бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационная работа со старшеклассниками бесплатно рефераты

4.  «Профессиональная консультация – действенная помощь в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности» [44].

На определенном этапе профессионального самоопределения учащимся необходимо получить от компетентного лица консультацию по интересующим вопросам. В ходе профконсультации учащиеся могут получить информацию о производственных, социальных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими соответствующей профессии; об образовательных учреждениях, подготавливающих специалистов по выбранной профессии, о необходимом для поступления в эти учреждения уровне образования и вступительных экзаменах. Помимо этого на консультации учащимся предоставляется информация о показаниях и противопоказаниях к профессиям, различных методиках и способах диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить эту процедуру.

Таким образом, функции социального педагога согласно данной модели следующие:

1.                 диагностическая – диагностика личностных характеристик учащихся, мотивов выбора ими той или иной профессии;

2.                 просветительская – предоставление учащимся всей необходимой информации о профессиях; об образовательных учреждениях, обучающих той или иной профессии; о состоянии рынка труда и потребности общества в кадрах;

3.                 коррекционно-развивающая – повышение уровня профессиональной ориентации старшеклассников путем тренинговых занятий;

4.                 консультативная – помощь в выборе профессии, выбор наиболее подходящего образовательного учреждения, места работы, предоставление информации о показаниях и противопоказаниях к профессиям, различных методиках и способах их диагностики.


2.2 Критерии и показатели оценки эффективности модели социально-педагогической деятельности по профориентированию старшеклассников

Традиционно в научной литературе в качестве главной характеристики любого управляемого и наблюдаемого процесса рассматривается эффективность его управления. Критерии оценивают результат процесса. Для оценки эффективности предложенной модели необходимо постоянно изучать, анализировать и оценивать результаты проводимой работы, определяя степень успешности управления изучаемого процесса.

Нам представляется, что балльными оценками нельзя оперировать как точными числами и выдавать сравнение результатов исследования по балльным оценкам за строгое математическое доказательство эффективности модели. Вместе с тем правильное, целесообразное применение статистических методов обработки данных социально-педагогических исследований дает возможность придавать выводам, вытекающим из результатов эксперимента большую научную достоверность и ценность, так как они отражают действительные, объективные свойства исследуемого социально-педагогического явления.

Для применения статистических методов обработки результатов исследования надо подготовить описание изучаемого явления для математического анализа: выделить и четко определить величины, характеризующие образовательный процесс, и установить способы их измерения. При этом речь идет не об эффективности образовательного процесса вообще, а об эффективности отдельных сторон этого процесса.
На выбор эмпирических индикаторов влияет много факторов, поэтому сам процесс не подвергается алгоритмизации. Эмпирическая интерпретация зависит от сложности объекта исследования, объема накопленных научных знаний, степени разработанности процедур анализа объекта и, наконец, способностей самого исследователя.

Процедура разработки критериев включает как минимум два этапа. Первый – построение сетки эмпирических характеристик объекта – предусматривает максимальное развертывание теоретического понятия. Здесь важно по определенным критериям выделить существенные свойства понятия, целостно рассмотреть все его важнейшие компоненты. На эмпирическую интерпретацию понятия влияет много факторов, среди которых в первую очередь надо выделить предмет исследования.

Второй этап заключается в выборе значимых показателей, или индикаторов. Индикаторы – главные системообразующие признаки. Они должны репрезентативно представлять остальные признаки в качестве главнейших элементов системы анализируемого понятия.

Для оценки эффективности предложенной модели нами выделены следующие критерии, которые объединены по группам:

1.     Выбор профессии:

·                                выбор профессии сделан;

·                                учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

·                                выбор профессии не сделан.

2.       Уровень знаний о профессии:

1.                               высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

2.                               средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

3.                               низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

3.       По причине выбора профессии:

1.                               профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;

2.                               главное – престиж профессии, ее высокоплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

3.                               ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

Соответственно выделенным критериям, нами были определены количественные и качественные показатели эффективности предложенной модели.

Основным количественным показателем эффективности является соотношение количества учащихся по каждому из критериев до и после проведенной профориентационной работы. Эффективность нашей модели доказывает увеличение количества учащихся, выбравших профессию (одну или несколько), увеличение количества учащихся с высоким уровнем знаний о профессии, увеличение количества учащихся, выбравших профессию в связи с собственными интересами и способностями.

Для более полной оценки эффективности модели были выделены следующие дополнительные показатели:

1.       Количество проконсультировавшихся старшеклассников за время исследования.

2.       Количество клиентов, последовавших рекомендациям социального педагога.

Эти показатели помогут определить степень заинтересованности старшеклассников в их профессиональном самоопределении.

Помимо количественных показателей эффективность модели профориентации старшеклассников необходимо подтвердить и качественными изменениями. В связи с этим нами были выделены качественнее показатели эффективности модели. Такими показателями являются:

1.       Появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии (или укрепление существующих), то есть изменение или укрепление причин выбора старшеклассником той или иной профессии. Например, если изначально учащийся хотел получить ту или иную профессию исходя только лишь из желания его родителей, а после проведения профориентационных работ решил подобрать себе профессию, отвечающую его интересам и способностям, то в этом случае можно судить об эффективности проведенной работы.

2.       Формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы. Об эффективности предложенной модели говорит проявление активности и самостоятельности старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению.

3.       Готовность работать совместно с социальным педагогом в процессе профессионального самоопределения. Любое взаимодействие будет эффективным, только если есть обратная связь. Это касается и профориентации. Если старшеклассники активно участвуют в тренингах, задают социальному педагогу вопросы, выполняют его задания, то есть выражают свою готовность работать с ним и заинтересованность в профессиональном самоопределении – это является доказательством эффективности модели.

