бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде бесплатно рефераты

Сложившаяся ситуация поражает еще больше, если вспомнить, что легализация смертельно опасных наркотиков идет именно в тех странах, где люди очень заботятся о своем здоровье. Похоже, и культ собственного тела, и бегство в мир наркотических иллюзий имеют общие корни - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни.

Недаром Церковь напоминает: "Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов" (Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви).

Для борьбы с наркоманией необходима целая система государственных мер: в первую очередь, профилактика, наказание за продажу этого зелья, а также распространение информации о его вреде. Однако в светской прессе появляются материалы в защиту "либеральных свобод", среди которых все чаще называется право на медленное самоубийство с помощью наркотиков.

 

Подростковый возраст является периодом самоопределения, когда растущий человек выбирает свою жизненную позицию: как относиться к себе и другим, каким ценностям следовать, какие предпочесть модели поведения. Этот выбор предопределяется тем, что предлагает ребенку его социальная среда: семейное и школьное окружение, средства массовой информации со своими «кумирами» и пропагандируемой системой ценностей. С сожалением можно отметить, что интенсивные социально-экономические преобразования, происходящие в России в последние годы, привели к тому, что люди живут в условиях хронического стресса, вызванного нестабильностью. Растущее нервное напряжение и фрустрация разряжаются в агрессивном поведении, мишенью которого часто становятся дети, как наиболее зависимые и беспомощные. Эта тенденция проявляется как в школе, так и в семье. В результате вырастает поколение, много раз пережившее насилие, убежденное, что прав всегда тот, кто сильнее, только сила гарантирует уважение и безопасность. Средства массовой информации поддерживают эту концепцию, предлагая в качестве идолов - героев боевиков, постоянно описывая криминальные разборки, остающиеся часто безнаказанными. Мальчики начинают мечтать о карьере в сфере рэкета, как раньше говорили о том, чтобы стать физиками или космонавтами. Таким образом, происходит формирование тех несовершеннолетних, которых относят к группе социального риска.

Необходимо что-то противопоставить данным тенденциям, предложить подросткам позитивные модели поведения, позволяющие выбирать здоровый образ жизни, приобретать уважение и безопасность, достигать поставленных целей без проявления агрессии.

Этой цели служили, проводимые во всех лагерях тренинги и игры, направленные на развитие социальных навыков, индивидуальные психологические консультации, беседы и лекции, посвященные проблеме химической зависимости и правовой тематике. Подробное описание данной работы не представляется целесообразным, так как является узко профессиональным. Однако следует отметить, что очень большое значение имеет уровень психо-социальной адаптации персонала, работающего с детьми в лагере. Подростки копируют поведение выбранных ими взрослых и это является самой сильной формой воспитательного воздействия. Поэтому необходимо проводить тщательный отбор и предварительную психологическую подготовку будущих сотрудников лагеря, а также обеспечивать в течение смены функционирование групп поддержки для взрослых, чтобы помочь им сохранять душевное равновесие, доброжелательность и высокую активность весь период их работы в лагере им самим и окружающим. Например, организация цивилизованных «мест встречи», конкурс граффити и т.д.

2.  Практическая часть

 

 

2.1. Методики экспериментальных исследований проблемы наркомании в подростковой среде.

В данной работе для исследований использовались следующие методики.

2.1.1. Наблюдение за подростками.

          2.1.2. Беседа, опрос.

          2.1.3. МЕТОДИКА №1.

С А М О О Ц Е Н К А

Продумайте предполагаемые ниже утверждения, указав на отдельном месте в четырехбалльной системе свое утверждение к ним.

Я думаю об этом:

-    очень часто – 4 балла

-    часто            – 3 балла

-    иногда          – 2 балла

-    редко            – 1 балл

-    никогда        – 0 баллов

1.                        Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2.                        Постоянно чувствую свою ответственность на работе.

3.                        Я беспокоюсь о своем будущем.

4.                        Меня многие ненавидят.

5.                        Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6.                        Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7.                        Я боюсь выглядеть глупцом.

8.                        Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9.                        Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10.                   Я часто допускаю ошибки.

11.                   Как жаль, что  я не умею говорить как следует с людьми.

12.                   Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13.                   Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14.                   Я слишком скромен.

15.                   Моя жизнь бесполезна.

16.                   Многие неправильного мнения обо мне.

17.                   Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18.                   Люди ждут от меня очень много.

19.                   Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20.                   Я слегка смущаюсь.

21.                   Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22.                   Я не чувствую себя в безопасности.

23.                   Я часто волнуюсь понапрасну.

24.                   Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25.                   Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

26.                   Я чувствую себя скованным.

27.                   Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28.                   Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29.                   Меня волнует мысль, как люди относятся ко мне.

30.                   Как жаль, что я не так общителен.

31.                   В спорах я высказываюсь лишь тогда, когда уверен в своей правоте.

32.                   Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ПО ТЕСТУ «САМООЦЕНКА»

0 – 25 баллов                Высокий уровень самооценки – означает, что человек не        отягощен комплексом неполноценности, он правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих поступках.

26 – 45 баллов                    Средний уровень самооценки – свидетельствует о том, что человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладиться под мнение других.

46 – 128 баллов                 Низкий уровень самооценки – сигнализирует о том, что человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считается с мнениями других и часто страдает от комплекса неполноценности.

2.1.4.  МЕТОДИКА №2.

Методика Личко (ПДО, патохарактериологический диагностический опросник).

Испытуемому необходимо выбрать от одного до трёх высказываний в каждой группе.

САМОЧУВСТВИЕ

1.                 У меня почти всегда плохое самочувствие.             

2.                 Я всегда  себя чувствую бодрым и полным сил.

3.                 Недели хорошего самочувствия у меня чередуется с неделями, когда я чувствую себя плохо.

4.                 Мое самочувствие часто меняется – иногда по несколько

     раз  в день.

5.                 У меня почти всегда что-нибудь болит.

6.                 Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств.

7.                 Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и

ожидания неприятностей.

8.                 Я легко переношу боль и физические страдания.

9.                 Мое самочувствие вполне удовлетворительно.

10.             У меня случаются приступы плохого самочувствия с

раздражительностью и чувством тоски.

11.            Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся

ко мне окружающие.

12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания

      и очень их боюсь.

0.                 Ни одно из определений ко мне не подходит.

НАСТРОЕНИЕ

1.                 Как правило, настроение у меня очень хорошее.

2.                 Мое настроение легко меняется от незначительных причин.

3.                 У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе.

4.                 Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.

5.                 У меня почти всегда плохое настроение.

6.                 Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия.

7.                 Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

8.                 У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим.

9.                 У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.

10.             Малейшие неприятности сильно огорчают меня.

11.             Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения.

12.             Моё настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.

0.                 Ни одно из определений ко мне не подходит.

СОН И СНОВЕДЕНИЯ

1.                 Я сплю хорошо, а сновидениям значения не придаю.

2.                 Сон у меня богат яркими сновидениями.

3.                 Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать.

4.                  Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днём.

5.                 Я сплю мало, но встаю бодрым и сны вижу редко.

6.                 Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.

7.                  У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения.

8.                 Бессонница у меня наступает периодически без особых причин.

9.                 Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11