Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской ...
Экспериментальная группа
-
вербальный интеллектуальный показатель – 110;
-
невербальный интеллектуальный показатель – 107;
-
общий интеллектуальный показатель – 120.
По результатам
исследования видно, что у испытуемых средний уровень запаса знаний в различных
сферах жизнедеятельности, что свидетельствует о достаточно хорошей
осведомленности. Об этом можно судить по количеству набранных средних значений
(12) в субтесте № 1 ²Осведомленность². По номограмме оценок это значение относится к норме. Кроме этого, из
учащихся данной группы в достаточной степени развито абстрактное мышление,
смысловая ориентировка, на высоком уровне сформирована способность оценивать
прошлый опыт, о чем говорит результат, полученный в субтесте № 2 ²Понятливаость² (11).
Отличается
высокая особенность концентрация произвольного внимания, достаточное для
данного возраста овладение навыками арифметических операций, о чем
свидетельствует показатель субтеста № 3 ²Арифметический² (12).
Высокий
усредненный показатель этой группы, полученный в субтесте № 4 ²Сходство² (18),
свидетельствует о достаточном уровне сформированности мыслительных операций:
анализа и синтеза.
Результаты
субтеста № 5 ²Словарь² (9), говорят об уровне ниже среднего в языковом развитии,
эрудированности, о некоторой бедности словарного запаса.
На достаточно
высоком уровне находятся показатели объема внимания и умение сосредотачиваться
на заданиях, о чем свидетельствуют результаты субтеста № 6 ²Повторение цифр² (13).
При анализе
невербальной части методики были получены следующие результаты:
В усредненном
показателе у испытуемых на достаточном уровне сформирована способность
охватывать ситуацию в целом, ориентация на практических ситуациях, о чем
свидетельствуют результаты субтеста № 8 ²Последовательные картинки² (13).
Показатель
субтестов № 9, 10 ²Кубики Кооса², ²Сложение фигур² (11, 9) свидетельствуют о несколько сниженном уровне развития
пространственной ориентации, конструктивного мышления, моторной координации. По
номограмме результаты попадают в зону нормы.
В ходе проведения
исследования у всех испытуемых наблюдается стремление детей получить одобрение,
давать правильные ответы, в результате чего можно предположить, что число и
характер, скорее всего, является результатом недостаточных знаний в некоторых
областях.
В целом можно сделать
заключение о достаточном для данного возраста интеллектуальном развитии
учащихся этой группы.
Результат
исследования интеллектуальных способностей учащихся контрольной группы можно
представить в следующем виде:
-
вербальный и интеллектуальный показатель – 125;
-
невербальный и интеллектуальный показатель – 120;
-
общий интеллектуальный показатель – 130.
В результате
анализа полученных показателей выявлено, что у испытуемых данного возраста
общий объем знаний, информированность, кругозор, долговременная память,
ассоциативная организация опыта находится на достаточно высоком уровне, о чем
свидетельствуют результаты (14; 14) полученные в субтестах № 1, 7 ²Осведомленность², ²Недостающие
детали².
Результаты
субтестов № 2 ²Понятливость² и № 8 ²Последовательные картинки² свидетельствуют о достаточной смысловой организации знаний
социокультурной адаптации, о высоком уровне зрительного восприятия отношений
между предметами окружающей среды.
Результаты,
полученные в субтесте № 3 ²Арифметический² (10), свидетельствуют о наличии высокого уровня концентрации внимания,
о легкости оперирования числовым материалом.
Средний
показатель этой группы, полученный в субтесте № 4 ²Сходство² (17),
свидетельствует о достаточно высокой способности формирования понятий,
классификаций, способности абстрагирования и сравнения.
На достаточном
уровне находится сформированность пространственных ориентаций, уровень
двигательной активности, о чем свидетельствуют показатели, полученные в
субтестах № 10 ²Схожие фигуры² и № 9 ²Кубики Кооса². Все полученные результаты по номограмме находятся в зоне нормы.
На основе
сравнительного анализа полученных результатов в двух группах –
экспериментальной и контрольной – можно сделать заключение, что особых различий
в общих интеллектуальных показателях не наблюдается.
Небольшое отличие
между этими группами появляется на уровне сформированности словарного запаса,
осведомленности, информированности в различных областях социокультурной жизни.
В сельской школе этот уровень несколько ниже чем в городской.
Отличается
тенденция сближения средних показателей в субтестах: ²Сложение фигур², ²Кубики Кооса², ²Кодирование² в обеих группах.
Неудачи в сфере
межличностных отношений, выражающиеся в нарушениях контактов со сверстниками
являются уже вполне отчетливым признаком социально-психологической (в том числе
и школьной) дезадаптации. В качестве надежного экспресс-метода рекомендуется
использование социометрического опроса, позволяющего определить иерархию
межличностных предпочтений для каждого члена класса и, кроме того, получить
представление о целостной структуре формирующегося детского коллектива.
