Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе
Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема психологической готовности
младшего школьника к обучению в средней школе с точки зрения отечественных и зарубежных
ученых
1.1 Требования к личности школьника
при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности
1.2 Психологический анализ
трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы
в основную
Глава 2. Формирование у младших школьников
психологической
готовности к обучению в основной школе
2.1 Методики для диагностики
психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе
2.1.1 Выявление уровня
интеллектуального развития младшего школьника
2.1.2 Выявление социально –
личностной зрелости младшего школьника
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Успешность учебно-воспитательной
работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей
учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее значимых
периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход
в на среднюю ступень школьного обучения.
Непосредственно сам
период обучения во второй половине 3 – го класса не несет в себе какой-либо
интересной психологической перспективы, не таит какой-либо педагогической или
психологической опасности. Но на рубеже 3 (4) и 5 – х классов ситуация
существенно изменяется, так как одним из наиболее рельефных периодов личностного
развития школьников является их переход из начальной школы в основную, когда существенно
меняется социальная ситуация развития.
Анализ массовой
школьной практики свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего
образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все
школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного
периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым,
более высоким, чем на первой ступени общего образования, требованиям. Поэтому
переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее
сложных психолого – педагогически проблем, а период адаптации в 5 – м
классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
К тому же переход
учащихся на вторую ступень общего образования совпадает по времени со
вступлением их в подростковый возраст и может сопровождаться рядом специфических
процессов и явлений, составляющих содержание так называемой «проблемы пятых
классов» [29]. Однако синхронизации образовательного и возрастного кризисов в
жизни школьника, по мнению Г.А. Цукерман, можно избежать, если сам этот переход
не будет сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом
жизни учащихся, т.е. будет строиться «как мягкий постепенный» [51, с. 20]. И в
качестве основной предпосылки, обеспечивающей переход школьника из начальной
школы в среднюю, рассматривается необходимый уровень психологической
готовности, который на операциональном уровне понимается как наличие в реальном
психолого – педагогическом статусе третьеклассника основных черт статуса
ученика 5 – го класса. [7]
На основе фактов,
вытекающих из злободневных вопросов практики, можно утверждать, что переход в 5
класс психологически неготовых учащихся может вызвать или еще более усугубить
их негативное отношение к учебе и школе в целом. Таким образом, сегодня можно говорить
о кризисе или микрокризисе «пятых классов», когда резко возрастает
неопределенность разных сторон жизнедеятельности, что в значительной степени
определяет психологические трудности, которые испытывают как ученики, так и
учителя и родители пятиклассников. Трудности переходного периода прямо или
косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое
и соматическое здоровье школьников. Актуальность проблемы психологической
готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе определяется
тем, что ценность образования в глазах современных подростков невысока. А это
неизбежно сказывается на эффективности учебной деятельности, что, в свою очередь,
имеет целый ряд отдаленных социально – психологических последствий, с которыми
общество сталкивается уже сейчас.
Несмотря на большую научную
и практическую значимость, проблема психологической готовности младших
школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Решение
«проблемы пятых классов» позволит выявить психологические условия и механизмы, определяющие
успешное вхождение пятиклассников в новую социальную ситуацию; позволит выявить
психологические основания проектирования плавного перехода учащихся из
начальной школы в основную, «призванного смягчить трудности адаптации детей к
средней школе и устранить опасную синхронизацию двух кризисов – возрастного и
образовательного» [51, с. 21].
Цель
данной работы – рассмотреть и обобщить научные результаты и сведения по вопросу
психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Исходя из обозначенных
проблемы, цели, объекта, предмета работы, были выдвинуты следующие задачи:
1)
Рассмотреть
разные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на проблему
психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе,
основные теоретические подходы к ее решению.
2)
Сформулировать
понятие, структуру и содержание психологической готовности младшего школьника к
обучению в средней школе.
3)
Провести
обзор методик для диагностики психологической готовности младшего школьника к
обучению в средней школе.
ГЛАВА
1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
Построение идеальной
модели личности выпускника начальной школы требует предварительного определения
понятия «психологическая готовность к обучению в основной школе». Вне
деятельности невозможно говорить о психологической готовности к ней. Специфика
учебной деятельности, ее требования к личности школьника и определяют
содержание психологической готовности. Определить структуру психологической
готовности можно только с учетом структуры личности и
структуры деятельности,
так как, считает А.Н. Леонтьев, «в основании личности лежат отношения
соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития» [35,
с. 188].
Первую попытку
определить «готовность к обучению в средней школе» предприняла Т.И. Юферева ,
выделив следующие ее составляющие:
1)
сформированность
основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
2)
новообразования
младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в
соответствующих возрасту формах);
3)
качественно
иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Данная структура требует
уточнения и дополнения. Психологическая готовность к обучению на второй ступени
общего образования предполагает наличие определенной программы (идеальной),
которая и определяет направленность и характер работы по психологической
подготовке учащихся к переходу из начальной школы в основную. Не может быть
абстрактной психологической готовности. Она всегда личностна, является
эмоционально – побудительной силой к деятельности и определяется наличием
индивидуально – психологических особенностей, установок, состояний личности,
отвечающих требованиям конкретных задач, стоящих перед человеком.
