Профориентационная работа со старшеклассниками
1.2 Сущность и содержание
социально-педагогического подхода к профессиональной профориентации
старшеклассников
Существуют различные подходы к определению профессиональной
ориентации. Так в Положении о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определения
профессиональной ориентации: профессиональная ориентация – это обобщенное
понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося
в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего
поколения, поддержки и развития природных дарований, а также
проведения комплекса специальных мер содействия человеку
в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости
с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической
ситуации на рынке труда [36].
В психологическом словаре дано такое определение
профориентации: профессиональная ориентация – система мероприятий по включению
индивида к миру труда. Предполагает:
·
профессиональное
просвещение, информирование о мире профессий;
·
профессиональное
воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств
(работоспособность, ответственность);
·
профессиональное
консультирование.
В
Энциклопедии социологии дается следующее определение: профессиональная
ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – это процесс
определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя
проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности
и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков
для овладения конкретной профессией [56].
В
словаре по экономике и финансам профессиональная ориентация определена как
комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских,
психологических и педагогических мероприятий, направленных:
·
на
формирование профессионального призвания;
·
на
выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на
выбор профессии или на смену рода деятельности [57].
В энциклопедическом
словаре экономики и права профессиональная ориентация определятся как – система
мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает
информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и
высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д.; часть
системы трудового воспитания и учебно-воспитательной работы в общеобразовательной
школе.
В медицинской
энциклопедии дано следующее определение профессиональной ориентации – это
совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к рациональному
выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным
анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его
здоровья, склонности и имеющимся у него навыкам, с учетом потребностей
народного хозяйства в кадрах.
Определение
профессиональной ориентации с точки зрения социально-педагогического подхода
дает Н.И. Никитина: профессиональная ориентация – это обоснованная система
социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических,
производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и
молодежи в профессиональном самоопределении [34].
Теперь
рассмотрим подробнее сущность профессиональной ориентации.
Положение
о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения
в Российской Федерации определяет следующие направления профессиональной
ориентации:
·
профессиональная
информация – ознакомление различных групп населения с современными видами
производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса
в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий,
требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями
профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования
в процессе трудовой деятельности;
·
профессиональная
консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении
с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути
с учетом его психологических особенностей и возможностей,
а также потребностей общества;
·
профессиональный
подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных
направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его
психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям,
на основе результатов психологической, психофизиологической
и медицинской диагностики;
·
профессиональный
отбор –
определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной
профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными
требованиями;
·
профессиональная,
производственная и социальная адаптация – система мер,
способствующих профессиональному становлению работника, формированию
у него соответствующих социальных и профессиональных качеств,
установок и потребностей к активному творческому труду, достижению
высшего уровня профессионализма [36].
Основные
цели профессиональной ориентации:
1. Обеспечения социальных
гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей
самореализации личности в условиях рыночных отношений;
2. Достижения
сбалансированности между профессиональными интересами человека, его
психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
3. Прогнозирования
профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
4. Содействия непрерывному
росту профессионализма личности как важнейшего условия
ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом,
реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни
и достойного благосостояния [36].
Н.И. Никитина
выделяет следующие задачи профессиональной ориентации:
1.
постепенное
формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и
самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего
профессионального развития;
2.
формирование
положительного отношения к труду как ценности в жизни;
3.
развитие
познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
4.
оказание
морально-эмоциональной поддержки учащихся (формирование оптимистичного
отношения к своему профессиональному будущему);
5.
формирование
целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
6.
диагностика
ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной
предрасположенности;
7.
разработка
программы реализации профессионального выбора учащегося [34].
По
мнению Сазонова И.А. основными методами профессиональной ориентации
являются:
·
общенаучные
методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование,
обобщение, наблюдение, сравнение, измерение, методы мозгового штурма,
погружения и др.
·
диагностические
методы: наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов
деятельности учащихся, анализ практических действий школьников, анкетирование,
беседа-интервью, социометрический, статистический, тестовый, педагогический
эксперимент и др.
·
методы
профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности:
рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера,
экскурсия, диспут, метод критического творческого диалога, рефлексия и др.
·
методы
социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение,
упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд,
метод профессиональных проб, тренинг, общественное мнение, создание
воспитывающих ситуаций, соревнование, ролевая деловая игра, воспитание на
трудовых традициях и др. [44]
Формы
профориентационной работы: профориентационный урок или его фрагменты, занятие
школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный
час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты
профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории,
проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры, трудовые объединения
школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи «Умницы и
Умники», шефская работа [44].
