бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Программа воспитательной деятельности "Человек человеку лекарство" бесплатно рефераты

БЕЗ ПООЩРЕНИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

Несколько слов о награждении. Первый раз поощряли детей в самом начале занятий за то, что они смогли преодолеть нежелание работать. Выбирается жетонная система. Чтобы получить желаемое вознаграждение, надо «заработать» серию жетонов, которые выдаются за участие в выполнении упражнений. Так стимулируется мотивация воспитанников к регулярной работе, к преодолению привычки праздно проводить свободное время.

3.07

Тренинг «волшебное ожерелье»

«Волшебное ожерелье».

Цель: создание условий для формирования эффективных форм поведения, смещения агрегации и мышечной релаксации, снятия эмоционального напряжения; содействие повышению групповой сплоченности; формирование чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга, чувства ценности других и самоценности; формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке; формирование позитивного образа своего «Я».

Материалы и оборудование: шкатулка, различные бусинки, ниточка, краски, листы для рисования, влажные салфетки, фломастеры., магнитофон

Ход занятия

Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Основная часть

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, а попасть в сказку нам поможет волшебство. (Музыка)

Упражнение «Кулачок».

Закройте глаза, сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы на ощупь выберете один волшебный предмет. А теперь, когда все выбрали, сожмите его в левом кулачке, закройте глаза и подержите кулачок сжатым. На счёт три откройте глаза, расслабьте руку. Мы оказались в сказочной стране, а на ладошках у каждого из вас бусинка. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад.

Упражнение «Моё сокровище»

Попытайтесь описать свою бусинку.

- Какая она (по цвету, форме, величине, какая у неё поверхность и т. п.)?

- Какие ассоциации она у тебя вызывает?

- На что похожа твоя бусинка?

Итак, мы с вами в сказочной стране и сейчас я предлагаю вам послушать одну историю(музыка)

Жила-была добрая фея Амалия. Было у неё чудесное ожерелье, которое она очень ценила и носила его в трудные моменты. И когда Фея его надевала, оно наполнялось волшебными свойствами.

Но однажды злой волшебник Крокус украл драгоценное ожерелье, потому что завидовал фее Амалии, ведь она многим помогала, и все её очень любили. Завладев ожерельем, злой волшебник одевал его, произносил заклинания, но, сколько он не старался, ожерелье никакой силы не имело.

Разозлился тогда волшебник и стал он разглядывать бусинки. Все бусинки были разные: большие и маленькие, красные и зелёные, блестящие и матовые, круглые и квадратные..

Не раскрыв тайну ожерелья, он с силой бросил его на землю, и все бусинки рассыпались.

Долго лежали бусинки на земле, пока остроглазые птички не заметили, что в траве что-то блестит. Они собрали все бусинки и отнесли их своей покровительнице доброй фее Амалии.

Фея увидела, что случилось с её ожерельем, и попыталась его собрать. Но бусинки никак не объединялись, ведь они такие разные и так долго были врозь. Ожерелье потеряло свою волшебную силу. Добрая Фея расстроилась и в надежде, что всё-таки бусинки её слышат, произнесла следующие слова:

- Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Пока вы были вместе, ожерелье обладало магическими свойствами. И если вы сумеете объединиться, то снова обретёте свою силу и будете снова нести добро по свету.

Фея Амалия произнесла заклинание над каждой бусинкой, и ожерелье вновь стало ценным и обрело волшебную силу.

Вопросы к сказке:

-о чем эта сказка?

-Чему она нас учит?

Представим, что каждый из вас бусинка.

Упражнение «Ожерелье»

Детям предлагается встать в круг « Вы бусинки волшебного ожерелья. Когда ожерелье рассыпал Крокус, бусинки потеряли волшебную силу. Они потускнели, потеряли свой лоск и стали шероховатыми, поэтому объединяться никак не хотели. Давайте изобразим какими вредными и капризными стали бусинки. Сначала бусинки били друг друга(кулачками по спине), потом щипали друг друга, давайте закруглим и погладим их, и поможем стать добрыми, гладкими как и раньше. Теперь мы можем собрать бусинки в одно ожерелье .Станьте плотно друг другу лицом в круг. Тесно прижимаясь друг к другу, вытяните руки вперед, наклонитесь влево, вправо, вперед. Покрутитесь влево, вправо, присядьте, побегайте по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Если ожерелье вдруг «разрывается», психолог ловит их и возвращает на своё место. Ожерелье становится снова плотным и крепким.

