бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде бесплатно рефераты

31     Склонен приписывать ответственность за  собственные  неудачи стечению  внешних  обстоятельств и окружающим людям, считая их виновниками своего невезения. Отсутствует критичное  отношение к себе, к своим действиям.                         

32     Недооценивает  роль собственных ошибок в ситуациях неуспеха. Склонен к обвинению в своих просчетах других людей или  стечение  обстоятельств. Недостаточно критично относится к причинам своих неудач.  

33    Высокий уровень субъективного контроля в ситуации  неуспеха. Склонен обвинять только самого себя во всех неприятных событиях  жизни.  Всегда  полностью берет на себя ответственность за собственные неудачи.                                          

41      Не чувствует ответственности за происходящие в семейной жизни события. Недостаточно оценивает свою  роль  в  установлении семейных  отношений. Склонен к обвинению близких в возникающих 41внутрисемейных конфликтах.                                     

42      Недостаточно серьезно относится к своим семейным  обязанностям,  склонен перекладывать ответственность за события, происходящие в семье, на плечи близких. Часто не признает своей вины в возникающих внутрисемейных неурядицах. 

43      Смело берет на себя ответственность  при  решении  серьезных внутрисемейных  вопросов. Не уклоняется от сложностей семейной жизни, при возникновении проблем не ищет виноватых среди близких, критично относится к себе  в  ходе  возникающих  семейных конфликтов.    

51    В  ходе своей деятельности в коллективе не склонен видеть за      собой ответственности за правильную ее организацию, приписывая главную роль в этом вопросе руководству, стечению  обстоятельств, влиянию других членов коллектива. 

52   Недооценивает  роль  собственных усилий в формировании своих отношений в коллективе, организации собственной трудовой  деятельности,  достижений и неудач. Приписывает значительную роль влиянию руководства, сотрудников, внешних обстоятельств.      

53    Достаточно высоко оценивает собственную роль  в  организации своей  трудовой  деятельности.  Считает  себя ответственным за собственные деловые успехи и неудачи. Настойчив  в  реализации своих  планов,  связанных  с работой. Полагает, что успешность продвижения по служебной лестнице в большей степени зависит от него самого, нежели от внешних обстоятельств.                

61       Неспособен  активно формировать свой круг общения,  устанавливать  новые  контакты. В социальном взаимодействии пассивен, предоставляя другим активно  действовать  и  регулировать  ход взаимоотношений.              

62       Обладает достаточно сильным стремлением к социальным контактам,  однако  склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров. Прилагает  явно  недостаточные усилия  для  формирования  своего  круга общения, полагаясь на случай.

63       Считает себя способным целиком  и  полностью  контролировать свои  неформальные отношения с людьми, вызывая к себе уважение и симпатию. Активно влияет на свои взаимоотношения с  окружающими, добиваясь внимания и поддержки.                        

71         Считает  состояние  своего  здоровья результатом воздействия внешних обстоятельств. В случае болезни надеется,  что  выздоровление  придет  в  ходе  действия других людей, прежде всего врачей или болезнь "пройдет сама собой". Практически не прилагает собственных усилий для профилактики и восстановления состояния своего здоровья.  

72         Не слишком заботится о своем здоровье. В случае болезни  надеется,  прежде  всего, на медицинскую помощь со стороны врачей, часто не прилагая собственных усилий для профилактики и  восстановления состояния своего здоровья. Недооценивает собственную роль в поддержании своего хорошего самочувствия.      

73         Обладает стремлением  активно  воздействовать  на  состояние собственного  здоровья - профилактика, спорт, рациональное питание и т.п. Чувствует себя ответственным за свое здоровье.  В случае  болезни ищет вину, прежде всего за собой, в выздоровлении надеется на собственные силы.   

Методика ПДО (методика Личко).

По результатам методики Личко можно выделить следующие типы личностей:

ГЦ - гипертимно-циклоидный               

ГН  гипертимно-неустойчивый             

ГИ  гипертимно-истероидный              

ЦЛ  циклоидно-лабильный                 

ЛА  лабильно-астено-невротический       

ЛС  лабильно-сенситивный                

ЛИ  лабильно-истероидный                

ЛН  лабильно-неустойчивый               

АС  астено-невротическо-сенситивный     

АП  астено-невротическо-психастенический

АИ  астено-невротическо-истероидный     

СП  сенситивно-психастенический         

СШ сенситивно-шизоидный                

ПШ психастеническо-шизоидный           

ШЭ шизоидно-эпилептоидный              

ШИ шизоидно-истероидный                

ШН шизоидно-неустойчивый                

ЭИ  эпилептоидно-истероидный            

ЭН  эпилептоидно-неустойчивый           

ИН  истероидно-неустойчивый            

Ниже приведены краткие характеристики отдельных типов личности.

