бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр бесплатно рефераты




Исходя из этих показателей, мы определили уровни развития мыслительных операций: обобщения, классификации, анализа:

Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – у ребенка развиты процессы анализа: он безошибочно находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам;

Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – у ребенка развиты процессы анализа: он находит лишний предмет, но делает это при помощи взрослого, не всегда может обосновать свой выбор; обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – у ребенка плохо развиты процессы анализа: он не может определить лишний предмет; затрудняется в обобщении и классификации предметов по определенным признакам даже при подсказке взрослого.

Проведенное исследование показало (Рис.2), что: высокий уровень наблюдается у 60% детей; средний уровень у 40% детей; низкий уровень не выявлен.


Рис. 2. Уровень развития мыслительных операций: обобщения, анализа и классификации у детей шестого года жизни


В третьей серии констатирующего эксперимента у детей выявляли уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни.

Работа проводилась в два этапа: на первом этапе выявляли уровень зрительного восприятия; на втором - зачатки словесно – логического мышления.

I этап. Для выявления зрительного восприятия использовалась методика «Найди 10 отличий».

Ребенку предлагались две картинки с изображением предмета (см. Приложение 2.2). Ребенку необходимо было найти различия в изображении предмета.

Результаты оценивались в баллах:

3 балла – ребенок нашел 8-10 отличий.

2 балла – ребенок нашел 5-7 отличий.

1 балл – ребенок нашел 4 отличия и меньше.

II этап. Для выявления зачатков словесно – логического мышления использовалась методика «Что за чем?».

Ребенку предлагались три картинки с изображением трех стадий действий (см. Приложение 3.3). Необходимо было разложить картинки в логической последовательности и составить маленький рассказ из 3 – 4 предложений по этим картинкам.

Задание оценивалось по 2 критериям:

1. Умение раскладывать по порядку:

3 балла – разложил правильно, не думая долго;

2 балла – разложил правильно, но долго думал, сомневался;

1 балл – разложил неправильно.

2. Составление рассказа:

3 балла – ребенок составил рассказ из 4 и более предложений;

2 балла – ребенок составил рассказ из 1 – 3 предложений;

1 балл – ребенок не смог составить рассказ

Полученные результаты уровня развития наглядно – образного мышления заносились в таблицу 4, протокол в Приложении 3.


Таблица 4.

Уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни

№ п/п

Имя ребенка

Зрительное восприятие

Зачатки логического мышления

Сумма баллов

Средний балл

уровень

1

2

1

Данил К.

2

3

2

7

2,3

Средний

2

Гоша И.

3

2

2

7

2,3

Средний

3

Ваня Б.

2

3

3

8

2,6

Высокий

4

Денис Ш.

1

3

2

6

2

Средний

5

Евгений Н.

3

3

2

8

2,6

Высокий

6

Катя П.

2

2

2

6

2

Средний

7

Полина В.

2

3

2

7

2,3

Средний

8

Алина К.

2

1

2

5

1,6

Низкий

9

Зоя Р.

3

1

3

7

2,3

Средний

10

Настя Д.

2

1

1

4

1,3

Низкий


Исходя из этих показателей, мы определили уровни развития наглядно-образного и зачатков словесно-логического мышления.

Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – ребенок смог найти 8-10 отличий на картинках; не долго думая правильно, в логической последовательности разложил картинки; придумал по ним рассказ из четырех и более предложений.

Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – ребенок смог найти 5-7 отличий на картинках; разложил картинки правильно, но долго думал, сомневался в своем решении; составил рассказ по картинкам из 1-3 предложений.

Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – ребенок смог найти 4 и менее отличий на картинках; не смог определить логическую последовательность и поэтому не смог разложить картинки правильно; также не смог составить рассказ.

Проведенное исследование показало (Рис.3), что: высокий уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления наблюдается у 20% детей; средний уровень - у 60% детей; низкий уровень - у 20% детей.

Рис. 3. Уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни


Исходя из результатов констатирующего эксперимента по всем трем сериям, мы определили общий уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач.

Результаты представлены в таблице 4.

Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – у ребенка устойчивый интерес к занимательным математическим задачам. Развиты процессы анализа: он безошибочно находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам. Находит в двух изображениях 8-10 отличий. Не долго думая, раскладывает картинки в правильной последовательности, без затруднений придумывает рассказ из четырех и более предложений.

Средний уровень (2,3 – 1,7 балла)у ребенка имеется интерес к занимательным математическим задачам. Процессы анализа развиты, но при определении лишнего предмета ребенку требуется помощь взрослого; также обобщает и классифицирует при помощи взрослого. Находит в двух изображениях 5-7 отличий. Ребенок способен определить логическую последовательность расположения картинок, но ребенок долго думает и сомневается в своем решении. Способен составить рассказ из 1-3 предложений.

