Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в Д...
Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в Д...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра психологии и педагогики
Курсовая работа
на тему:
Психолого-педагогическое сопровождение и
селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в ДОУ
|
Студентки 5-го курса группы Д-1
факультета психологии и педагогики
Долотовой Ирины Николаевны
Научный
руководитель:
Белов Александр
Константинович
К.П.Н. доцент
|
Ставрополь 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-практические аспекты
психолого-педагогического
сопровождения в процессе
спортивной селекции в ДОУ…………...5
1.1.
Спортивная
селекция с использованием психолого-педагогического сопровождения в трудах
современных учёных…………………..5
1.2.
Особенности
психолого-педагогического
сопровождения и особенностей селекционного отбора по видам спорта старших
дошкольников в ДОУ. ……………………………………………...15
Глава 2. Построение системы
психолого-педагогической помощи
как важнейший элемент психологического
сопровождения
спортивной карьеры. …………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная карьера по своему уникальна. Способности к определённому
виду спорта необходимо выявить и начать развивать уже в период дошкольного
возраста. Только в этом случае будущему спортсмену удастся достигнуть высоких
результатов в его профессиональной деятельности. Однако штурм высот спорта в раннем
дошкольном возрасте связан с преодолением сложнейшего противоречия, в котором с
одной стороны выступает ещё не сформировавшаяся психика ребёнка, а с другой
стороны необходимость в серьёзной методичной работе, требующей значительных
волевых усилий и глубокой работы над самим собой. Выявление и воспитание
будущего спортсмена порождает целый комплекс психолого-педагогических проблем.
Разрешение этих проблем является чрезвычайно актуальной задачей, от которой
зависят судьбы множество детей, так или иначе связавших своё будущие со
спортом.
В качестве объекта
исследования в данной работе выступает начальный этап формирования личности
будущего спортсмена. Предметом исследования является
психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта
старших дошкольников в ДОУ.
Цель работы – обзор
и всесторонний анализ опыта психолого-педагогического сопровождения и
особенностей селекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ…
В основу работы положена гипотеза,
согласно которой психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по
видам спорта является важным условием успешного профессионального становления
спортсмена.
В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи:
1.
Ознакомиться с опытом спортивной селекции и
психолого-педагогического сопровождения отображенным в трудах современных
учёных
2. Изучить современные представления о
психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ спортивной деятельности.
3. Рассмотреть возможность
построения системы психолого-педагогической помощи юным спортсменам.
Методологической и теоретической
базой исследования являются философско-педагогические
идеи гуманизации, общенаучные и психолого-педагогические приёмы, методы и
принципы познания, основы психологического моделирования, положения системного
и аксиологического подходов.
Данная работа несёт в себе теоретическую
и практическую значимость, так как может быть использована в качестве
дополнительного пособия, психологами и тренерами дошкольных образовательных
учреждений, способствовать повышению эффективности их работы, за счёт
обеспечения более комфортных психолого-педагогических условий воспитания юных
спортсменов.
Глава 1. Теоретико-практические аспекты
психолого-педагогического
сопровождения в процессе спортивной селекции в
ДОУ
1.1. Спортивная селекция
с использованием психолого-педагогического сопровождения в трудах современных
учёных.
Отечественная психология спорта с самого начала
формировалась как прикладная наука, нацеленная на помощь спортсменам и тренерам.
Однако, на этапе первоначального становления ее возможности реально влиять на
практику спорта были ограничены ее же собственной неразвитостью. Потребовался
весьма длительный латентный период (20-40-е годы), связанный с накоплением и
описанием научных фактов, выяснением некоторых базовых психологических
закономерностей спортивной деятельности и ее влияния на развитие человека. Этот
первый этап развития отечественной психологии спорта называют
описательно-объяснительным (Д.Я.Богданова) или познавательно-описательным
(В.М.Мельников и др.).
Решающими в становлении психологии спорта как
самостоятельной отрасли психологии и спортивных наук стали 50-е годы, которые
можно рассматривать как второй этап ее развития. Этот этап характеризуется
официальным признанием спортивной психологии, формированием основных научных
школ: ленинградской (петербургской) во главе с профессором А.Ц.Пуни и
московской во главе с профессором П.А. Рудиком, оформлением психологии спорта
как учебной дисциплины в институтах физической культуры (программ первый
учебник), наконец, первым» её движением к практике спорта.