Структуру психологической
готовности личности к деятельности
нельзя рассматривать
без связи со сложившимися представлениями о психологической структуре личности.
Так, концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова
[44] включает четыре подструктуры: направленность, опыт, психические процессы и
биопсихические свойства. А.Д. Глоточкин [15] дополнил данную структуру
подструктурой самоопределения или внутренней ориентированности в среде. По
мнению В.Ф. Сафина, «важно не то, что и как человек делает, но и ради чего он
делает, т.е. осознание им смысла своей жизнедеятельности» [47, с. 4]. Структура
психологической готовности к обучению на второй ступени общего образования
соответствует структуре, субординации тех функций, выполнять которые
потребуется ученику.
Анализ психолого –
педагогической литературы, систематизация и обобщение требований, предъявляемых
пятиклассникам в основной школе, и трудностей переходного периода позволяют
выявить в совокупности те качества, которые необходимы ученику для его успешной
адаптации на второй ступени общего образования и дальнейшей успешной учебной
деятельности. Исходя из этого, в структуре психологической готовности учащихся
к обучению в основной школе можно выделить следующие подструктуры:
§ операциональную
готовность;
§ интеллектуальную
готовность;
§ личностную
готовность.
Они выступают в единстве
и во взаимосвязи, определяя результативность учебной деятельности и развития личности
в ней. Компоненты этих подструктур могут одновременно выступать критериями оценки
сформированности психологической готовности учащихся к деятельности и общению в
5 классе. Каждая из выделенных подструктур имеет специфическое содержание, характеризующееся
определенными параметрами. М.Н. Костикова [28] считает, что нельзя понять структуру
психологической готовности к деятельности без учета иерархии ее подструктур, так
и не может быть результативным подход, основанный на абсолютизации какой – либо
из них.
Операциональная готовность
характеризует достижения школьников в учебе. Не составляет большого труда
выявить эту сторону готовности, так как в программах начальной школы определены
требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть школьники к
концу начальной школы, дан перечень необходимых умений и навыков по каждому
предмету. Показателями операциональной готовности являются необходимые ученику для
дальнейшего обучения знания, умения и навыки, которые по праву считаются одними
из важнейших слагаемых психологической готовности к деятельности.
Показатели
операциональной готовности позволяют не только судить об успешности учебной
деятельности, но и определить направленность дальнейшей работы, наметить пути
индивидуально – личностного подхода к каждому ученику. Ф. Кинг утверждает, что
«операциональная подструктура психологической готовности, безусловно, важна,
так как характеризует практическую готовность к дальнейшей деятельности. В
начальной школе ученик усваивает определенный объем знаний, предусмотренный
программой. Нельзя отрицать, что успехи и поражения школьника в основной школе
во многом зависят от первых лет обучения в школе.» [27, с. 64] Если учащиеся в
начальной школе не научились читать, писать и считать в соответствии с
установленными требованиями, то эти навыки, по мнению У. Глассера [14], у них
уже не разовьются в средних классах школы. Скорее наоборот, ситуация лишь еще
более усугубится, так как учиться будет всё труднее, а система преподавания всё
больше будет перемещать центр тяжести с индивидуально – личностного на унифицированный
подход. Однако нельзя переоценивать специальную готовность, которая
предполагает овладение учащимися лишь теми умениями и навыками, которые им
потребуются в 5 классе. С точки зрения Н.В. Лебедевой, «не опережающее изучение
программы и не «напичкивание» ученика всякого рода информацией «впрок», а
разностороннее его развитие должно стать содержанием операциональной
(практической) подготовки младших школьников к обучению в основной школе.» [33,
c.30] Эта сторона готовности
предполагает не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и, что
очень важно, умение пользоваться ими и самостоятельно их добывать. По мнению Д.
Хамблина, негативные установки на учение «во многих случаях выступают не как
причина, а как следствие неспособности справиться с учебной задачей из – за
отсутствия нужных умений и навыков» [50, с. 30].
Проблема
психологической готовности не может ограничиваться только операциональной ее
стороной. Е.А. Аркин [4] убежден в том, что нельзя считать хорошо
подготовленным к переходу в 5 класс ученика, у которого сформирована только
операциональная готовность. Практический опыт обнаруживает ограниченность
возможностей операционального подхода. Большое значение в психологической
готовности школьника к переходу в основную школу имеют не сами по себе знания,
умения и навыки, а уровень развития психических познавательных процессов,
которые определяют результативность познавательной деятельности, характеризуют
обучаемость ученика. Интеллектуальная готовность является не только важным
условием усвоения учебного материала, но и способствует овладению любой другой
деятельностью, является показателем умственного развития ученика.
