Профильное образование в обучении школьной географии
В настоящее время школьная география может предложить для
включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы
геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование,
картографию и т.д. По многим из этих курсов уже имеются учебные программы (И.Н.
Кузьмина Рекреационная география, А.Б. Моргунова Медицинская география, Н.В.
Болотникова Познание мира по картам и др.), учебники и даже методическое
обеспечение. Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения
показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного
предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых
экономических условиях [8].
Тенденция последних лет состоит в сокращении
часов на преподавание географии в школе. Можно ли остановить данный процесс и
обеспечить школьной географии не просто возможности для выживания, но и для
серьезного развития? Такие возможности создаст реализация идеи профильного
обучения, обеспечивающая существование географии на старшей ступени
общеобразовательной школы в качестве востребованного учебного предмета (и как
базового предмета, и как профильного предмета, и как совокупности элективных
курсов).
Наибольшие возможности для географии связаны с
реализацией индивидуальных и авторских профилей обучения (известно достаточно
много авторских программ профильного обучения). Значительные возможности для
географии предоставляют и социализирующие профили, особенно компонент
краеведения и локальной географии.
В профессиональных профилях география может быть
реализована как компонент подготовки работающих в сфере услуг (география
туризма, медицинская и коммерческая география, география образования), в сфере
природопользования и природоохраны (картография, география природных ресурсов,
география природопользования, география охраняемых территорий, гидрология и
метеорология, вулканология, сейсмология, океанология и т.д.), в сфере сельского
хозяйства (аграрная география) и индустрии (география промышленности) [11].
В качестве наиболее подходящих учебников для
профильного обучения можно назвать учебник В.Н. Холиной "География человеческой
деятельности", учебники В.П. Максаковского "География" (для 10
класса) и «Географическая картина мира» (в двух томах), учебники Ю.Н. Гладкого
и С.Б. Лаврова «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса и
«Глобальная география» для 11 класса, учебник Н.Ф.Винокуровой и В.В. Трушина
«Глобальная экология для 10-11 класса. Наилучшим учебным пособием для подготовки
к вступительным экзаменам по географии является книга И.А. Родионовой и Т.М.
Бунаковой «Экономическая география».
Несмотря на достаточно большой выбор учебников,
все поле географического профиля образования они не покрывают, поэтому есть
смысл в подготовке принципиально нового учебного пособия, включающего базовые
знания как по природно-географическим дисциплинам (космология, геология,
океанология, сейсмология, вулканология, гидрология, метеорология и
климатология, геоморфология, почвоведение), так и по общественно-географическим
(геополитика, историческая география, география населения, география культуры)
и системно-географическим (общая география, теоретическая география) областям
знания. Помимо подготовки учебников и учебных пособий необходимы постепенные
изменения в подготовке учителей географии [9].
Подготовка географов-преподавателей, во-первых,
должна включать все дисциплины «географического профиля обучения». Во-вторых,
географические дисциплины, которые могут быть включены в иные профили обучения,
в-третьих, усиленную подготовку в области иностранных языков для возможного
участия в ведении предметов лингвострановедческого профиля. Кроме того,
возможна дополнительная специализация (профилизация) части студентов в области
экологии для ведения предметов биолого-экологического профиля, а также - в
области экономики и права, для ведения предметов экономико-правового профиля.
Таким образом, введение профильного обучения
предоставляет географам большие возможности в развитии школьной
географии, обеспечивающей становление междисциплинарного и пространственного
мышления старшеклассников.
В
профильном обучении кроются новые возможности, которыми необходимо воспользоваться.
Многое здесь будет зависеть как от учителей географии, так и от ведущих
географов, в плане создания новых учебников и учебных пособий, и предложения учащимся
новых образовательных продуктов, конкурентоспособных по сравнению с другими [11].
2.3. Анализ опыта реализации профильного обучения
на примере
г. Комсомольска-на-Амуре
Для достижения поставленных целей и
задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного
обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.
Нами были
опрошены учителя географии школ города.
Учителям было предложено ответить на вопросы анкет.
·
первая (приложение 2) была направлена на выявление степени удовлетворенности
педагогов различными сторонами профильного обучения в школе;
·
вторая (приложение
3) – на выявление степени удовлетворенности
учителями результатами
деятельности профильных классов, и процессом воспитания и жизнедеятельности в профильном классе.