Вот мы с вами и вернули волшебную силу каждой бусинке, и ожерелье снова украшает феи Амалии.

Изотерапия. А теперь давайте нарисуем это волшебное ожерелье, как он себе его представляет.

А помогут нам в этом наши пальчики. У вас на столах бумага и краски. Опустите любой пальчик в краску любого цвета и прижмите пальчик к листу. У вас получится бусинка. Следите за тем, чтобы бусинки были разноцветные. Если нужно дорисуйте ниточку.

Упражнение «Кулачок».

Возьмите свою бусинку. Сядьте все в круг. Сложите ладошки лодочкой покатайте бусинку, согрейте её своим дыханием. Сожмите в кулачок, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу. Мы покидаем нашу сказочную страну, когда в ней вновь воцарилась гармония. Какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории? Пусть каждый решит сам. На счет три вы откроете глаза и вновь окажетесь здесь.

Упражнение «Волшебные бусы»

Частичку каких положительных качеств вы хотели бы отдать другим. Дети отвечают на этот вопрос и нанизывают свою бусинку на одну общую ниточку. А теперь завяжем её концы.

Посмотрите, какие бусы у нас получились! Какие они яркие, разноцветные, красивые! Это потому, что все бусинки разные! Так же как и мы с вами. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы все дети в вашем классе тоже были сплочёнными и дружными.

Итог занятия.

Я хочу подарить вам это ожерелье на память о нашем занятии, чтобы оно напоминало вам… (Выставка рисунков)

О чем вам могут напомнить эти бусы?

Чему научило нас история о волшебном ожерелье?

Что было самым интересным на занятии?

Что оказалось самым трудным на сегодняшнем занятии?

Что мешало во время занятия?

5.07

Ролевая игра «Остров сокровищ»

ОСТРОВ СОКРОВИЩ

Костюмы и реквизит:

повязки на глаз

банданы (пиратские платки на голову)

фломастеры

костюм для Сильвера

мишура для хвоста Попугая

простыня для Призрака

веревка

бутылки из-под газировки

мяч

карта (рисуется на большом листе ватмана: с одной стороны - карта, на которой каждая комната квартиры изображена условными знаками, например, плита на кухне - вулкан, телевизор в комнате - болото, шкаф в комнате - гора и т.п. С другой стороны листа рисуются мешочки с деньгами, кинжалы, бутылки, пиратский флаг и т.п. Все это аккуратно вырезается из карты и развешивается по разным комнатам).

сокровища (конфеты в блестящих обертках, шоколадные медали и т.п.)

сундук с сокровищами

нарисованные "обманки"

театральный грим или обычные тени и косметические карандаши

Оформление

В комнате на оконных шторах прикреплена нарисованная пальма. Рядом с ней стул для Сильвера и Попугая. По всей комнате на стенах и мебели наклеены бумажки с изображением бутылок, флагов, кинжалов, мешочков с деньгами и т.п. - с обратной стороны это фрагменты карты. Над дверью в комнату - веревочная лестница.

Прибытие гостей

Гостей встречают Попугай и Черный Пес и предлагают им вступить в пираты и отправиться за сокровищами. Для этого нужно пройти посвящение в пираты у Сильвера. Сильвер сидит в дальнем углу комнаты, чтобы к нему добраться, нужно выполнить ряд истпытаний, чтобы узнать, годится ли человек для жизни пирата:

подпрыгнуть до потолка - гостю завязывают глаза, сзади него становится кто-то с доской. Затем просим гостя подпрыгнуть, он прыгает, но до потолка не достает. Просим подпрыгнуть еще раз, при этом над головой гостя поднимаем доску на такую высоту, чтобы гость мог до нее достать.

