бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Программа воспитательной деятельности "Человек человеку лекарство" бесплатно рефераты

Используя пластилин, глину или тесто и дополнительные материалы, сделать модель сказочного сюжета по памяти, опираясь на внутренние ощущения и впечатления. Цель домашнего задания — закрепить на сознательном уровне изменения внутреннего состояния. Дать возможность окончательно проработать и завершить терапевтическую ситуацию для клиента. Предложить клиенту по прошествии времени еще раз взглянуть на положительные изменения в собственном состоянии.

Сказка-метафора

На одной прекрасной волшебной планете под названием Вита жил Вулкан. Он был необычайно красив, величав и могуществен. Вокруг него росли цветы редкого вида с прекрасным ароматом, деревья с необычайно вкусными плодами. Со всех сторон Вулкан окутывал мягкий пушистый мох, который согревал его в ненастные дни. Вулкану было уютно и тепло. Он чувствовал любовь и понимание самой природы. За это он был благодарен планете Вита, чувствовал свое с ней единство. Ему казалось, что только благодаря ей он чувствует себя так хорошо. Счастье и спокойствие окружало Вулкан.

Но однажды все вокруг изменилось. Вулкан проснулся от какой-то тряски, исходящей откуда-то снизу. Он почувствовал жар внутри себя. Беспокойство проникло в сердце Вулкана.

— Что со мной происходит? — задал он сам себе вопрос. Ему стало не по себе. Он встревожился не на шутку.

— Вита, что со мной? — спросил он у планеты. В ответ он услышал лишь шипение и клокотание. Вулкан не мог понять, откуда взялись эти новые непонятные ощущения и звуки. Он привык всегда слышать приятный голос Виты в сопровождении пения птиц.

— Это случается иногда. Такая уж у нас жизнь — разнообразная, наполненная не только приятными ощущениями, — отозвалась вдруг Вита. — Мы с тобой — часть этой жизни и вынуждены переживать разные, не только приятные моменты, может случиться и разгул стихии.

Вита была очень мудрой. Вулкан уважал и любил ее, всегда прислушивался к ее голосу. Но сейчас он не смог понять того, что она хотела ему сказать.

— Вита! Что же мне теперь делать?

— Бороться или смириться. Но помни! Стихия может быть частью нас самих, — ответила Вита.

Это было последнее, что смог разобрать Вулкан. Поднялся шум. Внезапно он почувствовал резкий толчок внутри себя, жар стал сильнее, к жерлу подкатил горячий, вязкий комок. Вулкан затрясся.

— Вита! Помоги мне! — воскликнул Вулкан.

— Я не могу. Сейчас мы связаны с тобой в одно целое. Внутри меня все греется и бурлит, у меня высокая температура. Только вместе мы сможем справиться с этой стихией, если поможем друг другу, — ответила планета.

Вулкан был в растерянности. Он не привык брать на себя такую ответственность. Ему всегда казалось, что Вита способна защитить его от всех бед. Он был неопытным и впервые столкнулся с таким непонятным для него состоянием. Вулкан разозлился на планету. Из его жерла повалил густой дым, он раскалился докрасна, вокруг него образовались трещины. Это поверхность планеты пошла паутиной глубоких разломов. Вулкан испугался, но было уже поздно. Горячая лава вырвалась из его жерла, полилась по склонам, выжигая на своем пути и ароматные цветы, и фруктовые деревья. Она стала заполнять собой все вокруг.

Вулкан понял, что кроме него самого никто не в силах остановить разбушевавшуюся стихию. Он попытался задержать дым и извергающуюся лаву, сдержать жуткую тряску, но, увы, все оказалось напрасно. Стихия продолжала бушевать с еще большей силой. Из жерла вылетали огненные камни и с грохотом катились по его склонам, а затем тонули в жидкой горячей лаве у подножия. Вулкан вдруг понял, что его злость на Виту могла стать причиной жуткого извержения. Ему вдруг так захотелось, чтобы все стало как раньше. Чтобы они вместе с Витой жили в полном мире и согласии. Он стал звать планету, просить прощения, но тщетно. Выхода не было. Тогда ему внезапно явилась идея: он решил просто успокоиться, вспомнив слова Виты о том, что стихия может находиться в нас самих.

