Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в Д...
Основа
всех видов психологической помощи при реализации модели "Мобилизация"
- это взаимодействие, при котором информация двигается в ту и в другую сторону;
от тренера к спортсменам и от спортсменов к тренеру, причем происходит обоюдный
учет этой информации. Готовы ли иные спортсмены к взаимодействию с тренером,
зависит от их предшествующего опыта общения со взрослыми в семье, затем - в
школе. Детские психологи считают, что, в принципе, взаимодействие с ребенком
возможно, начиная с 3-х лет, а многие педагоги и на практике доказали, что оно
возможно и эффективно. Важнейшими условиями эффективного
взаимодействия являются:
·
открытость тренера для общения с юными
спортсменами и их родителями;
·
создание благоприятной атмосферы в спортивной
группе, где на данном этапе дружественность должна преобладать над
конкурентностью;
·
стимулирование юных спортсменов к
самостоятельности в сочетании с готовностью в любой момент прийти им на помощь;
·
введение справедливых групповых норм как основы
дисциплины и порядка на занятиях.
Овладение
нравственными нормами взаимоотношений с тренером и товарищами по группе и более
широко - нормами спортивной этики - является
весьма
трудным для юных спортсменов. Оно тесно связано и с развитием нравственных
качеств. Поэтому данному направлению важно уделять большое внимание с первых
шагов в спорте, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием.
Л.А.Венгер
и В.С.Мухина, специально изучавшие усвоение нравственных норм поведения
дошкольниками и младшими школьниками, отмечают, что этот процесс включает:
понимание ребенком их смысла и значения приобретение соответствующих привычек
поведения; формирование определенного эмоционального отношения к этим нормам.
По мере освоения, эти нормы становятся для детей ориентирами в оценке поведения
других людей, а также литературных персонажей. Однако для ребенка гораздо
труднее приложить эти нормы к самому себе (отсюда,
типичное для этого возраста ябедничество детей).
В основе нравственного развития лежит адекватная
самооценка человеком своих поступков. Самооценка же дошкольников и младших
школьников обычно неустойчива, несамостоятельна и неадекватна. Чтобы помочь им
правильно оценить свои действия, полезно введение понятных детям полярных
этических эталонов.
Оригинальная методика, в которой реализуется данный
подход, описана Л.А.Венгером и В.С.Мухиной. В игре-эксперименте детям
дошкольного возраста предлагалось распределить игрушки между собой и еще двумя
детьми. С теми детьми, которые распределяли несправедливо (брали себе больше
или явно лучшие игрушки), работа продолжалась следующим образом. Педагог вводил
популярные этические эталоны; Буратино (добрый, справедливый) - Карабас
(жадный, эгоистичный) и предлагал ребенку распределить игрушки за Буратино и за
Карабаса. Затем просил других детей соотнести действия "испытуемого"
с "действиями Буратино и Карабаса". В итоге несправедливое
распределение ребенком игрушек соотносилось другими детьми с образом Карабаса:
"Он разделил как Карабас!" Характерно, что первая реакция испытуемых
на такую оценку группы - протест. Но тогда педагог просил самого ребенка
произвести сопоставление и убедиться в соответствии своих действий
отрицательному эталону.
Постепенно такой подход позволяет превратить
нравственные нормы из туманной абстракции, чего-то внешнего для ребенка, во
внутренние ориентиры при оценке своих поступков. Такой подход может оказаться
полезным и в детском спорте.
Одна из базовых проблем на данном этапе - формирование
устойчивой мотивации, побуждающей юного спортсмена продолжать занятия спортом.
Здесь лишь отметим важность развития процессуальных мотивов на основе интереса
к спорту вообще и своему виду спорта, в частности, а также учета стремления
юных спортсменов к подражанию. Следовательно, нужно предложить соответствующие
образцы, из которых спортсмен мог бы выбирать.