Анализ первой анкеты дал нам следующие
результаты:
- при ответе на вопрос об
удовлетворенности организацией учебного процесса в профильных классах (нагрузка, расписание, подбор учащихся и т. д.),
мнения учителей разделились 50 на 50, первые остаются довольны, но нагрузка
очень большая, вторые же – не довольны;
-
при ответе на второй вопрос: удовлетворены ли условиями
работы в профильном классе (наличие кабинета, оборудование,
программное обеспечение, возможность вести элективные курсы и т. д.), учителя
ответили так: 66% остаются не довольны, а остальные довольны, но хотелось бы
лучших условий;
- отвечая на вопрос
об удовлетворенности содержанием труда в профильном классе, всем 100% учителям
работа нравиться;
- при ответе на
вопрос: удовлетворенность моральной оценкой своего труда в профильных классах 80%
учителей выбрали вариант «меня достаточно
ценят, я вполне удовлетворен (а)», а 20% учителей затруднились ответить
на этот вопрос;
- 100% учителей не
довольны своей заработной платой.
Таким образом, результаты первой анкеты
показали, что степень удовлетворенности педагогов-географов
различными сторонами профильного обучения в школе соответствует в среднем «3» -
«3,6» баллов (оценка проводилась по пятибалльной системе).
Анализ второй анкеты дал нам следующие
результаты:
- при ответе на вопрос о смысле
профильного образования, большинство учителей выбрали такие варианты:
· познание основ наук
(изучение предметов базового цикла) учащимися;
· подготовка к получению
профессии;
· научение школьников
самопознанию и самосовершенствованию;
- наибольшее
удовлетворение при работе в
профильном классе учителя получают от атмосферы
в коллективе профильного класса; от успехов
учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях; от учебных результатов своих учащихся; от взаимоотношений с
учащимися и от возможности проявления себя,
своих способностей и умений как педагога.
Взаимоотношения с коллегами по работе в
профильном классе, учебный процесс в целом и уровень
требований вызывают у учителей наибольшую неудовлетворенность;
- отвечая на третий
вопрос анкеты, наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного
класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной
методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников;
- главным
достижением работы в профильном классе учителя считают социальную адаптацию
учащихся, выбор ими профессии и успех учащихся в конкурсах, олимпиадах и т.п.
- нерешенными
проблемами, связанными с профильным обучением являются такие проблемы, как:
● недостаток элективных курсов (курсов по выбору);
● не достаточное количество предлагаемых профилей школой;
● не достаточное количество часов отводимых школой для элективных курсов;
● организация обучения в профильном классе;
● профиль,
выбранный школой;
●
успеваемость учащихся профильных классов в целом.
- оценивая состояние профильного обучения в школе, все учителя оценили его как
«удовлетворительное».
Результаты первой и
второй анкет позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности
учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного
обучения в школе.
Нами также были
опрошены 50 учащихся 11-х классов с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятельности в профильном классе. Учащимся была предложена анкета (приложение 4).
Анализируя анкеты, мы получили следующие результаты:
- при ответе на
первый вопрос, 60 из 100% отдали свое предпочтение варианту «подготовка к
получению профессии» (рис.1), 34% - варианту «развитие своих интересов, способностей».
А вариантам «сам процесс обучения престижен» и «получение аттестата с отличными
оценками» выбрали всего 4% учащихся, также не пользовался популярностью вариант
«познание, понимание окружающей жизни» и др.
Рис.1.
Мнения учеников о смысле профильного образования.
- большинство
учащихся при обучении в профильном классе наибольшее удовлетворение получили
от учебного процесса в целом, а также от атмосферы в коллективе и возможности
проявить себя, свои способности и умения. Менее всего учеников интересует
престиж учебного заведения и свои успехи в олимпиадах, конкурсах, спортивных
соревнованиях.
- наибольшую
неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса (рис.2) вызывает
организация общешкольных дел (36%), а также учебный процесс (20%) и организация
обучения по профилю (8%) . 36% же остаются довольны всем.
Рис.2. Удовлетворенность учеников обучением
в профильном классе.
- для многих
учеников из школьной жизни наиболее запоминающимися остаются многие праздники в
школе, организованная поездка на «Шарголь», субботники и другие школьные
мероприятия. Некоторым наиболее запомнилась учеба в 10-11 классах, совместная
работа с классом, спортивные соревнования и состязания, а некоторым не запомнилось
ничего.