Особо следует выделить 1952-й год, когда, по-видимому, не случайно
совпали два важнейших события в спортивной жизни страны и развитии спортивной
психологии: первое выступление советских спортсменов на Олимпийских играх и
защита Авксентием Цезаревичем Пуни первой докторской диссертации по психологии
спорта.
Триумфальное выступление советских олимпийцев означало
признание авторитета советского спорта на международной арене и одновременно
начало борьбы за его преумножение и новые спортивные победы. Защита диссертации
А.Ц.Пуни, которая так и называлась "Психология спорта", тоже прошла
успешно, что означало официальное признание спортивной психологии как
самостоятельной отрасли психологии и наук о спорте. В спорте начался поиск
резервов дальнейшего повышения спортивных результатов, а в спортивных науках, в
том числе в психологии спорта, - поиск новых концепций и подходов,
представляющих не только теоретический, но и практический интерес.
На основании психологического анализа особенностей
спортивной деятельности психология "внедрялась" в уже сложившиеся
стороны подготовки спортсменов - физическую, техническую, тактическую.
Наибольшее прикладное значение на данном этапе имела разработка психологических
основ технической и тактической подготовки, особенно проблем формирования
двигательных навыков, использования идеомоторной тренировки, развития
тактического мышления, а также влияния эмоциональных состояний на
результативность действий спортсмена (А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, Р.С.Абельская,
Д.Я.Богданова, Е.Н.Сурков, Г.Рафалович, 0.А.Черникова и др.).
Изучение специфических особенностей спортивной
деятельности позволило определить ее как "волевую" по своему
характеру, т.е. связанную с психической саморегуляцией спортсменом своих
действий в затрудненных, часто экстремальных, условиях тренировки и
соревнований.
Отсюда возникло новое направление в психологии спорта и
новый вид подготовки спортсмена – волевая или морально-волевая подготовка.
Постановку проблемы волевой подготовки и начало ее экспериментальной раз-
работки (А.Ц.Пуни, П.А.Рудик) можно считать наиболее значительным
достижением развития психологии спорта на данном этапе.
Третий этап развития отечественной спортивной психологии
охватывает 60-е и первую половину 70-х годов. Он связан с постановкой и
тщательной разработкой содержания психологической подготовки спортсмена как
относительно самостоятельного ее вида, наряду с физической, технической,
тактической. Эта проблема становится настолько широкой, что, по сути, поглощает
все остальные.
В содержание общей психологической подготовки включались
следующие направления: моральная (идеологическая) подготовка; волевая
подготовка; совершенствование интеллектуальных качеств; повышение помехоустойчивости;
обучение настройке на выполнение упражнения, самоконтролю и самооценке
двигательных действий; обучение приемам саморегуляции неблагоприятных
психических состояний и др.
Наибольший практический интерес здесь представляет
целостная концепция волевой подготовки спортсмена, разработанная А. Ц. Пуни
(А.С.Егоров, Ю.Я.Киселев, Б.Н.Смирнов, Г.А.Чашина и др.). Ключевые понятия
концепции - воля, препятствия различные степени трудности, волевые
усилия, волевые действия, волевые качества спортсмена.
В концепции обоснованы: трех компонентная структура воли
(интеллектуальный, эмоциональный и исполнительный компоненты); характеристика и
классификация возникающих в спорте препятствий и соответствующая классификация
волевых усилий спортсмена; приемы самоорганизации и самомобилизации волевых
усилий; характеристика волевых качеств: целеустремленности, настойчивости -
упорства, решительности - смелости, самостоятельности - инициативности,
выдержки - самообладания; структуры волевых качеств в различных видах спорта; практические
рекомендации; воспитанию и самовоспитанию воли спортсмена.
Специальная психологическая подготовка рассматривалась как процесс
создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности
спортсмена к выступлению в соревнованиях. В разработке содержания специальной
психологической подготовки были достигнуты наибольшие успехи.
