бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в Д... бесплатно рефераты

Основа всех видов психологической помощи при реализации модели "Мобилизация" - это взаимодействие, при котором информация двигается в ту и в другую сторону; от тренера к спортсменам и от спортсменов к тренеру, причем происходит обоюдный учет этой информации. Готовы ли иные спортсмены к взаимодействию с тренером, зависит от их предшествующего опыта общения со взрослыми  в семье, затем - в школе. Детские психологи считают, что, в принципе, взаимодействие с ребенком возможно, начиная с 3-х лет, а многие педагоги и на практике доказали, что оно возможно и эффективно.          Важнейшими условиями эффективного взаимодействия являются:

·        открытость тренера для общения с юными спортсменами и их родителями;

·        создание благоприятной атмосферы в спортивной группе, где на данном этапе дружественность должна преобладать над конкурентностью;

·        стимулирование юных спортсменов к самостоятельности в сочетании с готовностью в любой момент прийти им на помощь;

·        введение справедливых групповых норм как основы дисциплины и порядка на занятиях.

          Овладение нравственными нормами взаимоотношений с тренером и товарищами по группе и более широко -  нормами спортивной этики - является

весьма трудным для юных спортсменов. Оно тесно связано и с развитием нравственных качеств. Поэтому данному направлению важно уделять большое внимание с первых шагов в спорте, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием.

Л.А.Венгер и В.С.Мухина, специально изучавшие усвоение нравственных норм поведения дошкольниками и младшими школьниками, отмечают, что этот процесс включает: понимание ребенком их смысла и значения приобретение соответствующих привычек поведения; формирование определенного эмоционального отношения к этим нормам. По мере освоения, эти нормы становятся для детей ориентирами в оценке поведения других людей, а также литературных персонажей. Однако для ребенка гораздо труднее приложить эти нормы к самому себе (отсюда, типичное для этого возраста ябедничество детей).

          В основе нравственного развития лежит адекватная самооценка человеком своих поступков. Самооценка же дошкольников и младших школьников обычно неустойчива, несамостоятельна и неадекватна. Чтобы помочь им правильно оценить свои действия, полезно введение понятных детям полярных этических эталонов.

          Оригинальная методика, в которой реализуется данный подход, описана Л.А.Венгером и В.С.Мухиной. В игре-эксперименте детям дошкольного возраста предлагалось распределить игрушки между собой и еще двумя детьми. С теми детьми, которые распределяли несправедливо (брали себе больше или явно лучшие игрушки), работа продолжалась следующим образом. Педагог вводил популярные этические эталоны; Буратино (добрый, справедливый) - Карабас (жадный, эгоистичный) и предлагал ребенку распределить игрушки за Буратино и за Карабаса. Затем просил других детей соотнести действия "испытуемого" с "действиями Буратино и Карабаса". В итоге несправедливое распределение ребенком игрушек соотносилось другими детьми с образом Карабаса: "Он разделил как Карабас!" Характерно, что первая реакция испытуемых на такую оценку группы - протест. Но тогда педагог просил самого ребенка произвести сопоставление и убедиться в соответствии своих действий отрицательному эталону.

          Постепенно такой подход позволяет превратить нравственные нормы из туманной абстракции, чего-то внешнего для ребенка, во внутренние ориентиры при оценке своих поступков. Такой подход может оказаться полезным и в детском спорте.

          Одна из базовых проблем на данном этапе - формирование устойчивой мотивации, побуждающей юного спортсмена продолжать занятия спортом. Здесь лишь отметим важность развития процессуальных мотивов на основе интереса к спорту вообще и своему виду спорта, в частности, а также учета стремления юных спортсменов к подражанию. Следовательно, нужно предложить соответствующие образцы, из которых спортсмен мог бы выбирать.