“Значит, ей можно управлять изнутри!” — подумал Вулкан. Он представил себе, что все стало как раньше: пели птицы, светило солнце, все вокруг было тихо и спокойно, дул теплый ветерок, Вита дает жизнь новым деревьям и цветам.

Вдруг Вулкан почувствовал, что тряска прекратилась. Жар стал спадать, он почувствовал себя лучше и спокойнее. Взглянул вниз, на подножие — горячая лава превратилась в застывший, холодный камень. Из жерла струилась только тоненькая, еле заметная ниточка дыма.

“Все закончилось?” — подумал Вулкан. Он глубоко вздохнул и выпустил последнюю порцию пара. Все успокоилось.

— Вита! — позвал Вулкан планету.

— Я слышу тебя! — отозвалась Вита.

— У меня получилось победить стихию! Я справился!

— Ты молодец! — сказала Вита. — Я знала, что ты справишься. Ты помог не только себе, но и мне. Без тебя мне пришлось бы тяжко. Теперь ты понял, о чем я говорила тебе?

— Понял, понял! Мы — это часть всего окружающего, а все окружающее — это часть нас. Только мы сами можем изменить плохое на хорошее, и наоборот. То плохое и хорошее, что с нами происходит, зависит от нашего внутреннего состояния. Я прав?

— Да, ты прав. Теперь ты повзрослел и стал еще сильнее, красивее и мудрее. А теперь моя очередь помочь тебе, — сказала Вита. Пошел дождь, земля пропиталась живительной влагой, застывшая лава постепенно потрескалась, и из трещин наружу потянулись новые свежие зеленые ростки. Это были будущие цветы и деревья. Вскоре они устлали Виту и Вулкан своим ароматным пышным ковром. Мох снова окутал своим теплом вулкан. Все стало как раньше. Гармония и спокойствие окружили планету, а вместе с ней был счастлив и спокоен Вулкан.

— Как ты думаешь, — спросил Вулкан Виту, — могло ли бы все стать снова хорошо, если бы не землетрясение?

— Ответ есть в тебе самом, — сказала Вита.

— Я понял. Я — вулкан и могу взрываться и бурлить, но самое главное — уметь справиться со стихией вовремя.

С тех пор все вокруг преобразилось, стало невероятно красивым. Иногда случались бури, но вулкан теперь знал, как можно их побороть. Теперь они уже не казались ему такими страшными, непонятными и опасными, как в первый раз. И он ощутил спокойствие и уверенность.

7.07

Аэробика для детей 8-12 лет

КОМПЛЕКС I

1. Слегка согнитесь на двух ногах, руки на пояс, локти согните вперед. На счет "раз" правую ногу выдвиньте в сторону на пятку, туловище выпрямите, руки в стороны вверх, на счет <два" спружиньте на левой ноге, затем приставьте правую ногу к левой, руки опять на поясе. То же самое выполните другой ногой. Повторите 8-16 раз.

2. Поставьте ноги вместе, руки на поясе. На счет "раз" встаньте на полупальцы, на <два" вернитесь в исходное положение. На счет "три" встаньте на пятки, на "четыре" вернитесь в исходное положение., Повторите 8-16 раз.

3. Поставьте ноги врозь, руки разведите в стороны-книзу. Поднимая руки вверх, сжимайте пальцы в кулаки и разжимайте. Повторите 8-16 раз.

4. Поставьте ноги вместе и немного присядьте, согнутые руки разведите в стороны, предплечья приподнимите вверх. При выпрямлении ног предплечья опускайте вниз. Повторите 8-16 раз.

КОМПЛЕКС II

1. Поставьте ноги врозь, руками коснитесь плеча. На счет "раз-четыре" наклонитесь вперед с поочередным круговым движением плечами вперед, на счет "пять-восемь" выпрямитесь, продолжая выполнять круговые движения плечами. Повторите 4 раза. То же самое проделайте с кругами назад.

2. Наклонитесь вперед, стараясь руками коснуться пола. На счет "раз" наклоняйтесь с поворотом туловища направо, рывковым движением согните правую руку назад, на "два" вернитесь в исходное положение. На счет "три", "четыре" выполните наклон вправо, рывковым движением выдвиньте прямую руку назад. Те же движения сделайте в другую сторону. Повторите по 8 раз.

