Профориентационная работа школьного социального педагога
Для компетентного
проведения консультации необходимо разбираться в современном мире профессий,
обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной
психологии, владеть методами психодиагностики и психодиагностики и психотехнологиями
профконсультирования.
Далее рассмотрим формы
профориентации такие как: профессиональный отбор и подбор учащихся.
Профессиональный
отбор и подбор - две формы профориентации, сущность которых заключается в
рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии и его возможностями и
интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны [24
с.86].
Составная
часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с
наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять
связанные с нею трудовые обязанности.
В
процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность
человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных
различий.
Профессиональная
пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических
особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и
особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай
профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество, и личность [15;с105].
«Профотбор
(подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий.
Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к
профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае
отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов
трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить
индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к
нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений,
предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.
С
усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения
возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном
хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных
физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно
еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и
психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям
выбрать одну из них.
Нередко
профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его
применения»[15; с.139-140].
Профессиональный
отбор осуществляется:
-
в профессиях,
предъявляющих очень высокие требования к психофизиологическим и психологическим
качествам личности. Это профессии, где малейшая ошибка может привести к аварии
или гибели людей (летчики, машинисты железнодорожных поездов, судоводители,
водители спецмашин, операторы крупных производственных систем, ряд военных
специальностей);
-
в профессиях, где
обучение очень дорого, носит массовый характер или должно осуществляться в
предельно сжатые сроки;
-
при наличии «
конкурса », т.е. при превышении числа претендентов над количеством вакантных
мест [15, с.145].
Особое место при изучении
профориентационной работы, уделяется определению социально-профессиональной
адаптация молодежи.
Профессиональная
адаптация - процесс приспособления молодого работника к профессиональной
деятельности, условиям труда, новому коллективу, и достижение ими в оптимально
короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация
позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной
деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на предприятии [24;с.174].
«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса
профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки
предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки,
осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в
сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались
реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности
профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная
адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в
общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к
условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление
кадров в народном хозяйстве.
Многие
исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается
непосредственно на производстве.
Н.С.
Пряжников утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и
подразделет его на четыре периода:
-
подготовка к
труду в школе;
-
выбор профессии;
-
профессиональная
подготовка;
-
начало трудовой
деятельности
В процессе
адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную,
профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой
группе.
Ключевым
понятием в профориентационной работе является определение профессионального
самоопределения.
Самоопределение - процесс
и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств
самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения
и проявления человеком внутренней свободы [4,с.82].
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Выделяют следующие этапы, предшествующие самоопределению:
Первый этап включает работу по профессиональной ориентации
с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление
первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных
школьников; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при
выборе школьниками профессионального жизненного пути. Для решения этих задач
рекомендуется проведение уроков профессиональной ориентации на высоком
методическом уровне; экскурсии в различные институты и на предприятия;
обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе
профессии; беседы о значении выбора профессии и др. Примерный план работы по
профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение
личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.
Второй этап 7-8 классы - работа по профессиональной
ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам в поиске
своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей
профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки. Это
достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускниками
школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной
литературы по избранной профессии и др. Примерный план работы по
профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов предусматривает изучение
личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к
определенной деятельности.
Третий этап 9-10-11 классы - это этап профессионального
самоопределения школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация
практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и
способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального
интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по
формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных
профессиональных ценностей.
Для решения поставленных задач рекомендуются следующие
формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания
не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы
по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений по
избранной специальности [19, c. 54].
Примерный план работы по профессиональной ориентации с
учащимися 9-10-11 классов включает изучение личности школьника: склонности к
определенной деятельности, способностей, профессионального интереса; написание
сочинения на тему "Моя будущая профессия" и реферата о профессии;
проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор
профессии; профессиональная пригодность к определенной деятельности; требования
определенной деятельности к физиологическим и психологическим особенностям
человека; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у
работников различных профессий; самостоятельное изучение литературы по
избранной профессии и т.д.
Таким образом, выделенные
направления и этапы профориентации работы помогают определить профессиональную
направленность личности.
В следующей параграфе мы рассмотрим формы работа социального педагога.
1.3 ФОРМЫ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
В этом параграфе мы
рассмотрим основные формы профориентационной работы.