пройти по "болоту" - при помощи 2-х листков бумаги дойти до Сильвера, не ступая на пол.

"вязать узлы" - на толстой веревке нужно завязать 5 узлов как можно туже, а когда задание будет выполнено - развязать их.

найти тайник в темноте - гость ставится перед стулом с каким-нибудь предметом, отходит от него на 8-10 шагов, затем гостю завязывают глаза, предлагают повернутся вокруг себя и пройти обратно до стула и взять предмет.

"упаковать мину" - два гостя становятся рядом, рука об руку. Соприкасающиеся руки им связывают, а свободными руками они вдвоем должны завернуть сверток в бумагу и обвязать его тесемкой.

пройти через "лабиринт" - уже прибывшие гости составляют лабиринт из веревки, новый гость должен запомнить маршрут, затем ему завязывают глаза и тихонько убирают веревку.

проявить пиратскую взаимовыручку - прокатиться на мяче - один гость, поддерживаемый под локти двумя другими игроками, переступая на мяче, катит его, затем второй так же катит мяч обратно, затем третьий так же катит мяч обратно к Сильверу.

пройти между рифами - гость должен с завязанными глазами пройти между пластиковыми бутылками, не задев их (можно сразу несколько человек).

Рыжий Пес организует испытания, помогает ребятам их выполнить.

Посвящение в пираты.

Сильвер задает шутливые вопросы каждому гостю. Тех, кто правильно ответил, Попугай посвящает в пираты - надевает повязку на глаз, или бандану на голову, или рисует "фингал" под глазом или бороду-усы. После того, как последний гость посвящен в пираты, все вместе кричат пиратский клич - "Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рому!" Затем все отправляются на поиски карты.

Вопросы гостям:

Какой месяц короче всех? (Май - в нем всего три буквы)

Какая река самая страшная? (Река Тигр)

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет говорить)

Что стоит между окном и дверью? (Буква "и")

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)

Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

На какой вопрос нельзя ответить "да"? (Вы спите?)

Каким гребнем нельзя причесываться? (Петушиным)

Мужчина вел большой грузовик. Фары не горели, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили. Женщина стала переходить дорогу перед машиной, но водитель ее не задавил. Как ему удалось разглядеть ее? (Был день)

На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

За чем мы едим? (За столом)

Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)

Почему, когда захочешь спать, идешь на кровать? (По полу)

До каких пор можно идти в лес? (До середины - дальше идешь из леса)

Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна - "сосна")

Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)

Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, т.к. ночь разделяет дни).

Поиски карты.

Карта рисуется заранее, делится на несколько кусков, которые прячут в комнате. Некоторые куски - это обманки, пустые, на некоторых - указатели, куда идти дальше. Попугай и Сильвер руководят поисками. Карту склеивают из разных кусочков. Когда карта готова, все отправляются добывать сокровища под предводительством Сильвера и Попугая (которые с песней "15 человек…" выводят ребят из комнаты, проводят их по квартире и возвращают обратно в комнату), в которой за это время появляется Призрак.

Встреча с Призраком.

Ребята видят большой холм, а рядом сидит Призрак. Попугай громко кричит. Сильвер говорит, что это одна из милых шуток Флинта, спрашивает Призрака, могут ли пираты забрать сокровища. Призрак говорит, что над сокровищами тяготеет проклятье Флинта, и получить их могут только смелые, веселые и находчивые джентльмены удачи.

Для определения смелости нужно: разбить об лоб 5 яиц, одно из которых сырое (5 человек).

Для определения веселости нужно: придумать танец маленьких - жеребят, слонов, телят, исполнить песню "Калинка-малинка" так, как - цыгане из табора, горцы Кавказа, индейцы из племени мумба-юмба,

Для определения находчивости нужно: изобразить рекламу изжеваной жвачки, коробки из-под торта, одноногой Барби, ручки с закончившимся стержнем.

Наконец Призрак говорит, что все условия Флинта выполнены, кроме одного: сокровища нужно выкупить. Призрак вызывает 3-5 добровольцев и каждому на ухо сообщает, что будет выкупом (всем разное, например: мешок с миллионом долларов, килограмм конфет, карета и т.п.). Выбранный человек должен пантомимой объяснить остальным, что это такое. После того, как все угадано и выполнено, Призрак отдает сокровище пиратам. Затем все отправляются на пиратскую попойку в трактир "Адмирал.Бенбоу".

