бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в Д... бесплатно рефераты

- актуальные эмоциональные состояния

> определение индивидуально адекватных

средств психологической подготовки;

> экстренная коррекция заданий и требований к спортсмену

Оперативный контроль

Состояния непосредственной психической готовности к действию

> экстренная коррекция эмоционального состояния и уровня активности



          Второй – психолого-педагогический - подход к построению работы психолога в спортивной команде наиболее подробно разработан Г.Д.Горбуновым. Он получил название системы психологического обеспечения

спортивной деятельности, которая определяется как «комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования»

Главная идея здесь состоит в перестановке акцентов; переходе от исследования спортсмена к воздействию на него, которое психолог либо осуществляет сам, либо организует с участием тренера, партнеров, врача, др. людей.

          В несколько сокращенном виде схема психологического обеспечения спортивной деятельности представлена в таблице №2.


Таблица №2. Схема психологического обеспечения спортивной деятельности (по Г.Д. Горбунову, 1986)

Основные разделы

Конкретные направления внутри каждого раздела

Объекты исследования или воздействий психолога

I. Психодиагностика                               

•в процессе отбора

•в тренировочном процессе •в соревнованиях

> спортсмены

> спортивные команды

II. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации

• к занятиям определенным видом спорта

• к тренировочному процессу

• к соревнованиям вообще или к определенному соревнованию

• к спортивному режиму, к спортивной жизни вообще

> спортсмены

> тренеры

> руководители

> массажист

> врач

> родители

> партнеры

III. Психологическая подготовка

• к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу

• общая к соревнованиям - специальная к конкретному соревнованию

• коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям

> спортсмены

> тренеры

IV. Ситуативное правление состоянием и поведением         

• перед или между тренировочными занятиями

• при выполнении отдельных упражнений в тренировке

• в определенном тренировочном периоде

• перед соревнованиями

• непосредственно перед стартом

• во время и после соревнований        

> спортсмены



          Обе описанные концепции были созданы на основе работы со спортсменами высшей квалификации и, по сути, нацелены на обслуживание спорта высших достижений.

          Помимо обобщения опыта работы психологов в спортивных командах, для конца 70-х годов и последующего десятилетия характерны следующие важнейшие направления спортивно-психологических исследований с ярко выраженной практической направленностью:

·        психодиагностика спортсменов и команд (Ю.М. Блудов, Е.А. Калинин. Ю.Я. Киселев, В.Л. Марищук, В.А .Плахтиенко, А.В. РОДИОНОВ, Л.К. Серова, Ю.Л. Ханим и  др.);

·        модельные характеристики атлетов и надежность спортивной деятельности (В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, Е.А. Калинин, Ю.Я. Киселев, Г.Е. Леевик, В.М. Мельников, В.А. Плахтиенко, А.В. Родионов, Н.А. Худадов и др.);

·         психомоторика и идеомоторика спортсмена (А.А. Белкин, Е.П. Ильин, П.М. Касьяник, Б.Б. Коссов, Е.Н.Сурков, Л.Н. Радченко и др.);

·        стресс и тревога в спорте; регуляция и саморегуляция психических состояний спортсменов (А.В. Алексеев, И.П. Волков, Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселев, В.В. Медведев, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, Ю.Л. Ханин и др.);

·         формирование спортивно-важных психических свойств и индивидуального стиля деятельности спортсменов (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, М.В. Приставкина, Н.Б. Стамбулова, В.А. Толочек и др.);

·        социально-психологические аспекты подготовки спортсменов и спортивных команд (И.П. Волков, Д.Я. Богданова, Ю.А. Коломейцев, А.В. Мальчиков,  В.И. Румянцева. Ю.Я. Рыжонкин, Ю.Л. Ханин и др.).

Первую половину 90-х годов можно считать началом нового - пятого

этапа в развитии отечественной психологии спорта как прикладной науки. Он связан с кардинальными изменениями в жизни общества в целом (распад СССР, образование Российской Федерации как независимого государства, экономические и социальные реформы, экономический кризис), реконструкцией системы спорта, а следовательно, формированием нового социального заказа системе подготовки спортсменов и спортивным наукам.

          В развитии психологии спорта можно прогнозировать переход от психологического обеспечения спорта высших достижений к психологическому сопровождению спортивной карьеры в целом как системе психологической помощи спортсмену на всех этапах многолетней спортивной

деятельности, включая также уход из спорта и переход к другой карьере.

          Необходимость разработки такой системы диктуется рядом существенных особенностей современного спорта, а том числе некоторыми специфическими условиями его развития в России.

