Психолого-педагогический практикум
Психолого-педагогический практикум
1. Найти в Интернет описание функциональных обязанностей
педагогических работников ДОУ по материалам 2-х ДОУ
Рациональное
распределение функциональных обязанностей в управлении ДОУ позволяет
максимально использовать сильные стороны педагогов; стимулировать четкое
выполнение функциональных обязанностей каждым субъектом управления. Таким
образом, управление должно обеспечивать развитие ДОУ в соответствии с
современными требованиями. Важное значение имеют делегирование полномочий и
создание обратной связи как необходимые составляющие деятельности современного руководителя.
Командный менеджмент способствует:
более
успешной работе;
быстрой
адаптации системы управления ДОУ к изменениям внешней среды и улучшению
качества образования;
повышению
эффективности управления на основе умения заведующего работать не с отдельными
личностями, а с группой;
модернизации
организационной структуры управления ДОУ. Численность управленческой команды
может меняться. Иногда целесообразно наделение управленческими функциями других
специалистов: создание инициативной и экспертной групп.
1. Должности
педагогических работников
1.
заведующий, заместитель заведующего;
2. старший
воспитатель;
3.
учителя-логопеды;
4.
воспитатели;
5. инструктор
по физкультуре;
6. педагоги-психологи;
педагоги дополнительного образования;
7. музыкальные
руководители;
8. социальный
педагог.
Обязанности
работников ДОУ
1. Работать
честно и добросовестно, выполнять обязанности, возложенные на них должностными
инструкциями.
2. Соблюдать
дисциплину труда – основу порядка в учреждении:
* вовремя
приходить на работу;
* соблюдать
установленную продолжительность рабочего времени;
* максимально
использовать рабочее время для творческого и эффективного исполнения
возложенных обязанностей;
*
воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые
обязанности;
*
своевременно и точно исполнять распоряжения администрации.
3. Беречь
собственность и экономно расходовать материалы и электроэнергию.
4. Строго
соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по охране
труда, технике безопасности, санитарии, гигиене труда и противопожарной охране,
предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
5. Содержать
рабочее место в порядке, с учетом требований к ДОУ.
6. Повышать
качество выполняемой работы, проявлять творческую инициативу, направленную на
достижение высоких результатов учебно-воспитательной, инструктивно-методической
и организационно-массовой работы.
7. Сотрудники
ДОУ систематически повышают свою квалификацию путем посещения педагогических
совещаний, курсов усовершенствования и др. мероприятий.
8. Вести себя
спокойно, быть всегда внимательными к воспитанникам, вежливыми с их родителями
и членами коллектива.
9.
Систематически проходить медицинский осмотр.
Педагог
в соответствии с должностью осуществляет деятельность по воспитанию детей в
образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при
школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и
организациях.
Содействует
созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного
формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы
в систему их воспитания.
Осуществляет
изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их
познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности,
формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий.
Создает
благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого
обучающегося, воспитанника.
Способствует
развитию общения обучающихся, воспитанников.
Помогает
обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами,
учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
Осуществляет
помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует
обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, федеральным государственным
образовательным требованиям.
Содействует
получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через
систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по
месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами
обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива
обучающихся, воспитанников.
Соблюдает
права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь,
здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
Проводит
наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся,
воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
Разрабатывает
план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду
здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями,
педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами,
их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных
особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с
обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья
коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
Координирует
деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
Участвует
в работе педагогических, методических советов, других формах методической
работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи
родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию
образовательного процесса.
Обеспечивает
охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного
процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При
выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности
воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей
образовательной среды образовательного учреждения.
Оказывает
методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового
педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их
творческих инициатив.
Воспитатель (воспитательница) – педагог,
непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако
воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит
занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает
условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной
программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным
руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники,
развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.
Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей
в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с
родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном
учреждении. Если детский сад
полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по
два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У
воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано
утром – в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В
период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог,
работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины
дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей
сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр. Музыкальный
руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит
музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет
музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.
Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и
развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во
2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и
ритмические игры. Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные
занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность
воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе
с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий.
Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического
воспитания. Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется
утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во
время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка. Инструктор
по плаванию проводит занятия в бассейне, также в соответствии с программой.
Детей раннего и младшего дошкольного возраста учит не бояться большого
количества воды (с помощью специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного
возраста начинает обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»).
Полностью отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой
контролирует гигиеническое состояние бассейна. Инструктор помогает детям при
раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению требований
гигиены.
