бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в Д... бесплатно рефераты

Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в Д...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



 

 

Кафедра психологии и педагогики





 

Курсовая работа





на тему:


Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 5-го курса группы  Д-1

факультета психологии и педагогики

Долотовой Ирины Николаевны

Научный руководитель:

Белов Александр Константинович

К.П.Н. доцент

 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2005

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

                                                                                                                       Стр.

 

Введение………………………………………………………………………….3




Глава 1. Теоретико-практические аспекты психолого-педагогического

     сопровождения в процессе спортивной селекции в ДОУ…………...5


1.1.          Спортивная селекция с использованием психолого-педагогического сопровождения в трудах современных учёных…………………..5

1.2.          Особенности психолого-педагогического  сопровождения  и особенностей селекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ. ……………………………………………...15


Глава 2.  Построение   системы    психолого-педагогической    помощи

      как важнейший элемент психологического сопровождения   

     спортивной карьеры. …………………………………………………..26


Заключение………………………………………………………………………..34


Список литературы……………………………………………………………….35









 

ВВЕДЕНИЕ

 

Спортивная карьера по своему уникальна. Способности к определённому виду спорта необходимо выявить и начать развивать уже в период дошкольного возраста. Только в этом случае будущему спортсмену удастся достигнуть высоких результатов в его профессиональной деятельности. Однако штурм высот спорта в раннем  дошкольном возрасте связан с преодолением сложнейшего противоречия, в котором с одной стороны выступает ещё не сформировавшаяся психика  ребёнка, а с другой стороны необходимость в серьёзной методичной работе, требующей значительных волевых усилий и глубокой работы над самим собой.  Выявление и воспитание будущего спортсмена порождает целый комплекс  психолого-педагогических проблем. Разрешение этих проблем является чрезвычайно актуальной задачей, от которой зависят судьбы множество детей, так или иначе связавших своё будущие со спортом.

          В качестве объекта исследования в данной работе выступает начальный этап формирования личности будущего спортсмена. Предметом исследования является психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в ДОУ.

          Цель работы – обзор и всесторонний анализ опыта психолого-педагогического  сопровождения  и особенностей селекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ…

          В основу работы положена гипотеза, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта является важным условием успешного профессионального становления спортсмена.

          В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи:

1.     Ознакомиться с опытом спортивной селекции и психолого-педагогического сопровождения отображенным в трудах современных учёных

2.     Изучить современные представления о психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ спортивной деятельности.

3.     Рассмотреть возможность построения системы психолого-педагогической помощи  юным спортсменам.

Методологической и теоретической базой исследования являются философско-педагогические идеи гуманизации, общенаучные и психолого-педагогические приёмы, методы и принципы познания, основы психологического моделирования, положения системного и аксиологического подходов.

Данная работа несёт в себе теоретическую и практическую значимость, так как может быть использована в качестве дополнительного пособия, психологами и тренерами дошкольных образовательных учреждений, способствовать повышению эффективности их работы, за счёт обеспечения более комфортных психолого-педагогических условий воспитания юных спортсменов.


















Глава 1. Теоретико-практические аспекты психолого-педагогического

сопровождения в процессе спортивной селекции в ДОУ

 

1.1. Спортивная селекция с использованием психолого-педагогического сопровождения в трудах современных учёных.


          Отечественная психология спорта с самого начала формировалась как прикладная наука, нацеленная на помощь спортсменам и тренерам. Однако, на этапе первоначального становления ее возможности реально влиять на практику спорта были ограничены ее же собственной неразвитостью. Потребовался весьма длительный латентный период (20-40-е годы), связанный с накоплением и описанием научных фактов, выяснением некоторых базовых психологических закономерностей спортивной деятельности и ее влияния на развитие человека. Этот первый этап развития отечественной психологии спорта называют описательно-объяснительным (Д.Я.Богданова) или познавательно-описательным (В.М.Мельников и др.).

          Решающими в становлении психологии спорта как самостоятельной отрасли психологии и спортивных наук стали 50-е годы, которые можно рассматривать как второй этап ее развития. Этот этап характеризуется официальным признанием спортивной психологии, формированием основных научных школ: ленинградской (петербургской) во главе с профессором А.Ц.Пуни и московской во главе с профессором П.А. Рудиком, оформлением психологии спорта как учебной дисциплины в институтах физической культуры (программ первый учебник), наконец, первым» её движением к практике спорта.