          Как обнаружилось в нашем исследовании спортивной карьеры, юные спортсмены нуждаются в более широкой информации о спорте, особенностях спортивной тренировки и новаций, о специфике избранного вида спорта. Важны не только чисто формальные сведения, например, о правилах соревнований, но и яркие рассказы о спортивной жизни вообще, ее "парадной стороне" и "черновой работе", о спортсменах - известных и не очень, о людях, которые помогают спортсмену в спорте и т.п. Это будет способствовать и развитию мотивации юных спортсменов (в частности, в профилактике "обмана ожиданий" по отношению к тренировкам), и подготовке их к первым соревнованиям.

          Важными для юного спортсмена являются знания и умения по "технике безопасности" в избранном виде спорта и более широко - специальная работа по профилактике травматизма, включающая необходимую физическую подготовку, использование страховочных средств, обучение приемам самостраховки и т.п. Одновременно, это одна из мер профилактики психологических барьеров.

          В связи с проблемой психологических барьеров юных спортсменов интересен пример из реферата одного студента: "Дошкольником родители привели меня в бассейн. Хотели, чтобы я стал пловцом (у меня были подходящие внешние данные). Но выяснилось, что я боюсь воды. Научился плавать только потому, что страх перед тренером был гораздо сильнее, чем страх воды... Однако пловцом я не стал, вскоре сменил вид спорта".

          Действительно, вытеснение одного страха другим малоэффективно, если иметь в виду не сиюминутный результат, а перспективы СК в целом.

           Гораздо более эффективны на данном этапе все формы социальной поддержки со стороны тренера, которые помогают юным спортсменам преодолевать любые трудности: от незнания и неумения до всевозможных страхов.

          Например, американские спортивные психологи Ф.Смол и Р.Смит -авторы концепции подготовки эффективных детских тренеров  считают обязательной социальную поддержку юного спортсмена (в форме похвалы, одобрения, внушения уверенности, доброжелательного сочувствия и др.) в следующих случаях:

·        при успехе и любых положительных проявлениях личности спортсмена;

·        сразу после ошибки вместе с корректирующими указаниями;

·        за усилия, старание, в той же мере, как и за результаты.

В обучении двигательным действиям особое значение приобретает учет особенностей интеллектуального развития и психических новообразований юных спортсменов, а в развитии двигательных качеств - учет сензитивности младшего школьного возраста для развития ловкости, быстроты, гибкости, общей выносливости.

Чем младше дети, тем более у них выражены образные формы интеллектуальных процессов (образная память, наглядно-образное мышление), а также их непроизвольный характер, в связи с этим большую роль играют:

·        все формы наглядности обучения;

·        краткость и четкость всех указаний и объяснений;

·        "акцент внимания" при показе или описании;

·        разнообразие заданий и упражнений; чередование игровых и учебных заданий с более свободной "игровой дисциплиной" и более строгой "учебной";

·        эмоциональность занятий.

          В организации наглядности важны не только показ и образные описания, но и использование наглядных схем и моделей. Например, известный тренер по прыжкам в воду Б.П.Клинченко придумал и смастерил специальных кукол на проволочном каркасе, которых широко использовал для обучения юных прыгунов в воду. Спортсмены с помощью тренера, затем самостоятельно показывали на кукле положение тела прыгуна во всех фазах прыжка, а в дальнейшем - учились рисовать прыгающих человечков.

          Особо следует отметить использование на данном этапе игрового метода обучения. В игре наиболее полно мобилизуются все психические силы детей, именно в игре они получают полную свободу самовыражения и проходят "школу индивидуальности".

          Игровое отношение позволяет юному спортсмену легче осваивать те сферы деятельности (упражнения, задания), которые внушают страх и трепет, кажутся слишком трудными. Известно, что чрезмерное почитание и эмоциональное отталкивание идут рука об руку. Игра же помогает раскрепоститься, сделать трудное субъективно более легким

и доступным. Поэтому игровые задания одновременно служат и для профилактики психологических барьеров.

          В игровой форме могут проводиться и простейшие психологические тренинги, например, по типу психогимнастики М.И.Чистяковой.