Операциональная и интеллектуальная подструктуры психологической готовности
тесно взаимосвязаны: недостаточная интеллектуальная готовность приводит к
трудностям в овладении знаниями, умениями и навыками, которые, в свою очередь,
активизируют познавательные возможности учащихся. Уровень знаний, умений и
навыков и интеллектуальные способности в сумме составляют умственный багаж
ученика, характеризуют его умственное развитие. Не случайно З.И. Калмыкова [25]
выделяет два компонента умственного развития школьника: фонд действенных знаний
и обучаемость как способность к их усвоению. Интеллектуальная готовность
учащихся к обучению на второй ступени общего образования обеспечивает высокий
уровень их обучаемости.
Но и операционально –
интеллектуальный подход к изучению психологической готовности не является всеобъемлющим.
Хорошо известно, что знания, умения и навыки, а также уровень развития психических
познавательных функций сами по себе еще не гарантируют успешности деятельности.
Потребность в ней, устойчивое положительное отношение к деятельности – вот что
является решающим компонентом (показателем) готовности. Образовательный
процесс, не сориентированный на личность учащегося, может дать заведомо
ограниченные результаты. По мнению А.К. Марковой [39], нужна оценка не только
знаний, умений и навыков учащихся, не только действий и приемов, с помощью
которых они получены, но и – главное – необходима оценка изменений в школьнике
как личности.
Уровень практической
(операциональной) готовности ученика зависит от его личностной ориентации на
учение. К. Блага и М. Шебек [8], что Содержание психологической готовности не
тождественно общему уровню умственного развития ученика. Личностная ориентация
школьника на учебу в 5 классе возникает тогда, когда он сам почувствует потребность
в ней. «Всякая деятельность человека исходит от него как личности, ее исходных
мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности», –
считает С.Л. Рубинштейн [46, с. 619].
Не секрет, что
показатели операциональной и интеллектуальной готовности нередко являются основными
критериями оценки психологической готовности младшего школьника к переходу на
вторую ступень общего образования. Однако проблемы операциональной и интеллектуальной
готовности к деятельности не могут быть решены без выхода на личностную готовность.
Чтобы ученику быть на уровне предъявляемых требований, необходима личностная готовность,
которая помогает добиться соответствия социально – психологическим нормам, соотнести
предъявляемые требования со своими личностными возможностями.
Можно выделить три основных
компонента личностной готовности школьника к переходу в общеобразовательное
учреждение основного общего образования:
1)
внутреннюю
ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе;
2)
направленность
личности на дальнейшую учебу;
3)
умение
общаться со сверстниками и учителями.
Личностная готовность
школьника к обучению в основной школе способствует решению «проблемы пятых
классов», так как является важнейшей подструктурой психологической готовности,
которая определяет успешность перехода учащихся из начальной школы на вторую ступень
общего образования, позволяет быстрее адаптироваться в новой социально –
психологической ситуации.
Мотивация учения
школьника является его важнейшей личностной характеристикой. В начальной школе,
считает А.К. Маркова, мотивы нужно оценивать не только с точки зрения своеобразия
учебной деятельности этого возраста, но и в свете подготовки ученика к основной
школе, т.к. «младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения,
от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста»
[39, с. 69].
Не случайно на первое место
выдвигается внутренняя ориентированность в будущей деятельности. Конечно, важно
знать, чем мотивирует ученик дальнейшую учебу, его интересы и идеалы в сфере
учебной деятельности, установки на будущую учебную и общественно – полезную
деятельность. Но в психологической характеристике личности большое значение
имеют не только ее отношения, понимаемые как система мотивов, направляющих
действия человека, но и особенно самосознание. Учебная деятельность школьников
побуждается системой разнообразных мотивов. «Чтобы адекватно действовать, –
отмечает А.Д. Глоточкин, – человеку необходимо знать, каким его воспринимают
окружающие, какие суждения о нем имеют, чего от него ожидают (социальные
экспектации) и каким, в этой связи, ему надо быть (или хотя бы казаться)» [15,
с. 33]. Направленность школьника на дальнейшую учебу зависит от его
ориентированности в изменившейся социально – психологической ситуации при
переходе на вторую ступень общего образования; от того, насколько точны
представления об особенностях предстоящей деятельности и общения, об их
требованиях к личности, о возможных трудностях и путях их преодоления.
Справедливо замечание А.Д. Глоточкина, что «самоопределение, внутренняя
ориентированность в среде выступает основанием направленности: чтобы адекватно
определить и мотивировать свои намерения, наметить цели своих действий и
поступков (направленность), человек должен сориентироваться, определиться в
окружающем его мире (и, прежде всего, в социальном пространстве) и времени
(психологическое время личности), уяснить степень достигнутого и достижимого в
своей деятельности» [15, с. 38].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|