Особо следует выделить 1952-й год, когда, по-видимому, не случайно совпали два важнейших события в спортивной жизни страны и развитии спортивной психологии: первое выступление советских спортсменов на Олимпийских играх и защита Авксентием Цезаревичем Пуни первой докторской диссертации по психологии спорта.

          Триумфальное выступление советских олимпийцев означало признание авторитета советского спорта на международной арене и одновременно начало борьбы за его преумножение и новые спортивные победы. Защита диссертации А.Ц.Пуни, которая так и называлась "Психология спорта", тоже прошла успешно, что означало официальное признание спортивной психологии как самостоятельной отрасли психологии и наук о спорте. В спорте начался поиск резервов дальнейшего повышения спортивных результатов, а в спортивных науках, в том числе в психологии спорта, - поиск новых концепций и подходов, представляющих не только теоретический, но и практический интерес.

          На основании психологического анализа особенностей спортивной деятельности психология "внедрялась" в уже сложившиеся стороны подготовки спортсменов - физическую, техническую, тактическую. Наибольшее прикладное значение на данном этапе имела разработка психологических основ технической и тактической подготовки, особенно проблем формирования двигательных навыков, использования идеомоторной тренировки, развития тактического мышления, а также влияния эмоциональных состояний на результативность действий спортсмена (А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, Р.С.Абельская, Д.Я.Богданова, Е.Н.Сурков, Г.Рафалович, 0.А.Черникова и др.).

          Изучение специфических особенностей спортивной деятельности позволило определить ее как "волевую" по своему характеру, т.е. связанную с психической саморегуляцией спортсменом своих действий в затрудненных, часто экстремальных, условиях тренировки и соревнований.

          Отсюда возникло новое направление в психологии спорта и новый вид подготовки спортсмена – волевая или морально-волевая подготовка. Постановку проблемы волевой подготовки и начало ее экспериментальной раз-

работки (А.Ц.Пуни, П.А.Рудик) можно считать наиболее значительным достижением развития психологии спорта на данном этапе.

          Третий этап развития отечественной спортивной психологии охватывает 60-е и первую половину 70-х годов. Он связан с постановкой и тщательной разработкой содержания психологической подготовки спортсмена как относительно самостоятельного ее вида, наряду с физической, технической, тактической. Эта проблема становится настолько широкой, что, по сути, поглощает все остальные.

          В содержание общей психологической подготовки включались следующие направления: моральная (идеологическая) подготовка; волевая подготовка; совершенствование интеллектуальных качеств; повышение помехоустойчивости; обучение настройке на выполнение упражнения, самоконтролю и самооценке двигательных действий; обучение приемам саморегуляции неблагоприятных психических состояний и др.

          Наибольший практический интерес здесь представляет целостная концепция волевой подготовки спортсмена, разработанная А. Ц. Пуни (А.С.Егоров, Ю.Я.Киселев, Б.Н.Смирнов, Г.А.Чашина и др.). Ключевые понятия концепции - воля, препятствия различные степени трудности, волевые

усилия, волевые действия, волевые качества спортсмена.

          В концепции обоснованы: трех компонентная структура воли (интеллектуальный, эмоциональный и исполнительный компоненты); характеристика и классификация возникающих в спорте препятствий и соответствующая классификация волевых усилий спортсмена; приемы самоорганизации и самомобилизации волевых усилий; характеристика волевых качеств: целеустремленности, настойчивости - упорства, решительности - смелости, самостоятельности - инициативности, выдержки - самообладания; структуры волевых качеств в различных видах спорта; практические рекомендации; воспитанию и самовоспитанию воли спортсмена.

Специальная психологическая подготовка рассматривалась как процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности спортсмена к выступлению в соревнованиях. В разработке содержания специальной психологической подготовки были достигнуты наибольшие успехи.

Во-первых, выделен и экспериментально обоснован комплекс признаков состояния психической готовности к соревнованию (А.Ц.Пуни, А.Д.Ганюшкин, Р.М.Загайнов, Ю.Я.Киселев, А.С.Егоров; позднее - Н.П.Казаченко, О.Н.Мазуров, О.С.Никитина и др.); трезвая уверенность в своих силах; стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу; оптимальный уровень эмоционального возбуждения; высокая помехоустойчивость против неблагоприятных внешних и внутренних влияний; способность произвольно управлять своими мыслями, чувствами, действиями и

поведением.