- анализируя
ответы на пятый вопрос, мы встретили самые разнообразные варианты главных
достижений учащихся за период обучения в профильном классе. 26% учеников
считают, что у них нет никаких достижений, 18% лучше стали понимать профильные
предметы, хотя этот процент должен быть больше! Также мы встретили такие
варианты как:
·
расширение
кругозора;
·
обучение;
·
получение
знаний;
·
получение
(отказ) серебряной медали;
·
участие в
научной организации;
·
победа в
краевом конкурсе по исследовательским работам;
·
узнали
много нового и интересного;
·
выпуск со
школы;
·
научились
танцевать танго и вальс;
·
получение
«5» по пробному ЕГЭ по математике и др.
- отвечая на
вопрос о нерешенной проблеме, связанной с профильным обучением (рис. 3) по 34%
учащихся остались недовольны результатами по отдельным учебным предметам и
сложностью совмещать учебу и дополнительные занятия, для 16% учащихся было недостаточное
количество предложенных профилей школой. 10% так и не смогли преодолеть страх
перед экзаменами. 6 же процентов из 100 остались недовольны преподаванием
профильных предметов, у остальных учащихся профильное обучение проблем не
вызвало.
Рис. 3. Ответы учеников на вопрос о нерешенной проблеме,
связанной с обучением в профильном классе.
- отвечая на 7ой
вопрос анкеты наибольшее количество учащихся на первое место по значимости
поставили здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая
близость с любимым человеком) и интересная работа. Среди менее значимых оказались
такие варианты как “счастье других”, “творчество”, “развлечение”, “красота
природы и искусства” и др.
- взаимоотношения
с одноклассниками у 86 % теплые, близкие, у 10 % - нейтральные и лишь у 4 % -
холодные, проблемные.
- при ответе на
вопрос: “Повлияло ли обучение в профильном классе на ваш дальнейший выбор
профессии” мнения учеников разделились поровну.
Таким
образом, можно сделать вывод, что имеющимся состоянием профильного образования
не довольны как ученики, так и сами педагоги.
В результате
проделанной работы по анализу литературы, анкетированию учителей и учащихся,
мы предлагаем следующие рекомендации для эффективной реализации профильного географического
обучения:
1. провести анализ кадрового обеспечения учителями
и учебно-материальной базы школ;
2. изучить, распространить и внедрить имеющийся
опыт углубленного изучения элективных и профильных курсов по географии в
школах;
3. разработать учебный план курсовой
переподготовки учителей географии по реализации профильного обучения;
4. разнообразить формы и содержание курсовой
переподготовки учителей (очно-заочные, поэтапные, авторские и т.д.);
5. разработать научно-методические рекомендации
по внедрению профильного обучения для руководителей школ и учителей;
6. создать материально-техническую базу;
7. проработать статус элективных и профильных курсов
по географии;
8. изменить форму оплаты труда преподавателей,
работающих в профильных классах.
Заключение
В результате проведенного исследования было
выявлено следующее.
Профильное обучение – это система
специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы
сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы
более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям,
способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной
деятельности.
Важная роль в системе профильного обучения принадлежит
элективным курсам. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по
выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и
выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных
профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, другие - служат
для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных
образовательных траекторий.
Реализация идеи
профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед
необходимостью совершения ответственного выбора
- предварительного самоопределения в
отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего
самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной
подготовки.
Идея профилизации школы не нова для России. Реформы
образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира, в разных
странах это реализуется по-разному. При этом особое место в них отводится
проблеме профильной дифференциации обучения.
Для достижения поставленных целей и
задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного
обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.
Были
опрошены учителя географии школ города. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным
географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в
школе.
Также
были опрошены учащихся 11-х классов г.Комсомольска-на-Амуре с целью выявления степени удовлетворенности
ими результатом процесса
воспитания и жизнедеятельности
в профильном классе.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что состояние профильного
географического образования можно считать удовлетворительным, но следует
отметить, что наибольшую неудовлетворенность
учителей-географов в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация
учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и
трудности, связанные с приобретением учебников.
Библиографический
список:
1. Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 г //
Вестник образования.- 2002. - №6.
- С.1-10.
2. Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего
образования // www.ug.ru/02.42/t9.htm
3. Элективные курсы географического и
экономического содержания в
основной школе: сборник программ
/ сост. П.Н.Паневина. – Хабаровск: ХК
ИППК ПК, - 2005. – 92с.
4. Ермошкина, А.С. О тематике
профильных курсов географии / А.С.
Ермошкина // Профильная школа. -
2004. - №3. С. 8-20.
5. Орленок, В.В. Географическое
образование на пороге нового века / В.В.
Орленок, В.А. Гриценко, Д.О.