          В младшем школьном возрасте формируются такие психические новообразования, как произвольность психических процессов и поведения; внутренний план действий и рефлексия. Очень важно стимулировать их развитие, поскольку это основа психической саморегуляции, самоконтроля и самооценки спортсмена. Для этого можно использовать психотехнические упражнения и игры, а также обсуждение со спортсменами различных проблем, начиная от разбора ошибок при выполнении двигательных действий и заканчивая проблемами спортивной жизни в целом.

          Особое значение в системе психологической помощи на данном этапе имеет подготовка спортсмена к первым соревнованиям и самоорганизация этих соревнований. Первым соревнованиям необходимо придать статус праздника, используя для этого все возможные на этом уровне атрибуты: парад открытия, информирование зрителей, награждение победителей, поздравления и т.п. Настраивая юных спортсменов на выступление, полезнее подчеркнуть значимость участия, а не результата. Установка - показать

товарищам, родителям, тренеру, судьям, зрителям, чему спортсмен научился - будет оптимальной.

          С этой же точки зрения нужно оценивать и результаты выступлений. Важно, чтобы все участники получили удовлетворение от соревнований, памятные или поощрительные призы, поддержку тренера и родителей. Для профилактики страха соревнований наиболее важно поддержать неудачников тех, кто растерялся или не справился с волнением. Негативные реакции тренера здесь опасны не только сами по себе, но и потому, что обычно тут же копируются "местными чемпионами", усиливая психотравму неудачника.

          С первых же соревнований важно приучать спортсменов к анализу своих выступлений с точки зрения того опыта, который они приобрели. Именно такой ракурс позволяет выработать конструктивное отношение и к успехам и к неудачам.

          На соревнованиях часто наиболее ярко обнаруживается соответствие (или несоответствие) способностей спортсмена требованиям вида спорта. Одна из основных проблем на данном этапе - подтвердить правильность выбора вида спорта или, наоборот, убедиться в неверном выборе. Важно, чтобы дети, пришедшие в спорт, не уходили из него совсем. Если тренер видит, что все возможности помощи юному спортсмену в овладении данным видом спорта исчерпаны, необходимо помочь ему в спортивной переориентации. Этот вопрос решается с участием самого спортсмена и его родителей. Весьма полезными здесь могут оказаться данные психодиагностики.

          Фактически, помощь в спортивной переориентации - одно из важных направлений консультационной работы тренера на данном этапе. Другое направление - помощь юному спортсмену в организации режима дня и рациональном распределении времени. Если на это обратить внимание уже здесь, то можно будет избежать серьезных осложнений с учебой на следующем этапе СК, когда начнутся более напряженные тренировки. Существенную поддержку спортсмену в решении жизненных проблем и проблем спортивной карьеры общего плана могут оказать родители.

          Таким образом, уже на начальном этапе спортивной карьеры посте-

пенно развертываются все виды психологической помощи спортсмену при

ведущей роли обучения, воспитания и психопрофилактики.

          В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена, помощи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе из кризиса начала спортивной специализации не только физическую, техническую и пр., но и психическую готовность к продолжению своей спортивной карьеры на более высоком уровне. Это самый общий эффект психологического сопровождения СК на данном этапе, который можно представить в виде следующего комплекса частных эффектов:

·        положительная самооценка и уверенность в своих силах;

·        желание продолжать спортивную карьеру, основанное на интересе к споту вообще и к избранному виду спорта в частности;

·        уверенность  в правильности выбора вида спорта;

·        способность юного спортсмена ориентироваться в проблемах спортивной жизни и решать их при поддержке тренера;

·        положительное отношение к тренировкам и соревнованиям;

·        доверительные отношения с тренером;

·        дружеские отношения в спортивной группе.

