бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность к материнству бесплатно рефераты

Количество респондентов, готовых к преодолению трудностей

20%

30%

20%

 

В целом у респондентов данной группы обнаружился низкий уровень психологической готовности к материнству. Это позволяет сделать вывод о том, что женщины в возрасте 16-18 лет не могут быть хорошими матерями.

2 группа. Испытуемые-респонденты в возрасте от 19 до 20 лет.

Иметь детей хотят 90% респондентов данной группы. 10% не задумывались над этим вопросом. Родить ребёнка в ближайшие 5 лет планируют 30% опрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь. Для остальных 70% респондентов первостепенным является получение профессии и работы, а не рождение ребёнка.

60% женщин данной группы хотят иметь двух детей, 20% - одного ребёнка, 10% - трёх детей. При этом 60% респондентов не исключают для себя возможность рождения третьего ребёнка. При этом в качества главного условия они называют наличие хорошего здоровья и хорошие материально-бытовые условия. При этом 50% опрошенных, потенциально готовых к рождению ребёнка считают, что окружающие относятся безразлично к женщинам, имеющим трёх детей. 20% уверены, что таких женщин считают безответственными. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для большинства респондентов материально-бытовые условия, здоровье и отношение общества к многодетным матерям являются значимыми факторами, обуславливающими психологическую готовность к материнству.

Лишь для 60% опрошенных рождение ребёнка является  счастливым событием, но не как самостоятельная ценность, а как необходимая часть жизни, как продолжатель рода, как «часть семьи». Нами получены ответы, в которых женщины данной возрастной группы указывали, что «дети – это радость бабушек». Можно предположить, что этим респондентам ребёнок не нужен, его рожают для кого-то, но только не для себя. 20% опрошенных не смогли закончить фразу «ребёнок – это…». Полученные результаты свидетельствуют о низкой ценности детей для женщин данной возрастной группы. Ребёнок занимает лишь пятое-шестое место. Хотя 70% опрошенных указывают на то, что им трудно понять женщин, которые оставляют своих детей, но только 60% респондентов не представляют свою жизнь без ребёнка. Полученные нами данные позволяют заключить, что респонденты данной группы не осознают высокой ценности ребёнка.

30% опрошенных он нужен для укрепления семьи. 30% - для продолжения рода. 20% ответили, что с ребёнком веселее жить, а 10% считают, что женщине положено иметь детей. 20% респондентов не видят трагедии в том, если у них не будет детей. Столько же опрошенных (20%) ответили, что без детей они будут более счастливы. Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты не осознают смысл, ценность детей.

В чём видят смысл материнства женщины данной группы? Лишь 20% респондентов материнстве видят счастье. Столько же опрошенных считают, что «быть матерью очень ответственно», при этом не указывают что это за ответственность. 50% респондентов не смогли ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20 лет смысл материнства ещё не осознают смысл материнства ещё не осознают.

Таблица 5

Показатели ценностно-смысловой готовности к материнству женщин 19-20 лет

Количество респондентов, желающих иметь детей

Количество детей

Ценность

«вообще»

в ближайшие 5 лет

желаемое

возможное

ребёнка

материнства

90%

30%

1,6

1,5

5-6 место

представление о материнстве не сформировано


Таким образом, анализ полученных нами данных (табл.5) показывает, что уровень ценностно-смысловой готовности к материнству женщины данной возрастной группы низкий. Результаты по данному блоку представлены в таблице 5.

Проанализируем степень потребностно-эмоциональной готовности респондентов.

Относительно их настроя на беременность и роды отметим следующее. Положительно относятся к беременности лишь 40% опрошенных. У 30% испытуемых беременные женщины не вызывают никаких чувств, у 20% респондентов возникают негативные чувства.

60% респондентов боятся родов. Без страха к ним относятся лишь 10% .Остальные (30%) не смогли ответить на этот вопрос.

Анализируя ответы, позволяющие определить уровень сформированности положительного образа ребёнка, отметим, что несмотря на то, что 80%  респондентов указали, что маленькие дети вызывают у них умиление и радость, в задании, где требовалось  продолжить фразы «когда я вижу маленьких детей …», «ребёнок – это..,» лишь у 20% респондентов дети ассоциируются с радостью и счастьем. То есть у большинства (80%) респондентов маленькие дети не вызывают положительные эмоции.

