Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр
Получение
знаний – обязательное условие развития мышления детей. Одни знания дети
получают из общения со взрослыми, другие из собственной деятельности. Основу
развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных
действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит
по принципу внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти
внешние действия, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо
форму действия с образами, либо форму действия, то есть наглядно – действенное
мышление, либо со знаками – словами, числами, то есть логическое мышление. [9; 205]
Слово
начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения
ребенком выработанных человечеством понятий – знаний об общих и существенных
признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Для того
чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления,
позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен
усвоить понятия, закрепленные в словах. [4; 30]
Обучение в
детском саду должно быть направлено на воспитание у детей привычки полноценной
логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что
развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует
изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны
четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение
пользоваться символикой. [2; 45]
Под
математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в формах
познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических
операций. [15; 5]
Занятие
математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей
познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения
математических задач.
На занятиях
по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и
умственной деятельности детей.
Виды
деятельности – способы обследования, счет, объективные последовательные
действия, которые должен выполнить ребенок для усвоения знаний: поэлементное
сравнение двух множеств, накладывание меры.
На основе
практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как
анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важной задачей является развитие у них
мышления и речи (овладение математической терминологией). Развитие начальных
умений индуктивного и дедуктивного мышления. [15;5]
Любая
математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни
предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая
замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными и условием задачи. [8; 3]
Различные
умственные задачи: (составление фигур и их видоизменение, нахождение путь
решения) – реализуются средствами игры в игровых действиях. Смекалка,
находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности,
основанной на непосредственном интересе. [15; 4]
Занимательность
математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой
задаче, логическом упражнении, развлечении.
Разнообразный
элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем
условно 3 основные группы:
·
Развлечения
·
Математические
игры и задачи
·
Развивающие
игры и упражнения (дидактические)
Математические
развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное
преобразование и др. они интересны по содержанию, занимательны по форме,
отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Математические
игры:
это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения,
закономерности. Для нахождения ответа необходим предварительный анализ условий,
правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение
математических методов и умозаключений. Разновидностью математических игр и
задач являются логические игры, задачи и упражнения. Они направлены на
тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Дидактические
игры и упражнения: они направлены на развитие у детей разного возраста логического
мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в
счете, вычислениях. [8; 5-6]
Используется
занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с
новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы
игр и упражнений.
Когда
занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное
эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. При
этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в
перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание
результата, предположение решения). В ходе поиска гипотез, решения дети
проявляют и догадку, т.е. приходят к правильному решению. Практическими пробами
пользуются дети 5 – 6 лет, а дети 7 лет осуществляют поиск путем сочетания
мысленных и практических проб. [15; 6]
Н.А.
Непомнящая определила следующие задачи математического развития детей старшего
дошкольного возраста:
1.
обучение
обобщенным способам, формирование простейших абстрактных математических
представлений, использование моделей и знаков.
2.
передача
определенных знаний и способов решения задач.
3.
формирование
психологических механизмов, которые обеспечивают в максимальной степени успешность
обучения, возможности самостоятельности в дальнейшей учебной деятельности и
практике применения знаний.
4.
формирование
промежуточного уровня знаний и действий, который и должен обеспечить связь
математических абстракций с конкретной действительностью. [10; 182]
Таким
образом, ребенка дошкольного возраста необходимо научить сравнивать, обобщать,
анализировать, организуя различные виды деятельности. Когда дошкольника
побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе,
социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения
интеллектуальных задач. Усвоение системы знаний также позволяет дошкольнику
более эффективно решать интеллектуальные проблемы.
Игры
математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес,
способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение
учиться. Необычная, с элементами проблемности, присущая занимательной задаче,
интересна детям. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач
заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно
без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели
с полученным результатом.
Глава
2. Педагогические условия развития мышления у детей шестого года жизни
посредством занимательных задач
2.1
Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредством
занимательных задач
С целью
выявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредством
занимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент.
Задачи констатирующего
эксперимента:
1.
Выявить
уровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестого
года жизни.
2.
Выявить
уровень развития мыслительных процессов: обобщения, классификации, анализа у
детей шестого года жизни.
3.
Выявить
уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления
у детей шестого года жизни.
Исследование
проводилось на базе МДОУ № 3, в группе детей шестого года жизни с 23. 03. 2009
по 25.03. 2009 г. В эксперименте участвовало 10 человек (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Список детей
экспериментальной группы
№
|
Имя ребенка
|
Возраст
|
1
|
Данил К.
|
5 лет 3мес.
|
2
|
Гоша И.
|
5 лет 3мес.
|
3
|
Ваня Б.
|
5 лет 1мес.
|
4
|
Денис Ш.
|
5лет 5мес.
|
5
|
Евгений Н.
|
5лет 5мес.
|
6
|
Катя П.
|
5лет 3мес.
|
7
|
Полина В.
|
5лет 3мес.
|
8
|
Алина К.
|
5лет 4мес.
|
9
|
Зоя Р.
|
5лет 5мес.
|
10
|
Настя Д.
|
5лет 5мес.
|
Для решения
поставленных задач нами был проведен трехсерийный эксперимент.
