Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков
К социально-экономическим
он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие
быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные
миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными
катаклизмами.
Социально-психологические
причины, по мнению
автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из
родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми,
физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны
взрослых.
Медико-психологические причины он увязывает с увеличением
числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального
поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным,
приведенным в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют
3-5%.
Следует
отметить, что важное место социально-психологическим проблемам как одной из
причин детского бродяжничества и безнадзорности отводится не только в работах
социологов и психологов, но и юристов. Так, доктор юридических наук Э.Б.
Мельникова называет следующие причины детской беспризорности и безнадзорности:
«В целом - это существенное изменение социально-экономических условий жизни
всего общества, породившее общие, непривычные населению негативные последствия.
О них немало написано, они обсуждаются и анализируются учеными разных отраслей
науки, практиками разных областей человеческой деятельности. Если посмотреть на
них глазами криминолога-специалиста в той ее части, которую принято называть
юношеской (ювенальной) криминологией, то эти негативные последствия следующие:
экономическое и социальное неравенство разных слоев современного российского
общества; потеря на общегосударственном уровне привычной для людей организации
их жизни «сверху» и отсутствие у них навыков «выживания в одиночку»; крах одной
идеологии и невозможность (или недостаточное желание?) для властей обратить
внимание на необходимость формирования «кодекса нравственности» человека
современной России. Это относится ко всем нам - и к руководителям государства,
и к широким слоям общества. А особенно - к юному поколению. Не забудем, что по
их облику можно судить о моральном здоровье нации, о ее будущем; наличие
серьезных пробелов в правовой защите граждан и, прежде всего детей и
подростков».
Интересное
исследование структуры детской беспризорности было проведено Московским
городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования
детской беспризорности были разделены на пять групп.
В первую
группу были отнесены дети, причиной бродяжничества и беспризорности которых
явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным
Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4 – 5 % от
общей массы беспризорных детей.
Вторая
группа детей
формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного
попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т.
п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8 – 9 % от всех
беспризорных.
Третья
группа
несовершеннолетних бродяг и беспризорных образуется в результате попытки
скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля
этих детей не превышает 0,5%.
Четвертая, самая многочисленная группа
несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы
покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или
наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин. Доля таких
детей достигает 82 – 86 %.
Последняя,
пятая группа несовершеннолетних состоит из лиц, самовольно покинувших
специальные детские учреждения – спецшколы, специальные учреждения среднего
профессионального образования, детские дома, школы-интернаты, иные объекты.
Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп
несовершеннолетних мигрантов. Попав под социально-педагогический контроль
государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество
этих подростков составляет 5 – 6 %.
Среди
причин роста детской беспризорности и безнадзорности специалисты
Московского городского центра «Дети улиц» (Городской центр профилактики
безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДА среди
несовершеннолетних) называют следующие:
§ падение доходов семей с детьми, часто
до катастрофически низкого уровня; безработица взрослых членов семьи;
§ резкое увеличение распространенности
кризисных явлений в семье (повышение нестабильности семей, увеличение числа
неполных семей с детьми, асоциальное поведение родителей);
§ морально-психологический кризис у
части общества в условиях выработки новых морально-нравственных ценностей,
распространение морали вседозволенности;
§ открытость границ России для стран,
ранее входивших в Советский Союз, их еще более тяжелое экономическое положение,
а в ряде случаев и вооруженные конфликты ведут к нелегальной миграции детей,
причем часто без сопровождения взрослых, из этих стран в индустриальные центры
России;
§ рост криминализации общества,
распространенность новых для России видов правонарушений (проституция, торговля
наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за
работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также
неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых,
вовлекающих детей в эти виды деятельности.
Подтверждает
данные исследования и структура безнадзорных и беспризорных детей, приведенная
в работе А.М. Нечаевой [25]. Согласно представленной ей классификации,
ряды беспризорных детей пополняются за счет трех основных категорий:
o
дети, потерявшие
семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
o
дети,
«выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;
o
беглецы из дома,
семьи, детского интернатного учреждения.
Как
отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо
обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам,
требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее
в большинстве случаев ребенок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему
родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей) то в
последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех,
кто готов взять на воспитание такого ребенка. Следует отметить, что в особенно
сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста,
уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки,
любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью
или интернатное учреждение.
Кроме
того, у сирот шанс стать беспризорником увеличивается и в силу описанного в
литературе психологического феномена "неотреагированного горя",
который заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на
стороне – у мнимых авторитетов. Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту
в свою семью, вынуждает помещать этих детей в интернатные учреждения.
