Профориентационная работа школьного социального педагога
Профориентационная работа школьного социального педагога
ВВЕДЕНИЕ
Трудовая деятельность
представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности,
обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. На
сегодняшний день на рынке труда сложилась следующая ситуация, предприятия трудоустраивают
молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются невостребованными на
рынке труда.
В современном
стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное
самоопределение школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу
требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать
себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях всеобщего
«отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечивать такие качества и
возможности для профессионального самоопределения подрастающего поколения.
Поэтому в деятельность социального педагога включена профориентационная работа.
Проблемам
профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л. И. Божовича , Л.П.
Буева, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н.Леонтьева,
К.К.Платонова, С. Г. Струмиллина, П. П. Тугарина, В.А. Ядова.
Сущность
профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С.
Мухиной и Э.Фю Зеера.
Средняя
общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования
профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями
профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного
самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной
школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.
Вышеизложенное
подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы: «Профориентационная
работа социального педагога»
Объектом исследования является профориентационная работа со
старшеклассниками.
Предметом исследования: деятельность социального педагога по
профориентации щкольников.
Цель данной работы:
проанализировать профориентационную работ школьного социального педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность профориентационной
работы.
2. Рассмотреть основные направления
профориентационной работы
3. Охарактеризовать диагностичекие
методики по профориентационной работе и их характеристики.
4. Раскрыть формы работы социального
педагога по профориентации.
5. описать опыт
профориентационной работы в ГОУ «Социально-реабелитационный центр для
несовершеннолетних с приютом в Кировском районе»
Курсовая работа состоит
из двух глав, заключения списка использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1.1 СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В первом параграфе мы
раскроем цели, основные задачи и группы методов профориентационной работы.
Прежде, чем перейти к
рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие
«профориентация».
По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация
- это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических
мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и
развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных
интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к
труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и
предпринимательства [24;с.175].
А.Д. Саронов определяет
профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к
обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями,
интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах
определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой
единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и
реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися” [21, с. 28].
Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация – это система мер, потому
что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.
Как считает Т.А. Шишковец,
система профориентации школьников – это организованная, управляемая
деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и
школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса
профессионального самоопределения школьников в
интересах личности и общества[20;с.116].
В.С.Мухина считает, что общая
цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному
выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные
потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные
компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы
профориентационной работы с учащимися” [11;с.37].
Среди целей
профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:
-
оказания
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей
профессиональной деятельности;
-
выработка у
школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в
условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда [4, с.122].
К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:
-
постепенное
формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и
самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего
профессионального развития;
-
формирование
положительного отношения к труду как к ценности в жизни;
-
развитие
познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
-
оказание
морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения
к своему профессиональному будущему);
-
формирование
целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
-
диагностика
ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной
предрасположенности;
-
разработка
программы реализации профессионального выбора учащегося [11, с. 47].
Далее представим основные
группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.
1.
Информационно-справочные,
просветительские методы:
-
профессиограммы - краткие описания профессий
(проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом
"воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий);
-
справочная
литература (при условии
достоверности такой справочной информации);
-
информационно-поисковые
системы – ИПС :
"ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде
картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
-
профессиональная
реклама и агитация;
-
экскурсии
школьников на предприятия и в учебные заведения;
-
встречи
школьников со специалистами по различным профессиям;
-
познавательные и
просветительские лекции
о путях решения проблем самоопределения;
-
профориентационные
уроки со школьниками;
-
учебные фильмы и
видеофильмы;
-
использование
средств массовой информации;
-
различные
"ярмарки профессий" и их модификации;
2.
Методы
профессиональной психодиагностики :
-
беседы-интервью
закрытого типа ;
-
открытые
беседы-интервью;
-
опросники
профессиональной мотивации;
-
опросники профессиональных
способностей;
-
"личностные"
опросники;
-
проективные
личностные тесты;
-
методы наблюдения;
-
сбор косвенной
информации о учащихся от
знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;
-
психофизиологические
обследования;
-
"профессиональные
пробы";
-
использование
различных игровых и тренинговых ситуаций;
-
использование для
исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается
и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
3.
