Пути решения проблем современного исторического образования
Коренная ломка
школьной системы и попытки построить ее на новых основах были предприняты уже
после Октября 1917 г.— в 1918 - на чале 1920 г. Но уже в 30-е гг. в результате
того, что система образования оказалась под опекой самого Сталина, эти попытки
в значительной степе ни были сведены на нет. Преподавание в средней школе (за
исключением идеологических предметов) вернулось к традиционным для России
формам.
Октябрьская
революция 1917 г. в России и последующая перестройка всех общественных
отношений обусловили основные направления глобальной реформы системы
образования. Уже в послереволюционные годы был проведен комплекс мер, на
практике воплощающих политику Советского государства в области образования.
Законодательной основой этой реформы образования стал декрет ВЦИК от 16 октября
1918 г., утвердивший «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные
принципы единой трудовой школы РСФСР». Многие положения этих документов
продолжали действовать и в последующие годы, вплоть до современной реформы
образования в 90-е гг. ХХ в.
В соответствии с
новой государственной политикой в области образования система просвещения
перешла в ведение государства, были изменены принципы и формы управления ею.
Вместо школ разного типа был законодательно введен единый тип образовательного
учреждения — «единая трудовая школа». Преподавание религиозных дисциплин из
учебных планов исключалось. Вводилась бесплатность школьного обучения,
обеспечивалось равенство мужчин и женщин в сфере образования. Поощрялось
всемерное развитие ученической самодеятельности путем создания различных
школьных общественных организаций. Ставилась прогрессивная задача - в кратчайший
срок добиться всеобщей грамотности населения. Была проведена реформа русского
языка и другие серьезные преобразования.
Исторический
анализ показывает, что уже первые шаги Советского государства в области
образования во многом были направлены против фундаментальных принципов
функционирования системы, которые утвердились в процессе реформы 60-х гг. XIX в. и обусловили эффективность
модернизации системы образования в пореформенные годы. (Напомним, что к
основным достижениям реформы 60-х гг. можно отнести разгосударствление
образования, всесословность и расширение доступности образования, начала
плюрализма и деунификацию системы образования, самостоятельность
образовательных учреждений и их педагогических коллективов.) Целью первой
реформы школы в Советской России было провозглашено воспитание человека новой
эпохи, что определило новую философию образования. Приоритетным направлением
развития новой советской школы стал принцип трудовой деятельности в самом
широком понимании. В основу содержания образования был положен политехнический
компонент. Методы преподавания в этот период были ориентированы на
исследовательские задачи.
Развитие системы
образования вновь продемонстрировало, что реформа неизбежно сменяется
контрреформой. «Хрущевская школьная ре форма» конца 50-х — начала 60-х гг. в
определенных чертах повторила преобразования 20-х гг. Контрреформа середины
60-70-х гг. стабилизировала систему образования. Преобразования конца 1960-х -
начала 80-х гг., имевшие стабилизационно-модернизаторский характер, были
завершены реформой 1984 г.
Цикличность
развитая системы образования проявилась и в реформе конца 80-х - начала 90-х
гг., которая также сменилась периодом относительной стабилизации системы
образования в середине 90-х гг. Вместе с тем сегодня назрела необходимость в
активизации процесса обновления системы образования.
Представленный
материал позволяет осознать специфику, взаимодополняемость реформ и контрреформ
в сфере образования, а также значимость и устойчивость традиций в этой сфере
общественной жизни.
Важно подчеркнуть
такой парадоксальный факт, характеризующий целостность, системность и
эффективность созданной в дореволюционной России образовательной системы, что
все последующие попытки Советского государства разрушить ее и создать новую,
советскую систему образования в сущности ни к чему не привели. При всех
модификациях дореволюционная система образования в России в своих основных
чертах сохранилась вплоть до настоящего времени. Не менее примечательно в плане
сравнительной истории, что и американская образовательная система, несмотря на
все декларации политиков, в сущности так же мало трансформируется.
Таким образом,
можно сделать следующий вывод: при всех существенных различиях между
современными российской и американской образовательными системами у них есть
нечто общее. Это общее выражается в том, что национальные педагогические
системы, являющиеся фундаментом систем образования, как в России, так и в США,
обладают значительной консервативностью, что в целом положительно влияет на
качество образования и способствует реализации его роли как фактора обеспечения
культурной преемственности в развитии общества.
2.
Проблемы,
тенденции и перспективы развития исторического
образования в
России в 90-е годы ХХ века
Человечество
вступило сегодня в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи.
Усиление интеграционных процессов в современном мире активизирует задачи
подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на
приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Критическая ситуация, в
которой оказалось молодое поколение (в России эта ситуация по ряду причин
достигла особой остроты), требует обращения к определенной системе ценностей,
связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией
гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к
окружающему миру и к другим людям.
