бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профильное образование в обучении школьной географии бесплатно рефераты

В настоящее время школьная география может предложить для включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование, картографию и т.д. По многим из этих курсов уже имеются учебные программы (И.Н. Кузьмина Рекреационная география, А.Б. Моргунова Медицинская география, Н.В. Болотникова Познание мира по картам и др.), учебники и даже методическое обеспечение. Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых экономических условиях [8].

Тенденция последних лет состоит в сокращении часов на преподавание географии в школе. Можно ли остановить данный процесс и обеспечить школьной географии не просто возможности для выживания, но и для серьезного развития? Такие возможности создаст реализация идеи профильного обучения, обеспечивающая существование географии на старшей ступени общеобразовательной школы в качестве востребованного учебного предмета (и как базового предмета, и как профильного предмета, и как совокупности элективных курсов).

Наибольшие возможности для географии связаны с реализацией индивидуальных и авторских профилей обучения (известно достаточно много авторских программ профильного обучения). Значительные возможности для географии предоставляют и социализирующие профили, особенно компонент краеведения и локальной географии.

В профессиональных профилях география может быть реализована как компонент подготовки работающих в сфере услуг (география туризма, медицинская и коммерческая география, география образования), в сфере природопользования и природоохраны (картография, география природных ресурсов, география природопользования, география охраняемых территорий, гидрология и метеорология, вулканология, сейсмология, океанология и т.д.), в сфере сельского хозяйства (аграрная география) и индустрии (география промышленности) [11].

В качестве наиболее подходящих учебников для профильного обучения можно назвать учебник В.Н. Холиной "География человеческой деятельности", учебники В.П. Максаковского "География" (для 10 класса) и «Географическая картина мира» (в двух томах), учебники Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса и «Глобальная география» для 11 класса, учебник Н.Ф.Винокуровой и В.В. Трушина «Глобальная экология для 10-11 класса. Наилучшим учебным пособием для подготовки к вступительным экзаменам по географии является книга И.А. Родионовой и Т.М. Бунаковой «Экономическая география».

Несмотря на достаточно большой выбор учебников, все поле географического профиля образования они не покрывают, поэтому есть смысл в подготовке принципиально нового учебного пособия, включающего базо­вые знания как по природно-географическим дисциплинам (космология, геология, океанология, сейсмология, вулканология, гидрология, метеорология и климатология, геоморфология, почвоведение), так и по общественно-географическим (геополитика, историческая география, география населения, география культуры) и системно-географическим (общая география, теоретическая география) областям знания. Помимо подготовки учебников и учебных пособий необходимы постепенные изменения в подготовке учителей географии [9].

Подготовка географов-преподавателей, во-первых, должна включать все дисциплины «географического профиля обучения». Во-вторых, географические дисциплины, которые могут быть включены в иные профили обучения, в-третьих, усиленную подготовку в области иностранных языков для возможного участия в ведении предметов лингвострановедческого профиля. Кроме того, возможна допол­нительная специализация (профилизация) части студентов в области экологии для ведения предметов биолого-экологического профиля, а также - в области экономики и права, для ведения предметов экономико-правового профиля.

Таким образом, введение профильного обучения предоставляет географам большие возможности в развитии школьной географии, обеспечивающей становление междисциплинарного и пространственного мышления  старшеклассников.

В профильном обучении кроются новые возможности, которыми необходимо воспользоваться. Многое здесь будет зависеть как от учителей географии, так и от ведущих географов, в плане создания новых учебников и учебных пособий, и предложения учащимся новых образовательных продуктов, конкурентоспособных по сравнению с другими [11].


2.3. Анализ опыта реализации профильного обучения на примере

г. Комсомольска-на-Амуре

 Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.

Нами были опрошены учителя географии школ города.

Учителям было предложено ответить на вопросы анкет.

·        первая (приложение 2) была направлена на выявление степени удовлетворенности педагогов различными сторонами профильного обучения в школе;

·        вторая (приложение 3) – на выявление степени удовлетворенности учителями результатами деятельности профильных классов, и процессом воспитания и жизнедеятельности в профильном классе.