В первой
серии эксперимента у детей выявляли уровень интереса к игровым занимательным
задачам. Для этого нами была использована методика «Выбор» (Н.Соколовой).
Ребенку предлагалось в течение трех дней выбрать, чем он хочет заниматься:
играть в настольную игру, читать или решать задачи. Каждый выбор оценивался в 1
балл. Затем подсчитывалось количество выборов по каждому виду деятельности.
Высокий
уровень интереса к игровым занимательным задачам – ребенок выбирает занятия
математическими задачами 3 раза.
Средний
уровень интереса к игровым занимательным задачам - ребенок выбирает занятия математическими
задачами 2 раза.
Низкий
уровень интереса к игровым занимательным задачам - ребенок выбирает занятия
математическими задачами 1 раз или не выбирает ни разу.
Результаты
исследования по методике «Выбор» представлены в таблице 2, протокол в
Приложении 1.
Таблица 2.
Уровень
интереса к занимательным математическим задачам
№ п/п
|
Имя ребенка
|
Настольная игра
|
Чтение
|
Занимательные задачи
|
уровень
|
1
|
Данил К.
|
0
|
0
|
1
|
Низкий
|
2
|
Гоша И.
|
2
|
0
|
0
|
Низкий
|
3
|
Ваня Б.
|
1
|
1
|
1
|
Низкий
|
4
|
Денис Ш.
|
3
|
0
|
0
|
Низкий
|
5
|
Евгений Н.
|
0
|
0
|
3
|
Высокий
|
6
|
Катя П.
|
1
|
2
|
0
|
Низкий
|
7
|
Полина В.
|
0
|
2
|
0
|
Низкий
|
8
|
Алина К.
|
3
|
0
|
0
|
Низкий
|
9
|
Зоя Р.
|
0
|
0
|
3
|
Высокий
|
10
|
Настя Д.
|
1
|
1
|
1
|
Низкий
|
детский
мышление игровой задача
Рис.1.
Уровень интереса к занимательным математическим задачам у детей шестого года
жизни
Проведенное
исследование показало (Рис.1), что:
Низкий
уровень интереса
к занимательным математическим задачам наблюдается у 80 % детей; средний
уровень не выявлен; высокий уровень – у 20% детей.
Во второй
серии констатирующего эксперимента у детей выявляли уровень развития
мыслительных операций: обобщения, классификации, анализа.
Для оценки
умственных операций анализа, обобщения и классификации использовалась методика «Лишний
предмет» (Л.Парамоновой).
Ребенку
последовательно предъявляли 6 карточек, на которых изображены различные
предметы: по четыре на каждой карточке (см. Приложение 1). Вначале ребенку показывали
первую (тренировочную) карточку и объясняли, что из четырех предметов один –
лишний. Необходимо определить его и объяснить свое решение. После этого
предлагали ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся три
предмета одним словом.
Результаты
оценивались в баллах (по каждому критерию отдельно):
Анализ:
3 балла –
ребенок смог самостоятельно определить лишний предмет и объяснить свое решение;
2 балла –
ребенок определил предмет с подсказки взрослого, в объяснении решения были
затруднения;
1 балл –
ребенок не смог определить лишний предмет и обосновать решение.
Обобщение
и классификация:
3 балла –
ребенок смог самостоятельно обобщить и сказать правильный ответ;
2 балла –
ребенок обобщил и сказал ответ с подсказки взрослого;
1 балл –
ребенок не смог обобщить и сказать правильного ответа.
Полученные
результаты развития мыслительных процессов представлены в таблице 3, протокол в
Приложении 2.
Таблица 3.
Уровень
развития мыслительных операций у детей шестого года жизни
№ п/п
|
Имя ребенка
|
Анализ
|
Обобщение и классификация
|
Сумма баллов
|
Средний балл
|
Уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Данил К.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
36
|
3
|
В
|
2
|
Гоша И.
|
3
|
3
|
3
|
0
|
0
|
3
|
3
|
3
|
3
|
0
|
0
|
3
|
24
|
2
|
С
|
3
|
Ваня Б.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
0
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
0
|
29
|
2,4
|
В
|
4
|
Денис Ш.
|
3
|
0
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
0
|
3
|
3
|
3
|
2
|
29
|
2,4
|
В
|
5
|
Евгений Н.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
36
|
3
|
В
|
6
|
Катя П.
|
3
|
3
|
3
|
0
|
3
|
3
|
1
|
3
|
3
|
0
|
3
|
3
|
28
|
2,3
|
С
|
7
|
Полина В.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
0
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
0
|
3
|
25
|
2,1
|
С
|
8
|
Алина К.
|
3
|
3
|
0
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
0
|
3
|
3
|
3
|
29
|
2,4
|
В
|
9
|
Зоя Р.
|
3
|
3
|
0
|
3
|
3
|
3
|
0
|
3
|
0
|
3
|
3
|
3
|
27
|
2,3
|
С
|
10
|
Настя Д.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
1
|
3
|
2
|
31
|
2,6
|
В
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|