Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде
Сложившаяся ситуация поражает еще больше, если вспомнить,
что легализация смертельно опасных наркотиков идет именно в тех странах, где
люди очень заботятся о своем здоровье. Похоже, и культ собственного тела, и
бегство в мир наркотических иллюзий имеют общие корни - это духовная
опустошенность, потеря смысла жизни.
Недаром Церковь напоминает: "Наркомания и алкоголизм
становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но
всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ
материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов"
(Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви).
Для борьбы с наркоманией необходима целая система
государственных мер: в первую очередь, профилактика, наказание за продажу этого
зелья, а также распространение информации о его вреде. Однако в светской прессе
появляются материалы в защиту "либеральных свобод", среди которых все
чаще называется право на медленное самоубийство с помощью наркотиков.
Подростковый возраст является периодом самоопределения,
когда растущий человек выбирает свою жизненную позицию: как относиться к себе и
другим, каким ценностям следовать, какие предпочесть модели поведения. Этот
выбор предопределяется тем, что предлагает ребенку его социальная среда:
семейное и школьное окружение, средства массовой информации со своими
«кумирами» и пропагандируемой системой ценностей. С сожалением можно отметить,
что интенсивные социально-экономические преобразования, происходящие в России в
последние годы, привели к тому, что люди живут в условиях хронического стресса,
вызванного нестабильностью. Растущее нервное напряжение и фрустрация
разряжаются в агрессивном поведении, мишенью которого часто становятся дети,
как наиболее зависимые и беспомощные. Эта тенденция проявляется как в школе,
так и в семье. В результате вырастает поколение, много раз пережившее насилие,
убежденное, что прав всегда тот, кто сильнее, только сила гарантирует уважение
и безопасность. Средства массовой информации поддерживают эту концепцию,
предлагая в качестве идолов - героев боевиков, постоянно описывая криминальные
разборки, остающиеся часто безнаказанными. Мальчики начинают мечтать о карьере
в сфере рэкета, как раньше говорили о том, чтобы стать физиками или
космонавтами. Таким образом, происходит формирование тех несовершеннолетних,
которых относят к группе социального риска.
Необходимо что-то противопоставить данным тенденциям,
предложить подросткам позитивные модели поведения, позволяющие выбирать
здоровый образ жизни, приобретать уважение и безопасность, достигать
поставленных целей без проявления агрессии.
Этой цели служили, проводимые во всех лагерях тренинги и
игры, направленные на развитие социальных навыков, индивидуальные психологические
консультации, беседы и лекции, посвященные проблеме химической зависимости и
правовой тематике. Подробное описание данной работы не представляется
целесообразным, так как является узко профессиональным. Однако следует
отметить, что очень большое значение имеет уровень психо-социальной адаптации
персонала, работающего с детьми в лагере. Подростки копируют поведение
выбранных ими взрослых и это является самой сильной формой воспитательного
воздействия. Поэтому необходимо проводить тщательный отбор и предварительную
психологическую подготовку будущих сотрудников лагеря, а также обеспечивать в
течение смены функционирование групп поддержки для взрослых, чтобы помочь им
сохранять душевное равновесие, доброжелательность и высокую активность весь период
их работы в лагере им самим и окружающим. Например, организация цивилизованных
«мест встречи», конкурс граффити и т.д.
2. Практическая часть
2.1. Методики экспериментальных
исследований проблемы наркомании в подростковой среде.
В данной работе для исследований
использовались следующие методики.
2.1.1. Наблюдение за подростками.
2.1.2.
Беседа,
опрос.
2.1.3. МЕТОДИКА №1.
С А М О О Ц Е Н К А
Продумайте предполагаемые
ниже утверждения, указав на отдельном месте в четырехбалльной системе свое
утверждение к ним.
Я думаю об этом:
- очень часто – 4 балла
- часто – 3 балла
- иногда – 2 балла
- редко – 1 балл
- никогда – 0 баллов
1.
Мне
хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2.
Постоянно
чувствую свою ответственность на работе.
3.
Я
беспокоюсь о своем будущем.
4.
Меня
многие ненавидят.
5.