Итак, в заключении  мы можем сказать, что в дошкольном возрасте не учитывать психологию личности ребёнка и его индивидуальные особенности на этапе селекционного отбора по видам спорта, а также во время психологического сопровождения  его спортивного развития - большая ошибка. Использование современных психологических технологий и учёт индивидуальных особенностей позволят не только оптимизировать и интенсифицировать селекционный отбор по видам спорта и дальнейшее психологическое сопровождение начального этапа спортивной карьеры, но и позволит уберечь юных спортсменов от ряда негативных и деструктивных моментов, сопровождающих начальный этап его спортивной карьеры.


Глава 2. Построение системы психологической помощи как важнейший элемент психологического сопровождения спортивной карьеры.

 

Дифференциация знаний в области психологического обеспечения спортивной деятельности достигла уже той меры, когда необходимо сделать интегрирующий шаг. Таким шагом может быть построение системы психологического сопровождения спортивной карьеры в целом с учётом всех возрастных особенностей, начиная с дошкольного возраста.

Психологическое сопровождение спортивной карьеры – это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из этапов спортивной карьеры,  начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере.

Построение такой системы, должно учитывать, с одной стороны, психологические закономерности спортивной карьеры, а с другой - весь опыт практической психолого-педагогической работы со спортсменами, наработанные здесь приемы и технологии. Психологические закономерности начала спорной карьеры должны стать отправной точкой в постановке целей и конкретизации задач психологического сопровождения спортивной карьеры, в определении основных направлений психологической помощи спортсмену. Анализ же различных технологий психологической помощи необходим для выбора адекватных средств реализации поставленных целей и задач.

Психологические модели спортивной карьеры (синтетическая, аналитическая и структурная), служили теоретической основой для эмпирических исследований СК и дали нам синтетическое, аналитическое и структурное описания последней. В каждом из них раскрывается ряд психологических закономерностей спортивной карьеры.

          Так, синтетическое описание позволило выяснить факторы удовлетворённости - неудовлетворенности спортивной карьерой; аналитическое - описать предсказуемые кризисы СК и те проблемы, которые спортсмену необходимо решить в каждом из них для успешного продолжения карьеры в целом; структурное описание - уточнить психологические детерминанты спортивных результатов и основные направления   психического   развития спортсмена.

Отталкиваясь от этих закономерностей, можно сформулировать следующие цели психологического сопровождения СК:

·        помочь спортсмену в самореализации, т.е. достижении максимальных

для него спортивных результатов при оптимальной "цене" СК;

·        помочь спортсмену успешно преодолевать кризисы СК, используя их на благо собственного развития в спорте;

·        помочь спортсмену найти оптимальные взаимосвязи спорта и других сфер жизни, максимально использовать СК и ее эффекты для успешной жизненной карьеры в целом.

Для каждого этапа СК эти общие цели должны быть конкретизированы в виде комплекса задач, отражающих специфику его содержания.

Психологические описания СК позволяют также выделить следующие основные направления психологической помощи спортсмену:

а) в тренировочном процессе;

б) в соревнованиях;

в) в решении различных проблем спортивной карьеры;

г) в решении важных жизненных проблем.

В рассмотренных выше системах психологического обеспечения спорта обычно реализуются первые два направления, иногда - третье и крайне редко - четвертое. Это и понятно, потому что традиционно имеется в виду лишь какой-либо из этапов СК (чаще спорт высших достижений), а спортивная деятельность рассматривается сама по себе, вне связи с жизненной карьерой в целом.

Существует ли потребность в создании системы психологической помощи спортсмену на протяжении всей СК? Первым выступлением в соревнованиях были разочарованы около одной трети юных спортсменов, а каждый пятый приобрел психологический барьер страха соревнований (и это из тех, чья СК после этого продолжалась еще в среднем 10 и более лет).

На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта 70% опрошенных отметили отсутствие стабильности в соревнованиях. При переходе в спорт высших достижений каждый четвертый спортсмен сменил тренера (одна из основных причин - конфликты, отсутствие взаимопонимания).

Несмотря на то, что 81% опрошенных высоко оценивали свои шансы достичь отличных результатов в спорте, реально лишь 35% удовлетворены своей спортивной карьерой.