Важное значение эти
данные могут иметь при планировании в неучебных мероприятий, при организации
самоуправления класса, где выявление и правильное использование неформальных
лидеров группы являются необходимыми.
По материалам
психологической диагностики исследования межличностных отношений методом
социометрического опроса были получены следующие результаты:
школа города
Воронежа (см. приложение таблицы № 3, 4).
На основе
социометрических данных были выделены дети с различным статусом занимаемым ими
в группе: лидеры – Ксения, Алексей, Дарья, – что является показателем
общительности, того что, социальные контакты для них эмоционально значимы, о
доверительных отношениях со сверстниками, готовности следовать требованиям
группы. Эти дети охотно идут на контакт с учителями и одноклассниками, и что
очень важно, этот контакт положителен, эмоционально ярок.
Кроме этого,
были выявлены ²отвергаемые² – Илья, Влад, Виктор, – что может свидетельствовать об активном
отвержении этих детей одноклассниками, причинами этого могут быть: трудности
обучения в связи с поведением, рассторможенность, неустойчивость в достижении
целей, недисциплинированность. Эти учащиеся слабо успевают по основным
предметам: математике, русскому языку, чтению.
Кроме того, на
основе анализа социометрических данных выявлены дети с узким кругом общения,
изолированные – Катерина, Татьяна, что может свидетельствовать о самоизоляции,
пассивности, негативизме.
По материалам
психологической диагностики методом социометрического опроса в сельской школе
(см. приложение таблица № 5, 6) были выявлены лидеры – Павел, Александр, Елена,
– что является показателем доминантности в классе, динамичности в общении.
Выявлены ²отвергаемые², Мария, Юрий,
что может свидетельствовать о нарушениях в поведении, непостоянстве интересов,
трудностях в общении.
На основе
анализа социометрических данных выявлен ребенок с узким кругом общения,
изолированный – Алена.
Таким образом, на
основе проведения исследования межличностных отношений методикой ²Социометрия², в сельской и
городской школах, можно сделать выводы о том, что существенных различий в двух
группах нет. Прослеживается определенная структура групповых взаимоотношений,
выявлены дети с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и
изолированные. Кроме того, выделяются дети по активности в общении:
-
общительные, стремящиеся со всеми иметь хорошие
дружеские отношения;
-
имеющие несколько постоянных друзей (как правило
это дети отвергаемые другими одноклассниками);
-
избирательные в общении, пассивные и дети,
находящиеся в самоизоляции, негативно настроенные, с агрессивными тенденциями.
Данные,
полученные при социометрическом опросе, подтверждают результаты методики М.Ю.
Андрущенко ²Мой круг общения². Этот метод предназначен для выявления круга и характера отношения
ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учениками.
Если
рассматривать среду общения в школе со сверстниками и учителями, то получается
следующая картина:
в городской
школе: (см. приложение таблица № 7) лидерами в положительных выборах являются
Ксения, Дарья, отвергаемые: Виктор, Влад.
Выделяются
группировки в общении (Олег, Максим, Алексей, Михаил; Дарья, Мария, Ксения).
Среди
изолированных находится Татьяна – она не желает ни с кем общаться, и остальные
учащиеся игнорируют ее.
Среди взрослых, с
которыми дети общаются в школе, предпочтение отдаются классной
руководительнице, психологу. Конфликтная ситуация прослеживается в отношениях с
учителем музыки.
По материалам
исследования круга общения в сельской школе были получены следующие результаты
(см. приложение таблица № 8): выявлены лидеры Александр, Елена; среди
отвергаемых выделяются Юрий, Мария, что подтверждает результаты
социометрического опроса.
Среди
предпочитаемых взрослых прослеживается тенденция предпочтения классного
руководителя и учителя физической культуры. Конфликтная ситуация прослеживается
с учителем музыки.
Анализируя
результаты исследования, полученные при проведении методики ²Мой круг общения², можно сделать
заключение о том, что показатели совпадают с результатами социометрического
опроса, т.е. выявляются те же лидеры, отвергаемые, изолированные.
Прослеживается тенденция формирования отдельных групп.
В городской и
сельских школах проявляются конфликтные взаимоотношения с учителями. Вполне
благоприятные отношения сложились с классным руководителем, что играет важную
роль при адаптации младших школьников в первоначальный период обучения.
Итак, к середине
учебного года в исследуемых группах сформировалась различная иерархия отношений
между учениками, учителями и учениками, в результате чего можно сделать выводы
об их социально-психологическом взаимоотношении друг на друга, о совместности
членов конкретных групп.
