бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационная работа школьного социального педагога бесплатно рефераты

-          Четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном процессе.

Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие требования:

-          Многоцелевую установку при изучении педагогических явлений;

-          Охват как можно большего числа связей изучаемого процесса;

-          Учет всех внешних воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных влияний, искажающих педагогического процесса;

-          Проверка одного и того же педагогического факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;

Принцип объективности:

-          Проверка каждого факта несколькими методами;

-          Проверка, уточнение полученного фактического материала;

-          Фиксация всех проявлений личности;

-          Сопоставление данных всего исследования с другими исследователями;

-          Получение объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка.

Принцип единства изучения и воспитания.

Принцип одновременного изучения коллектива и личности.

Принцип изучения явления в изменении, развитии [3,с.45].

Э.Ф. Зеер выделяет следующие требования к проведению диагностических процедур:

-          педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребёнку, обязательного его согласия предрасположенности;

-          педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно;

-          перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтоб воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний;

-          во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся, для чего при тестировании рассаживать их на отдельные парты;

-          работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине;

-          социальный педагог, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса [3, с.48].

Существует множество диагностических методик для изучения профессиональной направленности личности.

Н.В. Тельтевская выделяет 6 основных диагностик профессиональных предпочтений старшеклассников:

-          дифференциально-диагностический опросник (по Климову);

-          опросник профессиональных предпочтений (типология Холланда);

-          определение темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка);

-          стремление к успеху (методика Эллерса);

-          определение направленности личности (опросник Басса);

-          психогеометрический тест (методика Деллингер) [23, с.124].

Далее рассмотрим более подробно каждую из них.

Дифференциально-диагностический опросник (по Климову).

В зависимости от предмета труда все профессии можно разделить на 5 типов. Чтобы выяснить, какой из типов профессий наиболее соответствует интересам и личностным качествам человека, используется опросник «5 типов профессий» (по Климову).

Опросник позволяет определить область профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», соответствующий степени желания заниматься определенными видами деятельности.

Результат тестирования содержит перечень профессий, рекомендуемых для тестируемого с учетом выбранной сферы деятельности и уровня профессионального образования, позволяет профконсультанту определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности.

Опросник (тест) профессиональных предпочтений (типология Холланда).

По Холланду большинство людей относятся к одному из 6 типов. Каждый тип является описанием группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками и характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением.

Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть классифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов.

Люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.

Тест профессиональных предпочтений по Холланду определяет тип личности тестируемого и содержит описание профессиональных предпочтений с учетом типа личности.

Определение темперамента и эмоциональной устойчивости Айзенка.

При выборе профессии важно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности человека. Тест английского психолога Г. Айзенка EPI (Eysench Personality Inventori) позволяет выявить две основные характеристики личности (экстраверсия — интроверсия и эмоциональную устойчивость).

В результате теста определяются характерные черты и личностные особенности тестируемого, которые важно учитывать при выборе профессии.

Стремление к успеху (методика Эллерса)

Тест оценивает стремление к успеху, степень потребности в достижении цели, может, применяется для исследования влияния степени стремления человека к успеху на эффективность его деятельности, в том числе, профессиональной.

В итоге тестируемый получает оценку степени своих устремлений к успеху и практические рекомендации в зависимости от нее.

Определение направленности личности (опросник Басса).

Опросник позволяет выявить, на что направлена деятельность человека, в том числе в профессиональной сфере: на себя, на общение, на дело.

Тест показывает уровень направленности личности и дает описание проявления этой направленности. Результат позволяет выявить личностные приоритеты при выборе профессии и профессионального окружения.

Психогеометрический тест (методика С. Деллингер).

Для определения типа личности используется психогеометрический тест, его автор Сьюзен Деллингер. Методика Деллингер - это практическая система анализа личности, позволяет определить тип человека, дать характеристику личных и деловых качеств и особенностей поведения человека, составить сценарий поведения для каждого типа личности в определенных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика является одним из важнейших методов профоприентации, так как она позволяет определить причины формирования, склонности ребенка к той или иной профессии. Полученные при диагностике данные могут использоваться для дальнейшей учебно-воспитательной деятельности.


2.2  ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ


На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Иногда не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья и это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.

Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная неосуществимость отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни.

Поэтому очень важно помочь подростку определиться с тем, чем он сможет заниматься после окончания школы, для этого специалисты школ, в частности социальный педагог должны применять различные профориентационные методики.

В рамках научно - исследовательской работы в период социально - педагогической практики на базе МОУ «СОШ №93» нами был проведен тест с целью определения индивидуального стиля профессионального поведения [См. Приложение Б]. Данный тест проводился в 9 «А» классе. В исследовании учувствовало 13 человек.

Проанализировав результаты, было выявлено, что 4 человека (30,8%)- соответствуют артистическому типу; 4 человека (30,8%)- соответствует социальному типу; 2 человека (15,4%) – предприимчивый тип,1 человек (7,7%)-реалистичной тип; 1 человек (7,7%)- конвенциональный тип; 1 человек (7,7%)-интеллектуально предприимчивый тип; 1 человек (7,7%)- социально- предприимчивый.

