бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогический практикум бесплатно рефераты



Работа на стратегические задачи

Работа на тактические задачи

Работа с педагогами и администрацией

Проектировщик

Работа с учащимися и их родителями

Куратор


Психолог-проектировщик своей деятельностью охватывает большую часть пространства верхнего этажа нашей схемы. В отличие от научного руководителя, он редко является автором ключевой проектной идеи или теоретической модели, внедряемой в деятельность учреждения. Зато он умеет превращать идею в проект и руководить его реализацией.

В отличие от методиста, он не может оказать педагогу детальной методической помощи в превращении ключевой проектной идеи в конкретную методику, сценарий урока или дидактическую разработку, но он помогает учителю так организовать процесс работы над методикой, сценарием урока, чтобы в практику воплотилась изначальная идея. Психолог-проектировщик вычленяет психологические проблемы, мешающие развитию школы, реализации ее образовательных возможностей, и выстраивает целостную проектную работу по ее решению теми средствами, с привлечением тех ресурсов, которые у школы есть.

Психолог-куратор – специалист, способный выстроить целостную систему психологической работы с группой детей, направленную на решение их возрастных и индивидуальных задач развития, достижение ими достойных образовательных результатов. В этой системе будут разные виды и формы работы: обучающие занятия, развивающие игры и тренинги, совместные с классным руководителем (воспитателем) образовательные или воспитательные мероприятия и наряду с этим индивидуальные коррекционные или консультативные встречи.

К решению задач развития такой специалист будет активно привлекать педагогов и родителей учащихся, его ближайший коллега и соратник – классный руководитель (воспитатель). «Единицей» деятельности психолога-куратора является сложившаяся учебная группа детей (класс, группа детского сада, спортивная секция, кружок). Основная направленность деятельности – развивающая. У данной модели очень много достоинств и один крупный недостаток: психолог-куратор не может осуществить свою работу более чем с 5–7 учебными группами.

Таким образом, набралось шесть основных моделей. Нет, даже пять, так как «научный руководитель» по названным выше причинам не будет нами рассматриваться как модель, рекомендуемая для внедрения в массовую практику. Остальные – будут. Среди них трудно выделить «лучшие» и «худшие». Каждая хороша на своем месте и в свое время.

В завершение – одно важное добавление. Все предлагаемые модели описывают «классическую» для нашего образования ситуацию: психолог является сотрудником школы, принят в школу директором, подчиняется ему. Мы знаем, что в настоящее время разрабатываются и внедряются модели «психологического десанта»: являясь сотрудниками большого специализированного центра, психологи работают в школах на временной (вахтовым методом) или практически на постоянной основе. Общее руководство их деятельностью осуществляется из психологического центра, ему же они административно подчиняются.

Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской (Смирнов, 2001, с. 272); как правило, это отражается в годовых планах работы. Однако в действительности может доминировать только одна функция и соответствующие ей виды деятельности. В работе преподавателей высших учебных заведений самую важную роль играет исследовательская функция, которая с профессиональными обязанностями преподавателей средних учебных заведений обычно не связана. Однако в их работе возрастает значимость обучающей и воспитательной деятельности.

Во многих странах, в частности в США, существует некоторая традиционная специализация университетов: одни являются научно-ориентированными, другие – учебно-ориентированными. Первые в большей степени ориентированы на выполнение научных проектов, а преподаватели таких университетов менее заинтересованы в педагогической деятельности. Вторые больше внимания уделяют обучению студентов, чем научным исследованиям, хотя активно работающие ученые нередко встречаются и там. Однако организационных и материально-технических возможностей для исследовательской работы у них гораздо меньше.

Следует также отметить, что преподаватели более высокой научной квалификации, например профессора, в большей степени включены в научную работу по сравнению с другими категориями преподавателей университетов. Это находит отражение и в соответствующем распределении профессиональных обязанностей.

И в высших, и в средних учебных заведениях существует необходимость организаторской деятельности, которая занимает особое место в работе преподавателей на административных должностях.

Одной из трудностей начала преподавательской деятельности для молодых преподавателей – в недавнем прошлом студентов-выпускников – является переход в роль педагога. Новая роль часто требует более уверенного поведения и предоставляет возможность проверить себя на предмет наличия преподавательских качеств и умений.

