Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской ...
-
свидетельством направленности на внешнюю сторону
школьной жизни, но в положительном отношении к школе являются рисунки с
изображением: спортивных залов, гимнастического зала, цветы в классе, класса
танцев, школьное задание, это может свидетельствовать и преобладании игровых
ситуаций.
На некоторых
рисунках детей обозначается интенсивная штриховка, что может быть показателем
тревоги по отношению к школе. У трех детей на рисунках преобладает черный цвет,
прослеживаются рисунки крестов, что может свидетельствовать о некоторой
агрессивности, негативизме, связанные со школьным обучением.
В результате
анализа рисунков в сельской школе, были выявлены тематические изображения,
коррелирующие с рисунками городских первоклассников:
-
рисунки с изображением учеников, парт, доски с
написанными заданиями;
-
спортивные площадки, игровые залы;
-
школьное здание, цветы в классе.
У некоторых детей
прослеживается интенсивная штриховка, что является показателем тревожности, его
отношения к школе.
Исходя из выше
описанных результатов анализа проективных методик в сельской и городской
школах, можно сделать выводы о наличии положительного отношения к школе у
большинства учащихся первых классов, с учетом сюжета рисунка, т.е., что именно
изображено:
а) учебные
ситуации – учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными
заданиями – свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности
ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации
неучебного характера – школьное здание, цветы в классе, ученики на перемене,
свойственные детям с положительным отношением к школе, но большей
направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации
– спортивный зал, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, свойственные
детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой
направленности.
Но и в первой, и
во второй группе выявляются дети с некоторой тревожностью по отношению к школе.
В результате
сравнительного анализа комплексной многомерной диагностики двух групп учащихся
первых классов сельской и городской общеобразовательных школ в условиях
максимально схожих (стиль руководства учителя, гуманитарная направленность),
прослеживаются следующие психологические особенности адаптации:
1) особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается;
2) существует некоторое расхождение на уровне сформированности словарного
запаса, осведомленности, информированности в различных областях социокультурной
жизни. В сельской школе этот уровень несколько ниже, чем в городской.
Отличается тенденция сближения показателей в субтестах ²Сложение фигур², ²Кубикт Кооса², ²Кодирование²;
3) выявлены с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и
изолированные. Прослеживается направленность на формирование отдельных групп в
обеих школах;
4) выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
5) у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение
самооценки, наряду с высоким уровнем притязаний;
6) у большинства детей выявляется достаточно высокий уровень мотивации. Но
и в одной, и в другой группах выявлены дети с ²дошкольной позицией².
Итак, в данном
случае можно говорить об успешной адаптации учащихся. Следующим этапом
исследования является выделение групп дезадаптированных детей. Критерием
дезадаптации являются:
диагностические
данные;
экспертная
оценка;
результаты
наблюдения.
Анализ
познавательной, коммуникативной и личностной сфер, позволяет выделить группы
дезадаптированных детей в обеих школах:
-
сельская школа – Алена, Наталья, Юрий;
-
городская школа – Андрей, Илья, Влад, Виктор,
Карина, Татьяна.
У данных учащихся
выделяются особенности познавательной сферы: ниже среднего уровень
осведомленности, словарного запаса. Кроме этого, дети испытывают затруднения в
отношениях со сверстниками, об этом свидетельствует то, что они относятся к
статусной категории ²отвергаемых².
Эти учащиеся
слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.
У этих детей
низкая самооценка, с низким уровнем притязания.
При анализе
мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют ²дошкольную
позицию².
У некоторы
испытуемых группы дезадаптированных на рисунках прослеживается интенсивная
штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе.
Целью данного
исследования являлось проведение сравнительного анализа психологических
особенностей процесса школьной дезадаптации в сельской и городской школах.
В рабочей
гипотезе мы предполагали выявить то, что процесс адаптации в городской и
сельских школах не имеет различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей
должны иметь схожие психологические особенности.
В результате
сравнительного анализа комплексной многомерной диагностики выдвинутая гипотеза
была подтверждена. Нами было выявлено:
1) особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается,
прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о
словарном запасе, уровне информированности, осведомленности. В сельской школе
эти показатели несколько ниже чем в городской;
2) у большинства детей выявлен достаточно высокий уровень школьной
мотивации. Но и в экспериментальной, и в контрольной группах выявлены дети с ²дошкольной
позицией²;
3) выявлены дети, относящиеся к разным статусным категориям: лидеры,
отвергаемые и изолированные; прослеживается направленность на формирование
отдельных групп в обеих школах;
4) выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
5) у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение
самооценки, наряду с высоким уровнем притязания.
В выделенных нами
группах дезадаптированных учащихся выявляются особенности в познавательной
сфере, затруднения в отношениях со сверстниками. Эти дети слабо успевают по
основным предметам: математике, русскому языку, чтению. При анализе
мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют ²дошкольную
позицию². У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания, они
испытывают тревогу по отношению к школе.
Качественно иная,
в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные
учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности
умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные
требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном
отношении, достичь определенного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная
деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно
положительное отношение к учению. Результаты проведенного исследования
доказывают, что и в сельской, и в городской школах у детей в равной степени
сформированы и познавательная, и коммуникативная, и личностная сферы, которые
способствуют успешной адаптации. Но выделенные нами группы, дезадаптированных
детей, позволяют говорить о их неготовности к школьному обучению, в результате
чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении,
имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из
наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные подтверждают то, что и
учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических
особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах
коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру
сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в
реализации индивидуального подхода.