Также нами был проведен дифференциально-диагностический опросник (по Климову) [См. Приложение В].

Целью данного опросника является определение области профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», который соответствует степени желания заниматься определенными видами деятельности.

Данное исследование проводилось в 10 классах МОУ «СОШ №93». Полученные результаты позволили определить уровень мотивации учащихся к различным видам деятельности.

Учащимся было предложено 30 вопросов и 5 столбцов соответствующих пяти типам профессий. Наибольшая сумма положительных ответов в столбцах указывала на наиболее подходящий тип профессии для каждого оптанта. В девятом классе по результатам тестирования было выявлено, что25%класса соответствует тип профессии «Человек-человек» - здесь предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста; (продавец, парикмахер, врач, учитель), так же по 25% набрали такие типы как «Человек-природа» - представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).,«Человек-художественный образ» - здесь основными объектами деятельности являются факты художественного отображения действительности. (Художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балет, актер драматического театра). и «Чкловек-техника»- имеют дело с неживыми, техническими объектами труда, (слесарь-сборщик, инженер-механик, электрослесарь, техник-технолог общественного питания). Проводя тест в 10 классе по результатам тестирования было выявлено, что 75% класса наиболее подходят профессии типа «Человек – художественней образ», а остальные 25% класса соответствовали типу «Человек- природа»

Так же был проведен устный опрос о предпочтении в выборе профессии, сопоставив две проведенные методики можем сделать вывод о том, что у детей уже сформировано представление об их профессиональных перспективах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в школе ведется круглогодичная работа для успешного осуществления процесса обучения и дальнейшего развития личности ребенка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Целями профориентации является оказание поддержки учащимся в выборе профессии, а так же выработке сознательного отношения к труду.

Основными задачами являются: Формирование внутренней готовности к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, целеустремленности, предприимчивости.

К направлениям профориентационной работы относятся: Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду. Профессиональная консультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалиста. Профессиональный отбор и подбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности. Социально – профессиональная адаптация. Профессиональное воспитании, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Основными формами профориентационной работы являются: Диагностика, рассказ, объяснение, беседа, профессиограмма, экскурсия, анкетирование, тест.

Наиболее распространенный метод профориентации – это диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.            Дереклеева И.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10- 11классы)/ под ред. И.С. Артюховой.: ВАКО,2006.

2.            Дик Н.Ф., Дик Т.Н. Настольная книга классного руководителя 8-11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения/ Н.Ф. Дик, Т.Н.Дик.- 3-е изд., перераб. и доп.- Растов- н- Д6 Феникс, 2006.

3.            Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга.2006.

4.            Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. – М.: - Педагогика, 1983.

5.            Исмагилова Ф.С. Основы профориентационного консультирования : Учеб. пособие, Екатеринбург, 1999.

6.            Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1997.

7.            Крылова А.А., Маничев А.С. практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии. СПб . : Питер. 2002.

8.            Кухарчук А.М. , Седова Е.Л., Лях Е.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. – М.: Белорусская навука.2000.

9.            Лукочагский А.В. О воспитании и образовании. М.,1991.

10.        Майерс Д. Социальная психология. Спб : Питер.1999.

11.        Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.

12.        О профессиональной ориентации молодежи // «Отдел кадров»,№3(14)от 01.03.2002.

13.        Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение,1987.

14.        Примакова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Примакова, И.С. Пряников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

15.        Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : Изд-во НПО «Модек», 2002.

16.        Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже.- М.: «ВАКО»,2006.

17.        Пряжников Н.С. Профориентация и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии Воронеж НПО, «МОДЭК»,1996.

18.        Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999.

19.        Резапкин Г.В. Я и моя профессия : программа профессионального самооределения для подростков.- М.,2000.

20.        Розин В.Н. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992. №1 с 98-105.

21.        Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.

22.        Степанский В.И. Психология проблемы выбора и профориентации. М., 1998.

23.        Тельтевская Н.В., Малинина А.Г., Содержание и методы профориентации школьников. Методическое пособие. – Саратов.2006.

24.        Толстых А.В. Возраст и жизнь, М.: Молодая гвардия, 1988.

25.        Франклин В. Человек в поиске смысла, М.: Прогресс,1990.

26.        Шибутани Т. Социальная психология. Москва- Ростов- на –Дону: Феникс,1999.

27.        Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ авт.- сост. Т.А. Шишковец.- 2-е изд.; перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007.

28. #"#">#"#">#"#">#"Рисунок 1" src="1.files/image002.jpg" alt="#">


Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8–10 — ярко выраженный тип; 5–7 — средне выраженный тип; 2–4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник

никогда не будут голодать.

Шенк


2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ. Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку,

который обеими ногами стоит на земле

и обеими руками тянется к долларам.

М. Ларни


3. СОЦИАЛЬНЫЙ. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом

не стало легче, то это не врач.

В. Бехтерев


4. ОФИСНЫЙ. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа,

но не без секретаря.

Дж. Фонда


5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.


Специальность налетчика куда менее заманчива,

чем смежные с ней профессии политика

или биржевого спекулянта.

О. Генри


6. АРТИСТИЧЕСКИЙ. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

 


Страницы: 1, 2, 3