Анализ первой анкеты дал нам следующие результаты:

- при ответе на вопрос об удовлетворенности организацией учебного процесса в профильных классах (нагрузка, расписание, подбор учащихся и т. д.),  мнения учителей разделились 50 на 50, первые остаются довольны, но нагрузка очень большая, вторые же – не довольны;

       -  при ответе на второй вопрос: удовлетворены ли  условиями работы в профильном классе (наличие кабинета, обо­рудование, программное обеспечение, возможность вести элективные курсы и т. д.), учителя ответили так: 66% остаются не довольны, а остальные довольны, но хотелось бы лучших условий;

       -  отвечая на вопрос об удовлетворенности содержанием труда в профильном классе, всем 100% учителям работа нравиться;

       -  при ответе на вопрос: удовлетворенность моральной оценкой своего труда в профильных классах 80% учителей выбрали вариант «меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен (а)», а 20% учителей затруднились ответить на этот вопрос;

       -  100% учителей не довольны своей заработной платой.

Таким образом, результаты первой анкеты показали, что степень удовлет­воренности педагогов-географов различными сторонами профильного обучения в школе соответствует в среднем «3» - «3,6» баллов (оценка проводилась по пятибалльной системе).

Анализ второй анкеты дал нам следующие результаты:

  - при ответе на вопрос о смысле профильного образования, большинство учителей выбрали такие варианты:

·  познание основ наук (изучение предметов базового цикла) учащимися;

·  подготовка к получению профессии;

·  научение школьников самопознанию и самосовершенствованию;

       -  наибольшее удовлетворение при работе в профильном классе учителя получают от  атмосферы  в коллективе профильного класса;  от успехов учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных сорев­нованиях; от учебных результатов своих учащихся; от взаимоотношений с учащимися и от возможности проявления себя, своих способностей и умений как педагога.

Взаимоотношения с коллегами по работе в профильном классе, учебный процесс в целом и  уровень требований вызывают у учителей наибольшую неудовлетворенность;

       - отвечая на третий вопрос анкеты,  наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников;

       - главным достижением работы в профильном классе учителя считают социальную адаптацию учащихся, выбор ими профессии и успех учащихся в конкурсах, олимпиадах и т.п.

       - нерешенными проблемами, связанными с профильным обучением являются такие проблемы, как:

    ● недостаток элективных курсов (курсов по выбору);

   ● не достаточное количество предлагаемых профилей школой;

   ● не достаточное количество часов отводимых школой для элективных курсов;

   ● организация обучения в профильном классе;

    ● профиль, выбранный школой;

    ● успеваемость учащихся профильных классов в целом.

       - оценивая состояние профильного обучения в школе, все учителя оценили его как «удовлетворительное».

Результаты первой и второй анкет позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе.

Нами также были опрошены 50 учащихся 11-х классов с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятель­ности в профильном классе. Учащимся была предложена анкета (приложение 4). Анализируя анкеты, мы получили следующие результаты:

- при ответе на первый вопрос,  60 из 100% отдали свое предпочтение варианту «подготовка к получению профессии» (рис.1), 34% - варианту «развитие своих интересов, способностей». А вариантам «сам процесс обучения престижен» и «получение аттестата с отличными оценками» выбрали всего 4% учащихся, также не пользовался популярностью вариант «познание, понимание окружающей жизни» и др.


Рис.1. Мнения учеников о смысле профильного образования.

 

- большинство учащихся при обучении в профильном классе наибольшее удовлетворение получили  от учебного процесса в целом, а также от атмосферы в коллективе и возможности проявить себя, свои способности и умения. Менее всего учеников интересует престиж учебного заведения и свои успехи в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.

- наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса (рис.2) вызывает организация общешкольных дел (36%), а также учебный процесс (20%) и организация обучения по профилю (8%) . 36% же остаются довольны всем.


Рис.2. Удовлетворенность  учеников обучением

в профильном классе.

 

-  для многих учеников из школьной жизни наиболее запоминающимися остаются многие праздники в школе, организованная поездка на «Шарголь», субботники и другие школьные мероприятия. Некоторым наиболее запомнилась учеба в 10-11 классах, совместная работа с классом, спортивные соревнования и состязания, а некоторым не запомнилось ничего.