3. Глубоко присядьте, ноги врозь, руками коснитесь пола. На счет "раз", "два", не отрывая рук от пола, встаньте, выпрямив ноги, на счет "три", "четыре" вернитесь в исходное положение. Повторите 8-16 раз.

4. Поставьте ноги врозь, руки в стороны. На счет "раз", "два" наклонитесь вправо, правую руку держите на поясе, левую руку поднимите вверх, слегка округлив. На счет "три", "четыре", выпрямляясь, вернитесь в исходное положение. Точно такой же наклон выполните в другую сторону. Повторите по 8 раз.

5. Поставьте ноги на ширину плеч, руки в стороны. На счет "раз", "два" наклонитесь вправо, правую руку держите на нижней части бедра, левую поднимите вверх, слегка округлив. На счет "три", "четыре", выпрямляясь, вернитесь в исходное положение. Точно такой же наклон выполните в другую сторону. Повторите по 8 раз.

6. Поставьте ноги на ширину плеч, сделайте полуприседание на двух ногах, согнутые руки разведите в стороны. На счет "раз" выполните мах согнутой правой ногой, немного отклонясь в сторону. На счет "два" вернитесь в исходное положение. Выполните то же самое в другую сторону. Повторите по 8-16 раз в каждую сторону.

КОМПЛЕКС III

1. Сядьте на пол с согнутыми ногами, касаясь носками пола, руки вытяните вперед. На счет "раз", "два" - два рывковых движения правой согнутой рукой назад, на "три", "четыре" - то же самое, только левой рукой. Повторите по 8 раз.

2. Сядьте на пол с выпрямленными ногами. На счет "раз" - наклон вправо, коснитесь предплечьем правой руки пола, левую руку поднимите вверх, слегка округлив. На счет "два", "три" - два пружинистых наклона вправо. На счет "четыре", выпрямляясь, вернитесь в исходное положение. Выполните то же самое, только влево. Повторите по 8- 12 раз.

3. Сядьте на пол, прямые ноги раздвиньте в стороны, руки, согнутые в локтях, разведите в стороны и приподнимите вверх, предплечья поднимите вверх. На "раз", "два" согните правую ногу, стопу поставьте на пол, наклонитесь к правой ноге, касаясь лбом колена, локти присоедините друг к другу. На "три", "четыре" вернитесь в исходное положение. Точно такое же движение сделайте в другую сторону (с левой ноги). Повторите по 8 раз.

4. Сядьте на пол, обопритесь сзади на предплечья, ноги согните в коленях, стопы поставьте на пол. На счет "раз" - мах правой ногой вперед, стопу на себя, на "два" вернитесь в исходное положение. Выполните такое же движение левой ногой. Повторите по 8-16 раз.

5. Лягте на спину, руки положите за голову, ноги поднимите прямо вверх. Поочередно выполняйте махи ногами. Повторяйте до полного утомления.

6. Встаньте на колени, упритесь руками в пол. На счет "раз", "два" выгните спину, на "три", "четыре" прогнитесь, правую руку вытяните вперед, на счет "пять-восемь" - то же самое, только левой рукой вперед. Повторите 8 раз.

7. Сядьте на колени, пятки под себя. На счет "раз", "два" поднимитесь в стойку на коленях, на "три", "четыре" - падение в упор, лягте на бедра, на "пять", "шесть" прогнитесь и на "семь", "восемь" вновь вернитесь в исходное положение. Повторите 8 раз.

8. Присядьте, согнув ноги под себя, правой рукой обопритесь о пол, левой обхватите колени. На счет "раз", "два", упираясь на правую руку, левую поднимите вверх, на "три", "четыре" повернитесь кругом с поворотом направо. На счет "пять", "шесть" присядьте и на "семь", "восемь" вновь вернитесь в исходное положение. Повторите 4 раза. То же самое выполните с опорой на левую руку.

9. Присядьте, упираясь в пол руками. На "раз", "два" перекатитесь назад, в положение лежа на спине, ноги запрокиньте за голову. На "три", "четыре" удержите ноги в таком положении и на "пять-восемь" вернитесь в исходное положение. Повторите 8 раз.

КОМПЛЕКС IV

1. Выполняйте бег с продвижением вперед, назад, с поворотами, с изменениями направлений движения.