Хабузова // География в школе. - 2001. -
№4. - С. 21-30.
6. Сухоруков, В.Д. Методика обучения
географии: предметный аспект /
В.Д.Сухоруков, Д.П. Финаров //
География в школе. - 2004. - №4. - С.14-26.
7. Рыжаков, М.В. Школьная география:
современное состояние и
перспективы развития / М.В.
Рыжаков // География в школе. - 2003. - №10.
С. 31-38.
8. Сиротин, В.И. О введении
профильного обучения на старшей ступени
общего образования и месте
географии в примерных планах возможных
профилей / В.И. Сиротин //
География в школе. - 2002. - №9. С. 33-47.
9. О профильных учебниках:
инструктивное письмо Министерства
образования Российской Федерации
// www.profile-edu.ru.
10. Профильное обучение //
www.rgs.ru/rus/insurance/rgs_study/index.wbp.
11. Федорова, Н.М. История
становления организационных моделей
профильного обучения / Федорова
Н.М. // www.hse.ru
12. Элективные курсы для основной
школы: сборник авторских программ /
сост. и ред. П.Н. Паневина // -
Хабаровск: ХК ИППК ПК. - 2005. – Вып.2.
– 63с.
13. Проектирование предпрофильного
обучения / Хабаровск: ХК ИППК ПК,
2004. – 31с.
14. Кузнецов, А.А. Элективные курсы
по информатике / А.А. Кузнецов //
Профильная школа.- 2004. - №1
(4). – С. 28-29.
15. История профильного
обучения в России. Отечественный опыт
16. Каптерев, П.Ф. История
русской педагогии / П.Ф. Каптерев. – СПб,
2004, с.403.
17. Кузнецов, А.А., Профильное
обучение: ответы на вопросы (для
общеобразовательных учреждений)
/ А.А. Кузнецов [и др.] // М.: Русский
журнал, 2004. – С. 5-13.
18. Приложение к письму Департамента
общего и дошкольного образования
от 20.04.2004 № 14-51-102/13.
19. Профильное обучение в зарубежных
странах // www.vestnik.edu.ru
20. Карпов, Е.Н. Зарубежный
опыт профильного обучения. Профильная
школа: опыт норвежских
коллег / Е. Н. Карпов // www.internet-school.ru.
21. Аксенова, Э.А. Профильное
обучение в средней школе Франции / Э.А.
Аксенова // Профильная школа.
- 2004. - №1 (4). – С. 48-52.
22. Цыренова, Д. С. Профильное
обучение - это средство дифференциации и
индивидуализации обучения /
Д.С. Цыренова // festival.1september.ru
23. Теория и практика
организации предпрофильной подготовки / под ред.
Т.Г. Новиковой. - М.: АПК
и ПРО. - 2003. – 169с.
24. Болотникова, Н.П. Сборник
программ элективных курсов. География 9
класс: предпрофильная
подготовка / Н.В. Болотникова // Волгоград. -
2006. – С. 3-6.
26. Максаковский, В.П. География
10 класс / В.П. Максаковский // М.:
Просвещение. -1998. -
288с.
27. Проектирование профильного
обучения старшеклассников: методические рекомендации / ХК ИППК ПК //
Хабаровск. - 2005. – 87с.
28. Управление образовательными
системами: учебное пособие / под ред.
B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ
«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский
центр «МарТ», 2003. — 464 с. -
(Серия «Педагогическое образование»).
29.
Проектирование профильного обучения старшеклассников: методические
рекомендации / сост. Н.Н. Лютикова, Т.К. Волкова. - Хабаровск: ХК
ИППК ПК, 2005. – 102 с.
30.
Настольная книга учителя географии / авт.-сост. Н.Н. Петрова, В.И.
Сиротин. — М.: 000 «Издательство ACT»; 000 «Издательство Астрель»,
2002. — 302 с. - (Настольная книга).
31. Кузнецов, А.А. Новый Базисный
учебный план и типовые профили
обучения / Профильная школа. -
2006. - №3.
32. Захарова, Ж.М. Профильное
обучение / Ж.М. Захарова //
obrazovanie.belomorsk.karelia.info/ru/company/1112092570/profil.html
33. Головина, Е.Н. Как вводят
профильное образование / Е.Н. Головина //
www.hse.ru/pressa2002
34. Хомутова, Л.Н. Элективные
курсы для предпрофильной подготовки:
география / Л.Н. Хомутова
// schools.keldysh.ru
35. Преимущества и сложности
предпрофильной подготовки / www.volga.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|