          Во-первых, развитием профессионального спорта и возможностью для спортсмена превращения его спортивной карьеры в профессиональную. С одной стороны, это новый стимул для молодых спортсменов, а с другой - источник новых проблем, в том числе, психологических. В создании системы психологической помощи спортсменам на протяжении всей спортивной карьеры могут быть заинтересованы и спортивные клубы как относительно самостоятельные спортивные организации, определяющие стратегию подготовки спортсмена от новичка до профессионала, и Федерации по видам спорта, которые обрели большую самостоятельность, но, вместе с тем, и ответственность за подготовку, как спортивной элиты, так и спортивных резервов. Финансовые проблемы тех и других побуждают их не к увеличению числа спортсменов, а к созданию условий эффективной работы относительно ограниченного контингента спортсменов и тренеров.

          Во-вторых, неуклонный рост спортивных результатов во всех видах спорта уже практически исключает возможность добиться высот в спорте только за счет природного таланта и в относительно короткие сроки. Процесс подготовки спортсмена высокой квалификации требует все больше времени, поэтому начало спортивной карьеры отодвигается к все более раннему возрасту, что повышает значимость психологического сопровождения уже на ранних этапах СК.

          В-третьих, в последние годы обнаружились реальные трудности адаптации спортсменов к жизни "после спорта". Средства массовой информации отмечают, что бывшие спортсмены нередко уходят в криминальные структуры. Кроме того, появляется другая негативная информация о спорте, которая закрепляет в сознании людей мысль о том, что "спорт не лечит, а калечит", причем не только физически, но и психически.

          Для того чтобы изменить отношение людей к спорту, недостаточно установок на достижение высоких спортивных результатов и поддержание престижа страны на международной арене. В настоящее время накоплена значительная теоретико-методологическая база, опираясь на которую, педагогики и психологи спорта могут организовать свою работу более эффективным образом, улучшить качество профориентационной работы и психологического сопровождения  обучения юных спортсменов. Необходима также гуманизация всей системы спорта, нацеленная на создание оптимальных условий для развития спортсменов.

         










1.2. Особенности психолого-педагогического  сопровождения  и особенностей селекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ.

 

Спортсмен делает первые шаги  в спорте. Чаще всего это происходит в младшем школьном возрасте или начале подросткового, реже  в дошкольные годы. Чем младше юные спортсмены, тем менее самостоятельно и осознанно их решение заниматься спортом вообще и избранным его видом, в частности. Обычно решение принимается взрослыми - родителями, учителем физкультуры или тренером, а юный спортсмен лишь следует ему. Соответственно, по мере взросления доля самостоятельной мотивации (собственного интереса к избранному виду спорта) повышается.

Юные спортсмены приходят в спорт либо не имея почти никаких исходных представлений о нем, либо обладая весьма односторонними и искаженными представлениями. Многие в связи с этим не в состоянии оценить правильность выбора вида спорта, а кроме того, переживают в разных вариантах "обман ожиданий".

Начальный этап СК связан с овладением основами тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Спортсмены знакомятся с азами технической и физической, а затем и тактической подготовки, участвуют в первых соревнованиях. В тренировочном процессе возникает немало психологических трудностей: трудно быть сосредоточенным в течение всего занятия, трудно понимать некоторые указания тренера, трудно переключаться с игры на работу учебного характера, трудно преодолевать усталость и выполнять до конца все задания тренера, включая и те, которые не очень нравятся спортсмену и т.п. Когда что-то не получается, часто возникает желание избежать дальнейших повторений или наоборот, повторять бездумно, закрепляя ошибки. И то и другое не только замедляет процесс обучения, но и может стать причиной психологических барьеров. В ряде случаев психологические барьеры на данном этапе обусловлены неправильным выбором вида спорта, отсутствием у спортсмена необходимых склонностей и задатков.

Первые соревнования становятся важнейшей проверкой для спортсмена: тренер проверяет его (как держится, как реагирует на ситуацию и ее изменения и т.д.), а он проверяет сам себя (нравятся ли ему соревнования, может ли он быть лучше других и пр.).

Спортсмен узнает, что соревнования это нечто особое в спорте, не совсем

похожее на тренировки и даже те состязания, которые были во время тренировок. Здесь особая атмосфера, особое волнение, особая значимость результата, Поэтому "проверка соревнованием", где юный спортсмен приобретает первый опыт успехов и неудач становится важнейшей составной частью его адаптации к требованиям вида спорта в целом.

Большое значение для успешности адаптации спортсмена на начальном этапе СК имеет поддержка тренера. родителей, а также благоприятная атмосфера в спортивной группе. У того, кто получил от тренера ярлык "не перспективного" очень велики шансы стать "изолированным" или "пренебрегаемым" и в спортивной группе. Такое положение юного спортсмена способствует возникновению и закреплению самых различных психологических барьеров, включая страх соревнований, боязнь тренера, боязнь насмешек товарищей и т.п., и нередко ведёт к уходу из группы.