2. Прыжки через длинную скакалку: по очереди, одновременно по 2-4 человека, сгибая ноги, на одной ноге. Пробегайте через вращающуюся скакалку и т. п.

3. Встаньте лицом друг к другу, ноги врозь, сделайте наклон навстречу друг другу, прогнувшись и касаясь плеч. Далее пружинящие наклоны вперед. Повторите 24-32 раза.

4. Встаньте лицом друг к другу, врозь, сделайте наклон, прогнувшись (на расстоянии прямых рук), возьмитесь за руки. На счет "раз" - поворот туловища один направо, другой налево, сохраняя при этом положение наклона. На счет "два-четыре" - пружинистые движения. На счет "пять-восемь" - то же самое, только в другую сторону. Повторите 8- 16 раз.

5. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии шага, ноги на ширине плеч, сделайте наклон вперед прогнувшись. На "раз" - хлопок в ладоши, на "два" - наклон книзу - и хлопните в ладоши друг друга, па "три-восемь" повторите движения. И опять на "раз" возьмитесь за руки в наклоне, на "два-четыре" один выполняет наклон, прогнувшись, другой согнувшись, на "пять-восемь" - то же самое, только наоборот. Повторите 4 раза.

6. Встаньте боком друг к другу на расстоянии прямых рук, ноги поставьте па ширину плеч, возьмитесь одной рукой за руки, другую поднимите вверх. На "раз" - наклон в противоположные стороны, на "два-четыре" - пружинистые движения. На счет "пять-восемь" - то же самое, но в приседе на двух ногах. Повторите 4-8 раз. Выполните упражнение с поворотом в другую сторону.

7. Встаньте лицом друг к другу, возьмитесь за руки. Выполните поворот кругом с наклоном назад. Повторите 8 раз.

8. Встаньте лицом друг к другу, руки положите на плечи партнера. На счет "раз", "два" глубокое приседание на правой ноге, левую откиньте назад, на "три", "четыре" попружиньте, присев на ноги. Затем прыжком смените положение выпада (левая нога впереди) и выполните с другой ноги. Повторите 8-16 раз.

9. Встаньте лицом друг к другу на расстоянии шага. Выполняйте поочередные приседания с махом ногой вперед по дуге над головой партнера. Повторите 8-16 раз.

8.07

Аукцион имен

Имена в песнях Участникам предлагается пропеть строчки из песен, в которых упоминаются имена. Мужчины, вспоминают песни с женскими именами, женщины - с мужскими.

Например:

"Выходила на берег Катюша…";

"Я люблю тебя, Дима…";

"Ксюша, Ксюша, Ксюша, юбочка из плюша…";

"Алексей, Алешенька - сынок…";

"У Светки Соколовой день рождения…";

"Ой, Серега, Серега, ты не стой у порога…";

"Антошка, Антошка, пойдем копать картошку…" и др.

Имена в кино Участники вспоминают названия кинофильмов, в которых присутствуют имена.

Например:

"Катя, Катенька, Катюша";

"Петр Первый";

"Анна Каренина";

"Ох уж эта, Настя";

"Молодая Екатерина";

"Маленькая Вера" и др.

Оранжерея имен Необходимо вспомнить и назвать имена, встречающиеся в названиях цветов.

Например:

Анютины глазки;

Иван-да-марья;

Иван-чай;

Роза;

Маргаритка;

Лилия и др.

Комментарии: Будьте готовы к тому, что участники могут блеснуть своей эрудицией и назвать Сусанна, Корнелий, Флор, Родион, Флюра, и они будут правы. В переводе эти имена означают: Сусанна - лилия; Корнелий - кизиловая ягода; Флор - цветок; Родион - роза; Флюра - царица цветов.

Имена на карте Назвать имена, которые можно встретить на географической карте, то есть в названиях рек, городов, горных систем и т.д.

Например:

Лена (река);

Урал (река, горная система);

Димитровград (город);

Севастополь (город);

Иваново (город) и др.

Имена в поэзии Нужно вспомнить и прочитать известные поэтические строки, в которых упоминаются имена.

Например:

"Итак, она звалась Татьяной…";

"Шагане, ты моя, Шагане…";

"Кто не знает Любочку, Любу знают все…";

"Как ныне сбирается вещий Олег…";

"Купи мама Леше отличные калоши…" и др.