Необходимо отметить, что наша модель затрагивает лишь тот период профессиональной ориентации учеников, когда они находится в образовательном учреждении и не включает сопровождения учеников после выпуска из него. В связи с этим, невозможно оценить реальный эффект проведенных профориентационных работ. Однако даже простое повышение уровня знаний учеников о выбранной профессии и собственно выбор конкретной профессии уже свидетельствует об эффективности предложенной модели. Об этом также свидетельствует и активная позиция старшеклассников в процессе профориентации, их готовность и желание работать совместно с социальным педагогом, готовность самостоятельно искать необходимую им информацию.


2.3 Программа опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели профориентационной деятельности социального педагога


Проблемой данного исследования является проблема методического обеспечения работы социального педагога по профориентации старшеклассников в условиях современных потребностей рынка труда, деятельности образовательных учреждений, способностей, наклонностей и интересов молодежи.

Исходя из проблемы исследования, была сформирована цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.

Для проверки эффективности модели профориентационной работы социального педагога целесообразно организовать социально-педагогический эксперимент по ее внедрению в деятельность социального педагога.

Для успешного проведения эксперимента необходимы следующие условия:

1.       Наличие базы эксперимента (образовательного учреждения).

2.       Наличие на базе эксперимента необходимых для проведения занятий помещений.

3.       Наличие двух групп респондентов – экспериментальной и контрольной. Исходные данные по вышеперечисленным критериям в группах должны быть примерно одинаковыми. Количество респондентов в каждой группе – 20 человек.

Проведение какого-либо эксперимента подразумевает постановку гипотезы, которая подтверждается или опровергается в процессе проведения опытно-экспериментальных мероприятий. В данном исследования была поставлена следующая гипотеза: уровень профессиональной ориентации старшеклассников повысится при условии организации в образовательных учреждениях социально-педагогической деятельности по данному направлению.

Программа опытно-экспериментальной проверки модели профориентационной деятельности социального педагога включает в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап включает в себя проведение анкетирования двух групп старшеклассников: экспериментальной и контрольной. Результаты анкетирования обрабатываются в соответствии с вышеизложенными критериями. Количественные показатели представляются в виде графиков.

Далее со старшеклассниками экспериментальной группы проводится цикл занятий по профориентации, включающих в себя:

1.       Профессиональную диагностику. На данном этапе проводятся групповые занятия, в ходе которых учащимся предлагаются различные тесты и диагностические методики, призванные определить профессиональный тип личности, характерологические особенности личности, мотивы выбора ими той или иной профессии. Учащимся предлагаются следующие диагностические методики и тесты:

а)       тест Д. Голланда по определению типа личности. Данный тест позволяет определить, к какому из 6 типов личности относится респондент: к реалистичному, к интеллектуальному, к социальному, к конвенциональному, предприимчивому или к артистическому типу. Респонденту предлагаются 42 пары профессий, в каждой из которых он должен выбрать наиболее предпочтительную. Далее по ключу к методике определяется тип личности респондента;

б)       дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. Е.А. Климов выделяет 5 типов профессий: человек-природа (садовник, геолог, зоотехник, агроном), человек-техника (слесарь, связист, инженер), человек-человек (продавец, учитель, менеджер), человек – знаковая система (чертежник, программист, бухгалтер), человек – художественный образ (маляр, архитектор, художник, дизайнер). ДДО позволяет определить, к какому из перечисленных типов относится респондент. Респонденту предлагается 20 пар видов деятельности, в каждой из которых он должен выбрать один из видов. Далее по ключу к методике определяется, к какому типу профессии респондент расположен более всего;

в)       методика «Матрица выбора профессии». С помощью данной методики можно определить предполагаемые профессии соответствующие интересам и склонностям респондента. Респонденту предлагается 2 вопроса: «Какой объект деятельности тебя привлекает?» и «Какой вид деятельности тебя привлекает?». В каждом вопросе 10 вариантов ответа. Респонденту необходимо выбрать в каждом вопросе один вариант. Обработка и анализ результатов производятся с помощью таблицы, в которой на пересечении «сферы труда» и «вида труда» находятся профессии, соответствующие тем или иным сочетаниям. Профессии, находящиеся на пересечении выбранных респондентом сферы и вида труда являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого (см. Приложение 2);

г)        тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду». Тест направлен на определение уровня склонности к исполнительскому или к творческому труду. Респонденту предлагается 10 пар суждений о предполагаемой деятельности, в каждой из которых он должен выбрать одну, наиболее применимую к себе. Обработка результатов: каждый выбор по ключу оценивается в 1 балл. В соответствии с полученными баллами определяется уровень склонности к исполнительскому или творческому труду;

д)       методика «КОС». Методика направлена на оценку коммуникативных и организаторских склонностей учащегося. Респондентам предлагается ответить на 40 вопросов. Варианты ответа: да (+) и нет (–). Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы. Затем по формуле подсчитывается коэффициент коммуникативных и организаторских склонностей. Далее определяется, какие из них преобладают (см. Приложение 3);

е)        определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; Методика направлена на определение типа склонностей к работе: с людьми, умственного характера, на производстве, склонность к эстетике и искусству, к подвижным видам деятельности, к планово-экономическим видам работ. Респондентам предлагается 30 вопросов с двумя вариантами ответа, необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы для каждого типа склонностей.

ж)     методика «Профориентационная анкета». Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Методика содержит 2 блока: «Я хочу» и «Я могу». В каждом блоке респондентам предлагается 7 миниблоков утверждений по 5 в каждом. Каждое утверждение надо оценить по 4-балльной системе (от 0 до 4). Обработка результатов: подсчитываются баллы по каждому миниблоку, и определяется, к какому типу профессий, разделенных по предмету труда и по характеру труда, наиболее расположен респондент;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7