Как обнаружилось в нашем исследовании спортивной
карьеры, юные спортсмены нуждаются в более широкой информации о спорте,
особенностях спортивной тренировки и новаций, о специфике избранного вида
спорта. Важны не только чисто формальные сведения, например, о правилах
соревнований, но и яркие рассказы о спортивной жизни вообще, ее "парадной
стороне" и "черновой работе", о спортсменах - известных и не
очень, о людях, которые помогают спортсмену в спорте и т.п. Это будет
способствовать и развитию мотивации юных спортсменов (в частности, в
профилактике "обмана ожиданий" по отношению к тренировкам), и
подготовке их к первым соревнованиям.
Важными для юного спортсмена являются знания и умения по
"технике безопасности" в избранном виде спорта и более широко -
специальная работа по профилактике травматизма, включающая необходимую
физическую подготовку, использование страховочных средств, обучение приемам
самостраховки и т.п. Одновременно, это одна из мер профилактики психологических
барьеров.
В связи с проблемой психологических барьеров юных
спортсменов интересен пример из реферата одного студента: "Дошкольником
родители привели меня в бассейн. Хотели, чтобы я стал пловцом (у меня были
подходящие внешние данные). Но выяснилось, что я боюсь воды. Научился плавать
только потому, что страх перед тренером был гораздо сильнее, чем страх воды...
Однако пловцом я не стал, вскоре сменил вид спорта".
Действительно, вытеснение одного страха другим
малоэффективно, если иметь в виду не сиюминутный результат, а перспективы СК в
целом.
Гораздо более эффективны на данном этапе все формы
социальной поддержки со стороны тренера, которые помогают юным спортсменам
преодолевать любые трудности: от незнания и неумения до всевозможных страхов.
Например, американские спортивные психологи Ф.Смол и
Р.Смит -авторы концепции подготовки эффективных детских тренеров считают
обязательной социальную поддержку юного спортсмена (в форме похвалы, одобрения,
внушения уверенности, доброжелательного сочувствия и др.) в следующих случаях:
·
при успехе и любых положительных
проявлениях личности спортсмена;
·
сразу после ошибки вместе с
корректирующими указаниями;
·
за усилия, старание, в той же мере,
как и за результаты.
В обучении двигательным действиям особое значение приобретает учет
особенностей интеллектуального развития и психических новообразований юных
спортсменов, а в развитии двигательных качеств - учет сензитивности младшего
школьного возраста для развития ловкости, быстроты, гибкости, общей
выносливости.
Чем младше дети, тем более у них выражены образные формы
интеллектуальных процессов (образная память, наглядно-образное мышление), а
также их непроизвольный характер, в связи с этим большую роль играют:
·
все формы наглядности обучения;
·
краткость и четкость всех указаний и
объяснений;
·
"акцент внимания" при
показе или описании;
·
разнообразие заданий и упражнений;
чередование игровых и учебных заданий с более свободной "игровой
дисциплиной" и более строгой "учебной";
·
эмоциональность занятий.
В организации наглядности важны не только показ и
образные описания, но и использование наглядных схем и моделей. Например,
известный тренер по прыжкам в воду Б.П.Клинченко придумал и смастерил специальных
кукол на проволочном каркасе, которых широко использовал для обучения юных
прыгунов в воду. Спортсмены с помощью тренера, затем самостоятельно показывали
на кукле положение тела прыгуна во всех фазах прыжка, а в дальнейшем - учились
рисовать прыгающих человечков.
Особо следует отметить использование на данном этапе
игрового метода обучения. В игре наиболее полно мобилизуются все психические
силы детей, именно в игре они получают полную свободу самовыражения и проходят
"школу индивидуальности".
Игровое отношение позволяет юному спортсмену легче
осваивать те сферы деятельности (упражнения, задания), которые внушают страх и
трепет, кажутся слишком трудными. Известно, что чрезмерное почитание и
эмоциональное отталкивание идут рука об руку. Игра же помогает раскрепоститься,
сделать трудное субъективно более легким
и доступным. Поэтому игровые задания одновременно служат и для
профилактики психологических барьеров.
В игровой форме могут проводиться и простейшие
психологические тренинги, например, по типу психогимнастики М.И.Чистяковой.