"Что в имени твоем?" Это творческое задание для конкурсных программ "Мисс - года", "А ну-ка, девушки!", "Как много девушек хороших!" и т.п. Во многих конкурсных шоу имеет место быть "визитная карточка" - пусть это задание будет таковым.

Откуда у тебя такое имя? Оно прекрасной музыки полно, И повторять его мне суждено Поскольку нет его родимей. Я это имя повторю чуть слышно, Чтоб музыкой наполнилась душа, Как будто бы навстречу вышла, Но до сих пор до встречи не дошла. Откуда имя у тебя такое И из каких пришло оно времен? Мне с именем твоим не знать покоя - Оно дороже всех иных имен.

Условие: Девушкам нужно рассказать о происхождении своего имени, что оно означает, назвать и соотнести с собой знаменитых тезок, известных литературных персонажей и т. д. Возможно использование различных сценических жанров: музыка, танец, художественное слово, фольклор, пародия, синхро-буффонада…

Викторина "Имена" 1. Как звали героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печи и убиралась в доме? (Золушка.) 2. Как звали в древнегреческой мифологии одну из девяти муз, покровительницу лирической поэзии и музыки? (Евтерпа.) 3. Как звали стюардессу, ставшей знаменитой, благодаря, популярной песне? (Жанна.) 4. Назовите имя американца, получившего титул "Король рок-н-ролла? (Элвис.) 5. Как звали гномов в известной сказке про Белоснежку? (Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье.) 6. Назовите самое, часто встречающееся имя, на страницах произведений Кира Булычева? (Алиса.) 7. Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил.) 8. Назовите самое распространенное имя средневековых европейских монархов? (Карл.) 9. Какое женское имя прославилось благодаря преступлениям? (Агата.) 10. Какое мужское имя можно поймать на удочку? (Карп.) 11. Как звали сына царя Салтана в известной сказке А.С. Пушкина? (Гвидон.) 12. Как звали отца Вольки в сказке, про Старика Хоттабыча? (Алеша.) 13. Как звали принца в балете П.И. Чайковского "Лебединое озеро"? (Зигфрид.) 14. Назовите имя мифического певца, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже помогало ему проникнуть в "царство мертвых"? (Орфей.) 15. Что общего у композитора Саульского, певца Антонова и продюсера Айзеншписа? (Всех зовут Юрий.) 16. Назовите героиню сказки, которая получила имя, благодаря, своему головному убору? (Красная Шапочка.) 17. Какое самое распространенное женское имя в мире? (Анна.) 18. Какое мужское имя в переводе с древнескандинавского языка означает "Святой"? (Олег.)

9.08

Психотерапевтическое занятие

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (1)

Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что эту сказку сочинил клиент, пришедший к ним за психологической помощью, и подчеркивает, что в сказке в метафорической форме отражена проблема клиента.

Участники должны, во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что это за человек и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы способ преодоления жизненных трудностей клиента.

В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образа клиента лучше выслушивать после знакомства с созданной ими сказкой.

После того как каждая подгруппа представит свой вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное на анализ сходства и различий в подходах к решению проблемы клиента.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (2)

Проводится аналогично предыдущему упражнению. Только в этом случае каждый из участников работает над предложенной сказкой самостоятельно.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (3)

Разница между этим и предыдущими упражнениями состоит только в том, что каждый участник получает свою собственную сказку, с которой необходимо провести ту же работу, что и в двух предыдущих упражнениях.

После того как участник представил свою сказку и трактовку проблемы, остальные участники делятся мнениями, возможно, предлагают собственные способы завершения сказки.

Игорь ВАЧКОВ,

кандидат психологических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКИ С ЗАЧИНАМИ СКАЗОК

Пошел как-то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...

Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то, и поэтому не получился из него хороший мастер...

К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Ее страницы были пусты. Но стоило описать в ней какое-нибудь придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли бы появиться на свет, если о них написать в Книге. Но Книга имела еще одну особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить — ни одной буквы...

Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал...

Маленький Скворец давно мечтал научиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот однажды, когда он уже потерял надежду, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что — взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял...

Однажды маленький Жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» — спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте — в болоте, — сказала та. — И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо...

Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своих шуточек: подкладывал товарищам на стулья и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот...

В семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва...