Современная теория
профориентации подразумевает, что она строится на определенных принципах,
которые в свою очередь делятся на две категории [44]:
1.
Общепедагогические
принципы:
· Принцип диалектической
связи и взаимообусловленности в
профориентации: обучение, воспитание и развитие в их единстве должны
способствовать решению одной из общих задач – профессиональному самоопределению
школьников.
· Принцип связи
профориентации с жизнью, трудом, практикой
строительства нового общества: оказание помощи
человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой,
потребностями общества в квалифицированных кадрах, спроса, предложений и
конкурентоспособности на рынке труда.
· Принцип политехнизма и
технологического подхода к обучению и воспитанию: необходимость осуществления
профессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением учащимися общенаучных принципов
современного производства и овладением практическими умениями обращения с
орудиями труда, формированием способностей ориентироваться в современной
технике и технологии производства.
· Доступность и
сознательность: глубоко осознанное ознакомление учащихся с миром профессий,
психологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями
овладения профессией; ознакомлением с перспективой профессиональной карьеры,
оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями.
· Систематичность и
преемственность: необходимость осуществления профориентационной работы по годам
обучения, начиная с младшего школьного возраста, при условии обязательной
преемственности и расширения этой работы из года в год.
· Учет возрастных
особенностей: осуществление профессионального самоопределения учащегося
постепенно, в соответствии с его возрастом.
· Взаимосвязь школы,
внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений,
работодателей и общественности: тесный контакт в работе по оказанию молодым
людям помощи в выборе профессии. При этом предполагается дополнение, расширение
целенаправленности и единения в совместной работе.
·
Принцип
многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации: организация этой
работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом,
психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих
всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии [44].
2.
Специфические
принципы:
I.
Принцип
учета перспективы и прогноза развития личности в соответствии с кадровой
политикой в условиях рынка труда.
II. Принцип учета личных потребностей,
интересов, склонностей и способностей учащихся и потребности региона и страны в
целом в
квалифицированных кадрах. Он выражает двуединую задачу – учет личных и общественных
интересов.
III. Принцип
деятельностно-активной направленности в профориентации. Этот принцип с одной
стороны предусматривает профессиональное просвещение учащихся, а также изучение
их в целях профориентации, организация для них профессиональной консультации. С
другой стороны задачей данного принципа является активное включение в сферу
профориентации духовных и физических возможностей личности (ознакомление с
миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и
общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески
активных качеств личности, её ценностных ориентаций).
IV. Принцип свободы и
самостоятельности социально –
профессионального самоопределении заключается в следующем: после
предварительного выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей
учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений, семьи,
работодателей и общественности рекомендовать тому или иному из них
соответствующую профессию. При этом окончательное право выбора остается за
школьниками.
V.Принцип прогнозирования
здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в
работе по избранной профессии.
VI. Принцип взаимосвязи и
координации совместной деятельности органов образования, территориальных
центров профориентации и занятости населения [44].
1.3 Состояние
социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации школьников
в современном образовательном учреждении
Согласно
Положению
о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения
в Российской Федерации Профессиональная ориентация в России регулируется
соответствующими международными правовыми актами: Законом Российской Федерации
«Об образовании»; Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской
Федерации»; Основами законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан; Основными направлениями развития государственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда
Российской Федерации от 29 августа 1995 г. №47; Положением
о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения
в Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами.
Однако
в результате анализа этих документов было выявлено что ни в одном из них, кроме
закона «О занятости населения в Российской Федерации» нет четких положений о
профориентационной работе.
Каждый
год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают
искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом –
как свидетельствует статистика – большая часть молодых людей сталкивается с
серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего
образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этого не только в
«закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что большая часть
старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке
труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести
предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со
своей индивидуальностью. Именно поэтому проблема профориентации
старшеклассников так актуальна.
На
сегодняшний день в профориентации существует множество проблем, которые необходимо
решить. Переход к рынку труда существенно изменил подходы к разработке теории и
практики профессионального самоопределения молодежи. «В условиях рыночных
отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество
новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и
изменчивость. Сегодняшней особенностью является полипрофессионализм, когда
человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными
профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе
профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний,
умений и навыков, становящихся самоцелью» [57].
Рынок
влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых
хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Современная
молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям
политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению
подверглась система представлений о престижности образования, произошла
переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда.
Социальные
опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к
профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения
индивидуальных возможностей, соответствия избираемой профессии. Старшеклассники
практически не имеют представления о психологических особенностях
профессионального самоопределения [58].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|