бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников бесплатно рефераты

Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения труда.

Эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий:

·                   включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;

·                   максимальным использованием учителями возможностей учебно- воспитательного процесса начальной школы;

·                   выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно - экономических качеств личности младшего школьника;

·                   определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;

·                   опорой на личный опыт учащихся;

·                   педагогическим руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.

В младшем школьном возрасте современных детей следует знакомить с экономикой семьи, школы, района, города, страны настолько, насколько это необходимо для понимания ими происходящих процессов, посредством разъяснения, показа, бесед, игр, упражнений, а также прямого и непосредственного участия детей в экономике, включения их в экономические отношения потребления, производства, распределения и обмена, в индивидуальные и коллективные формы экономически и педагогически целесообразной деятельности, что позволит усилить субъективное осознание необходимости экономического воспитания.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.

Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших школьников воспитывает у них безответственность, пренебрежение трудовой дисциплиной. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудовую жизнь.

Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.



ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


3.1 Описание методики диагностирования уровня сформированности экономических представлений младших школьников


Актуальность проблемы. Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений.

Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера.

Исходя из того, что наиболее эффективным способом получения информации о количественных изменениях показателя деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых фактов, является педагогический эксперимент, был применен данный метод.

Целью экспериментального исследования явилось выявление педагогических путей и средств экономического воспитания младших школьников.

3.2 Экспериментальное исследование уровня сформированности экономических представлений у младших школьников


Объект исследования. Процесс и результат решения младшими школьниками средней общеобразовательной школы № 65 города Кемерово задач на понимание экономических представлений.

Предмет исследования: способность младших школьников к объяснению экономических терминов.

Задачи исследования. Исследовать механизмы запоминания и формирования экономических представлений у младших школьников, реализуемые:

• с опорой на функциональные механизмы;

• с опорой на функциональные и операционные механизмы.

Гипотеза исследования. Ученики 2 «А» и ученики 2 «Б» класса имеют разные уровни сформированности экономических представлений.

Экономическое воспитание младших школьников будет успешнее, если соблюдаются следующие условия:

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;

- используются задания, направленные на формирование экономических представлений младших школьников;

- используются психолого-педагогические приемы экономического воспитания.

Метод исследования. Экспериментальное исследование

База исследования:

1группа – учащиеся 2 класса «А» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25 детей. В данной группе обучение велось по традиционной форме, то есть дисциплина «Основы экономики» школьниками не изучалась;

2 группа – учащиеся 2 класса «Б» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25 детей. В данной группе обучение проводилось по системе Л. В. Занкова, дети изучают дисциплину «Основы экономики».

Экспериментально – исследовательская работа проводилась в 3 этапа:

1. Констатирующий эксперимент. На этом этапе производился контроль знаний и умений младших школьников, на основе проведенных с ними бесед, тестовых заданий. Были разработаны критерии и показатели уровня экономического воспитания младших школьников.

2. Формирующий эксперимент. На данном этапе детям были предложены задания, направленные на экономическое воспитание, в том числе на формирование бережливости младших школьников.

3. Контрольный этап. В процессе этого этапа проводился контрольный анализ знаний и умений учащихся начальной школы.

Для проведения эксперимента были взяты два 2-х класса: экспериментальный и контрольный.

Целью первого констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности экономических представлений у младших школьников экспериментального класса на начало эксперимента.

1. Этап. Констатирующий эксперимент.

В экспериментальных группах определялась сформированность экономически значимых качеств школьников, в том числе и по категории «бережливость». В ходе эксперимента были применены следующие средства:

1) Анкета №1 для школьников.

2) Диагностическая беседа со школьниками об экономике семьи

Младшим школьникам было предложено дать определение таким понятиям, как: «акция», «потребности», «рынок», «деньги», «банк», «конкуренция», «акция», «фирма», «доход», «бартер». Результаты представим в таблице 1.


Таблица 1 Уровень сформированности экономических представлений у младших школьников экспериментального класса на начало эксперимента (1 этап)

№ п/п

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего, правильных ответов, %

1.

Андрисенко Св.

+

+

+

-

-

-

-

+

+

-

50

2.

Бабаев Борис

-

-

-

-

+

-

-

+

+

+

40

3.

Бойков Макс.

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

20

4.

Борисов Миша

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

10

5.

Бурик Нат.

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

60

6.

Васин Дан.

+

+

-

-

-

-

-

+

-

-

30

7.

Гуммель Яна

-

-

+

-

-

-

-

-

+

+

30

8.

Дубровина Юля

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

10

9.

Королькова Вера

-

+

+

+

-

-

-

-

-

+

40

10.

Коваленко Алек.

+

+

+

-

-

-

-

-

+

-

40

11.

Карташев Слава

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

10

12.

Капустин Вит.

-

+

+

+

-

-

-

-

-

-

30

13.

Кожевникова Кс.

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

20

14.

Леонтьев Дима

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

40

15.

Мазепина Кс.

-

-

-

+

+

-

-

-

+

+

40

16.

Махмудова Юля

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

50

17.

Масленников А.

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

30

18.

Мигулева Аня

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

70

19.

Рожкова Мар.

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

40

20.

Рудакова Катя

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

20

21.

Салимова Св.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

10

22.

Смирнова Пол.

+

+

-

-

-

-

-

-

+

-

30

23.

Шевелев Вл.

-

-

-

-

+

-

-

-

+

+

30

24.

Шматова Нат.

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

40

25.

Яковлев Витя

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

40

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8