бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков бесплатно рефераты

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично относится к рекомендациям педагогов, а попытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиантных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, учитываются и используются чувства родительской любви, сохраняющее чувство долга в воспитании ребенка. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок - полноправный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно через ребенка.

Под руководством или при содействии педагог реализует потребность поделиться с родителями своими интересами, переживаниями, оценкой взаимоотношений. Он обращается к родителям за советом, помощью в выполнении какого-то задания. Родители в большинстве случаев откликаются на эти просьбы.

Опосредованное воздействие осуществляется также при совместной деятельности детей и родителей по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

В настоящее время в стране действует множество и старых, и новых законодательных норм, касающихся в той или иной мере прав детей. Охрана и защита прав детей осуществляется во всех сферах их жизнедеятельности: семейные отношения, образование и воспитание, охрана здоровья детей, труд несовершеннолетних, социальная защита детей-сирот, помощь семье со стороны государства, защита несовершеннолетних от насилия, гарантия прав их личности.

В Семейном кодексе Российской Федерации предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Семейным кодексом Российской Федерации ребенку предоставлено право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры.

Законодательством ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение в решении вопросов лишении родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей, при определении места его проживания и т.д.

В Семейном кодексе РФ определены права и обязанности родителей, и рассматриваются они в контексте интересов ребенка: они не могут вступать в противоречие с его интересами, осуществляться в ущерб его правам. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей.

Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; называет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (гл.1, ст.5), их права (гл.1, ст.8). Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов (гл.1, ст.4): комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном Законе « О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», распоряжении Правительства Российской Федерации, Постановлении Правительства РФ, утвердившем Положение «О специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Правительством РФ принято Постановление «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений». 25 августа 2000 года Правительством Российской Федерации принято Постановление №625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2001 годы».

Одной из 10 принятых программ стала «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Государственным заказчиком Программы выступило Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Цель Программы в укреплении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создании условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа разработана на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти – основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 1997-1999 годах.

Программой предусмотрено решение следующих задач:

-совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

 -осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеурочное время;

 -дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;

 -создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;

 -проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развитии новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.

Специалисты по социальной работе, социальные педагоги, занимающиеся решением проблем детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, должны ознакомиться со следующими документами:

·  О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений (письмо министра образования от 06.11.2001 № 1313/ 28-5);

·  Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности (приказ от 29.01.02.№ 237);

·  О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности (приказ министра образования от 29.01.2002.№238);

·  Об организации работы по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.» (приказ министра образования от 18.04.2002 №1490);

·  Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (приказ министра образования №28.06.2002 №2482);

·  О мерах государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, переданных на усыновление иностранным гражданам и проживающим за пределами РФ. Рекомендации парламентских слушаний Госдумы ФС РФ.

3 октября 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы. Одной из подпрограмм является « Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Цель подпрограммы – в укреплении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создании условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Мероприятия подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включает в себя следующее:

1.     Создание технологии сбора информации о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2.     Внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.     Поддержка деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (оснащение компьютерной техникой и оргтехникой, программным продуктом).

4.     Создание теле- и радиопередач по вопросам профилактики бродяжничества, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.     Создание теле- и видеофильмов об опыте деятельности учреждений системы профилактики.

6.     Целевая поддержка в ресурсном обеспечении вновь создающихся специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

7.     Обеспечение реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой: специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центров помощи семье и детям системы социальной защиты населения; учреждений системы образования (специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летней подготовкой, кадетских школ и кадетских школ-интернатов); воспитательных колоний Минюста России; центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

8.     Проведение профильных (тематических) смен для воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, образовательных кадетских учреждений.

9.     Проведение общероссийских и межрегиональных спортивных мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

10.Изучение состояния и перспектив системы социальных учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, прогнозирование ее развития.

11.Анализ ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью в Российской Федерации, причин возникновения и социальных характеристик, прогнозирование социальных последствий детской беспризорности и безнадзорности.

12.Обеспечение мониторинга межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровне.

13.Информационное обеспечение реализации подпрограммы, выпуск социальной рекламы, посвященной вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

14.Проведение организационно-методических мероприятий по реализации подпрограммы. Предполагается, что по результатам реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

§ значительно снизится численность беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, а также сократится число правонарушений несовершеннолетних;

§ расширится сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и учреждений помощи детям и семьям;

§ укрепится материально-техническая база более 300 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

§ увеличится количество получивших помощь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

§ увеличится объем и повысится качество социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

Выводы по I главе


Состояние детской безнадзорности и бродяжничества в Российской Федерации можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.

Следует отметить, что в связи с большим ростом детской беспризорности и безнадзорности, обусловленном целым рядом социально – политических и экономических факторов, эта проблема на сегодняшний день является особенно актуальной для России. Так, по данным различных экспертов, число безнадзорных в России составляет от 500 тыс. до 2 - 5 млн. несовершеннолетних.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере развития указанной системы специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства и его органов к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.

Во-вторых, если в настоящее время можно отметить удовлетворительное состояние законодательства, регулирующего деятельность специализированных учреждений, то появление новых структур и эффективное функционирование существующих в большой степени будет зависеть от их достаточного финансирования. Таким образом, необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.

В-третьих, хочется обратить внимание на необходимость взаимодействия между специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Беспризорные дети часто оказываются вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, дабы оградить их в дальнейшем от преступных посягательств.


ГЛАВА II. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БРОДЯЖНИЧЕСТВА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

2.1 Особенности взаимодействия школы и семьи в преодолении склонности подростков к бродяжничеству

Проблема профилактики бродяжничества и беспризорности детей решалась нами в системе организации работы в школе и в семье подростка, находящегося в данной группе риска. О таких подростках, в современной школе, говорят, как о трудных. В этой связи работа с трудным подростком должна быть направлена на преодоление в его поведении тех мотивов, которые связаны с проявлением склонности к бродяжничеству.

Круг интересов и общения подростка все больше выходит за пределы школы, делая ее частью его жизненного мира. Для того, чтобы школа стала центром воспитательной работы, необходимо шире использовать «педагогический потенциал» школы, т.е. профессиональные знания и опыт педагогов. Педагог должен стать ведущим звеном в работе с подростками. Среди учителей бытует мнение, что задача школы в области предупреждения правонарушений – не допускать и исправлять только свои ошибки. Если задачу рассматривать в таком аспекте, школа оказывается в выгодном положении и ссылается на исследования, свидетельствующие о том, что большинство трудных подростков – продукт неблагополучных семей.

Чрезмерное стремление к разграничению семейного и школьного воспитания не способствует налаживанию сотрудничества между семьей и школой. Отношения между педагогами и родителями «трудных» ребят зачастую такие напряженные, что невозможно объединить усилия для прекращения нравственной деформации подростков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8