Я
обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6.
Я
беспокоюсь за свое психическое состояние.
7.
Я
боюсь выглядеть глупцом.
8.
Внешний
вид других куда лучше, чем мой.
9.
Я
боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10.
Я
часто допускаю ошибки.
11.
Как
жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12.
Как
жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13.
Мне
бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14.
Я
слишком скромен.
15.
Моя
жизнь бесполезна.
16.
Многие
неправильного мнения обо мне.
17.
Мне
не с кем поделиться своими мыслями.
18.
Люди
ждут от меня очень много.
19.
Люди
не особенно интересуются моими достижениями.
20.
Я
слегка смущаюсь.
21.
Я
чувствую, что многие люди не понимают меня.
22.
Я
не чувствую себя в безопасности.
23.
Я
часто волнуюсь понапрасну.
24.
Я
чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25.
Я
чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
26.
Я
чувствую себя скованным.
27.
Я
уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28.
Мне
кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29.
Меня
волнует мысль, как люди относятся ко мне.
30.
Как
жаль, что я не так общителен.
31.
В
спорах я высказываюсь лишь тогда, когда уверен в своей правоте.
32.
Я
думаю о том, чего ждет от меня общественность.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ПО ТЕСТУ
«САМООЦЕНКА»
0 – 25 баллов
Высокий уровень самооценки – означает, что человек не отягощен
комплексом неполноценности, он правильно реагирует на замечания других и редко
сомневается в своих поступках.
26 – 45
баллов Средний уровень самооценки – свидетельствует о том,
что человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени
старается подладиться под мнение других.
46 – 128
баллов Низкий уровень самооценки – сигнализирует о том, что
человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается
всегда считается с мнениями других и часто страдает от комплекса
неполноценности.
2.1.4. МЕТОДИКА №2.
Методика Личко
(ПДО, патохарактериологический диагностический опросник).
Испытуемому
необходимо выбрать от одного до трёх высказываний в каждой группе.
САМОЧУВСТВИЕ
1.
У
меня почти всегда плохое самочувствие.
2.
Я
всегда себя чувствую бодрым и полным сил.
3.
Недели
хорошего самочувствия у меня чередуется с неделями, когда я чувствую себя
плохо.
4.
Мое
самочувствие часто меняется – иногда по несколько
раз в
день.
5.
У
меня почти всегда что-нибудь болит.
6.
Плохое
самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств.
7.
Плохое
самочувствие появляется у меня от волнений и
ожидания
неприятностей.
8.
Я
легко переношу боль и физические страдания.
9.
Мое
самочувствие вполне удовлетворительно.
10.
У
меня случаются приступы плохого самочувствия с
раздражительностью
и чувством тоски.
11.
Мое
самочувствие очень зависит от того, как относятся
ко мне
окружающие.
12. Я очень
плохо переношу боль и физические страдания
и очень
их боюсь.
0.
Ни
одно из определений ко мне не подходит.
НАСТРОЕНИЕ
1.
Как
правило, настроение у меня очень хорошее.
2.
Мое
настроение легко меняется от незначительных причин.
3.
У
меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за
близких, неуверенности в себе.
4.
Мое
настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.
5.
У
меня почти всегда плохое настроение.
6.
Мое
плохое настроение зависит от плохого самочувствия.
7.
Мое
настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
8.
У
меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается
окружающим.
9.
У
меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.
10.
Малейшие
неприятности сильно огорчают меня.
11.
Периоды
хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения.
12.
Моё
настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.
0.
Ни
одно из определений ко мне не подходит.
СОН И
СНОВЕДЕНИЯ
1.
Я
сплю хорошо, а сновидениям значения не придаю.
2.
Сон
у меня богат яркими сновидениями.
3.
Перед
тем, как уснуть, я люблю помечтать.
4.
Я
плохо сплю ночью и чувствую сонливость днём.
5.
Я
сплю мало, но встаю бодрым и сны вижу редко.
6.
Сон
у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
7.
У
меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения.
8.
Бессонница
у меня наступает периодически без особых причин.
9.
Я
не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|