  Текучесть детских спортивных групп очень велика ещё и по той причине, что юному спортсмену приходится преодолевать трудности не только в спорте. Кризис начала спортивной специализации более или менее совпадает с возрастными кризисами. И если это не учитывать, то и вероятность успешного начала спортивной карьеры существенно снижается.

В связи с этим при построении парциальной модели психологического сопровождения на этапе начальной спортивной специализации необходимо учесть как специфику самого этапа, так и особенности возрастного развития спортсменов в данный период. Такая модель является частным случаем общей модели психологического сопровождения и должна включать:

·        Цель и частные задачи психологической помощи в соответствии с её основными направлениями (в тренировке, в соревнованиях, в решении проблем спортивной карьеры, в решении жизненных проблем);

·        Особенности реализации этих задач на основе комплексного использования всех видов психологической помощи с учётом возрастных особенностей спортсменов;

·        Предполагаемые эффекты психологической помощи.

Целью психологического сопровождения на данном этапе является помощь юному спортсмену в исправлении кризиса начала спортивной специализации или более широко - первичной адаптации к требованиям спортивной деятельности вообще и избранного вида спорта в частности.

Частные задачи психологической помощи:

А) в тренировочном процессе:

·        Помощь в овладении необходимыми двигательными умениями и навыками, двигательной обучаемости;

·        Помощь в развитии спортивно-важных качеств – двигательных и психических;

·        Помощь в овладении правилами соревнований, основами спортивной этики и тактики видов спорта;

Б) в соревнованиях:

·        Помощь в формулировании соревновательных целей и общей установке на выступление;

·        Формирование адекватного отношения к соревнованиям, успеху и неудаче;

В) в решении проблем спортивной карьеры:

·        Уточнение правильности выбора вида спорта;

·        Помощь юному спортсмену в налаживании контакта с тренером и товарищами по спортивной группе

Г) в решении жизненных проблем:

·        Помощь в подготовке или адаптации к школе и новому общему режиму жизни

Для решения этих задач нужно, прежде всего, выбрать базовую модель психологической помощи. Учитывая незрелость и неопытность юных спортсменов,  кажется, вполне естественным использовать на данном этапе модель «замещение», что и делает большинство тренеров. В соответствии с этим применяется субъектно-объектная технология обучения и авторитарная технология воспитания.

Эта модель фактически нацелена не на помощь спортсмену в развитии, а на помощь самому тренеру в селекции спортсменов по принципу: кто справится, тот и останется, а остальные пусть уходят. Тренеру так работать легче. Но, с психологической точки зрения, этот подход имеет ряд дефектов.

          Во-первых, поставленный в позицию "объекта" педагогических воздействий, человек, тем более маленький, не может полностью раскрыться. Поэтому нет гарантий, что останутся лучшие в смысле перспектив СК в целом. Легче адаптируются бойкие, сообразительные и более "толстокожие" дети. Но как быстроумный, это не тоже самое, что умный, так и двигательная обучаемость, при всей ее важности, не единственное, что нужно для успешной СК. Более чувствительные дети (что, кстати, важно во многих видах спорта), чаще уходят или "терпят", приобретая при этом массу страхов, из-за которых спорт становится не в радость.

          Во-вторых, такой "естественный отбор" возможен в полной мере лишь в условиях бесплатного спорта, когда все зависит от решения тренера. С развитием детского спорта на платной основе тренеру, да и руководству спортивного клуба, будет невыгодно" разбрасываться" спортсменами. Ну и, наконец, сама суть подхода: "Уйдут одни, придут другие, какая разница?", отражает не очень привлекательную нравственную позицию педагога.

          С точки зрения "принятия решения из будущего", т.е. перспектив СК в целом, важно, чтобы на этом этапе юный спортсмен получал удовольствие от спорта, пробовал себя в тренировке и соревнованиях, приобретал спортивный и жизненный опыт, пытался делать из него выводы. Другими словами, пытался бы максимально использовать спорт на благо собственного развития физического, интеллектуального, духовного.

          Для того, чтобы это стало возможно, необходимо создать специальные условия, главное из которых - отношение к юному спортсмену как к субъекту собственного развития. Только демонстрируя такое отношение и соответствующие ожидания, можно добиться принятия этой позиции и самим спортсменом. Тогда "заработает" модель "Мобилизация" и соответствующие ей субъектно-субъектная технология обучения и демократическая технология воспитания. Это труднее для тренера, но лучше для спортсмена.

          Таким образом, на этапе начальной спортивной специализации вопрос о выборе базовой модели стоит весьма остро: либо использовать "Замещение" с установкой позднее перейти к "Мобилизации" (а это все равно рано или поздно придется сделать), либо начинать сразу с "Мобилизации", делая известные поправки на юный возраст спортсменов.

Страницы: 1, 2, 3


 © 2010 Все права защищены.