Более половины спортсменов считают, что ушли из спорта "немного рано" или "слишком рано" и только 4% - "немного поздно" или "слишком поздно". По значимости среди причин ухода из спорта на первом месте - отсутствие перспектив в спорте, на третьем психическая усталость, на четвертом отношения с тренером (физическая усталость и возраст - лишь на 8-9-м соответственно).

          И цифры, и конкретные судьбы спортсменов убеждают, что спорт нуждается в организации психологической службы на всех его уровнях. Кто же оказывает психологическую помощь спортсмену?

Прежде всего, это тренер, психолог (если он есть), партнеры, друзья, члены семьи. Р.М. Загайнов отмечает наличие у спортсменов высокого класса "групп психологической поддержки" - довольно узкого круга близких людей, которым спортсмен доверяет и с которыми советуется, принимая решения в спорте и жизни. Однако, очевидно, что спортсмен и сам может оказывать психологическую помощь - и себе (самопомощь), и другим людям (тренеру, партнерам и т.д.).

Но этому нужно научиться. И обучают спортсмена здесь, в первую очередь, тренер и психолог. С этой точки зрения, психологическое сопровождение СК можно представить как деятельность тренера и психолога по оказанию психологической помощи спортсмену и обучению его самопомощи и помощи окружающим - Выше были сформулированы цели этой деятельности и ее основные направления. Теперь необходимо решить вопрос о средствах достижения целей.

В понятие "средства деятельности" включаются ее способы и условия. Словами психологического сопровождения спортивной карьеры будут различные виды психологической помощи понимаемой и как помощь в преодолении конкретных трудностей, и более широко - как помощь спортсмену в развитии, "построении" успешной спортивной и жизненной карьеры.

При таком понимании психологической помощи ее основными видами будут:

·        обучение - помощь спортсмену в овладении знаниями, умениями навыками,

·        воспитание - помощь спортсмену в формировании личности и индивидуальности;

·        психодиагностика – помощь спортсмену в самопознании и индивидуализации всей спортивной подготовки на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития;

·         психопрофилактика - помощь в предупреждении возникновения развития деструктивных психических явлений (психического пресыщения психологических барьеров, хронического психического перенапряжения, мотивации избежания неудачи, нежелательной деавтоматизации двигательных навыков, конфликтов и т.п.), прямо или косвенно "разрушают спортивную деятельность или даже карьеру в целом;

·        психокоррекция - помощь в исправлении, снятии, перевоспитании уже возникших негативных психических явлений;

·        психологическое  просвещение - помощь спортсмену в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования в спорте и жизни;

·        психологическое консультирование - помощь спортсмену в анализе решения;

·        психологические тренинги - специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие спортсмену в развитии необходимых психологических качеств и умений;

·        психологическая подготовка - использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической готовности спортсмена к тренировочному процессу, соревнованиям, решению различных проблем в спорте и жизни.

          Несмотря на то, что все эти виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, каждый из них имеет свою специфику, свои общие и частные технологии, знание которых существенно повышает психологическую компетентность педагога. Однако их эффективное практическое применение требует учета как минимум следующих условий: вида спорта; особенностей спортивной группы; возраста, пола, индивидуально-психологических особенностей спортсменов; этапа спортивной карьеры.

          На каждом из этапов СК в соответствии с его задачами будет обнаруживаться определенная специфика как в использовании отдельных видов психологической помощи, так и в их сочетании.

          В чем проявятся общие эффекты системы психологического сопровождения СК?

          Их можно ожидать как на уровне динамики спортивных результатов (т.е. результатов спортивной деятельности в узком смысле), так и на уровне общего развития спортсменов (т.е. результатов спортивной деятельности в широком смысле). Общую модель системы психологического сопровождения спортивной карьеры  наиболее интересно, на наш взгляд, представлена у крупного специалиста в этой области Н.Б. Стамбуловой (рис. №1).


