Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр
Исходя из
этих показателей, мы определили уровни развития мыслительных операций: обобщения,
классификации, анализа:
Высокий
уровень (3 – 2,4 балла) – у ребенка развиты процессы анализа: он безошибочно находит
лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы
по определенным признакам;
Средний
уровень (2,3 – 1,7 балла) – у ребенка развиты процессы анализа: он находит лишний
предмет, но делает это при помощи взрослого, не всегда может обосновать свой
выбор; обобщает
и классифицирует предметы по определенным признакам, прибегая к помощи
взрослого.
Низкий
уровень (1,6 – 1 балл) – у ребенка плохо развиты процессы анализа: он не может определить
лишний предмет; затрудняется в обобщении и классификации предметов по определенным признакам
даже при подсказке взрослого.
Проведенное
исследование показало (Рис.2), что: высокий уровень наблюдается у
60% детей; средний уровень у 40% детей; низкий уровень не выявлен.
Рис. 2.
Уровень развития мыслительных операций: обобщения, анализа и классификации у
детей шестого года жизни
В третьей
серии констатирующего эксперимента у детей выявляли уровень развития наглядно –
образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни.
Работа
проводилась в два этапа: на первом этапе выявляли уровень зрительного
восприятия; на втором - зачатки словесно – логического мышления.
I этап. Для выявления
зрительного восприятия использовалась методика «Найди 10 отличий».
Ребенку
предлагались две картинки с изображением предмета (см. Приложение 2.2). Ребенку
необходимо было найти различия в изображении предмета.
Результаты
оценивались в баллах:
3 балла –
ребенок нашел 8-10 отличий.
2 балла –
ребенок нашел 5-7 отличий.
1 балл –
ребенок нашел 4 отличия и меньше.
II этап. Для выявления зачатков
словесно – логического мышления использовалась методика «Что за чем?».
Ребенку
предлагались три картинки с изображением трех стадий действий (см. Приложение 3.3).
Необходимо было разложить картинки в логической последовательности и составить
маленький рассказ из 3 – 4 предложений по этим картинкам.
Задание оценивалось
по 2 критериям:
1. Умение
раскладывать по порядку:
3 балла –
разложил правильно, не думая долго;
2 балла –
разложил правильно, но долго думал, сомневался;
1 балл –
разложил неправильно.
2. Составление рассказа:
3 балла –
ребенок составил рассказ из 4 и более предложений;
2 балла –
ребенок составил рассказ из 1 – 3 предложений;
1 балл –
ребенок не смог составить рассказ
Полученные
результаты уровня развития наглядно – образного мышления заносились в таблицу
4, протокол в Приложении 3.
Таблица 4.
Уровень
развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей
шестого года жизни
№ п/п
|
Имя ребенка
|
Зрительное восприятие
|
Зачатки логического мышления
|
Сумма баллов
|
Средний балл
|
уровень
|
1
|
2
|
1
|
Данил К.
|
2
|
3
|
2
|
7
|
2,3
|
Средний
|
2
|
Гоша И.
|
3
|
2
|
2
|
7
|
2,3
|
Средний
|
3
|
Ваня Б.
|
2
|
3
|
3
|
8
|
2,6
|
Высокий
|
4
|
Денис Ш.
|
1
|
3
|
2
|
6
|
2
|
Средний
|
5
|
Евгений Н.
|
3
|
3
|
2
|
8
|
2,6
|
Высокий
|
6
|
Катя П.
|
2
|
2
|
2
|
6
|
2
|
Средний
|
7
|
Полина В.
|
2
|
3
|
2
|
7
|
2,3
|
Средний
|
8
|
Алина К.
|
2
|
1
|
2
|
5
|
1,6
|
Низкий
|
9
|
Зоя Р.
|
3
|
1
|
3
|
7
|
2,3
|
Средний
|
10
|
Настя Д.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
1,3
|
Низкий
|
Исходя из
этих показателей, мы определили уровни развития наглядно-образного и зачатков
словесно-логического мышления.
Высокий
уровень (3 – 2,4 балла) – ребенок смог найти 8-10 отличий на картинках; не долго
думая правильно, в логической последовательности разложил картинки; придумал по
ним рассказ из четырех и более предложений.
Средний
уровень (2,3 – 1,7 балла) – ребенок смог найти 5-7 отличий на картинках;
разложил картинки правильно, но долго думал, сомневался в своем решении;
составил рассказ по картинкам из 1-3 предложений.
Низкий
уровень (1,6 – 1 балл) – ребенок смог найти 4 и менее отличий на
картинках; не смог определить логическую последовательность и поэтому не
смог разложить картинки правильно; также не смог составить рассказ.
Проведенное
исследование показало (Рис.3), что: высокий уровень развития наглядно –
образного и зачатков словесно-логического мышления наблюдается у 20% детей;
средний уровень - у 60% детей; низкий уровень - у 20% детей.
Рис. 3.
Уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления
у детей шестого года жизни
Исходя из
результатов констатирующего эксперимента по всем трем сериям, мы определили
общий уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач.
Результаты
представлены в таблице 4.
Высокий
уровень (3 – 2,4 балла) – у ребенка устойчивый
интерес к занимательным математическим задачам. Развиты процессы анализа: он безошибочно
находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует
предметы по определенным признакам. Находит в двух изображениях 8-10 отличий.
Не долго думая, раскладывает картинки в правильной последовательности, без
затруднений придумывает рассказ из четырех и более предложений.
