их родительской культуры и отражающий изменения в способах разрешения семейных проблем, в контактах с ребенком, нравственно-психологическом климате семьи в целом. Беседа с экспериментатором, процесс самоанализа и саморефлексии после проведенной совместной работы позволил наметить дальнейшие шаги совершенствования психолого-педагогической культуры родителей.

В итоге целенаправленной работы в экспериментальных классах положение стало меняться: родители стали больше внимания уделять своим детям, вместе проводить досуг, искать формы совместной работы. Семья стала более активно включаться в образовательный процесс школы, участвовать в организации работы класса. Это, в свою очередь, позволило снизить вероятность систематического и каждодневного бродяжничества подростков, избегания школы и родителей.

2.3 Социально – педагогические технологии работы с подростками, подверженными бродяжничеству

Социально – педагогическая работа с подростками, подверженными бродяжничеству, имеет две основные составляющие:

1.     Выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними;

2.     Непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально – педагогической работы с подростками «группы риска», требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Это обусловлено тем, что в поле зрения школы находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально – педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: организационные социально – педагогические технологии; индивидуальные социально – педагогические технологии.

Организационные социально – педагогические технологии направлены на выявление подростков, подверженных бродяжничеству, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально – педагогической технологии.

1)     Формирование банка данных таких детей и подростков.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростков:

- из семей, находящихся в социально опасном положении;

- безнадзорных или беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в социально – реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно – воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества;

- совершивших правонарушение, повлекшие применение меры административного взыскания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного действия;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- состоящих на внутришкольном учете;

- состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации – эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

2) Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально – педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

3) Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

4) Обеспечение условий реализации программ.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. А именно:

 - распределяет участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;

- организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;

- организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализациях групповых и общественных программ;

- отслеживает результаты;

- информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

5) Консультирование.

Даная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

6) Межведомственные связи социального педагога.

Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, педагогическим коллективом школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с подростками, оказавшимися в социально опасной ситуации.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

1) позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;

2) содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;

3) сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, так как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

Во время прохождения преддипломной практики нами была проведена исследовательская работа по решению проблемы профилактики бродяжничества среди школьников.

Целями практического исследования явились:

1.     Выявление уровня знаний о последствиях бродяжничества.

2.     Профилактика бродяжничества детей и подростков в ходе социально – педагогической деятельности.

3.     Анализ результатов социально-педагогического воздействия на детей и подростков.

Свою практическую деятельность мы построили следующим образом:

1 этап. Планирование.

В него входят: консультации с заместителем директора по воспитательной работе, инспектором по охране прав детства, классными руководителями по вопросам организации мероприятий. Это выбор конкретных объектов исследования и регламентация временных рамок. На этом этапе мы выбрали наиболее подходящие объекты - это 8а, 9а, 10а, 11а классы (58 учащихся). Наш выбор обусловлен тем, что в данных классах обучаются отдельные учащиеся, замеченные в бродяжничестве (2 чел.), кражах (2 чел.), некоторые из них состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (3 чел.). По мнению учителей 8 человек отнесены к категории подростков «зоны риска».

2 этап. Начальное диагностирование.

Включает в себя проведение анкетирования (приложение). При анализе данных мы получили результаты, свидетельствующие о том, что подростки не владеют необходимой информацией по целому комплексу личностно значимых, прежде всего для них самих, вопросов. Они не испытывают тяги к школе (47,3%), к дому и родителям (34,9%), предпочитают проводить свое свободное время в компаниях друзей (54,8%), готовы к «приключениям» и самоутверждению «на улице» (32,5%). Большинство из респондентов (52,1%) имеют завышенную самооценку. Свой авторитет предпочитают завоевывать в кругу одноклассников и друзей «по улице» (42,1%). Готовы беспрекословно выполнять требования учителя лишь 8,6% учащихся, а требования родителей – 21,1% подростков. Бродяжничеству больше подвержены юноши (23,5%), чем девушки (9,7%).

3 этап. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику бродяжничества среди подростков.

Нами были разработаны и проведены следующие мероприятия:

1.     Комплекс бесед (6 часов) по профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества. Беседы проводились социальным педагогом, психологов, основывались на анализе конкретных ситуаций, выяснении причин нежелания больше времени проводить в школе, дома, учреждениях системы дополнительного образования, выявлении причин асоциального поведения и их социально-педагогической коррекции.

2.     Работа с родителями (см. параграф 2.2.) и анализ полученных результатов, обсуждение результатов с педагогическим коллективом школе и выработка стратегии по включении подростков в трудовые дела, жизнь школы, организацию ответственных поручений. Наладживалась система взаимодействия семьи и школы в преодолении асоциального поведения подростков. Особая работа проводилась с неблагополучными семьями, в которых, чаще всего, воспитываются дети «группы риска» (см. параграф 2.2.).

4 этап. Конечное диагностирование.

После проведения данного комплекса мероприятий в течение декабря 2008 – апреля 2009 гг.) нами было проведено повторное диагностирование. Результаты позволили указать на эффективность предложенной нами системы профилактики. Так, удалось сократить время пребывания 5,6% подростков на улице. При этом авторитет учителя повысился в глазах 3,7% учащихся, родительский авторитет – у 8,4% подростков. Подростки проявили интерес к вниуришкольной жизни, стали более активны в проведении мероприятий (4,9%). Следует сказать, что 3,6% подростков записались в спортивные секции, в занятиях спортом видят возможность своего самоутверждения.

 

2.4 Рекомендации по профилактике бродяжничества среди детей и подростков в условиях образовательного учреждения

 

В результате исследовательской деятельности мы пришли к выводу, что проблема бродяжничества актуальна для современного подростка. Её решение требует комплексности, систематичности в деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Таким образом, рекомендуем:

1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом, психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными бродяжничеству и другими формами асоциального поведения.

2. Привлекать к решению проблемы другие службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).

3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в образовательном учреждении, с привлечением семьи и лиц, специализированных на данной проблеме.

4.Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методики организации свободного времени учащегося.

5.Организовать работу по преодолению бродяжничества школьников по средством взаимодействия с семьёй.

Таким образом, при учёте педагогическим коллективом данных рекомендаций, деятельность по решению данной проблемы будет более эффективной.

Выводы ко II главе


Социально – педагогическая работа с подростками, подверженными бродяжничеству, имеет две основные составляющие: выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально – педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: организационные социально – педагогические технологии; индивидуальные социально – педагогические технологии.

При работе с подростками нами были разработаны и проведены следующие мероприятия, зарекомендовавшие свою эффективность: комплекс бесед (6 часов) по профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества, работа с родителями и анализ полученных результатов, обсуждение результатов с педагогическим коллективом школе и выработка стратегии по включении подростков в трудовые дела, жизнь школы, организацию ответственных поручений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8