Гипертимный – приподнятое  настроение,  потребность   к   активной деятельности, недисциплинированность, легкомыслие. Раннее и сильное развитие, ранние сексуальные связи. Импульсивность, тяга к риску, контакты с антисоциальной средой, склонность к употреблению спиртного.                                              

Циклоидный – циклические изменения эмоционального фона, периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема. Уровень  сексуальной активности колеблется в зависимости от общего психического состояния. В периоды подъема склонность к алкоголю; в периоды спада - мысли  о самоубийстве.                                                                                                            

Лабильный богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания. Сексуальная  активность ограничивается флиртом и ухаживанием. Отсутствие  эмоциональной поддержки может привести к острым аффективным реакциям.

Шизоидный – склонность к одиночеству, неумение сопереживать, неожиданная откровенность перед чужими людьми. Внешняя  "асексуальность" сочетается с богатыми эротическими фантазиями.  Реакция  ухода в себя, иногда неожиданные, вычурные поступки.

Астено-аневротический – капризность, раздражительность, пугливость, повышенная утомляемость, мнительность и тревожность.  Сексуальная активность ограничивается короткими, быстро  истощающимися вспышками. Возможны глухая неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения   по отношению к старшим.                                                                                                     

Сенситивный – робость и застенчивость, избегание шумных компаний, впечатлительность, развитое чувство долга. Чувство  собственной неполноценности, отвергнутая привязанность вызывает уныние. Мнимая развязность; грубость со стороны вызывает вспышку агрессии.

Психастенический – моторная неловкость, нерешительность, склонность к самоанализу, колебания при принятии решения.  Реализация  влечения затрудняется опасениями и страхом перед возможными последствиями и неудачами. Возможно подчеркнутое стремление к соблюдению дисциплины.

Эпилептоидный – аффективная взрывчатость, бережливость, аккуратность, педантичность. Влечение сильное, ревность. Внешняя  адаптация сопряжена с тяжелыми конфликтами.              

Истероидный  - потребность привлечь к себе внимание, эгоцентризм, претензии на роль лидера, яркость и выразительность эмоций. В  сексуальном поведении много театральной игры, придумывание  несуществующих связей. Прогулы, нежелание учиться или работать, нежелание быть "серой" личностью.      

Неустойчивый – безволие в достижении цели, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, легкая подчиняемость. Влечение не отличается силой, ранний сексуальный опыт. Тяга к асоциальной среде, наркотикам, возможны групповые формы правонарушений.

Конформный – подчинение мнению окружающих, зависимость, банальность суждений. Реализация влечения в очень большой степени определяется средой. Податливость в сочетании с некритичностью к действию окружающих приводят к правонарушениям.

 

2.2. Первичная профилактика химической зависимости среди молодёжи


Одним из путей выхода из кризисной ситуации является не только создание эффективной системы лечения и реабилитации больных, но и разработка системы профилактических мер. Лечение уже развившихся наркологических заболеваний - процесс трудный и часто недостаточно эффективный. К тому же, химической зависимости сопутствуют многие другие заболевания, например, гепатиты, ВИЧ - инфекция, СПИД, венерические заболевания и др. Как и при любом заболевании, профилактика может оказаться гораздо продуктивнее любого лечения.

В рамках традиционной модели основная цель - дать детям знания о здоровье, здоровом образе жизни. Причем, модель здоровья - однокомпонентная, т.е. берется в расчет только физическое здоровье. Содержанием является описание вредных последствий для организма и социального благополучия человека злоупотребления психоактивными веществами. В качестве средств выступают: лекции, буклеты, плакаты, брошюры, популярные фильмы и т.п. Врачи - наркологи, приглашенные лекторы дают специальные знания девиантным подросткам или подросткам в средней школе, ПТУ. Ожидаемый результат-влияние полученных знаний на установки и поведение подростков.

Растущие цифры наркозависимых показывают, что все применяемые профилактические меры не принесли результатов, либо они были очень незначительны и кратковременны. Таким образом, выявилось противоречие: традиционная модель профилактической работы с молодежью не отвечает своему основному запросу.

В США и Европе это было замечено раньше. Там была предложена новая современная профилактическая модель. Разные организации предлагали разные ее варианты, которые отличались в деталях, но были сходны, по сути. Трудно не согласиться, что настоящая первичная профилактика в случае подростков с аддитивным поведением уже опоздала. Профилактические меры должны быть нацелены на тех ребят, кто еще не употреблял психоактивных веществ, для предупреждения начала их употребления. Поэтому, ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА должна начинаться как можно раньше и охватывать не только подростков, но и детей. Одним из звеньев современной профилактической модели является раннее выявление детей и подростков с определенной предрасположенностью к алкоголизации, наркотизации, употреблению токсических веществ. Это так называемая "группа риска".