Акцент на профилактике
школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в
отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы
школьных учреждений системы педагогического диагностирования, начавших учиться
первоклассников.
Профессиональное
внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития
в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью
деятельности психолога и педагога.
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.:
Правещение, 2000. – 624 с.
2.
Анастази А. Психологическое тестирование. в 2-х
томах, - М.: Педагогика, 1989.
3.
Баркай А.И. Особенности изобразительной
деятельности первоклассников в период адаптации к школе – Ж. ²Вопросы
психологии². № 4, 1987 – 8-10 с.
4.
Берис Р. Развитие Л. концепции и воспитание. – М.,
1986 – 323 с.
5.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое
обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения,
личностные. – Ж. ²Дефектология² № 2, 2001 – С. 89-96.
6.
Волков М.П. Методы социометрических измерений в
социально-психологических исследованиях. – Л.: Нева, 1972 – 147 с.
7.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4 М., - 1984,
432 с.
8.
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший
школьник. Психодиагностика и коррекция развития. – М.: изд-во МГОПУ, 1995 –
116с.
9.
Дубровина М.В. Индивидуальные особенности
школьников. – М., 1975 – 365 с.
10. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А.
Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.:
Редакционно-издательский центр ²Социальное здоровье России², 1993 –127 с.
11. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова
А.В., М.В. Зверевой – М.: Педагогика, 1973 – 176 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб.
пособ. – 3 е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997 – 175 с.
13. Колмыков В.Н. Диагностика уровня мышления первоклассников. – Воронеж.
Изд-во ВОИПКРО, 1999 – 53 с.
14. Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в учебной
деятельности. – М., 1985 – 145 с.
15. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. –
Ж. ²Школьный
психолог², № 9, 2001 – 8-9 с.
16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика 1992
– 160 с.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: сфера,
1998 – 240 с.
18. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Под ред.
Колмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. – М.: Просвещение. – 1986 – 150 с.
19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред.
Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1989 – 560 с.
20. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина, М. 1989 –
346 с.
21. Практическая психодиагностика. Под ред. Райгородского. – С.: изд. дом ² БАХ РАХ², 1998 – 669 с.
22. Психология развивающейся личности. М., 1987 –243 с.
23. Психическое развитие младших школьников. Под ред. Давыдова В.В. м.,
1989 – 210 с.
24. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2
кн. – 2-е изд., 1999 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного
возраста. – 384 с.
25. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. Ростов Н/Д: ²Феникс², 1999 – 576 с.
26. Стоунс С. Психопедагогика. М.: Просвещение, 1984 – 245 с.
27. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учеб. для жд училищ и вузов. – М.:
Школа-Пресс, 1997 – 384 с.
28. Соколова Е.М. Проективные методы исследования. МГУ, 1980 – 140 с.
29. Сомько А., Каффива Ю. Введение в школьную жизнь. Программа
адаптационных занятий для первоклассников. Ж. ²Школный психолог.
Приложение к газ. ²Первое сентября. – 1999, № 2 – 8-9 с.
30. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в
общении. Ж. ²Начальная школа² - 1996, № 7 – 14-16 с.
31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные псих.
труды М., 1987 –416 с.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7
лет. М., Учпедгиз., 1960-328 с.
33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Под ред.
Лебединского В.В., Никольской О.С. М.: Просвещение, 1990 – 342 с.
Исследование
мотивационной готовности к школьному обучению. Модифицированный вариант беседы
(Н.Г. Лусканова), [10].
Вопросы:
1. Представь себе, что сегодня мама вдруг скажет: ²Ребенок, ты у меня еще
маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы
тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?² Что ты ответишь маме?
2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушала тебя и
поступила по-своему) – договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с
завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо,
делай что хочешь… Чтобы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие
в школе?
3. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика, ему тоже 7 (6)
лет, но он не ходит в первый класс. Он тебя спрашивает: ²Что надо делать, чтобы
хорошо подготовиться к первому классу?² Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы
хорошо подготовиться к школе?
4. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил
каждый день в школу, а наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и
занималась с тобой всем, чему учат в школе. Ты бы согласился учиться дома?
5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку
на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: ²Мы можем
пригласить к вам другую учительницу на это время, или попросить ваших мам,
чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы². Как по-твоему
будет лучше: чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?
6. Представь себе, что есть две школы – школа ²А² и школа ²Б². В школе ²А² расписание
уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а
рисование, музыка и физкультура изредка. А в школе ²Б² все наоборот: ежедневно
– физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика – по
одному разу в неделю.
7. В школе ²А² от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали
учителя, делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали
руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе ²Б² не сделают замечания,
если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из
класса без спроса. В какой школе тебе бы хотелось учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно
работал на всех уроках и учительница сказала: ²Сегодня, Миша,
(называется имя ребенка) учился очень хорошо, даже хочу наградить его за это.
Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнале поставить?² Чтобы ты
предпочел получить в награду за хорошее учение?
Ответы на каждый из вопросов оцениваются
как ²школьные² или ²дошкольные².
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|