ЦЕЛИ


·        Помочь спортсменам в самореализации, т.е. достижении максимальных для него спортивных результатов при оптимальной «цене» карьеры;

·        Помочь спортсмену успешно преодолевать кризисы СК, используя их на благо развития в спорте;

·        Помочь спортсмену найти оптимальные взаимосвязи спорта и других сфер жизни, максимально использовать СК и её эффекты для  жизненной карьеры в целом

v     Помочь спортсмену Специфические задачи на каждом из этапов СК


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


·             В тренировочном процессе;

·             В соревнованиях;

·             В решении проблем СК в целом;

·             В решении жизненных проблем.

v     Специфические особенности реализации на каждом из этапов СК.


СРЕДСТВА


СПОСОБЫ


· Обучение

· Воспитание

· Психодиагностика

· Психопрофилактика

· Психокоррекция

· Психологическое просвещение

· Психологическое консультирование

· Психологический тренинг

· Психологическая подготовка


УСЛОВИЯ

·  Учёт вида спорта

·  Учёт особенностей спортивной группы

·  Учёт возраста, пола и индивидуальных психологических особенностей спортсмена

·  Учёт этапа СК


ЭФФЕКТЫ

·        На уровне динамики спортивных результатов

·        На уровне общего развития спортсмена

v    Промежуточные эффекты на каждом из этапов СК


Рис. №1. Общая модель системы психологического сопровождения спортивной карьеры Н.Б. Стамбуловой.

          На основании этой общей модели могут быть построены не только частные модели, например, модели психологического сопровождения СК в различных видах спорта, но и парциальные модели психологического сопровождения конкретных этапов СК. В принципе, можно создавать и индивидуальные модели. Использование синергетического подхода в организации психологической помощи спортсменам позволит более грамотно организовать спортивным психологам и педагогам  свою профессиональную деятельность, обеспечить высокий уровень самореализации юных спортсменов.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В результате деятельности связанной с  подготовкой и написанием курсовой работы нам удалось достигнуть поставленной цели. Осуществлён  не только обзор и всесторонний анализ опыта психолого-педагогического  сопровождения  и особенностей селекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ, но и следуя логике работы, рассмотрено психолого-педагогическое сопровождение карьеры юного спортсмена в целом, с учётом  философско-педагогических идей гуманизации, общенаучных и психолого-педагогических приёмов,  основ психологического моделирования, положений системного и аксиологического подходов.

В ходе достижения поставленной цели мы ознакомились с опытом спортивной селекции и психолого-педагогического сопровождения отображенным в трудах современных учёных, изучили современные представления о психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ спортивной деятельности, рассмотрели особенности построения системы психолого-педагогической помощи  юным спортсменам.

          Мы успешно подтвердили гипотезу, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта является важным условием качественного профессионального становления спортсмена. Это доказывается не только трудами множества современных учёных, но и многолетним опытом работы психологов и педагогов, начиная с защиты диссертации Авксентием Цезаревичем Пуни  и заканчивая нынешним временем. Мы присоединяемся к их  точке зрения, согласно которой спортивная карьера юного спортсмена немыслима без грамотного психолого-педагогического сопровождения.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Богданова Д.Я., Бранц Е.М. Занимательная психология спорта. – Т.2. – СПб, 1994.

2.     Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. -  М.,1986.

3.     Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсмена. –  Краснодар, 1995.

4.     Гусинский Э.Н. Образование личности. – М.: Интерпракс, 1994.

5.     Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Лантерна, Вита,1995.

6.     Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.,1987.

7.     Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – 2-е изд. – М.: Просвещение 1990.

8.     Марищук В.Л., Серова Л.К., Информационные аспекты управления спортсменом. – М.: ФиС,1983.

9.     Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999

10. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. – М.,1980.

11. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

12.  Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.

13. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

14.  Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.,1987.

15.  Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М., 1985.


Страницы: 1, 2, 3


 © 2010 Все права защищены.