Причины начала употребления психоактивных веществ также во многом лежат в социально - психологических особенностях ребенка или подростка, в психологических проблемах взросления. Поэтому, современная профилактическая модель ставит во главу угла помощи именно развитие определенных социально-психологических навыков. Таким образом, один из вариантов современной модели можно назвать ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКОЙ или иначе - ОБУЧЕНИЕМ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ. При подобном подходе модель здоровья уже не однокомпонентная, а поликомпонентная, т.е. включает физический, психологический и социальный компоненты.

Тактика запугивания нередко дает обратный результат, предоставление информации является явно недостаточным для предотвращения употребления. Позитивная первичная профилактика всех видов химической зависимости представляет молодежи знания о воздействии психоактивных веществ на организм, а также развивает в том или ином объеме следующие навыки:

- общения,

- принятия решений,

- решения проблем,

- критического мышления,

- межличностных контактов,

- умения постоять за себя и договариваться с другими,

- сопротивляться негативным влиянием сверстников,

- совладения с эмоциями,

- управления стрессом и состояниям тревоги,

- социального приспособления,

- навыки, необходимые для развития положительного самосознания

Темы психоактивных веществ не должны при этом выпячиваться на передний план, они лишь могут быть подчинены (по контрасту) формированию позитивных жизненных установок.

Таким образом, основной целью позитивной первичной профилактики является помощь молодым в приобретении навыков, необходимых, чтобы лучше понимать себя, сделать положительный здоровый выбор в жизни, принимать решения с четким осознанием собственного поведения и с ответственным отношением к социальным и культурным требованиям в условиях быстрых социальных изменений, т.е. - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Ожидаемым результатом позитивной первичной профилактики можно назвать свободную личность, осуществляющую независимое поведение.

Программы позитивной первичной профилактики созданы и адаптированы более чем в 20 странах, в том числе и России. В нашей стране апробация прошла в г. Москве на базе наркологического клинического диспансера № 5 и школ западного административного округа г. Москвы. Полученные результаты обнадеживают.

Во-первых, программы позитивной первичной профилактики имеют небольшой затратный механизм, по ним могут работать школы разного уровня и направления.

Во-вторых, позитивная первичная профилактика является системным методом, посредством которого не только врачи-наркологи и специально приглашенные лекторы, а и учителя, школьные психологи, молодежные лидеры, прошедшие специальную подготовку, могут помочь молодым приобрести знания, навыки и опыт, необходимые для выбора здорового образа жизни. Этот прием позволяет значительно расширить фронт профилактических работ. Подготовка преподавателей необходима, поскольку средствами формирования личности служат психотехнические приемы: работа в малых группах, обще групповые дискуссии, "мозговые штурмы", ролевые игры, упражнения активаторы, мини-лекции.

В-третьих, программы эффективны не только в плане профилактики наркологических заболеваний, но и способствуют улучшению психологического климата в классах, развитии успехов в учебе, положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Дети и подростки обретают большую сопротивляемость склонности к различным видам девиантного поведения.

Кроме раннего выявления детей "группы риска" и внедрения программ позитивной первичной профилактики в школьное расписание, еще одним звеном современной профилактической модели является создание альтернатив потреблению наркотиков и психоактивных веществ. Это должно вызвать снижение спроса на химические вещества, и соответственно снижение их предложения.

2.3. Проведение исследований. Результаты исследований.

Исследования проводились в ______школе в 7 – 8-ых классах.

Для определения содержания профилактической работы с молодежью, прежде всего, необходимо знать какова позиция молодежи по отношению к проблеме наркомании и насколько их понимание проблемы соответствует реальной ситуации. Информация о том, как понимается людьми проблема наркомании, дает возможность специалистам изменить неадекватные представления и сформировать установки препятствующие злоупотреблению наркотиками. Результаты опроса подтверждают актуальность проблемы для молодежи с одной стороны и демонстрируют отсутствие правильного ее понимания у значительной части, с другой.

Это создает риск в отношении злоупотребления наркотиками.

Отношение к наркомании как социальной проблеме.

13% опрошенных считают наркоманию одной из острых проблем общества и ставят ее на 6 место после бедности, роста преступности, безработицы, и загрязнения окружающей среды. Большинство опрошенных (47%) характеризует наркоманию как одну из самых страшных социальных проблем, серьезно угрожающих человечеству. По мнению 40% наркомания поражает только слабых и проблемных людей, 12.6% молодежи не могут охарактеризовать данную проблему. В той или иной степени, наркомания представляет опасность для 63% друзей опрошенных. 44% допускают возможность легализации наркотиков.

Представления опрошенных о проблеме наркомании.

Отношение к потребителям наркотических средств достаточно благожелательно, 30% считают необходимым внимательное и терпимое отношение к наркозависимым как, к больным людям, 37% считают необходимым принудительное лечение от наркомании, 25% не могут определить своего отношения к наркозависимым и лишь 8% считают наркозависимых социально опасными, нуждающихся в изоляции от общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11