бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационная работа со старшеклассниками бесплатно рефераты


1.2 Сущность и содержание социально-педагогического подхода к профессиональной профориентации старшеклассников

Существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Так в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определения профессиональной ориентации: профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [36].

В психологическом словаре дано такое определение профориентации: профессиональная ориентация – система мероприятий по включению индивида к миру труда. Предполагает:

·     профессиональное просвещение, информирование о мире профессий;

·     профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность);

·     профессиональное консультирование.

В Энциклопедии социологии дается следующее определение: профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [56].

В словаре по экономике и финансам профессиональная ориентация определена как комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:

·     на формирование профессионального призвания;

·     на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности [57].

В энциклопедическом словаре экономики и права профессиональная ориентация определятся как – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д.; часть системы трудового воспитания и учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

В медицинской энциклопедии дано следующее определение профессиональной ориентации – это совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, склонности и имеющимся у него навыкам, с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах.

Определение профессиональной ориентации с точки зрения социально-педагогического подхода дает Н.И. Никитина: профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [34].

Теперь рассмотрим подробнее сущность профессиональной ориентации.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определяет следующие направления профессиональной ориентации:

·     профессиональная информация ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

·     профессиональная консультация оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

·     профессиональный подбор предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

·     профессиональный отбор определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

·     профессиональная, производственная и социальная адаптация система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [36].

Основные цели профессиональной ориентации:

1.  Обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2.  Достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3.  Прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4.  Содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [36].

Н.И. Никитина выделяет следующие задачи профессиональной ориентации:

1.                постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

2.                формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;

3.                развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

4.                оказание морально-эмоциональной поддержки учащихся (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему);

5.                формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

6.                диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

7.                разработка программы реализации профессионального выбора учащегося [34].

По мнению Сазонова И.А. основными методами профессиональной ориентации являются:

·                    общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, наблюдение, сравнение, измерение, методы мозгового штурма, погружения и др.

·                    диагностические методы: наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности учащихся, анализ практических действий школьников, анкетирование, беседа-интервью, социометрический, статистический, тестовый, педагогический эксперимент и др.

·                    методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности: рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, метод критического творческого диалога, рефлексия и др.

·                    методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, метод профессиональных проб, тренинг, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, ролевая деловая игра, воспитание на трудовых традициях и др. [44]

Формы профориентационной работы: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории, проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры, трудовые объединения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи «Умницы и Умники», шефская работа [44].

Современная теория профориентации подразумевает, что она строится на определенных принципах, которые в свою очередь делятся на две категории [44]:

1.   Общепедагогические принципы:

·     Принцип диалектической связи и взаимообусловленности в
профориентации: обучение, воспитание и развитие в их единстве должны способствовать решению одной из общих задач – профессиональному самоопределению школьников.

·     Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой
строительства нового общества: оказание помощи
человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой, потребностями общества в квалифицированных кадрах, спроса, предложений и конкурентоспособности на рынке труда.

·     Принцип политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию: необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением учащимися общенаучных принципов современного производства и овладением практическими умениями обращения с орудиями труда, формированием способностей ориентироваться в современной технике и технологии производства.

·     Доступность и сознательность: глубоко осознанное ознакомление учащихся с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией; ознакомлением с перспективой профессиональной карьеры, оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями.

·     Систематичность и преемственность: необходимость осуществления профориентационной работы по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста, при условии обязательной преемственности и расширения этой работы из года в год.

·     Учет возрастных особенностей: осуществление профессионального самоопределения учащегося постепенно, в соответствии с его возрастом.

·     Взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности: тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии. При этом предполагается дополнение, расширение целенаправленности и единения в совместной работе.

·                   Принцип многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации: организация этой работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом, психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии [44].

2.   Специфические принципы:

I.    Принцип учета перспективы и прогноза развития личности в соответствии с кадровой политикой в условиях рынка труда.

II. Принцип учета личных потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся и потребности региона и страны в целом в
квалифицированных кадрах. Он выражает двуединую задачу – учет личных и общественных интересов.

III.   Принцип деятельностно-активной направленности в профориентации. Этот принцип с одной стороны предусматривает профессиональное просвещение учащихся, а также изучение их в целях профориентации, организация для них профессиональной консультации. С другой стороны задачей данного принципа является активное включение в сферу профориентации духовных и физических возможностей личности (ознакомление с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, её ценностных ориентаций).

IV.  Принцип свободы и самостоятельности социально –
профессионального самоопределении заключается в следующем: после предварительного выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений, семьи, работодателей и общественности рекомендовать тому или иному из них соответствующую профессию. При этом окончательное право выбора остается за школьниками.

V.Принцип прогнозирования здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии.

VI.  Принцип взаимосвязи и координации совместной деятельности органов образования, территориальных центров профориентации и занятости населения [44].


1.3 Состояние социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации школьников в современном образовательном учреждении

Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации Профессиональная ориентация в России регулируется соответствующими международными правовыми актами: Законом Российской Федерации «Об образовании»; Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»; Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. №47; Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами.

Однако в результате анализа этих документов было выявлено что ни в одном из них, кроме закона «О занятости населения в Российской Федерации» нет четких положений о профориентационной работе.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом – как свидетельствует статистика – большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этого не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что большая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Именно поэтому проблема профориентации старшеклассников так актуальна.

На сегодняшний день в профориентации существует множество проблем, которые необходимо решить. Переход к рынку труда существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. «В условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость. Сегодняшней особенностью является полипрофессионализм, когда человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью» [57].

Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.

Современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда.

Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения индивидуальных возможностей, соответствия избираемой профессии. Старшеклассники практически не имеют представления о психологических особенностях профессионального самоопределения [58].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7