- анализируя ответы  на пятый вопрос, мы встретили самые разнообразные варианты главных достижений учащихся за период обучения в профильном классе. 26%  учеников считают, что у них нет никаких достижений, 18% лучше стали понимать профильные предметы, хотя этот процент должен быть больше! Также мы встретили такие варианты как:

·        расширение кругозора;

·        обучение;

·        получение знаний;

·        получение (отказ) серебряной медали;

·        участие в научной организации;

·        победа в краевом конкурсе по исследовательским работам;

·        узнали много нового и интересного;

·        выпуск со школы;

·        научились танцевать танго и вальс;

·        получение «5» по пробному  ЕГЭ по математике и др.

- отвечая на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с профильным обучением (рис. 3) по 34% учащихся остались недовольны результатами по отдельным учебным предметам и сложностью совмещать учебу и дополнительные занятия, для 16% учащихся было  недостаточное количество предложенных  профилей школой. 10%  так и не смогли преодолеть страх перед экзаменами. 6 же процентов из 100 остались недовольны преподаванием профильных предметов, у остальных учащихся профильное обучение проблем не вызвало.


Рис. 3. Ответы учеников на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с обучением в профильном классе.

 

- отвечая на 7ой вопрос анкеты наибольшее количество учащихся на первое место по значимости поставили здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и интересная работа. Среди менее значимых оказались такие варианты как  “счастье других”, “творчество”, “развлечение”, “красота природы и искусства” и др.

- взаимоотношения с одноклассниками у  86 % теплые, близкие, у 10 % - нейтральные и лишь у 4 % - холодные, проблемные.

- при ответе на вопрос: “Повлияло ли обучение в профильном классе на ваш дальнейший выбор профессии” мнения учеников разделились поровну. 

Таким образом, можно сделать вывод, что имеющимся состоянием профильного образования не довольны как ученики, так и сами педагоги.

В результате проделанной работы по анализу литературы,  анкетированию учителей и учащихся, мы предлагаем следующие рекомендации для эффективной реализации профильного географического обучения:

1. провести анализ кадрового обеспечения учителями и учебно-материальной базы  школ;

2. изучить, распространить и внедрить имеющийся опыт углубленного изучения элективных и профильных курсов по географии в школах;

3. разработать учебный план курсовой переподготовки учителей географии по реализации  профильного обучения;

4. разнообразить формы и содержание курсовой переподготовки учителей (очно-заочные, поэтапные, авторские и т.д.);

5. разработать научно-методические рекомендации по внедрению профильного обучения для руководителей школ и учителей;

6. создать материально-техническую базу;

7. проработать статус элективных и профильных курсов по географии;

8. изменить форму оплаты труда преподавателей, работающих в профильных классах.


Заключение


В результате проведенного исследования было выявлено следующее.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Важная роль в системе профильного обучения принадлежит элективным курсам. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, другие - служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора   

- предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

Идея профилизации школы не нова для России. Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира, в разных странах это реализуется по-разному. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.

Были опрошены учителя географии школ города. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе.

Также были опрошены учащихся 11-х классов г.Комсомольска-на-Амуре с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятель­ности в профильном классе.

        На основе полученных результатов можно сделать вывод, что состояние профильного географического образования можно считать удовлетворительным, но следует отметить, что наибольшую неудовлетворенность учителей-географов в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников.


Библиографический список:


1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г // 

    Вестник образования.- 2002. - №6. - С.1-10.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего    

    образования // www.ug.ru/02.42/t9.htm 

3. Элективные курсы географического и экономического содержания в

    основной школе: сборник программ / сост. П.Н.Паневина. – Хабаровск: ХК 

    ИППК ПК, - 2005. – 92с.

4. Ермошкина, А.С. О тематике профильных курсов географии /  А.С.

    Ермошкина // Профильная школа. - 2004. - №3. С. 8-20.

5. Орленок, В.В. Географическое образование на пороге нового века / В.В.

    Орленок, В.А. Гриценко, Д.О. Хабузова  // География в школе. - 2001. - 

    №4. - С. 21-30.

6. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: предметный аспект /    

    В.Д.Сухоруков, Д.П. Финаров // География в школе. - 2004. - №4. - С.14-26.