В младшем школьном возрасте формируются такие
психические новообразования, как произвольность психических процессов и
поведения; внутренний план действий и рефлексия. Очень важно стимулировать их
развитие, поскольку это основа психической саморегуляции, самоконтроля и
самооценки спортсмена. Для этого можно использовать психотехнические упражнения
и игры, а также обсуждение со спортсменами различных проблем, начиная от
разбора ошибок при выполнении двигательных действий и заканчивая проблемами
спортивной жизни в целом.
Особое значение в системе психологической помощи на
данном этапе имеет подготовка спортсмена к первым соревнованиям и
самоорганизация этих соревнований. Первым соревнованиям необходимо придать
статус праздника, используя для этого все возможные на этом уровне атрибуты:
парад открытия, информирование зрителей, награждение победителей, поздравления
и т.п. Настраивая юных спортсменов на выступление, полезнее подчеркнуть
значимость участия, а не результата. Установка - показать
товарищам, родителям, тренеру, судьям, зрителям, чему спортсмен
научился - будет оптимальной.
С этой же точки зрения нужно оценивать и результаты
выступлений. Важно, чтобы все участники получили удовлетворение от
соревнований, памятные или поощрительные призы, поддержку тренера и родителей.
Для профилактики страха соревнований наиболее важно поддержать неудачников тех,
кто растерялся или не справился с волнением. Негативные реакции тренера здесь
опасны не только сами по себе, но и потому, что обычно тут же копируются
"местными чемпионами", усиливая психотравму неудачника.
С первых же соревнований важно приучать спортсменов к
анализу своих выступлений с точки зрения того опыта, который они приобрели.
Именно такой ракурс позволяет выработать конструктивное отношение и к успехам и
к неудачам.
На соревнованиях часто наиболее ярко обнаруживается
соответствие (или несоответствие) способностей спортсмена требованиям вида
спорта. Одна из основных проблем на данном этапе - подтвердить правильность
выбора вида спорта или, наоборот, убедиться в неверном выборе. Важно, чтобы
дети, пришедшие в спорт, не уходили из него совсем. Если тренер видит, что все
возможности помощи юному спортсмену в овладении данным видом спорта исчерпаны,
необходимо помочь ему в спортивной переориентации. Этот вопрос решается с
участием самого спортсмена и его родителей. Весьма полезными здесь могут
оказаться данные психодиагностики.
Фактически, помощь в спортивной переориентации - одно из
важных направлений консультационной работы тренера на данном этапе. Другое
направление - помощь юному спортсмену в организации режима дня и рациональном
распределении времени. Если на это обратить внимание уже здесь, то можно будет
избежать серьезных осложнений с учебой на следующем этапе СК, когда начнутся
более напряженные тренировки. Существенную поддержку спортсмену в решении
жизненных проблем и проблем спортивной карьеры общего плана могут оказать
родители.
Таким образом, уже на начальном этапе спортивной карьеры
посте-
пенно развертываются все виды психологической помощи спортсмену
при
ведущей роли обучения, воспитания и психопрофилактики.
В целом, благодаря совместным усилиям тренера и
спортсмена, помощи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при
выходе из кризиса начала спортивной специализации не только физическую,
техническую и пр., но и психическую готовность к продолжению своей спортивной
карьеры на более высоком уровне. Это самый общий эффект психологического
сопровождения СК на данном этапе, который можно представить в виде следующего
комплекса частных эффектов:
·
положительная самооценка и уверенность в своих
силах;
·
желание продолжать спортивную карьеру,
основанное на интересе к споту вообще и к избранному
виду спорта в частности;
·
уверенность в правильности выбора вида спорта;
·
способность юного спортсмена ориентироваться в
проблемах спортивной жизни и решать их при поддержке тренера;
·
положительное отношение к тренировкам и
соревнованиям;
·
доверительные отношения с тренером;
·
дружеские отношения в спортивной группе.