В работе по различным
направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это
лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера-
профессионала в какой- либо области на вечер, конкурс, мероприятия и т. д.
Рассмотрим поподробнее
некоторые формы и их применение:
Значительное место в работе социального педагога по
профориентации занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то
одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их
правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать
возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих
самих учащихся [20, c. 28].
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы
можно проводить по следуюшему плану, который выделила Т.А. Шишковец [27, с.116]:
1 Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где
применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития
профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2 Производственное содержание профессии:
Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее
перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция)
трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и
специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества;
связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3 Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к
возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень
ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим
особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные
условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические
условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4 Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь
профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень
и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения
начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы
профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что
читать о профессии.
Следующая форма
профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению
учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения
экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и
профориентационную цель.
Профессиграфическая экскурсия
подготавливается по плану:
-
выбор объекта
экскурсии;
-
определение цели
экскурсии;
-
предварительное
посещение предприятия с целью согласования с администрацией сроков и условий
поведения экскурсии;
-
разработка плана
беседы- подготовки учащихся к экскурсии.
-
подготовка
экскурсовода к проведению экскурсии.
Е.Ю. Примакова выделяет три
этапа экскурсии: подготовка, проведение и подведение итогов. В подготовке
учителя к экскурсии значительное место занимает планирование, оно позволяет
провести экскурсию в соответствии с поставленными целями. В завершении экскурс
педагог совместно с детьми подводит итоги проведенной экскурсии[14, с.137].
Еще одна форма
профориентационной работы- Лекции о профессиях.
Данную форму применяют
при изложении сведений по содержанию труда представителей различных профессий;
о требованиях, предъявляемых профессий психофизиологическими особенностями
личности; о достижениях в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции используют
для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности
выполнения различных трудовых приемов и операций.
Она должна быть
достоверной, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать
современные состояния развития отраслей производства. Излагать материал
необходимой в логической последовательности.
Далее опишим основные
методы профориентационной работы, с помощью которых можно получить информации о
профессиональной направленности учащихся.
Основным источником
получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование,
которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и
охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны.
Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются
учащимся, родителям, педагогам.
Анкетирование
способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени
профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно
большое количество школьников.
Следующим важным методом
является тест.
Тест - может быть
представлен в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов
заключается в объективной установке наличия обследуемых школьников свойств,
умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной
деятельности. В связи с тем, что тестирование представляет собой набор
стандартных заданий, на выполнение которых отводится определенное количество
времени. Тесты целесообразно использовать для получения срезов уровня развития
тех или иных свойств и качеств личности.
Таким образом, в этом
параграфе мы рассмотрели основные формы работы социального педагога по
профориентации, каждая из них помогает, школьнику наиболее точно определится с
выбором будущей профессии. В следующей главе мы рассмотрим методические основы
профориентационной работы в условиях школы со старшими классами.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ СО СТАРШИМИ КЛАССАМИ
2.1 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО
ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В данном параграфе мы охарактеризуем
основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе
по профориентации.
Для начала дадим определение
понятия « диагностика ».
Диагностика - общий
способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе[4,
с.87].
Диагностика - важнейший
компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности ( цель-
диагноз- прогноз – программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на
вопросы : что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию
Социально- педагогическая
диагностика- теория и практика выявления социально – педагогических
характеристик ребенка и условий среды, в которых он живет и имеет возможность
для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно не только
познать сами явления, но и определить причины их формирования.
В отечественной
педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере
стало предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С.
Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов
(1993).
Диагностика присутствует
в любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на
уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.
Остановимся подробнее на
основных принципах диагностического исследования.
Выделим основные принципы
диагностического исследования:
Принцип целостного
изучения педагогического явления, который предполагает:
-
Максимальное
использование системного подхода в исследовании;
-
Изучение связи
изучаемого качества с сущностными силами личности;
-
Показ
многообразия внешних явлений, воздействовавших на формирование качеств
личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства
этим влиянием со стороны педагога;
-
Раскрытие
механизма изучаемого явления - движущие силы, их возникновение, развитие,
взаимодействие, составные элементы и их взаимодействие, этапы развития, условия
и факторы, от которых это развитие зависит;
Страницы: 1, 2, 3
|