бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр бесплатно рефераты

Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Глава 2. Педагогические условия развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

2.1 Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

2.2 Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных задач у детей шестого года жизни

Заключение

Библиография



Введение

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». [8; 5]

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития.

В дошкольном возрасте ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Формированию и развитию основных структур мышления способствуют игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких–нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников шестого года жизни простейших логических структур мышления и математических представлений.

Исследованием данной проблемы занимались такие отечественные психологи как: Выготский Л.С., Венгер Л.А., Мухина В.С., Леонтьев А.Н., Поддъяков Н.Н.

Поэтому целью нашего исследования является поиск эффективных педагогических условий, способствующих развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач.

Объект исследования: процесс развития мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач.

Гипотеза: развитие мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач будет эффективным, если:

1.                Использовать в работе с детьми шестого года жизни занимательные и доступные по возрасту игровые математические задачи.

2.                Игровые занимательные задачи вводить в обучение детей постепенно, в порядке усложнения трудности их решения.

3.                Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая готовых образцов.

4.                Дети будут решать занимательные задачи не только на занятиях, но и вне занятий.

Задачи исследования:

1.                Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления детей шестого года жизни.

2.                Выявить особенности развития мышления детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач.

3.                Разработать эффективные педагогические условия, способствующие развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.



Глава 1. Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач


Мышление – одно из высших психических проявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решение проблем). Считается, что в каждом случае человек пользуется мышлением. Виды мышления имеют следующие особенности:

·           Мышление символично (в нем участвуют слова и образы).

·           Процесс мышления не поддается наблюдению, но его существование выводится через логические умозаключения.

·           В процессе мышления происходит манипуляция с неким смысловым содержанием. [6; 180]

Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. [1; 169]

По определению Леонтьева А.Н.: « Мышление – процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую степень человеческого познания».

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. [13; 182]

В чем же суть мышления? Во-первых: мышление есть опосредованное познание. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

1.                 когда непосредственное познание, невозможно из-за совершенства наших анализаторов;

2.                 когда непосредственное познание невозможно в силу временных, пространственных, технических ограничений, так как мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира, вплоть до невидимого и не представляемого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

3.                 когда непосредственное познание возможно, но не рационально.

Во-вторых: мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Благодаря мышлению мы можем понять причинно – следственные связи, как в природе, так и в обществе.

В-третьих: мышление есть обобщенное познание действительности.

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за предмет чувственного восприятия.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. [3; 31]

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. При этом выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действительное мышление - процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Наглядно-образное мышление – один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью этого вида мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно виденье предмета с нескольких точек зрения.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Словесно - логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно, не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала до конца в уме, выраженное в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. [11; 485]

Суждение – это форма мышления, при которой что–то утверждается или отрицается. [11; 676]

Умозаключение – это форма мышления, позволяющая сделать вывод из ряда суждений. [11; 723]

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждая из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискуссионное мышление приводит к выводному знанию.

Алгоритмическое мышление - осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.

Мышление практическое – мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени.

Мышление теоретическое – мышление направлено на открытие законов, свойств объектов.

Мышление творческое – характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. [12; 225-226]

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются:

Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. [11; 24]

Синтез - есть построение целого из аналитически заданных частей. [11; 624]

Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез объединяет элементы, части, на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.

Классификация – заключается в отнесении единичного объекта или явления к соответствующей общей группе на основе существенных и общих признаков. [11; 238]

Абстракция - это выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. [11; 17]

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. [11; 369]

Конкретизация выступает как операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения – понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. [11; 249]

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления – анализа и синтеза.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.

Мыслительный процесс классификации также играет важную роль в развитии познавательной деятельности дошкольников: он закрепляет представления об отдельных предметах в их признаках и свойствах, об общих группах предметов, тем самым способствует развитию логического мышления, приводит знания в определенный порядок, подготовляя к систематическому школьному обучению. [7; 72]

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:

1.                 наглядно - действенное (сенсомоторное) 0-4 лет

2.                 наглядно - образное 2-7 лет

3.                 абстрактно-логическое. 5-10лет

.Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включает подлинную умственную активность детей в любой вид их деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка героя книги и в рисование с натуры или по представлению. Эта разнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего процесса – анализа – синтеза.

Первый шаг в развитии основного мыслительного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится все более и более дробным, тонким и обобщенным. [14; 194]

Развитие мышления (в плане освоения самого процесса) сказывается в том, что:

1.                 анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным;

2.                 один и тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях;

3.                 ребенок овладевает анализом – синтезом как общим методом умственной деятельности. [14; 195]

Так же одной из форм мышления является речь. В речи мысль не только формируется, но и развивается.

Таким образом, мышление является процессом производства умозаключений с логическими операциями над ними.

Существуют различные методы, с помощью которых человек производит мыслительные операции и действия:

Метод проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит – накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и их результатами.

Метод фокальных объектов – метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Для тех, у кого развито воображение и фантазия.

Метод контрольных вопросов:

Осведомительныецель: получение новой информации.

Контрольныенаправленные на проверку знаний.

Наводящие на решение проблемы, вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию.

Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать.

Занимательные вопросы провоцируют интерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Первым средством решения задач для маленького ребенка является практическое действие. Совершая различные манипуляции с предметом, ребенок либо получает желаемый результат, либо обращается за помощью к взрослым или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно – действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. «Мышление руками» не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую – то задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок. К среднему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. При решении задач с косвенным результатом дети четырех – пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно – образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно – образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задача решается. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, например, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. При решении задач без наглядного перехода действий, ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены, например изменение формы, площади. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий. Словесно – логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Также ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве. При этом понятия о конкретных предметах образуются легче и быстрее. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В работе над развитием у детей логического мышления воспитатель должен своими вопросами, указаниями и пояснениями вести детей к выделению существенных частей и элементов целого соответственно той задаче, которую поставил перед собой. Показывая детям сразу же взаимосвязи, существующие между этими частями, воспитатель завершает свою работу обобщением, т.е. возвратом снова к целому, но уже понятому детьми более глубоко и полно. Это движение от целого к частям и их связям, а от них снова к целому – характернейшая черта высших форм мышления. [14; 200-205]

Страницы: 1, 2, 3, 4