Отправился Иван Царевич вызволять из плена свою возлюбленную Василису, похищенную Змеем Горынычем. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел...

Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила...

У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды...

Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал...

Попал Иванушка в плен к Злому Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные...»

Как-то Аленушке Злая Колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась — ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот: например, пожелаешь здоровья — и сразу заболеешь...

Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце...

Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием — Большие Враки. Никак не ожидал он, что...

10.08

Большая психологическая игра "Неведомые миры"

Задачи:

•развитие коммуникативных навыков;

•развитие социальной восприимчивости, воображения, доверия, способности к эмпатии;

•формирование навыков и установок, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, и т.п.;

•дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающие в результате взаимодействия человека с представителями других культур.

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека.

Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, мирного сосуществования, а не конфликтов.

Предполагаемый психологический результат:

Подростки должны увидеть необходимость и важность проявления терпимости и эмпатии,

Понять, какие качества помогают, а какие мешают эффективному взаимодействию.

Игра также дает возможность диагностики внутригрупповых отношений.

Содержание игры и процедура проведения.

Перед началом игры все участники разбиваются на 2 команды. Это можно сделать с помощью жеребьевки, возможен другой способ- ведущий предлагает выйти на середину 2 “добровольцам”, каждый из “добровольцев” должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету волос, полу, нелюбви к грубости и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди.

Участникам объявляется, что каждая из подгрупп - это неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды. По истечении оговоренного времени команды, завершив работу по созданию “миров”, собираются вместе и происходит поочередная презентация “миров”. Затем ведущий описывает ситуацию встречи и обосновывает необходимость более близкого знакомства и взаимодействия. Далее команды садятся за “стол переговоров”. В итоге они должны принять законы совместного проживания на планете.

Время на игру: 1,5- 2 часа.

Участники:

Подростки 13-15 лет, группа не более 30 человек, ведущий- психолог, желательно участие классного руководителя в качестве участника игры или наблюдателя.

Игра может стать началом (продолжением) работы классного руководителя и психолога по развитию коммуникативных навыков, улучшению внутригруппового взаимодействия, обучению толерантному поведению. В некоторых случаях игра может дать педагогам информацию диагностического характера для дальнейшей работы с классом (группой).

Материалы: принадлежности для рисования (бумага, карандаши, фломастеры, лист ватмана, цветная бумага), клей, пластилин, скотч, ножницы.

Сценарий игрыЭтап 1. “Создание миров” Время: 30 минут.

Участники делятся на 2 команды и им объявляется, что каждая команда- неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды.

Группы получают все необходимое для работы и “план” создания цивилизаций.

Группы занимают места, удаленные друг от друга, если возможно в разных комнатах. По истечении заранее оговоренного времени команды собираются в одной комнате.

Этап 2. “Встреча”Время: 30-40 минут.

Ведущий: “В нашей галактике произошли печальные и страшные события. После множества конфликтов и столкновений разразилась война, мир погрузился в хаос, все уцелевшие покинули свои планеты на космических кораблях. На одну из необитаемых планет далекой галактики приземлились сразу два таких корабля. Следуя давней космической традиции, представители каждой из цивилизаций послали сигнал, обозначающий, мирные намерения. Теперь необходимо познакомиться”.

Далее происходит поочередная презентация “миров”. “Хозяева” сообщают название своего мира , учат приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем,

Знакомят со своими законами. В заключение гостей угощают блюдом инопланетной кухни, обучают танцу.

Этап 3. “Принятие общих законов”.Время:30-40 минут.

Ведущий: “Нам предстоит жить вместе на этой планете. Чтобы не повторять ошибок и не допустить гибели и этой планеты нужно сесть за стол переговоров и договориться о законах совместного проживания”.

Получив необходимые инструкции, команды обсуждают необходимые с их точки зрения законы (количество законов лучше ограничить-3-4). Далее обе команды садятся за стол переговоров и принимают общие законы (голосованием).

Обсуждение:

Какие из законов вызвали наибольшие разногласия? С чем это связано?

Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?

Что помогало и что мешало находить компромиссы и заключать соглашения?

Какие шаги нужно предпринимать и каким правилам следовать, чтобы отношения между людьми носили толерантный характер?

Комментарии: Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно отличающимися между собой.

Размещено на



Страницы: 1, 2, 3