Методы
морально-эмоциональной поддержки клиентов:
-
группы общения;
-
тренинги общения;
-
профориентационные
и профконсультационные активизирующие методы (игры);
-
различные
положительные (успешные) примеры самоопределения;
-
"праздники
труда", повышающие престиж конкретных профессий.
4.
Методы оказания
помощи в конкретном выборе и принятии решения:
-
построение
"цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию
намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить
ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;
-
построение
системы различных вариантов действий;
-
использование
различных схем альтернативного выбора [6,с.101].
Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от
правильного выбора целей , задач и профессионального подбора методов
профориентационной работы.
В следующем параграфе мы рассмотрим основные направления
профориентационной работы.
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ
В этом параграфе мы рассмотрим направления профориентационной работы и
кратко их охарактеризуем.
Система
профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим
направлениям:
1. Профессиональное
просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
2. Профессиональная
консультация.
3. Профессиональный отбор
(подбор).
4.
Социально-профессиональная адаптация.[27; с 116].
Рассмотрим каждый из
методов более подробно.
Профессиональное
просвещение - пропаганда профессий различными формами и средствами: кино,
радио, телевидение, книги, лекции и др. [31].
Профессиональное
просвещение Пряжников Е.Ю. условно подразделяет на две формы: профессиональную
информацию и профессиональную пропаганду.
Профессиональная
информация призвана ознакомить учащихся с основными профессиями и их
специальностями. Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях
материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах
развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного
и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных
требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека,
уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик,
личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки.
Порофинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную
функцию, но и активно-воспитательную функцию, поэтому важное место в их
проведении занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и
пропаганда некоторых из них.
Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к
определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих
профессий[31].
Профессиональная
пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым
осуществляется деятельность рабочих кадров либо ожидается расширение приема на
них. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке должна
способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора
профессии, к активизации у учащихся стремления к освоению профессий
современного производства. При организации работы по профессиональной
информации важно учитывал то обстоятельство, что привлекательность профессии
есть явление во многом субъективное. Существуют характеристики профессии
относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в
зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона
профессии, ее социально-экономические элементы, требования, предъявляемые к
психофизиологическим и психологическим характеристикам человека. Условия
материальной среды, характер взаимоотношения в коллективе. Отрицательное
отношение к одной какой-либо характеристике может привести к переносу этого
отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской
работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными
сторонами профессии, подчеркивая различия между характеристиками профессии
вообще и конкретного рабочего места в частности.
Большая роль в профпросвещении
принадлежит внеклассной работе: школьным кружкам, экскурсиям на предприятия.
Далее опишем следующее
направление – профессиональное консультирование – метод психологической помощи
людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной
карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной жизни [24, с.176].
Профконсультация должна подвести учащихся к
осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного
обучения.
Профессиональная
консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных
особенностей учащихся, их общих и профессиональных интересов, склонностей и
способностей. При проведении консультации учитывают так же потребности рынка
труда, возможности трудового устройства, профессионального роста, условия труда
и т.п.
Выделяют такие основные
функции профконсультации как: информационная и диагностическая.
Информационная функция
профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных
специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведения
справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. В
этом аспекте профконсультация тесно смыкается с профессиональной информацией.
Диагностическая функция
предполагает определение уровня развития основных физиологических и
психологических особенностей учащихся.
Таким образом,
профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с
профессиональным самоопределением, с выбором профессии и места работы, путей
самоопределение личности в профессиональном труде, с профессиональной
адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением
трудностей, кризисов и конфликтов, а так же с профессиональной реабилитацией
школьников, частично утративших трудоспособность.
Все основные направления
профконсультационной работы можно разделить на две группы:
-
Профилактику
профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения
проблем упреждающего готовящих учеников, обучаемых.
-
Оперативную
помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает
трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, а так же
пассивность и беспомощностью.
Страницы: 1, 2, 3
|