Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников
Только так в
нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и
ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние
народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения
труда.
Эффективность
экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий:
·
включением
детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает
трудовая;
·
максимальным
использованием учителями возможностей учебно- воспитательного процесса
начальной школы;
·
выявлением
изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных
нравственно - экономических качеств личности младшего школьника;
·
определением
содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих
экономическую направленность и соответствующих их возрасту;
·
опорой
на личный опыт учащихся;
·
педагогическим
руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.
В младшем школьном
возрасте современных детей следует знакомить с экономикой семьи, школы, района,
города, страны настолько, насколько это необходимо для понимания ими
происходящих процессов, посредством разъяснения, показа, бесед, игр,
упражнений, а также прямого и непосредственного участия детей в экономике,
включения их в экономические отношения потребления, производства, распределения
и обмена, в индивидуальные и коллективные формы экономически и педагогически
целесообразной деятельности, что позволит усилить субъективное осознание
необходимости экономического воспитания.
Недостаточное
внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности
учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными
интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.
Отсутствие
современной базы для экономически эффективного производительного труда старших
школьников воспитывает у них безответственность, пренебрежение трудовой
дисциплиной. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудовую жизнь.
Чтобы
устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду
экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам
экономического воспитания.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1
Описание методики диагностирования уровня сформированности экономических
представлений младших школьников
Актуальность проблемы. Для
контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения
предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и
возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся
умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию,
конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий
проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно,
проверить знание сути экономических явлений.
Через умения
организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и
рационального использования материалов и времени, возможно оценить
сформированность таких качеств личности ученика как бережливость,
целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка
экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или
устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении
в заданиях игрового характера.
Исходя из того, что
наиболее эффективным способом получения информации о количественных изменениях
показателя деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него
управляемых и контролируемых фактов, является педагогический эксперимент, был
применен данный метод.
Целью экспериментального
исследования явилось выявление педагогических путей и средств экономического воспитания
младших школьников.
3.2
Экспериментальное исследование уровня сформированности экономических
представлений у младших школьников
Объект
исследования. Процесс и результат решения младшими школьниками средней
общеобразовательной школы № 65 города Кемерово задач на понимание экономических
представлений.
Предмет
исследования: способность младших школьников к объяснению экономических
терминов.
Задачи
исследования. Исследовать механизмы запоминания и формирования экономических
представлений у младших школьников, реализуемые:
•
с опорой на функциональные механизмы;
•
с опорой на функциональные и операционные механизмы.
Гипотеза
исследования. Ученики 2 «А» и ученики 2 «Б» класса имеют разные уровни
сформированности экономических представлений.
Экономическое
воспитание младших школьников будет успешнее, если
соблюдаются следующие условия:
-
учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;
-
используются задания, направленные на формирование экономических представлений младших
школьников;
-
используются психолого-педагогические приемы экономического воспитания.
Метод
исследования. Экспериментальное исследование
База исследования:
1группа – учащиеся 2
класса «А» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25
детей. В данной группе обучение велось по традиционной форме, то есть дисциплина
«Основы экономики» школьниками не изучалась;
2 группа – учащиеся 2 класса
«Б» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25 детей. В
данной группе обучение проводилось по системе Л. В. Занкова, дети изучают
дисциплину «Основы экономики».
Экспериментально –
исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
1. Констатирующий
эксперимент. На этом этапе производился контроль знаний и умений младших
школьников, на основе проведенных с ними бесед, тестовых заданий. Были
разработаны критерии и показатели уровня экономического воспитания младших
школьников.
2. Формирующий
эксперимент. На данном этапе детям были предложены задания, направленные на
экономическое воспитание, в том числе на формирование бережливости младших
школьников.
3. Контрольный этап. В
процессе этого этапа проводился контрольный анализ знаний и умений учащихся
начальной школы.
Для проведения эксперимента были взяты два 2-х класса:
экспериментальный и контрольный.
Целью первого констатирующего эксперимента было выявление уровня
сформированности экономических представлений у младших школьников экспериментального
класса на начало эксперимента.
1. Этап. Констатирующий
эксперимент.
В экспериментальных
группах определялась сформированность экономически значимых качеств школьников,
в том числе и по категории «бережливость». В ходе эксперимента были применены
следующие средства:
1) Анкета №1 для
школьников.
2) Диагностическая
беседа со школьниками об экономике семьи
Младшим школьникам было
предложено дать определение таким понятиям, как: «акция», «потребности», «рынок»,
«деньги», «банк», «конкуренция», «акция», «фирма», «доход», «бартер». Результаты
представим в таблице 1.
Таблица 1 Уровень сформированности экономических
представлений у младших школьников экспериментального класса на начало
эксперимента (1 этап)
№
п/п
|
Ф.И.О.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Всего,
правильных ответов, %
|
1.
|
Андрисенко
Св.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
50
|
2.
|
Бабаев
Борис
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
40
|
3.
|
Бойков
Макс.
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
20
|
4.
|
Борисов
Миша
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
5.
|
Бурик
Нат.
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
60
|
6.
|
Васин
Дан.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
30
|
7.
|
Гуммель
Яна
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
30
|
8.
|
Дубровина
Юля
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
10
|
9.
|
Королькова
Вера
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
40
|
10.
|
Коваленко
Алек.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
40
|
11.
|
Карташев
Слава
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
10
|
12.
|
Капустин
Вит.
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
30
|
13.
|
Кожевникова
Кс.
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
20
|
14.
|
Леонтьев
Дима
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
40
|
15.
|
Мазепина
Кс.
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
40
|
16.
|
Махмудова
Юля
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
50
|
17.
|
Масленников
А.
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
30
|
18.
|
Мигулева
Аня
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
70
|
19.
|
Рожкова
Мар.
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
40
|
20.
|
Рудакова
Катя
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
20
|
21.
|
Салимова
Св.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
10
|
22.
|
Смирнова
Пол.
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
30
|
23.
|
Шевелев
Вл.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
30
|
24.
|
Шматова
Нат.
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
40
|
25.
|
Яковлев
Витя
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
40
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|