Итак,
в заключении мы можем сказать, что в дошкольном возрасте не учитывать
психологию личности ребёнка и его индивидуальные особенности на этапе
селекционного отбора по видам спорта, а также во время психологического
сопровождения его спортивного развития - большая ошибка. Использование
современных психологических технологий и учёт индивидуальных особенностей
позволят не только оптимизировать и интенсифицировать селекционный отбор по
видам спорта и дальнейшее психологическое сопровождение начального этапа спортивной
карьеры, но и позволит уберечь юных спортсменов от ряда негативных и
деструктивных моментов, сопровождающих начальный этап его спортивной карьеры.
Глава 2. Построение системы
психологической помощи как важнейший элемент психологического сопровождения спортивной карьеры.
Дифференциация знаний в области психологического обеспечения
спортивной деятельности достигла уже той меры, когда необходимо сделать
интегрирующий шаг. Таким шагом может быть построение системы психологического
сопровождения спортивной карьеры в целом с учётом всех возрастных особенностей,
начиная с дошкольного возраста.
Психологическое сопровождение спортивной карьеры
– это система общих и частных технологий
психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом
из этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и
заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере.
Построение такой системы, должно учитывать, с одной стороны,
психологические закономерности спортивной карьеры, а с другой - весь опыт
практической психолого-педагогической работы со спортсменами, наработанные
здесь приемы и технологии. Психологические закономерности начала спорной
карьеры должны стать отправной точкой в постановке целей и конкретизации задач
психологического сопровождения спортивной карьеры, в определении основных
направлений психологической помощи спортсмену. Анализ же различных технологий
психологической помощи необходим для выбора адекватных средств реализации
поставленных целей и задач.
Психологические модели спортивной карьеры (синтетическая,
аналитическая и структурная), служили теоретической основой для эмпирических исследований СК и дали нам синтетическое,
аналитическое и структурное описания последней. В каждом из них раскрывается
ряд психологических закономерностей спортивной карьеры.
Так, синтетическое описание позволило
выяснить факторы удовлетворённости - неудовлетворенности спортивной карьерой; аналитическое
- описать предсказуемые кризисы СК и те проблемы, которые спортсмену необходимо
решить в каждом из них для успешного продолжения карьеры в целом; структурное
описание - уточнить психологические детерминанты спортивных результатов
и основные направления психического развития спортсмена.
Отталкиваясь от этих закономерностей, можно сформулировать
следующие цели психологического сопровождения СК:
·
помочь спортсмену в самореализации,
т.е. достижении максимальных
для него спортивных результатов
при оптимальной "цене" СК;
·
помочь спортсмену успешно
преодолевать кризисы СК, используя их на благо собственного развития в спорте;
·
помочь спортсмену найти оптимальные
взаимосвязи спорта и других сфер жизни, максимально использовать СК и ее
эффекты для успешной жизненной карьеры в целом.
Для каждого этапа СК эти общие цели должны быть конкретизированы в
виде комплекса задач, отражающих специфику его содержания.
Психологические описания СК позволяют также выделить следующие
основные направления психологической помощи спортсмену:
а) в тренировочном процессе;
б) в соревнованиях;
в) в решении различных проблем спортивной карьеры;
г) в решении важных жизненных проблем.
В рассмотренных выше системах психологического обеспечения спорта
обычно реализуются первые два направления, иногда - третье и крайне редко -
четвертое. Это и понятно, потому что традиционно имеется в виду лишь какой-либо
из этапов СК (чаще спорт высших достижений), а спортивная деятельность
рассматривается сама по себе, вне связи с жизненной карьерой в целом.
Существует ли потребность в создании системы психологической
помощи спортсмену на протяжении всей СК? Первым выступлением в соревнованиях
были разочарованы около одной трети юных спортсменов, а каждый пятый приобрел
психологический барьер страха соревнований (и это из тех, чья СК после этого
продолжалась еще в среднем 10 и более лет).
На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта 70%
опрошенных отметили отсутствие стабильности в соревнованиях. При переходе в
спорт высших достижений каждый четвертый спортсмен сменил тренера (одна из
основных причин - конфликты, отсутствие взаимопонимания).
Несмотря на то, что 81% опрошенных высоко оценивали свои шансы
достичь отличных результатов в спорте, реально лишь 35% удовлетворены своей
спортивной карьерой.
