Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников
Активность экономического
воспитания младшего школьника в процессе обучения тесно связана с его интересом
к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении
поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям
учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает
запоминанию и повышает работоспособность. Именно поэтому в создании учебников по
экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки
ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные
задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают
память, мышление и закрепляют знания [14, c.
6].
Учитывая
психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно
образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в
банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы
творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания,
произношения экономических терминов можно вести «Словарик», который дети сами
сделают на уроках технологии.
Для эффективной работы
по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то,
происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их
непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах
экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и
специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается
обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные
варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями
предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании
курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в
конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.
Рассмотрим основные приемы
контроля усвоения знаний, умений и критерии экономической подготовки младших
школьников.
Для контроля знаний,
осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания
разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе
проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить
полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из
жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической
и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений.
Через умения
организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и
рационального использования материалов и времени, возможно, оценить
сформированность таких качеств личности ученика как бережливость,
целеустремленность, активность, предприимчивость.
Проверка и оценка
экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или
устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении
в заданиях игрового характера. Итоговая оценка выставляется в форме «зачет» - «незачет»
или учитывается при выставлении оценки по предмету «Технология» [30, c.
137].
Вопрос об оценке знаний
учащихся может быть решен и творчески. С первых же уроков вводится «экон» –
денежная единица страны Экономики. Экон оценивает знания учащихся и их активную
работу на занятиях вместо обычной пятибалльной системы.
Полученные учащимися
эконы являются прообразами заработной платы и чрезвычайно повышают активность
учащихся. Система начисления эконов носит сквозной характер. На каждого ученика
открывается лицевой счет, на который вносится сумма заработанных эконов [20, c.
73].
Начисление и снятие
происходит по усмотрению учителя или при коллективном рассмотрении. Со счета
может сниматься сумма на проведение игр. Сумма на счетах учеников изменяется от
занятия к занятию и является своего рода итоговой оценкой успешности изучения
курса.
Изложенные идеи
применимы в обучении детей в любой массовой школе в 3-4 классах по традиционной
или развивающим программам.
2.2 Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших
школьников
Эффективность
экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий:
- включением детей в
различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;
- максимальным
использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной
школы;
- выявлением изучаемых
экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных
нравственно-экономических качеств личности младшего школьника;
- определением содержания,
форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую
направленность и соответствующих их возрасту;
- опорой на личный опыт
учащихся;
- педагогическим
руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.
Результативность
процесса экономического воспитания младших школьников выразится в уровне их
экономической воспитанности, основой которой являются опорные
нравственно-экономические качества личности.
Потенциальные
возможности учащихся младшего школьного возраста позволяют осуществлять их
экономическое воспитание. При целенаправленном педагогическом руководстве этим
процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от
представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические
умения допрофессионалъного характера, у них формируются такие качества
личности, как бережливость и организованность [12, c.
321].
Таким образом,
экономическое воспитание в младшем школьном возрасте при условии эффективного
педагогического руководства является фундаментом для осуществления
экономического воспитания в последующие возрастные периоды.
Приобретенные учащимися
в начальной школе экономические знания и умения, позволяющие рационально решать
познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего
развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях
обучения.
Исходя из
вышеизложенного, вся система экономического воспитания в школе должна
развиваться по следующим основным направлениям:
·
во-первых,
необходимо развитие у школьников элементарных навыков экономического мышления,
первоначально полученных ими в дошкольных учреждениях, семье;
·
во-вторых,
экономическое воспитание школьников предполагает, развитие у них элементов
экономического мышления и сознания в процессе:
1) экономического
образования учащихся - от усвоения простейших экономических понятий до
овладения основами экономической теории при изучении предметов школьного цикла;
2) насыщения
экономическим содержанием других дисциплин, обеспечения связи (по возможности)
уроков математики природоведения, истории, чтения с экономическими явлениями,
законами;
3) систематического
информирования учащихся о хозяйственной жизни страны, республики, края, города,
района.
·
в-третьих,
организация системы экономического воспитания учащихся предусматривает:
1) обеспечение на практике
единства трудового и экономического воспитания, соединения обучения с
производительным трудом;
2) обогащение трудового
обучения, общественно полезной работы учащихся в летние каникулы экономическим
содержанием
3) развитие внешкольной
работы, включающей организацию популярных бесед о необходимости рачительного
отношения к материальным ценностям школы, проведение «Уроков бережливости»,
конкурсов на лучшее сохранение школьных и личных книг, учебников.
·
в-четвертых,
развитие школьного самоуправления и распространение его на вопросы
экономический жизни школы;
·
в-пятых,
соответствующая методическая подготовка учителей и родителей.
В процессе
экономического воспитания школьников важно заложить основы экономического
мышления. Но для этого необходимо включение детей в посильные виды трудовой и
экономической деятельности.
Особенность
формирования нового типа экономического мышления – отказ от устаревших,
изживших себя стереотипов, творческое восприятие всего нового, перестройка
мышления и психологии – это важная задача на современном этапе ускорения
социально-экономического и духовного развития нашего общества.
Необходимо отметить,
что формирование у школьников современного экономического мышления происходит в
какой-то мере проще, чем у лиц старшего возраста, поскольку над ними меньше
довлеет груз устаревших представлений, что не требует особой переориентации их
взглядов [17, c. 36].
Для осуществления этого
надо отказаться от устаревших и выработать новые методы и формы экономического
образования. Один из путей - проблемный характер обучения. Рассмотрим его
преимущество. Если, например, при объяснительно-иллюстративном методе
происходит, в основном, простое запоминание известных выводов и обобщений,
излагаемых учителем, преподавателем, то при проблемном – активизируется самостоятельная
мыслительная деятельность учащихся, то есть у них развивается познавательный
интерес.