По результатам
исследования ценностных ориентаций методом ²Самооценка² были получены
следующие результаты:
экспериментальная
группа
-
завышенная самооценка по всем показателям
наблюдается у семи учащихся из 18, что является показателем идеализирования
образа своей личности и возможностей, преувеличения своей ценности для
окружающих. Прогностическая оценка, характеризующая уровень притязаний также
нереалистична завышена, что свидетельствует о переоценке своих возможностей и
способностей;
-
оценка выше среднего прослеживается у 3 испытуемых
но уровень притязания у этих детей реалистичный, что является показателем того,
что дети стремятся к самосовершенствованию, к достижению поставленных целей;
-
адекватная самооценка прослеживается у 4 детей из
18, что является показателем правильности соотнесения своих возможностей и
способностей, они достаточно критически относятся к себе, стараются не
переоценить себя. Но у этих 4 испытуемых у 2 наблюдается низкая прогностическая
оценка, что свидетельствует о том, что дети в какой-то степени избегают социальной
активности, трудных для ее целей;
-
самооценка ниже среднего у четырех членов данной
группы, это дети неуверенные в себе, робкие, не могут реализовать свои
способности, критичны к себе и к другим. У них прослеживается низкий уровень
притязаний.
Таким образом, по
классу доминируют учащиеся с завышенной самооценкой и высоким уровнем
притязаний, что может свидетельствовать о наличии у этих детей выраженного
мотива достижения. Детей с низкой самооценкой выявлено 4. По результатам
социометрического опроса они относятся к статусной категории отверженных и
изолированных.
При анализе
результатов исследования самооценки в контрольной группе, были получены
следующие показатели:
-
завышенная самооценка появляется у 14 учащихся из
28, но уровень притязаний находится на 2-3 ступени ниже, что может
свидетельствовать о преувеличении своих возможностей, низком уровне
критичности; при этом не переоценивают свои способности, не ставят перед собой
трудных задач и целей;
-
средняя оценка прослеживается у 10 учащихся, при
этом уровень притязания на 2-3 ступени выше среднего, что является показателем
того, что дети правильно оценивают свои возможности и способности, достаточно
критично относятся к себе, стремятся к самосовершенствованию;
-
низкая самооценка и несколько сниженный уровень
притязаний выявлены у 4 детей, что может свидетельствовать о неуверенности в
своих силах, робости, невозможности реализовать свои возможности, неспособности
ставить перед собой цели и задачи.
Кроме этого, двое
испытуемых с завышенной самооценкой и одним с низкой по результатам
социометрического опроса являются отвергаемыми.
Сравнивая
результаты, полученные в двух группах, можно сделать выводы о том, что
отмечается тенденция к завышению самооценки и уровня притязания. Что
свидетельствует о том, что дети не реально оценивают свои возможности и
способности.
Выявленные дети с
адекватной самооценкой, что является показателем достаточной критичности к
себе, стремления к самосовершенствованию, об этом свидетельствуют уровень
притязаний (выше среднего).
В результате
анализа показателей низкой самооценки, выявляются некоторые из этих детей,
относятся к статусной категории отвергаемых.
Для исследования
мотивационной готовности к школьному обучению использовался модифицированный
вариант беседы [10], состоящий из вопросов, подразделяющихся на ²школьные² и ²дошкольные².
В результате у 13
учащихся из 15 в экспериментальной группе выявлено:
-
наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации
необязательного посещения школы (чувство необходимости учения);
-
ориентация на новое собственно школьное содержание
занятий;
-
ориентация на новые собственно школьные нормы
организации деятельности и поведения;
-
признание авторитета учителя (несогласие на замену
его родителями).
У 2 детей
проявляется дошкольная позиция, о чем свидетельствуют ответы, содержащие:
-
предпочтения классным занятиям домашние;
-
предпочтения поощрений (сладости, подарки, …),
традиционному для учебных заведений способу оценки его школьных достижений;
-
не признание авторитета учителя.
Таким образом, у
большинства учащихся данной группы достаточно высокий уровень сформированности
социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на моменты
школьно-учебной действительности.
В контрольной
группе прослеживается аналогичная тенденция у большинства (22):
-
сформирована высокая мотивация к школьному обучению
(положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней);
-
проявление интереса к новому, собственно школьному
содержанию занятий (предпочтения уроков грамоты и счета занятиям ²дошкольного² типа, рисование,
пение…);
-
отказывание от характерных для дошкольного детства
ориентации в плане организации деятельности и поведения;
-
признание авторитета учителя.
У четырех детей
отмечается ²дошкольная позиция², о чем свидетельствуют преобладание ответов нешкольного содержания.
Сравнивая
результаты двух групп, можно предположить, что у большинства детей к середине
первого года обучения сформировался достаточно высокий уровень школьной
мотивации. Но и в первой, и во второй группе выявляются дети с ²дошкольной² позицией.
Рисунок ребенка
может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи
изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный
характер, заключающийся в том, что в рисунке проявляются такие эмоциональные
переживания детей, которые ими полностью не осознаются.
В нашем
исследовании были использованы рисуночные методики: ²Что мне нравится в школе², ²Я в школе².
На основе
проведенного анализа результатов детских рисунков в школе города Воронежа были
выявлены следующие результаты:
-
наличие рисунков, с изображением учеников, парт,
школы, учителя с указкой, доски с написанными заданиями, что является
показателем положительного отношения к школе;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|