Российское
общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе
социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу
образования и воспитания. При этом есть серьезные основания для вывода, что
сложность и определенная непоследовательность реформы системы образования, в
том числе исторического образования как ее идейной, мировоззренческой
составляющей, обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в
целом (иначе говоря. отсутствием, или недостаточностью, понятных большинству
населения положительных результатов реформ).
С другой стороны,
подчеркнем, что успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики,
ее системности, последовательности и результативности. Не будет преувеличением
сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием ее
воз рождения. (Разумеется, школа только при определенных условиях может
выполнить эту функцию, добавим, что именно эта цель должна на практике стать
приоритетом государственной политики в области образования). От эффективности
образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит
преодоление кризисных процессов, становление нового Российского
демократического государства, а соответственно и адекватное восприятие России
мировым сообществом. Не стоит забывать и о том, что равноправный и достойный
диалог с мировым сообществом возможен только при условии преодоления Россией внутреннего
кризиса. К сожалению, сегодня авторитет России в мире достиг весьма низкой
точки, и осознание этого факта требует принятия стратегических решений, в том
числе и в сфере образования и воспитания учащихся. При этом всем понятно, что
соответствующие выводы должны быть сделаны и в отношении стратегии развития
исторического образования школьников как фактора, влияющего на менталитет
молодых граждан России.
К сожалению,
приходится с грустью констатировать, что отсутствие сформулированной на основе
консенсуса между различными политическими силами государственной идеологии
(или идеологических основ Российского государства) затрудняет формулирование
приоритетов государственной политики в области образования в целом и особенно в
отношении образования историко-обществоведческого. Этот факт отрицательно
сказывается на национальной безопасности России. Так, в частности, известно,
что еще в 1993 г. аналитики Министерства безопасности РФ признали, что
“отсутствие историко-философской концепции России является сегодня важнейшим
дестабилизирующим фактором” [№7, С. 6]. Положение в этой области к настоящему
времени пока еще не изменилось в лучшую сторону.
Вместе с тем трудно отрицать, что реформа системы
образования в России, как часть процесса реформирования общества в целом,
продолжается. В системе образования происходят серьезные изменения, смысл и
значение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм,
соответствующих новым тенденциям развития российского общества.
Наверное, можно и
нужно спорить о том, насколько этот процесс является результатом распада
прежней системы общественных отношений и в целом соответствующей этим условиям
прежней централизованной системы народного образования. Или все-таки
современная реформа системы образования — прогнозируемый процесс и
соответствующий результат целенаправленной политики руководства прежнего
Министерства образования РФ, продолженной новым Министерством общего и
профессионального образования РФ. В среде педагогов найдется немало
сторонников и той, и другой точек зрения...
В конце 80-х —
начале 90-х образование вступило в период кризиса, который носил системный
характер. Демифологизация просвещения, которая произошла под влиянием и стала
одним из проявлений фундаментального кризиса образования, спровоцировала
разрушение таких несущих конструкций советской системы образования, как
марксизм, атеизм и технократизм. Многим теоретикам и практикам образования
стало понятно, что эпоха советской общеобразовательной политехнической школы
близка к завершению.
Широкое
распространение в конце 80-х годов не только профильных классов и школ, но
даже профильных групп в детских садах разрушило миф о равенстве возможностей и
способностей детей в обучении и воспитании. А сами представления о механическом
равенстве детей стали рассматриваться как антигуманные. Тем самым начала
разрушаться последняя содержательная опора советской педагогики, последняя из
сущностных характеристик советской системы образования — коллективизм, принцип
«воспитания и обучения в коллективе и через коллектив».
В результате
названных выше факторов уже в 1991 - 92 годах стали очевидны следующие
тенденции:
— практически государство прекратило или утеряло контроль за
профессиональной педагогической деятельностью;
— значительно понизился престиж «официальной» педагогической науки, из
сферы стали уходить кадры, многие из оставшихся в отрасли специалистов работали
без востребованности результатов их деятельности со стороны государства; не
имея доступной издательской базы, их труды подчас оставались неизвестными
педагогической общественности;
— вместе с тем
разработкой новой структуры и содержания образования активно и достаточно
результативно занялись несколько научных институтов (Институт общего
образования МО РФ, ранее — НИИ школ MHO РСФСР, Московский институт развития образовательных систем — МИРОС,
Центр педагогических инноваций и др.), временных творческих коллективов (ВНИК
«Школа» и др.) и отдельных инновационных школ;
— новые учебники, которые стали разрабатываться в этот период, были во
многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов; в
целом альтернативных учебников было крайне мало, к тому же еще не были созданы
структуры по их распространению;
— высшие учебные заведения окончательно отделились от школ, практически были
отменены или утратили свое значение формально обеспечивающие преемственность
образования государственные учебные программы среднего образования.