7. Рыжаков, М.В. Школьная география: современное состояние и

    перспективы развития / М.В. Рыжаков // География в школе. - 2003. - №10. 

    С. 31-38.

8. Сиротин, В.И. О введении профильного обучения на старшей ступени

    общего образования и месте географии в примерных планах возможных

    профилей / В.И. Сиротин // География в школе. - 2002. - №9. С. 33-47.

9. О профильных учебниках: инструктивное письмо Министерства

     образования Российской Федерации // www.profile-edu.ru.

10. Профильное обучение // www.rgs.ru/rus/insurance/rgs_study/index.wbp.

11. Федорова, Н.М. История становления организационных моделей 

      профильного обучения / Федорова Н.М. //  www.hse.ru

12. Элективные курсы для основной школы: сборник авторских программ / 

      сост. и ред. П.Н. Паневина // - Хабаровск: ХК ИППК ПК. - 2005. – Вып.2. 

     –  63с.

13. Проектирование предпрофильного обучения /  Хабаровск: ХК ИППК ПК, 

      2004. – 31с.

14. Кузнецов, А.А. Элективные курсы по информатике / А.А. Кузнецов // 

      Профильная  школа.- 2004. - №1 (4). – С. 28-29.

15.  История профильного обучения в России. Отечественный опыт  

      профильного обучения // www.internet-school.ru.

16. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. – СПб,

     2004, с.403.

17. Кузнецов, А.А., Профильное обучение: ответы на вопросы (для

      общеобразовательных учреждений) / А.А. Кузнецов [и др.] // М.: Русский

      журнал, 2004. – С. 5-13.

18. Приложение к письму Департамента общего  и дошкольного образования

      от 20.04.2004  № 14-51-102/13.

19. Профильное обучение в зарубежных странах // www.vestnik.edu.ru

20.  Карпов, Е.Н. Зарубежный опыт профильного обучения. Профильная

        школа: опыт норвежских коллег / Е. Н. Карпов // www.internet-school.ru.

21. Аксенова, Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции / Э.А.

      Аксенова // Профильная  школа. - 2004. - №1 (4). – С. 48-52.

22. Цыренова, Д. С. Профильное обучение - это средство дифференциации и

     индивидуализации обучения / Д.С. Цыренова // festival.1september.ru

23. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред.

       Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО. - 2003. – 169с.

24. Болотникова, Н.П. Сборник программ элективных курсов. География 9

      класс: предпрофильная подготовка / Н.В. Болотникова // Волгоград. - 

      2006. – С. 3-6.

26. Максаковский, В.П. География 10 класс / В.П. Максаковский // М.:

      Просвещение. -1998. - 288с.

27. Проектирование профильного обучения старшеклассников: методические рекомендации / ХК ИППК ПК //  Хабаровск. - 2005. – 87с.

28. Управление образовательными системами: учебное пособие / под ред.

      B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский    

      центр «МарТ», 2003. — 464 с. - (Серия «Педагоги­ческое образование»).

29. Проектирование профильного обучения старшеклассников: методические

      рекомендации / сост. Н.Н. Лютикова, Т.К. Волкова. - Хабаровск: ХК

      ИППК ПК, 2005. – 102 с.

30. Настольная книга учителя географии / авт.-сост. Н.Н. Петрова, В.И.

      Сиротин. — М.: 000 «Издательство ACT»; 000 «Издательство Астрель»,

      2002. — 302 с. -  (Настольная книга).

31. Кузнецов, А.А. Новый Базисный учебный план и типовые профили

     обучения / Профильная школа. - 2006. - №3.

32.  Захарова, Ж.М. Профильное обучение / Ж.М. Захарова //

      obrazovanie.belomorsk.karelia.info/ru/company/1112092570/profil.html

33. Головина, Е.Н.  Как вводят профильное образование / Е.Н. Головина // 

      www.hse.ru/pressa2002

34. Хомутова, Л.Н. Элективные курсы для предпрофильной подготовки:

       география / Л.Н. Хомутова // schools.keldysh.ru

35. Преимущества и сложности предпрофильной подготовки / www.volga.ru

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5