Во-первых, выделен и экспериментально обоснован комплекс признаков
состояния психической готовности к соревнованию (А.Ц.Пуни, А.Д.Ганюшкин,
Р.М.Загайнов, Ю.Я.Киселев, А.С.Егоров; позднее - Н.П.Казаченко, О.Н.Мазуров,
О.С.Никитина и др.); трезвая уверенность в своих силах; стремление упорно и до
конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу; оптимальный
уровень эмоционального возбуждения; высокая помехоустойчивость против
неблагоприятных внешних и внутренних влияний; способность произвольно управлять
своими мыслями, чувствами, действиями и
поведением.
Во-вторых, разработана система звеньев психологической подготовки
к
конкретному соревнованию включающая:
·
сбор необходимой, достаточной и
достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности,
о противниках;
·
пополнение и уточнение необходимой
информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды и
перспективах их изменения к началу соревнований;
·
правильное определение и
формулировка цели участия в соревнованиях;
·
формирование
и актуализация соответствующих цели мотивов выступления в соревнованиях;
·
вероятностное
программирование соревновательной деятельности с возможным моделированием
условий предстоящего соревнования;
·
специальная
подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени
трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;
·
предусмотрение
приемов саморегуляции могущих возникнуть неблагоприятных внутренних состояний;
·
отбор
и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу
соревнований, восстановления ее в ходе соревнования.
В-третьих,
были выяснены некоторые психологические закономерности непосредственной подготовки
к исполнению спортивного действия и даны практические рекомендации, позволяющие
спортсмену лучше настроиться на выступление (А.Ц.Пуни).
В-четвертых,
началась интенсивная разработка проблемы психодиагностики в спорте: создания
новых отечественных методик исследования спортсменов, адаптации и модификации
зарубежных методик (Е.А.Калинин, Ю.Я.Киселев, Ю.Л.Ханин, В.Л.Марищук,
В.А.Плахтиенко, А.В.Родионов, С.М.Слобунов и др.).
В-пятых,
появились первые фундаментальные исследования социально-психологических проблем
спорта: особенностей общения тренера и спортсмена, взаимоотношений в спортивной
команде, вопросов управления командой, лидерства и др. (И.П.Волков,
Д.Я.Богданова, В.И.Румянцева, Ю.Я.Рыжонкин, Ю.Л.Ханин и др.).
Все
названные исследования и разработки имели уже ярко выраженную прикладную
направленность и. по сути, подготовили основу для практической работы
психологов в спортивных командах.
Четвертый
этап развития отечественной психологии спорта охватывает вторую половину 70-х и
80-е годы. Главное событие, ознаменовавшее начало этого этапа, -
"выход" спортивных психологов из учебных аудиторий и
исследовательских лабораторий в практику спорта, начало систематической
психологической помощи сборным командам СССР по различным видам спорта. В
качестве психологов-практиков в спортивных командах работали: преподаватели
вузов
Эти годы связаны с оживленными научными дискуссиями по поводу
задач и содержания работы психолога в спортивной команде, накоплением и
обобщением опыта такой работы.
В
итоге сложилось два основных подхода к пониманию роли спортивного психолога в
команде. Первый - сугубо психологический. Его суть в том, что психолог
занимается главным образом исследованием спортсменов и представляет тренеру
необходимую информацию для решения разнообразных задач спортивной подготовки.
Второй подход - психолого-педагогический, сводящий к минимуму процесс
исследования с помощью специальных психологических методик и переносящий
основной акцент в сферу воздействия на спортсменов.
Первый
подход получил наиболее полное воплощение в формировании системы комплексного
психологического контроля при управлении тренировочной и соревновательной
деятельностью спортсменов (Е.А.Калинин, Ю.Я.Киселев, А.В.Родонов, Н.А.Худадов и
др.). Несмотря на то, что у разных авторов здесь имеются определенные
особенности, общая схема является весьма устойчивой, В таблице №1 эта схема
представлена в интерпретации Ю.Я. Киселева.
Таблица №1
Блок-схема системы комплексного психологического контроля в спорте (по Ю.Я.
Киселеву, 1989)
|