Воспитатель выполняет
следующие должностные обязанности:
планирует и
организует жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их воспитание;
составляет
режим дня и строго следит совместно с помощниками воспитателя за его
выполнением;
руководит
работой воспитанников;
использует
разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения;
планирует и
проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу на основе изучения их
индивидуальных особенностей;
совместно с
медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому
развитию;
принимает
детей в установленном порядке от родителей (лиц, их заменяющих); организует
выполнение режима дня;
способствует
формированию у воспитанников нравственных качеств гражданина, прививает им
навыки культурного поведения, ответственного отношения к учебе, труду, уважение
к правам человека; проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения,
вредных привычек;
оказывает
помощь в организации самоуправления в коллективе детей;
изучает
индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;
соблюдает
права и свободы воспитанников;
ведет в
установленном порядке документацию и отчетность;
участвует в
работе Педагогического совета;
проходит периодические
бесплатные медицинские обследования;
систематически
повышает свою профессиональную квалификацию;
участвует в
деятельности методических объединений и других формах методической работы;
соблюдает
этические нормы поведения в ДОУ, в быту, в общественных местах, соответствующие
общественному положению педагога;
обеспечивает
безопасные условия проживания, строгое соблюдение правил охраны труда, техники
безопасности, санитарных и противопожарных правил;
оперативно
извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по
оказанию первой доврачебной помощи;
проводит
инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с
обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
организует
изучение воспитанниками правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и
т.д.;
Права
Воспитатель
имеет право:
участвовать в
управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом школы;
на защиту
профессиональной чести и достоинства;
знакомиться с
жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним
объяснения;
защищать свои
интересы самостоятельно и / или через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования,
связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
на
конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением
случаев, предусмотренных законом;
свободно
выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и
материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
повышать
квалификацию;
аттестоваться
на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить
ее в случае успешного прохождения аттестации;
давать
воспитанникам во время нахождения в интернате обязательные распоряжения,
относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать
обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных
Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
Педколледж
как и любая социальная организация вообще, является сложной целостной системой,
активно взаимодействующей с внешней средой (такие системы называются
открытыми).
В соответствии
с Типовым положением о среднем специальном учебном заведении, колледж является
одним из видов образовательных учреждений (среднего профессионального образования
и представляет собой образовательное учреждение среднего профессионального
образования повышенного уровня инновационного вида). Колледж осуществляет
реализацию профессиональных образовательных программ среднего профессионального
образования повышенного уровня и является, как правило, многофункциональным
учебным заведением, ориентированным на удовлетворение разнообразных
образовательных потребностей личности и общества, выполнение других видов
деятельности.
Статусом
колледж как бы предъявляет своим потенциальным Заказчикам, Клиентам, Партнерам
свою визитную карточку, а педагогический коллектив моделирует образ выпускника
педколледжа, т.е. определяет те общие горизонты, исходя из которых будут
строиться основные подсистемы и процессы педколледжа, и которые являются лишь
основой для выработки конкретных образовательных целей.
В колледжах
существенно расширяется в сравнении с другими видами образовательных учреждений
среднего профессионального образования состав задач руководства. Для
обеспечения эффективности образовательно-воспитательного процесса необходим
предварительный анализ возможностей педагогов, их переподготовка, привлечение
новых, обладающих нужной квалификаций кадров, в том числе преподавателей вузов,
научных работников.
Особый круг
задач управления в колледже связан с разработкой, предварительной научно – педагогической
экспертизой и последующим контролем за реализацией стандартов повышенного
уровня учебных планов, образовательных программ, новых педагогических
технологий.
Это, в частности, вызывает такие структурные перемены, в системе
внутриколледжного управления как введение должности заместителя директора
педколледжа по научному обеспечению образовательного процесса, создание кафедр.
Особенности
управления во многом диктуются характером и организацией учебно-воспитательного
процесса в колледже. Начиная со второго курса студенты переходят в основном на
зачетно – семинарскую – лекционную систему, характерную главным образом для
высших учебных заведений.
Должности специалистов,
служащих и руководителей структурных подразделений
Уровни профессиональных
квалификационных групп
|
Квалификационные уровни
|
Должности
|
Первый уровень
|
I квалификационный
уровень
|
Дежурный по зданию
|
Секретарь-машинистка
|
Паспортистка
|
Второй уровень
|
I квалификационный
уровень
|
Лаборант
|
IV квалификационный
уровень
|
Ведущий лаборант
|
Третий уровень
|
I квалификационный
уровень
|
Специалист по кадрам
|
Библиотекарь
|
Инженер-программист
|
Менеджер
|
Сурдопереводчик
|
Юрисконсульт
|
IV квалификационный
уровень
|
Ведущий бухгалтер
|
Ведущий инженер
|
Ведущий экономист
|
Четвёртый уровень
|
III квалификационный уровень
|
Заведующий общежитием
|
Заведующий учебным
корпусом
|
Заведующий библиотекой
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|