Раскрывая основное
содержание излагаемого материала путем постановки конкретных вопросов, учителю
удается, во-первых, сконцентрировать внимание учеников и дать им возможность
мыслить последовательно, глубоко, и, во-вторых, подтолкнуть их к
самостоятельным выводам и заключениям.
Следовательно,
проблемное изложение делает усвояемый материал более доказательным и
убедительным, развивает у учащихся различные качества ума, дает образец
научного поиска, учит мыслить диалектически, повышает познавательные интересы.
Все это является
предпосылкой формирования у детей нового экономического мышления и экономического
сознания.
Проблемные формы
обучения, в свою очередь, требуют от самого учителя глубоких научных знаний,
педагогического мастерства; умения так организовать экономическое образование,
чтобы ученики заодно с ним участвовали в разрешении любых вопросов. При этом
учащиеся становятся как бы единомышленниками, соучастниками мыслительной
деятельности учителя. В результате в процессе обучения формируется активная
личность, умеющая отстаивать свои убеждения и обосновывать свои поступки.
В процессе экономического
воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее
способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических
понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.
Экономическое мышление
есть отражение человеком закономерностей общественного производства в виде
понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи [11, c.
12].
В оценке экономической
подготовленности младших школьников выделены три критерия:
1.
Овладение
комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту
младшего школьника.
2.
Степень
овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование
производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение
планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы,
использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на
активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и
обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.
3.
Уровень
сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие,
дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность,
предприимчивость).
Подход к оцениванию
носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к
экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший
школьный возраст – это первый этап овладения экономическими знаниями.
Экономические знания
положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая
заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по
общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные
способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более
дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными.
Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и
воспитывающее значение.
2.3 Формы экономического воспитания младших школьников
Особого внимания
заслуживает вопрос о формах экономического воспитания младших школьников.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наиболее эффективными из
них являются следующие:
- урок должен включать
различные типы деятельности учащихся;
- предусматривается
широкое использование художественного слова, деловых, ролевых, имитационных
игр, изобразительной деятельности;
- используются тексты
знакомых сказок, решаются задачи, в которых участвуют знакомые литературные
герои;
- задаваемые вопросы
ставятся с опорой на опыт детей;
- обсуждаются проблемы,
ситуации и явления, с которыми дети уже встречались и т.п.
По мнению педагогов, оправдали
себя следующие формы экономического образования и воспитания в школе:
а) в ходе изучения
предметов, предусмотренных учебным планом школы, прежде всего основ наук, а также
курсов, вводимых в процесс обучения по интересам учащихся;
б) на уроках трудового
обучения;
в) во внеклассной
(внешкольной) работе с учениками;
г) в различных видах
экономической деятельности и производительного труда учащихся;
д) приобщение родителей
к экономическому воспитанию детей в семье;
е) руководство
экономическим самообразованием учащихся.
В начальной школе,
опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, учителю
предстоит ввести ребенка в мир экономической жизни, связанной с переходом к
рыночным отношениям.
Важно знакомить детей с
экономической азбукой, то есть с помощью игр, решения простейших задач, разбора
социально-экономических ситуаций, побуждать их к освоению экономических понятий
и категорий. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния
человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во
времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее
место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность
труда, основами экономической культуры [4, c.
94].
Младшие школьники получают
элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах,
разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости
школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее
оборудования и т. п.
Уже в начальных классах
целесообразно начинать освоение основных терминов, составляющих суть экономики:
собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.
Важно осуществить
целостный подход к экономическому образованию, предусматривая
организационно-педагогическое, методическое, кадровое, психологическое,
информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение.
Программно-методическое
обеспечение экономического воспитания предусматривает наличие универсальных
типовых и специальных программ обучения экономике. Разумеется, учебные
учреждения имеют право на вариативный подход с учетом своей специфики обучения.
В учебно-методическом
обеспечении экономического воспитания важная роль принадлежит учебнику. Он
может быть единым или разделенным на части, каждая из которых соответствует
определенному году или циклу обучения. Для младших классов, это в основном
материал повествовательного типа с иллюстрациями, примерами, деловыми играми
[21, c. 6].
Перечислим
организационные меры, способствующие непрерывному экономическому воспитанию
школьников:
а) принятие
государственной программы введения экономического образования;
б) четкое установление
органов и лиц, отвечающих за разработку и проведение в жизнь программы, круга
их функций и обязанностей;
в) разработка на основе
программы координационного плана мероприятий и действий с указанием сроков и
исполнителей;
г) периодический
контроль за ходом выполнения программы.
Основная цель
экономического воспитания - развитие экономического мышления. Для достижения
этой дели необходимо решение в учебно-воспитательном процессе ряда задач:
- последовательное
формирование у учащихся экономического сознания;
- формирование разумных
потребностей, способностей соизмерять их с материальными возможностями,
воспитание у детей трудовой направленности в поиске наиболее полного
удовлетворения своих потребностей;
- вооружение умениями
экономического анализа, формирование привычек бережливости и экономии,
воспитание культуры умственного и физического труда, овладение основами научной
организации труда;
- воспитание
нетерпимого отношения к безответственности, неорганизованности в труде, к
иждивенчеству, бесхозяйственности, расточительности, беззаботности и т.д.
Эти задачи предполагают
формирование у учащихся соответствующих экономических знаний, умений и навыков
(образовательный аспект), отношений и направленности личности, её качеств
(воспитательный аспект), которые будут необходимы в их будущей жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|