Синдром бродяжничества. Помимо социальных причин, есть немало
психологических «сбоев», приводящих к ситуации, когда ребенок систематически
уходит из дома, путешествует в течение довольно длительного времени, либо
просто «гуляет» по улицам. Пик охоты к перемене мест приходится на возраст от 7
до 15 лет, причем с мальчиками это случается значительно чаще, чем с девочками.
Существует несколько «сценариев» склонности к бродяжничеству:
- это может быть тяга к новым впечатлениям, потребность в притоке
постоянно меняющейся информации, своеобразное ощущение, когда «стены давят», и
ребенок не может долго оставаться на одном месте – это патологическое состояние
называют дромоманией;
- возможна жажда приключений, «экшена», «настоящей жизни», причем
дети нередко долго и тщательно (в их понимании) готовятся к таким путешествиям;
- наконец, дети могут покидать дом по причине того, что там им
элементарно плохо: с ними жестоко обращаются либо не замечают совсем, и уйти –
единственный способ избежать невыносимой более обстановки, или же сделать хоть
что-то, чтобы ребенка (ну хотя бы его отсутствие) наконец заметили.
Уходы могут быть как кратковременными, так и длительными, как
разовыми и нечастыми – так и привычными. Появляются определенные стереотипы и
традиции: любимые места и маршруты «путешествий». В случае если человек все же
благополучно перерастает такой период, тяга к приключениям и перемене мест
остается с ним навсегда: он любит походы и путешествия, предпочитает работу,
связанную с командировками.
Причинами таких состояний в детстве могут быть серьезные нарушения (психопатии,
шизофрении), органические патологии (олигофрении, эпилепсии), поэтому к таким
детям нужно быть особенно внимательными. Однако бродяжничество может быть
спровоцировано и у совершенно здорового ребенка – нездоровой атмосферой в
семье.
Уходы
из дома являются следствием социальной дезадаптации детей и подростков. Н.Ф.Сморгунова выделяет следующие
виды уходов из дома [ ]:
n побеги как следствие недостаточного
надзора, в целях развлечения и удовольствия;
n побеги как реакцию протеста на
чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;
n побеги как реакцию тревоги из страха
наказания у робких и забитых;
n «специфически-пубертатный побег» вследствие
фантазерства и мечтательности.
Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского
поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных
подвалах, на чердаках, на вокзалах. К началу 90-х неблагополучных семей стало
больше. И основная причина – это ухудшение общей социально - экономической
обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение
уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих
регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляли более 40% от
общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка 60
тыс. матерей-одиночек.
Находясь
у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не
видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В
отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает
грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло
количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах
внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности
по воспитанию несовершеннолетних.
В последнее десятилетие ослабла профилактическая,
воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии
обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа
несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не
работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не
посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.
Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других
товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.
Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций,
кружков и т.д.
Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в
социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить
женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или
попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее.
Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных
путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не
проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Причин данного явления
несколько:
- невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни;
- недостаточность и задержки финансирования системы интернатных
учреждений.
В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи,
находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и
у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от
благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных
санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном
состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание попадают только
три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и питание детей,
которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских
учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью,
постельными и школьно-письменными принадлежностями. Массовый характер имеют
случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями
детских домов.
Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том
числе со стороны педагогических работников.
1.3 Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних
(нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)
За
последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты,
направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование
деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей,
находящихся в социально-опасном положении. В целях усиления профилактики
беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными
органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие
меры:
-разрабатываются
нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные
на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних
за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению
несовершеннолетних.
В
соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного
учреждения определены следующим образом:
-
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
-
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а
также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам
школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего
образования;
-
выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им
помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение
организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них несовершеннолетних;
-
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие
законопослушного поведения несовершеннолетних.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве
ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.
Обеспечивается организация работы по подготовке проектов
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за
нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию
несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части
создания ювенальных судов)».
МВД России обеспечивает координацию деятельности органов
внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других
общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению
личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного
проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных
группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или
совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.
Минтруд России создает дополнительные места для приема и
размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании
вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений
для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих
прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.
Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию
органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве
безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома,
школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и
учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в
образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в
том числе по месту жительства.
Минздравсоцразвития
России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением
по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми
заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания
психоактивными веществами по медицинским
показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.
В
предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков в коррекции
общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные
пути и средства педагогического воздействия на родителей, на воспитательный
потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь
как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|