Сказкотерапия

Цели: снятие внутреннего напряжения и тревожности; коррекция агрессивных проявлений.

Задачи: формирование навыков совладающего поведения в стрессовых ситуациях; определение способов реагирования на негативные влияния факторов внешней среды; формирование понимания причин внутренних переживаний; поиск путей решения проблем; понимание себя как личности

Возраст участников: школьники 10–16 лет и взрослые.

Время: 45–50 минут.

План занятия

1. Предварительная беседа по проблеме (5 минут).

2. Чтение сказки (5 минут).

3. Постановка вопросов по основным смысловым моментам сказки (5 минут).

4. Проекция сказочного сюжета: рисунок на листе бумаги или строительство в пространстве песочницы — на выбор клиента (10 минут).

5. Трансформация получившейся картины в рисунке или в пространстве песочницы — на выбор клиента (10 минут).

6. Обсуждение результатов (10 минут).

7. Домашнее задание, разбор песочной картины или уборка (5 минут).

Условия проведения: необходимо установить доверительные отношения с клиентом; занятие проводится в индивидуальной форме; желание клиента — обязательное условие для проведения занятия.

Необходимое оборудование: цветные фломастеры, карандаши, пастель, краски — на выбор клиента; лист бумаги А3 или ватман; песочница, вода, совок, формочки, различные мелкие предметы (веточки, сухие цветы, камешки, бусы и пр.).

Структура занятия

1. Предварительная беседа по проблеме

Определение основных моментов в проблеме клиента. Объяснение плана и целей предстоящей работы.

2. Чтение сказки

Клиент слушает сказку. Важны интонация, эмоциональное чтение, паузы в необходимых местах текста.

3. Постановка вопросов по основным смысловым моментам сказки

Клиенту задают вопросы по контексту сказки. Основной упор делается на ключевых моментах содержания. Например: “О ком эта сказка? Что произошло? Как вы думаете, почему главный герой был напуган сложившейся ситуацией? Какие пути решения он увидел для себя? Какие внутренние ресурсы он привлек для решения проблемы? Что приобрел для себя (какие сделал выводы) главный герой после случившегося?”

Отвечая на вопросы, клиент начинает внутреннюю проработку проблемы, запускается механизм ее понимания, открывается доступ к внутренним ресурсам. Клиент лучше понимает смысл, заложенный в сказке.

4. Проекция сказочного сюжета

Клиенту предлагается два способа переноса сказочного сюжета.

— Рисование с поэтапным раскрытием сюжета. Клиент может трансформировать события в одном рисунке, а может в нескольких, как бы создавая последовательную цепочку событий.

— Построение сюжета сказки в песочнице. Клиент может использовать воду, формочки и различные мелкие предметы для воссоздания субъективной картины по сюжету сказки.

5. Трансформация получившейся картины

Клиенту предлагается изменить уже созданную песочную или нарисованную картину или внести в нее необходимые изменения. В случае если у клиента возникает сопротивление или он не готов (что вполне нормально, так как процесс отреагирования зачастую требует длительного времени), то можно предложить оставить это задание как домашнее в дополнение к основному.

6. Обсуждение результатов

Психолог и клиент сообща формулируют основную проблематику сказки. Клиент говорит о своих ощущениях. Клиент и психолог находят взаимосвязь творческой продукции клиента с сюжетом сказки. Клиент на этом этапе уже способен самостоятельно осознать способы реагирования и совладания в стрессовой ситуации. Путем рассуждений, выявления взаимосвязей и опираясь на собственную творческую продукцию он начинает проецировать “внутреннее неосознаваемое” на “внешнее сознательное”. Таким образом запускается механизм работы с внутриличностными проблемами клиента. Психолог контролирует процесс, направляет рассуждения клиента в необходимое для психотерапевтической коррекции русло.

7. Дополнительное задание

Страницы: 1, 2, 3