Во-вторых, разработана система звеньев психологической подготовки к

конкретному соревнованию включающая:

·        сбор необходимой, достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности, о противниках;

·        пополнение и уточнение необходимой информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды и перспективах их изменения к началу соревнований;

·         правильное определение и формулировка цели участия в соревнованиях;

·        формирование и актуализация соответствующих цели мотивов выступления в соревнованиях;

·         вероятностное программирование соревновательной деятельности с возможным моделированием условий предстоящего соревнования;

·         специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;

·        предусмотрение приемов саморегуляции могущих возникнуть неблагоприятных внутренних состояний;

·        отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, восстановления ее в ходе соревнования.

          В-третьих, были выяснены некоторые психологические закономерности непосредственной подготовки к исполнению спортивного действия и даны практические рекомендации, позволяющие спортсмену лучше настроиться на выступление (А.Ц.Пуни).

          В-четвертых, началась интенсивная разработка проблемы психодиагностики в спорте: создания новых отечественных методик исследования спортсменов, адаптации и модификации зарубежных методик (Е.А.Калинин, Ю.Я.Киселев, Ю.Л.Ханин, В.Л.Марищук, В.А.Плахтиенко, А.В.Родионов, С.М.Слобунов и др.).

          В-пятых, появились первые фундаментальные исследования социально-психологических проблем спорта: особенностей общения тренера и спортсмена, взаимоотношений в спортивной команде, вопросов управления командой, лидерства и др. (И.П.Волков, Д.Я.Богданова, В.И.Румянцева, Ю.Я.Рыжонкин, Ю.Л.Ханин и др.).

          Все названные исследования и разработки имели уже ярко выраженную прикладную направленность и. по сути, подготовили основу для практической работы психологов в спортивных командах.

          Четвертый этап развития отечественной психологии спорта охватывает вторую половину 70-х и 80-е годы. Главное событие, ознаменовавшее начало этого этапа, - "выход" спортивных психологов из учебных аудиторий и исследовательских лабораторий в практику спорта, начало систематической психологической помощи сборным командам СССР по различным видам спорта. В качестве психологов-практиков в спортивных командах работали: преподаватели вузов

Эти годы связаны с оживленными научными дискуссиями по поводу задач и содержания работы психолога в спортивной команде, накоплением и обобщением опыта такой работы.

          В итоге сложилось два основных подхода к пониманию роли спортивного психолога в команде. Первый - сугубо психологический. Его суть в том, что психолог занимается главным образом исследованием спортсменов и представляет тренеру необходимую информацию для решения разнообразных задач спортивной подготовки. Второй подход - психолого-педагогический, сводящий к минимуму процесс исследования с помощью специальных психологических методик и переносящий основной акцент в сферу воздействия на спортсменов.

          Первый подход получил наиболее полное воплощение в формировании системы комплексного психологического контроля при управлении тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов (Е.А.Калинин, Ю.Я.Киселев, А.В.Родонов, Н.А.Худадов и др.). Несмотря на то, что у разных авторов здесь имеются определенные особенности, общая схема является весьма устойчивой, В таблице №1 эта схема представлена в интерпретации Ю.Я. Киселева.



Таблица №1 Блок-схема системы комплексного психологического контроля в спорте (по Ю.Я. Киселеву, 1989)

Формы психологического контроля

Психологические особенности  спортсменов, составляющие предмет контроля

Направление использования данных психологического контроля в подготовке спортсменов

Углубленный специализированный контроль

- социально-психологический статус в команде;

- направленность личности, ведущие отношения, мотивация;

- свойства нервной системы и темперамента

> спортивная ориентация и отбор в команду;

> индивидуализация многолетнего и годичного планирования;

> формирование индивидуального стиля

деятельности;

> выбор индивидуально оптимальной стратегии подготовки

Этапный контроль

- Относительно постоянные конфликты и состояния;

- Психические процессы и регуляторные функции

> определение индивидуально оптимальной

тактики педагогических воздействий;

> разработка индивидуальных модельных

характеристик психологической подготовленности и готовности;

> выделение лиц, нуждающихся в психопрофилактике и психорегуляции

Текущий контроль

- активность

Страницы: 1, 2, 3