Более половины спортсменов считают, что ушли из спорта
"немного рано" или "слишком рано" и только 4% -
"немного поздно" или "слишком поздно". По значимости среди
причин ухода из спорта на первом месте - отсутствие перспектив в спорте, на
третьем психическая усталость, на четвертом отношения с тренером (физическая
усталость и возраст - лишь на 8-9-м соответственно).
И цифры, и конкретные судьбы спортсменов убеждают, что
спорт нуждается в организации психологической службы на всех его уровнях. Кто
же оказывает психологическую помощь спортсмену?
Прежде всего, это тренер, психолог (если он есть), партнеры,
друзья, члены семьи. Р.М. Загайнов отмечает наличие у спортсменов высокого
класса "групп психологической поддержки" - довольно узкого круга
близких людей, которым спортсмен доверяет и с которыми советуется, принимая
решения в спорте и жизни. Однако, очевидно, что спортсмен и сам может оказывать
психологическую помощь - и себе (самопомощь), и другим людям (тренеру,
партнерам и т.д.).
Но этому нужно научиться. И обучают спортсмена здесь, в первую
очередь, тренер и психолог. С этой точки зрения, психологическое сопровождение
СК можно представить как деятельность тренера и психолога по оказанию
психологической помощи спортсмену и обучению его самопомощи и помощи окружающим
- Выше были сформулированы цели этой деятельности и ее основные направления. Теперь
необходимо решить вопрос о средствах достижения целей.
В понятие "средства деятельности" включаются ее способы
и условия. Словами психологического сопровождения спортивной карьеры будут
различные виды психологической помощи понимаемой и как помощь в преодолении
конкретных трудностей, и более широко - как помощь спортсмену в развитии,
"построении" успешной спортивной и жизненной карьеры.
При таком понимании психологической помощи ее основными видами
будут:
·
обучение - помощь спортсмену в овладении
знаниями, умениями навыками,
·
воспитание - помощь спортсмену в формировании
личности и индивидуальности;
·
психодиагностика – помощь спортсмену в
самопознании и индивидуализации всей спортивной подготовки на основе изучения
его психологических особенностей и процесса развития;
·
психопрофилактика - помощь в предупреждении
возникновения развития деструктивных психических явлений (психического
пресыщения психологических барьеров, хронического психического перенапряжения,
мотивации избежания неудачи, нежелательной деавтоматизации двигательных
навыков, конфликтов и т.п.), прямо или косвенно "разрушают спортивную
деятельность или даже карьеру в целом;
·
психокоррекция - помощь в исправлении, снятии,
перевоспитании уже возникших негативных психических явлений;
·
психологическое просвещение - помощь
спортсмену в овладении психологическими знаниями, необходимыми для
самосовершенствования в спорте и жизни;
·
психологическое консультирование - помощь
спортсмену в анализе решения;
·
психологические тренинги -
специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр,
помогающие спортсмену в развитии необходимых психологических качеств и умений;
·
психологическая подготовка -
использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической
готовности спортсмена к тренировочному процессу, соревнованиям, решению
различных проблем в спорте и жизни.
Несмотря
на то, что все эти виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, каждый из
них имеет свою специфику, свои общие и частные технологии, знание которых
существенно повышает психологическую компетентность педагога. Однако их
эффективное практическое применение требует учета как минимум следующих
условий: вида спорта; особенностей спортивной группы; возраста, пола,
индивидуально-психологических особенностей спортсменов; этапа спортивной
карьеры.
На
каждом из этапов СК в соответствии с его задачами будет обнаруживаться
определенная специфика как в использовании отдельных видов психологической
помощи, так и в их сочетании.
В
чем проявятся общие эффекты системы психологического сопровождения СК?
Их
можно ожидать как на уровне динамики спортивных результатов (т.е. результатов
спортивной деятельности в узком смысле), так и на уровне общего развития
спортсменов (т.е. результатов спортивной деятельности в широком смысле). Общую модель
системы психологического сопровождения спортивной карьеры наиболее интересно,
на наш взгляд, представлена у крупного специалиста в этой области Н.Б.
Стамбуловой (рис. №1).
|