Средний
уровень (2,3 – 1,7 балла) – у ребенка имеется интерес к занимательным
математическим задачам. Процессы анализа развиты, но при определении лишнего
предмета ребенку требуется помощь взрослого; также обобщает и классифицирует
при помощи взрослого. Находит в двух изображениях 5-7 отличий. Ребенок способен
определить логическую последовательность расположения картинок, но ребенок
долго думает и сомневается в своем решении. Способен составить рассказ из 1-3
предложений.
Низкий
уровень (1,6 – 1 балл) – у ребенка низкий уровень интереса к занимательным
математическим задачам. Процессы анализа не развиты: ребенок не может найти
лишний предмет, не способен обосновать свой выбор; не может обобщить и
классифицировать предметы по определенным признакам. Находит 4 отличия и менее.
Ребенок не способен определить логическую последовательность расположения
картинок. Не может составить рассказа.
Таблица 4.
Уровень
развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
№ п/п
|
Имя ребенка
|
1 серия
|
2 серия
|
3 серия
|
Сумма баллов
|
Средний балл
|
Уровень
|
1
|
Данил К.
|
1
|
3
|
2,3
|
6,3
|
2,1
|
Средний
|
2
|
Гоша И.
|
1
|
2
|
2,3
|
5,3
|
1,8
|
Средний
|
3
|
Ваня Б.
|
1
|
2,4
|
2,6
|
6
|
2
|
Средний
|
4
|
Денис Ш.
|
1
|
2,4
|
2
|
5,4
|
1,8
|
Средний
|
5
|
Евгений Н.
|
3
|
3
|
2,6
|
8,6
|
2,9
|
Высокий
|
6
|
Катя П.
|
1
|
2,3
|
2
|
5,3
|
1,8
|
Средний
|
7
|
Полина В.
|
1
|
2,1
|
2,3
|
5,4
|
1,8
|
Средний
|
8
|
Алина К.
|
1
|
2,4
|
1,6
|
5
|
1,6
|
Низкий
|
9
|
Зоя Р.
|
3
|
2,3
|
2,3
|
7,6
|
2,5
|
Высокий
|
10
|
Настя Д.
|
1
|
2,6
|
1,3
|
4,9
|
1,6
|
Низкий
|
Рис 4.
Уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных
задач
Таким
образом, проведенное исследование показало (рис 4), что: высокий уровень
развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
наблюдается у 20% детей; средний уровень - у 60% детей; низкий
уровень - у 20% детей.
Проведенное
нами исследование, которое было направлено на выявление уровня интереса детей к
занимательным математическим задачам, уровня развития мыслительным процессов –
анализа, обобщения и классификации; развития зрительного восприятия; зачатков
словесно – логического мышления показало, что всего лишь у 20% детей шестого
года жизни мышление на высоком уровне, то есть, развиты процессы анализа,
классификации и обобщения - ребенок самостоятельно безошибочно находит
лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы
по определенным признакам. Развито зрительное восприятие - находит в двух
изображениях 8-10 отличий. Присутствуют зачатки словесно – логического мышления
- не долго думая, раскладывает картинки в правильной последовательности, без
затруднений придумывает рассказ из четырех и более предложений. Лишь у 20%
детей имеет высокий интерес к математическим задачам.
У 60% детей
шестого года жизни мышление находится на среднем уровне, то есть процессы
анализа развиты, но при определении лишнего предмета ребенку требуется помощь
взрослого; также обобщает и классифицирует при помощи взрослого. Имеются
некоторые трудности в зрительном восприятии - находит в двух изображениях 5-7
отличий. Имеются предпосылки к словесно – логическому мышлению - ребенок
способен определить логическую последовательность расположения картинок, но
долго думает и сомневается в своем решении. Способен составить рассказ из 1-3
предложений. Не выявлен средний уровень интереса к математическим задачам.
У 20% детей
шестого года жизни мышление на низком уровне, то есть процессы анализа не
развиты: ребенок не может найти лишний предмет, не способен обосновать свой
выбор; не может обобщить и классифицировать предметы по определенным признакам.
Имеются значительные проблемы со зрительным восприятием - находит на двух
изображениях 4 отличия и менее. Зачатки словесно – логического мышления не
выявлены - ребенок не способен определить логическую последовательность
расположения картинок. Не может составить рассказа. У 80% детей выявлен низкий
уровень к математическим задачам.
Мыслительная
операция анализ – у 90% детей на высоком уровне. Ребенок самостоятельно
безошибочно определяет лишний предмет и четко уверенно обосновывает свой ответ.
У 10% на среднем уровне - ребенок определил лишний предмет с подсказки
взрослого, при объяснении решения имелись затруднения.
Мыслительные
операции обобщения и классификация – у 30% детей на высоком уровне. Эти дети могут
самостоятельно обобщить и сказать правильный ответ. У 70% на среднем уровне.
Дети обобщали и называли ответ с подсказки взрослого.
Зрительное
восприятие
– у 30% на высоком уровне. Детям не составило особого труда найти 8-10 отличий
на двух изображениях. У 60% средний уровень. Дети долго рассматривали
изображения и нашли 5-7 отличий. У 10% низкий уровень. Ребенок отвлекался, не
мог сосредоточиться и с большим трудом нашел 4 отличия и менее.
Зачатки
словесно – логического мышления:
1.
умение
раскладывать по порядку – у 50% детей на высоком уровне.
Дети
разложили картинки правильно, не думая долго; у 20% на среднем уровне.
Разложили правильно, но долго думали, сомневались; у 30% на низком уровне. Дети
не смогли правильно разложить картинки.
2.
умение
составить рассказ – у 20% детей на высоком уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|