Деятельность преподавателя во многом подобна работе актера. Преподаватель стоит перед студентами (учащимися) и исполняет роль: «Я – учитель». Многих людей пугает ситуация, когда им приходится выступать перед группой людей: в этом случае они предпочли бы молчать. У преподавателя нет такой возможности. Преподавание требует способностей к публичным выступлениям.

Педагогические работники образовательных учреждений имеют право
- на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений за совершение которых запрещена педагогическая деятельность еще не утвержден);

– создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;

– иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

– на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;

– на защиту профессиональной чести и достоинства;

– на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

– на участие в управлении образовательным учреждением;

– на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;

– на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

– создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;

– на участие в забастовках;

– на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;

– на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в том числе совместителям;

– на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

– на получение пенсии по выслуге лет;

– на повышение квалификационной категории;

– на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

– уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

– соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

– осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

– реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

– способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

– стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;

– проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.

Педагогические работники должны знать:

– Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;

– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);

– основы права, научной организации труда;

– основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

– программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.


6. Задать по 5 педагогических ситуаций, 3 из которых в ДОУ и 2 – в педагогическом колледже. На основе каждой педагогической ситуации сформулировать по 2 педагогические задачи. Дать решение каждой педагогической задаче для каждой педагогической ситуации


1. Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов

Петя (П.): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти!

Гена (Г.): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст!

Воспитатель (В.): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, перейдем в эту комнату и поговорим? Я хотела бы вам помочь обсудить эту проблему.

Г.: Я хочу грузовичок! Дай мне! Пусть он отдаст мне грузовик!

В.: Гена, ты хочешь, чтобы тебе вернули грузовик?

Г.: Но я первый его взял!

В.: Гена, ты считаешь, что грузовик должен быть у тебя, потому что ты взял его первым? Петя, ты слышал. Какое решение предлагает Гена?

П.: А что еще он может предложить? Главное для него – настоять на своем.

В.: Гена, Петя говорит, что ему не нравится твое решение, потому что в этом случае ты победишь, а он проиграет.

Г.: Хорошо, я дам ему поиграть в свои машинки, пока мне не надоест грузовик.

В.: Петя, Гена предлагает другое решение – пока он играет с грузовичком, ты можешь поиграть с его машинками.

П.: А потом он отдаст мне грузовичок?

В.: Гена, Петя может быть уверенным в том, что ты отдашь ему грузовик после того, как наиграешься?

Г.: Хорошо. Я буду играть недолго.

В. Петя, Гена говорит, что все будет нормально – он тебя не обманет.

П. Ну тогда ладно.

В. Надеюсь, теперь вы решили свою проблему, не так ли?

2. Ситуация стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий

Ребенок (плачет) (Р.): Машинка, машинка! Где моя машинка?
Воспитатель (В.): Тебе нужна твоя машинка, но ты не можешь ее найти?

Р. (бегает по группе, заглядывает под мебель).

В.: Машинки там нет.

Р.: Где моя машинка?

В.: Может быть, твоя машинка в шкафу среди игрушек завалялась? Посмотри.

Р. (бежит к шкафу с игрушками, все разбрасывает, но машинку там не находит и опять выразительно смотрит на педагога).

В. (молчит и делает паузу, давая возможность ребенку проявить инициативу в поиске).

Р. (побежал в приёмную и в кабинке находит свою машинку): Вот она!

В.: Молодец! Ты сам нашел свою машинку.

3. Войдя в аудитория на урок, вы обнаружили на доске карикатуру на себя. Студенты рассчитывали, что начнется поиск виновного и урок будет сорван. Что делать?

Можно улыбнуться, подойти к доске, подправить рисунок и начать урок. Думаю, что затейники будут огорчены и удивлены. А лекция пройдёт нормально.

4. Вы заменяете заболевшего преподавателя в незнакомой аудитории. Началась лекция. Студенты совершенно неуправляемы. Вы здороваетесь – никакого внимания. Как быть?

Совершенно не обращая внимания на беспорядок можно начать рисовать на доске очень интересную картинку. Разговоры потихоньку прекратятся. Студенты начнут внимательно рассматривать рисунок. Тогда можно спросить, что бы это (рисунок) значило. Некоторые начнут высказывать свое мнение, которое можно обсудить и приступить к лекции.


7. На сайтах или в литературе найти дидактические методики. Выбрать соответствующие теме своего дипломного или курсового исследования


1. Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Ориентировочная (ориентационная) анкета

Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5