Полученные результаты (табл.2) указывают на низкий уровень потребностно-мотивационной готовности к материнству, включающей потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты. Проанализируем ответы на вопросы, позволяющие охарактеризовать когнитивно-операционный блок готовности к материнству, содержание которого составляют знания о психофизиологических особенностях в период беременности, знания об особенностях воспитания и развития детей, представления о взаимодействии с ребёнком и уходом за ним. 40% респондентов не смогли назвать функции матери. 20% опрошенных среди функций матери выдели воспитание ребёнка, уход за ним, «обеспечение всем необходимым». 10% указали, что «главное – дать ребёнку свою ласку, тепло, любовь ». Только 20% респондентов осознают, что в функции матери входит и воспитание, и уход за ребёнком, и любовь к нему. Таким образом, результаты демонстрируют низкий уровень знаний респондентов о функциях матери. Они не осознают роль матери в полной мере. Анализируя ответы респондентов на вопросы о воспитании ребёнка и уходе за ним, отметим следующее. Лишь 40% респондентов знают, что в течение первого года ребёнка необходимо кормить грудью. Всего 30% опрошенных считают, что если в первый год жизни ребёнка чаще брать на руки, это будет способствовать его лучшему развитию. 40% респондентов на эти вопросы ответить не смогли. Полученные результаты свидетельствуют о неосведомлённости женщин данной возрастной группы об особенностях развития детей. Каков же уровень знаний респондентов о воспитании детей? Всего 40% опрошенных считают необходимым начинать воспитание ребёнка с момента зачатия. 50% ответили, что воспитание надо начинать с момента рождения малыша. При этом 40% респондентов указали, что при воспитании возможно применение физических наказаний. 10% считают, что такая мера допустима и необходима. Низкий уровень знаний о воспитании подтверждается и тем, что 70% респондентов отводят игре небольшую роль и считают, что с ребёнком необходимо играть лишь изредка. При этом большинство (80%) респондентов не знают какие игрушки покупать детям. Очень малы знания опрошенных о факторах, отрицательно влияющих на ребёнка в период внутриутробного развития. У 60% респондентов знания об этом практически отсутствуют. Одной из причин низкого уровня знаний респондентов является то, что 90% из них не читают соответствующую литературу и пока не видят в этом необходимости. Но при этом 60% опрошенных считают, что женщина должна начать знакомиться с информацией о развитии и воспитании ребёнка ещё до беременности. Остальные 40% считают, что начинать читать литературу по данной теме необходимо во время беременности. Таблица 3 Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству женщин 16-18 лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
функций матери |
особенностей внутриутробного развития |
особенностей развития ребёнка |
особенностей процесса воспитания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20% |
30% |
20% |
20% |
Таким образом, на основании полученных данных (табл.3) можно сделать вывод о низком уровне когнитивно-операционнной готовности к материнству респондентов данной возрастной группы. Возможно, причиной недостаточных знаний является то, что женщины 16-18 лет не планируют в ближайшие 5 лет рождение ребёнка, а, следовательно, не стремятся получить знания о его развитии и воспитании.
Проанализируем ответы респондентов на вопросы, составляющие блок социально-личностной готовности к материнству. Он включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, осознание женщиной ответственности за его развитие, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием детей.
Всего 30% респондентов считают, что женщиной быть лучше, чем мужчиной. При этом женский пол выбрали для себя всего 40% опрошенных. Остальные (60%) не ответили на данные вопросы. То есть для респондентов данной группы характерен низкий уровень развития половой идентификации. В частности, они не осознают, что женщины, в отличие от мужчин, могут осознать счастье быть матерью.
Особое внимание следует обратить на то, что респонденты не видят ответственности за развитие и воспитание малыша. Лишь 30% опрошенных ответили, что рождение ребёнка является ответственным шагом. При этом 90% респондентов не могут взять эту ответственность полностью на себя и полагаются на близких и родных. Остальные (10%) считают, что смогут воспитать ребёнка самостоятельно, хотя его рождение не считают ответственным шагом. Кроме того, они указали, что помощь бабушек и дедушек является необходимостью. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые данной возрастной группы не осознают ответственность, которая появляется у женщины, решившей родить малыша.
Отметим, что 30% респондентов не знают какие трудности возникают с рождением ребёнка. Для 20% испытуемых главной проблемой является то, что ребёнок будет занимать всё их время. 30% опрошенных указывают на возникновение только финансовых трудностей. Лишь 20% респондентов осознают, что обязательно появятся трудности, связанные с уходом за ребёнком, его воспитанием и развитием. При этом лишь 20% опрошенных настроены положительно на их преодоление.
Анализируя установки респондентов на стратегию воспитания, отметим следующее. 50% опрошенных не всё устраивает в методах воспитания своих родителей. Но при этом 80% из них ответили, что своих будущих детей они будут воспитывать также. Такие результаты указывают на неадекватность установок респондентов относительно воспитания ребёнка. Подтверждением является и то, что лишь 10% респондентов считают, что при воспитании ребёнка решающую роль играют родители. Хотя с другой стороны, 90% опрошенных осознают, что в том, что ребёнок не слушается, виноваты родители. Такие противоречивые данные свидетельствуют о том, что женщины данной возрастной группы имеют недостаточные представления о том, как воспитывать ребёнка и что в нём воспитывать. Соответствующие данные приведены в табл.4.
Таблица 4
Показатели социально-личностной готовности к материнству женщин 16-18 лет
Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации
Количество респондентов, готовых к принятию ответственности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8