При этом у испытуемых отсутствует радостно-счастливое отношение к роли матери. Так, 30% респондентов уверены, что с рождением ребёнка лишь появиться много трудностей и «закончиться личная жизнь». 20% респондентов считают, что с ребёнком не удастся достичь намеченных планов. А 10% респондентов уверены, что рождение ребёнка ничего не изменит. То есть женщины данной возрастной группы не настроены положительно на выполнение роли матери. Будущее материнство у них отождествляется лишь с трудностью и ограничениями.

 Кроме того, респонденты не проявляют желания заботиться о детях. 60% опрошенных считают, что заниматься с ребёнком необходимо один-два часа ежедневно. При этом половина из них больше времени (2-3 часа) уделяют просмотру телевизора и общению с друзьями. 40% респондентов не смогли составить распорядок своего дня.

Отметим, что 90% респондентов хотят постоянно находиться с малышом не более полутора-двух лет. Возможно это связано с опасением  женщин, что они не смогут сами дать полное развитие ребёнку.

 

Таблица 6

Показатели потребностно-мотивационной готовности к материнству

 женщин 19-20 лет

Положительно-эмоциональный образ

Положительно-эмоциональный настрой

Необходимость материнского ухода за ребёнком

Ребёнка

материнства

На беременность

на роды

20%

30%

20%

20%

до 1,8 года

            

         Полученные результаты (табл.5) указывают на низкий уровень потребностно-эмоциональной готовности к материнству.

Проанализируем уровень знаний респондентов  об особенностях процесса беременности, о воспитании и развитии ребёнка, о функциях матери.

40% опрошенных не имеют представления об особенностях внутриутробного развития ребёнка. Лишь 20% респондентов правильно ответили на данные вопросы.

Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнка отметим, что всего 40% респондентов считают обязательным в течении года кормить ребёнка грудью. Столько же опрошенных знают, что в первый год жизни малыш должен чаще контактировать с матерью. 30%  испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия. При этом 30% женщин считают необходимыми физические наказания, 40% указали, что к таким мерам следует прибегать лишь в крайних случаях. Это указывает на неосведомлённость респондентов о развитии и воспитании ребёнка. Об этом свидетельствует и то, что женщины данной возрастной группы не придают значения игре. Половина из них считают, что с ребёнком надо играть лишь изредка. Столько же респондентов  знают, какие игрушки надо покупать детям.

Таким образом, женщины данной возрастной группы  не знают как ухаживать за ребёнком, способствовать его развитию и воспитанию, хотя 80% респондентов осознают, что это является обязанностью матери по отношению к ребёнку. Отметим, что лишь 20% испытуемых среди функций матери указывают любовь к ребёнку.

Таблица 7

Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству женщин 19-20 лет

 Знание женщинами

функций матери

особенностей внутриутробного развития

Особенностей развития ребёнка

особенностей процесса воспитания

70%

30%

40%

30%


         Проанализируем ответы респондентов на вопросы, составляющие блок  социально-личностной готовности к материнству.

Относительно половой идентификации отметим, что 80% опрошенных предпочли для себя женский пол, хотя лишь 30% из них уверены, что женщиной быть лучше, чем мужчиной.

Лишь 30% респондентов считают рождение ребёнка ответственным  поступком.  Они уверены, что мать отвечает за развитие и воспитание ребёнка, оказывает решающее воздействие на него. Остальные (70%) не осознают ответственность, которая появляется у женщины с рождением малыша.

Кроме того, женщины данной группы не готовы  преодолевать трудности, связанные с детьми. 30% респондентов вообще их не осознают. Столько же опрошенных сожалеют, что у них не будет свободного времени. То есть эти женщины в первую очередь думают о себе, а не о малыше. Кроме того, респонденты намерены постоянно быть рядом с ребёнком лишь до 1,8 года, уделяя ежедневно малышу не более двух часов в день.

Анализируя установки респондентов на стратегию воспитания, отметим, что 70% опрошенных намерены воспитывать своих детей также, как их воспитывали родители, так как считают, что они нашли оптимальный вариант. 70% испытуемых правильно отметили качества, которые необходимо воспитывать в детях. Но при этом 60% респондентов решающую роль при воспитании детей отводят бабушкам и дедушкам. То есть установки относительно воспитания у женщин данного возраста сформированы не в полной мере. Полученные результаты приведены в таблице 8.

