Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков
3.
Выработать дальнейшие направления формирующей работы по развитию и
совершенствованию родительской культуры.
Как
известно, анализ эффективности семейного воспитания не возможен без изучения
психического и личностного состояния ребенка. Поэтому на контрольном этапе
эксперимента осуществлялась частичная психологическая диагностика, дающая не только
контрольную информацию о позитивных или негативных изменениях в психике
ребенка, но и прогностическую информацию, позволяющую выработать дальнейшие направления
коррекционно-формирующей работы с родителями и их детьми.
Реализация
поставленных задач осуществлялась в ходе диагностической беседы, суть которой
заключалась в анализе качественного состояния процесса семейного воспитания,
развития и обучения, сопоставляя данные с реальным состоянием в самом начале
эксперимента и на его контрольном этапе. Кроме того, контрольный этап
эксперимента предполагал своего рода самоанализ родителей, касающийся динамики
уровня их родительской культуры и отражающий изменения в способах разрешения
семейных проблем, в контактах с ребенком, нравственно-психологическом климате
семьи в целом. Беседа с экспериментатором, процесс самоанализа и саморефлексии
после проведенной совместной работы позволил наметить дальнейшие шаги
совершенствования психолого-педагогической культуры родителей.
В
итоге целенаправленной работы в экспериментальных классах положение стало
меняться: родители стали больше внимания уделять своим детям, вместе проводить
досуг, искать формы совместной работы. Семья стала более активно включаться в
образовательный процесс школы, участвовать в организации работы класса. Это, в
свою очередь, позволило снизить вероятность систематического и каждодневного
бродяжничества подростков, избегания школы и родителей.
2.3
Социально –
педагогические технологии работы с подростками, подверженными бродяжничеству
Социально
– педагогическая работа с подростками, подверженными бродяжничеству, имеет две основные
составляющие:
1. Выявление подростков данной категории
в детской среде и организация работы с ними;
2. Непосредственная индивидуальная или
групповая работа с подростками.
Комплексность
проблем, которые требуют решения в процессе социально – педагогической работы с
подростками «группы риска», требует участия в этой деятельности разных
специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Это
обусловлено тем, что в поле зрения школы находятся практически все дети,
поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе,
она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в
микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому школа может обеспечить наиболее
полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
Каждая
из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена
своими социально – педагогическими технологиями, которые соответственно можно
разделить на две группы: организационные социально – педагогические
технологии; индивидуальные социально – педагогические технологии.
Организационные
социально – педагогические технологии направлены на выявление подростков,
подверженных бродяжничеству, диагностику их проблем, разработку программ
индивидуально групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти
функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают
необходимые этапы и составляющие социально – педагогической технологии.
1) Формирование банка данных таких детей
и подростков.
Данная
функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как
позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы
несовершеннолетних.
Инициатива
создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и
осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения
правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних
дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования,
социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В
целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке
образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях
и подростков:
- из
семей, находящихся в социально опасном положении;
-
безнадзорных или беспризорных;
-
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
-
содержащихся в социально – реабилитационных центрах для несовершеннолетних,
социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
специальных учебно – воспитательных и других учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
-
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества;
-
совершивших правонарушение, повлекшие применение меры административного
взыскания;
-
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
-
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в
связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что
исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения
принудительных мер воспитательного действия;
- не
подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в
психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
-
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых
избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
-
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
-
состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
-
состоящих на внутришкольном учете;
-
состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
На
данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и
организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных
организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных,
специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией
пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный
педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они
оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации
– эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
2)
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков,
попадающих в сферу деятельности социального педагога.
Данная
функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических
особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для
этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем,
учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный
педагог изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и
потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в
поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных
ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды
жизнедеятельности ребенка.
Социальный
педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет
психолого-педагогической диагностики.
При
этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое
наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и
последующих мер влияния и социально – педагогического взаимодействия ребенка и
социального педагога.
3)
Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с
ребенком, группой.
По
результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или
совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные
средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные
социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания
своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся
в социально опасном положении.
4)
Обеспечение условий реализации программ.
Социальный
педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между
учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных
социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в
нескольких ролях. А именно:
-
распределяет участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы
сторон;
-
организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические
программы;
-
организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализациях
групповых и общественных программ;
- отслеживает
результаты;
- информирует:
комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия
межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по
заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический
коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению
программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия
внутришкольных структур по выполнению программ.
5)
Консультирование.
Даная
функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении
социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью педагог
проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации
для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.
6)
Межведомственные связи социального педагога.
Социальный
педагог совместно с социально-психологической службой в целом, педагогическим
коллективом школы выступает организатором и инициатором построения связей с
организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку
несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
Реализация
функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной
технологии создает основу для применения определенных социально-педагогических
технологий индивидуальной или групповой работы с подростками, оказавшимися в
социально опасной ситуации.
Социально-педагогические
технологии индивидуальной и групповой работы. Они также имеют свои составляющие и
этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
1)
позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и
изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и
учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и
по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
2)
содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что
невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его
выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной
социально-педагогической ситуации;
3)
сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения
ребенка, так как показывает практика социально-педагогической работы, примерно
в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его
семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Во
время прохождения преддипломной практики нами была проведена исследовательская
работа по решению проблемы профилактики бродяжничества среди школьников.