Низкий уровень (1,6 – 1 балл) у ребенка низкий уровень интереса к занимательным математическим задачам. Процессы анализа не развиты: ребенок не может найти лишний предмет, не способен обосновать свой выбор; не может обобщить и классифицировать предметы по определенным признакам. Находит 4 отличия и менее. Ребенок не способен определить логическую последовательность расположения картинок. Не может составить рассказа.


Таблица 4.

Уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

№ п/п

Имя ребенка

1 серия

2 серия

3 серия

Сумма баллов

Средний балл

Уровень

1

Данил К.

1

3

2,3

6,3

2,1

Средний

2

Гоша И.

1

2

2,3

5,3

1,8

Средний

3

Ваня Б.

1

2,4

2,6

6

2

Средний

4

Денис Ш.

1

2,4

2

5,4

1,8

Средний

5

Евгений Н.

3

3

2,6

8,6

2,9

Высокий

6

Катя П.

1

2,3

2

5,3

1,8

Средний

7

Полина В.

1

2,1

2,3

5,4

1,8

Средний

8

Алина К.

1

2,4

1,6

5

1,6

Низкий

9

Зоя Р.

3

2,3

2,3

7,6

2,5

Высокий

10

Настя Д.

1

2,6

1,3

4,9

1,6

Низкий



Рис 4. Уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач


Таким образом, проведенное исследование показало (рис 4), что: высокий уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач наблюдается у 20% детей; средний уровень - у 60% детей; низкий уровень - у 20% детей.

Проведенное нами исследование, которое было направлено на выявление уровня интереса детей к занимательным математическим задачам, уровня развития мыслительным процессов – анализа, обобщения и классификации; развития зрительного восприятия; зачатков словесно – логического мышления показало, что всего лишь у 20% детей шестого года жизни мышление на высоком уровне, то есть, развиты процессы анализа, классификации и обобщения - ребенок самостоятельно безошибочно находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам. Развито зрительное восприятие - находит в двух изображениях 8-10 отличий. Присутствуют зачатки словесно – логического мышления - не долго думая, раскладывает картинки в правильной последовательности, без затруднений придумывает рассказ из четырех и более предложений. Лишь у 20% детей имеет высокий интерес к математическим задачам.

У 60% детей шестого года жизни мышление находится на среднем уровне, то есть процессы анализа развиты, но при определении лишнего предмета ребенку требуется помощь взрослого; также обобщает и классифицирует при помощи взрослого. Имеются некоторые трудности в зрительном восприятии - находит в двух изображениях 5-7 отличий. Имеются предпосылки к словесно – логическому мышлению - ребенок способен определить логическую последовательность расположения картинок, но долго думает и сомневается в своем решении. Способен составить рассказ из 1-3 предложений. Не выявлен средний уровень интереса к математическим задачам.

У 20% детей шестого года жизни мышление на низком уровне, то есть процессы анализа не развиты: ребенок не может найти лишний предмет, не способен обосновать свой выбор; не может обобщить и классифицировать предметы по определенным признакам. Имеются значительные проблемы со зрительным восприятием - находит на двух изображениях 4 отличия и менее. Зачатки словесно – логического мышления не выявлены - ребенок не способен определить логическую последовательность расположения картинок. Не может составить рассказа. У 80% детей выявлен низкий уровень к математическим задачам.

Мыслительная операция анализ – у 90% детей на высоком уровне. Ребенок самостоятельно безошибочно определяет лишний предмет и четко уверенно обосновывает свой ответ. У 10% на среднем уровне - ребенок определил лишний предмет с подсказки взрослого, при объяснении решения имелись затруднения.

Мыслительные операции обобщения и классификация – у 30% детей на высоком уровне. Эти дети могут самостоятельно обобщить и сказать правильный ответ. У 70% на среднем уровне. Дети обобщали и называли ответ с подсказки взрослого.

Зрительное восприятие – у 30% на высоком уровне. Детям не составило особого труда найти 8-10 отличий на двух изображениях. У 60% средний уровень. Дети долго рассматривали изображения и нашли 5-7 отличий. У 10% низкий уровень. Ребенок отвлекался, не мог сосредоточиться и с большим трудом нашел 4 отличия и менее.

Зачатки словесно – логического мышления:

1.                 умение раскладывать по порядку – у 50% детей на высоком уровне.

Дети разложили картинки правильно, не думая долго; у 20% на среднем уровне. Разложили правильно, но долго думали, сомневались; у 30% на низком уровне. Дети не смогли правильно разложить картинки.

2.                 умение составить рассказ – у 20% детей на высоком уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4