Таблица 8

Показатели социально-личностной готовности к материнству женщин 19-20 лет

Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации

Готовность к принятию ответственности

Готовность к преодолению трудностей

30%

30%

20%


        В целом обнаружился низкий уровень психологической готовности женщин в возрасте 19-20 лет. Они не смогут в полной мере справиться с ролью  матерью.

3 группа. Испытуемые-респонденты в возрасте от 21 до 23 лет.

Все респонденты данной группы хотят иметь детей. Но в ближайшие пять лет планируют родить ребёнка лишь 30% опрошенных. Остальные (70%)  прежде всего намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.

70% респондентов хотят иметь двух детей, 10% - одного ребёнка, столько же респондентов -  трёх детей, остальные (10%) – больше трёх детей. При этом все женщины не исключают возможность родить третьего ребёнка. Но 60% из них решаться на этот шаг лишь при благоприятных материально-бытовых условиях, 70% - если позволит здоровье. При этом 40% респондентов уверены, что многодетные матери у окружающих вызывают удивление и недоумение, 10% считают, что окружающим все равно. Полученные результаты позволяют судить о большом значении  для респондентов материального благополучия, наличия хорошего здоровья и отношения окружающих к многодетным матерям при принятии решения о рождении ребёнка.

Каково же отношение респондентов к рождению ребёнка? 60% испытуемых ответили, что рождение малыша – это счастливое событие. При этом  на самом деле лишь половина опрошенных считают, что «ребёнок – это счастье для каждой женщины». Ответы остальных респондентов носят чисто формальный характер типа «ребёнок – это будущее», «…это цветы жизни», «…это будущий взрослый человек».  В целом для женщин данной возрастной группы ценность ребёнка не высокая. Он стоит на пятом месте. Хотя с другой стороны 90% респондентов не представляют свою жизнь без детей. Таким образом низкая ценность ребёнка может быть обусловлена тем, что его рождение пока не входит в планы респондентов. Сегодня для женщин  данной возрастной группы наибольшее значение имеют самореализация в профессионально-трудовой деятельности, материальная обеспеченность и счастливое замужество. Следует отметить, что в отличие от женщин 16-20 лет, половина респондентов данной группы поставили наличие свободной жизни на последнее место.

Испытуемые данной возрастной группы более полно осознают смысл детей. 60% из них считают, что ребёнок являясь объектом забот и любви, принесёт им счастье, укрепит семью, «сделает жизнь более полной…». Остальные (40%) респонденты смысл детей осознают не в полной мере.

В чём же опрошенные видят смысл материнства? 50%  респондентов ответили, что быть матерью «значит быть самым счастливым, любимым  и необходимым человеком на земле», «быть 24 часа в сутки сердцем и мыслями со своим ребёнком», «чувствовать и понимать малыша, любить его безгранично».  40% ответов носили чисто формальный характер. Остальные (10%) опрошенные не смогли ответить на данные вопросы.

Полученные данные (табл. 9) свидетельствуют о том, что смысл детей и материнства в целом в полной мере осознают примерно 50% респондентов данной возрастной группы.


Таблица 9

Показатели ценностно-смысловой готовности к материнству женщин 21-23 лет

Количество респондентов, желающих иметь детей

Количество детей

Ценность

«вообще»

в ближайшие

5 лет

желаемое

Возможное

ребёнка

Материнства

100%

30%

1,7

1,8

5 место

50% респондентов имеют правильные представление о материнстве


Каков же уровень потребностно-эмоциональной готовности испытуемых?

Анализируя их отношение к беременности и родам, выяснилось, что у 80% опрошенных беременные женщины вызывают положительные эмоции. При этом без страха относятся к родам лишь 30% респондентов.

Изучая уровень эмоционально-положительного образа ребёнка, отметим, что лишь для 40% респондентов характерен положительный настрой на детей, так как в  рождении ребёнка они видят счастье и радость. Столько же респондентов считают, что рождение ребёнка принесёт только трудности и заботы, заставит отказаться от намеченных планов.

Кроме того, лишь 40% респондентов готовы уделять ежедневно малышу не менее трёх часов. 60%  не смогли составить свой распорядок дня.

60% респондентов считают, что с малышом необходимо постоянно быть рядом не менее двух лет. То есть желание заботиться о ребёнке не достаточно высокое для  респондентов данной группы.

Таблица 10

Положительно-эмоциональный образ

Положительно-эмоциональный настрой

Необходимость материнского ухода за ребёнком

ребёнка

материнства

На беременность

на роды

50%

40%

30%

30%

до 2 лет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


 © 2010 Все права защищены.