Вместе с тем с
начала 1993 г. появился ряд признаков того, что обозначились позитивные
тенденции, направленные на преодоление кризиса в образовании, а именно:
— принятие в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образовании»
положило начало преодолению хаотического состояния сферы образования, когда
старые нормативные акты уже не исполнялись в силу их «недемократичности» и
«тоталитарности», а новых еще не было (опыт функционирования системы
образования показал, что этот закон сыграл положительную роль в построении
новой системы образования);
— были юридически закреплены обязательный государственный минимум содержания
образования в форме временных государственных стандартов, вариативность, право
на самостоятельное педагогическое творчество преподавательских коллективов и
педагогов, что отражено в Базисном учебном плане РФ;
— появились и успешно развиваются новые виды и типы образовательных
учреждений — колледжи, гимназии, лицеи, инновационные и авторские школы,
школы-комплексы, коррекционные классы и школы, массовые школы прагматической
направленности и др., что закреплено «Типовым положением» об общеобразовательном
учреждении.
В основу процесса
реформирования системы образования, которое во многом совпало с
фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после событий
1991 года, был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой
цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной
политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных
образовательных учреждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на
проблемы человека, направленность образования на овладение языком отечественной
и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной
картины мира и формирование у учащихся системного мышления — вот практические
ориентиры реформы образования, главные направления Федеральной программы
развития образования. Принятые коллегией Министерства образования РФ решения
могут в случае их последовательного, системного и вместе с тем творческого
выполнения новым руководством объединенного Министерства общего и
профессионального образования РФ стать основой для запуска процесса становления
в России гражданского общества и правового государства.
Наряду с
отмеченными трудностями и не в полной степени решенными проблемами
Министерство образования РФ добилось и определенных положительных результатов.
Так, в частности, был разработан и введен в действие Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Введение в действие этого
документа позволило в определенной степени обеспечить единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, а также позволило
образовательным учреждениям учитывать в своей деятельности национальные, региональные
и местные социокультурные особенности и традиции. На основании Базисного
учебного плана и в соответствии с его принципиальными особенностями был
проведен комплекс мероприятий по созданию условий для разработки Федерального
комплекта программ и учебников, обеспечивающих Базисный учебный план. На
местах органы управления образованием подготовили региональные программы и
учебники.
Таким образом, на
рубеже 90-х годов школа получила возможность выбирать образовательные
программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие
Госстандарту.
3.
Реформа системы школьного
исторического образования в
России и проблема поиска приоритетов политике в
области
образования
О направлении и идеологии осуществляемой в
настоящее время реформы образования свидетельствует принятие в 1994 г.
правительством РФ Федеральной программы развития образования.
В программе
отмечается необходимость обновления содержания образования на основе его
гуманизации, гуманитаризации и дифференциации и сделан вывод, что основным
средством управления этим процессом является переход на новые образовательные
стандарты.[ ]
В 1995 году
завершился первый этап реализации Федеральной программы развития образования,
в 1996 году начался второй этап ее реализации. Среди достижений первого этапа
реформы можно назвать переход от унитарного, единообразного обучения к
образованию по выбору. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор
образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых
экзаменов и форм получения образования. Если выбор образовательного учреждения
преимущественно доступен городским школьникам, то в сельских районах можно
говорить о выборе направленности обучения, в некоторой степени о выборе
программ, учебников и форм проведения итоговой аттестации учащихся. При всех
трудностях, переживаемых нашим государством, эти результаты уже восприняты
нашими согражданами, в том числе учащимися, их родителями и педагогическими
коллективами.
Эксперты в
области образования отмечают, что проблема построения современного содержания
образования в России традиционно являлась и является в настоящее время
приоритетной при проведении реформы школы. Надо отметить, что для российского
общества всегда была характерна неудовлетворенность качеством работы
образовательных институтов. При этом относительно новым явлением в последнее
десятилетие стало желание значительного числа педагогов выйти за рамки традиционной
предметной образовательной системы, базирующейся на идеях Я.А. Коменского.
Среди других
тенденций развития образования можно отметить некоторое несоответствие
содержания образования новым социально-экономическим условиям российского
общества, которые сегодня уже в значительной степени связаны с рыночным
механизмом. Последнее выражается в том, что учебные программы не в полной мере
адекватны новым общественным условиям, которым соответствует человек, способный
самостоятельно делать выбор, решать проблемы на базе широкого общего
образования, которое должно стать основой профессионального универсализма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|