Целями
практического исследования явились:
1. Выявление уровня знаний о
последствиях бродяжничества.
2. Профилактика бродяжничества детей и
подростков в ходе социально – педагогической деятельности.
3. Анализ результатов
социально-педагогического воздействия на детей и подростков.
Свою
практическую деятельность мы построили следующим образом:
В него
входят: консультации с заместителем директора по воспитательной работе,
инспектором по охране прав детства, классными руководителями по вопросам
организации мероприятий. Это выбор конкретных объектов исследования и
регламентация временных рамок. На этом этапе мы выбрали наиболее подходящие
объекты - это 8а, 9а, 10а, 11а классы (58 учащихся). Наш выбор обусловлен тем,
что в данных классах обучаются отдельные учащиеся, замеченные в бродяжничестве
(2 чел.), кражах (2 чел.), некоторые из них состоят на учете в инспекции по
делам несовершеннолетних (3 чел.). По мнению учителей 8 человек отнесены к
категории подростков «зоны риска».
Включает в
себя проведение анкетирования (приложение). При анализе данных мы получили результаты,
свидетельствующие о том, что подростки не владеют необходимой информацией по целому
комплексу личностно значимых, прежде всего для них самих, вопросов. Они не
испытывают тяги к школе (47,3%), к дому и родителям (34,9%), предпочитают
проводить свое свободное время в компаниях друзей (54,8%), готовы к
«приключениям» и самоутверждению «на улице» (32,5%). Большинство из
респондентов (52,1%) имеют завышенную самооценку. Свой авторитет предпочитают
завоевывать в кругу одноклассников и друзей «по улице» (42,1%). Готовы
беспрекословно выполнять требования учителя лишь 8,6% учащихся, а требования
родителей – 21,1% подростков. Бродяжничеству больше подвержены юноши (23,5%),
чем девушки (9,7%).
Нами
были разработаны и проведены следующие мероприятия:
1. Комплекс бесед (6 часов) по
профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества.
Беседы проводились социальным педагогом, психологов, основывались на анализе
конкретных ситуаций, выяснении причин нежелания больше времени проводить в
школе, дома, учреждениях системы дополнительного образования, выявлении причин
асоциального поведения и их социально-педагогической коррекции.
2. Работа с родителями (см. параграф
2.2.) и анализ полученных результатов, обсуждение результатов с педагогическим
коллективом школе и выработка стратегии по включении подростков в трудовые
дела, жизнь школы, организацию ответственных поручений. Наладживалась система
взаимодействия семьи и школы в преодолении асоциального поведения подростков.
Особая работа проводилась с неблагополучными семьями, в которых, чаще всего,
воспитываются дети «группы риска» (см. параграф 2.2.).
После
проведения данного комплекса мероприятий в течение декабря 2008 – апреля 2009
гг.) нами было проведено повторное диагностирование. Результаты позволили
указать на эффективность предложенной нами системы профилактики. Так, удалось
сократить время пребывания 5,6% подростков на улице. При этом авторитет учителя
повысился в глазах 3,7% учащихся, родительский авторитет – у 8,4% подростков.
Подростки проявили интерес к вниуришкольной жизни, стали более активны в
проведении мероприятий (4,9%). Следует сказать, что 3,6% подростков записались
в спортивные секции, в занятиях спортом видят возможность своего
самоутверждения.
2.4
Рекомендации по профилактике бродяжничества среди детей и подростков в условиях
образовательного учреждения
В
результате исследовательской деятельности мы пришли к выводу, что проблема бродяжничества
актуальна для современного подростка. Её решение требует комплексности,
систематичности в деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Таким
образом, рекомендуем:
1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом,
психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными бродяжничеству
и другими формами асоциального поведения.
2. Привлекать к решению проблемы другие службы: социальные (органы опеки
и попечительства, реабилитационные центры и т. д), правоохранительные
(отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских
работников (нарколога, психотерапевта).
3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в
образовательном учреждении, с привлечением семьи и лиц, специализированных на данной
проблеме.
4.Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методики
организации свободного времени учащегося.
5.Организовать работу по преодолению бродяжничества школьников по
средством взаимодействия с семьёй.
Таким образом, при учёте педагогическим коллективом данных рекомендаций,
деятельность по решению данной проблемы будет более эффективной.
Выводы
ко II главе
Социально
– педагогическая работа с подростками, подверженными бродяжничеству, имеет две
основные составляющие: выявление подростков данной категории в детской среде и
организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа
с подростками. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога
должна быть обеспечена своими социально – педагогическими технологиями, которые
соответственно можно разделить на две группы: организационные социально –
педагогические технологии; индивидуальные социально – педагогические
технологии.
При
работе с подростками нами были разработаны и проведены следующие мероприятия,
зарекомендовавшие свою эффективность: комплекс бесед (6 часов) по профилактике
асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества, работа с
родителями и анализ полученных результатов, обсуждение результатов с
педагогическим коллективом школе и выработка стратегии по включении подростков
в трудовые дела, жизнь школы, организацию ответственных поручений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|