Профильное образование в обучении школьной географии
До середины XVIII в. в России дифференциация
обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское,
сословное, мужское или женское. Реформа 1786г. привела к появлению большого
числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии,
реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные
училища. Указ 1864г. предусматривал организацию семиклассных гимназий двух
типов: классической и реальной. Перед классической гимназией ставилась цель –
дать общее образование, обеспечить поступление в университет. Реальные гимназии
имели своей задачей обеспечение общего образования, необходимого как для
практической деятельности, так и для поступления в специальные высшие учебные
заведения. До 1889 года учащиеся реальных училищ
получали общее образование до пятого класса. С пятого класса разделение
происходило по двум направлениям - коммерческому и основному, которое включало
разные курсы. Учащиеся 7 класса могли выбирать: общее, механическое и
химическое отделение [15]. При министре
Боголепове был составлен проект преобразования реальных училищ, сущность
которого заключалась в следующем: реальные училища должны быть строго общеобразовательными,
гуманитарно-реальными и носить национальный характер, училище становилось
единой школой, дающей систематическое реальное и общее образование, одинаковое
для всех учащихся [16]. В 1888 г. реальные
училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения
были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные
заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно
больший объем знаний, чем классические гимназии [15].
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки
в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством
Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы
гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и
реальную.
В 1918 г.
состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано
Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания
обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись
три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое [5].
Советская
школа 20-х годов разработала значительное количество направлений в области
профильной подготовки. Эти варианты можно разделить на однопрофильные: школы
крестьянской молодежи (ШКМ), школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и многопрофильные
(8-9 классы школы второй ступени). С 1925 года в ШКМ и ФЗУ учились соответственно
дети крестьян, сельская молодежь и городские учащиеся, работавшие на
промышленных предприятиях. Поступали в данные школы после окончания школы 1-ой
ступени, учились три-четыре года. Сам профиль школ предполагал получение
профессий и занятие трудом в сельском хозяйстве и промышленности. Школы
крестьянской молодежи в силу социально-культурной ситуации в деревне 20-х годов
становились культурным центром, распространявшим знания среди всего населения.
Школы фабрично-заводского ученичества были оборудованы лучше, чем любые другие
школы этого периода, имели подготовительные мастерские, где учащиеся осваивали
различные трудовые приемы и лишь, потом переходили на работу в цеха
предприятий. На учебу (3 часа в день) они приходили после шестичасовой работы
на предприятии.
В
1925 году был введен профессиональный уклон в школах-девятилетках (8-9 классы),
но срок обучения мог быть продлен в зависимости от профессии, которая была востребована
в данном районе. Уклонов могло быть очень много (50 и более) – сельскохозяйственный,
педагогический, индустриальный, кооперативный, библиотечный и т.п. [15].
В 1934 г. ЦК ВКП
(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре
начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и
единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы
со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между
единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями,
что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной
дифференциации на старших ступенях обучения.
Академия
педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в
котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому
и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и
гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной
школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по
интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с
углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились
вплоть до настоящего времени [5].
В 1984 году был
принят важный документ для общеобразовательной школы – «Об основных
направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя
школа стала одиннадцатилетней. Для старшеклассников (10-11 классы) предполагалось
3 направления:
1) 10-11 классы
общеобразовательной школы;
2) средние
профессионально-технические училища;
3) средние
специальные учебные заведения [17].
В
1984 году были утверждены «Основные направления реформы общеобразовательной и
профессиональной школы», реформа планировалась на длительный срок и затрагивала
все компоненты системы образования на всех уровнях. Реализация основных положений
реформы школы должна была привести к улучшению работы педагогов, их подготовки,
связи школы, семьи и окружающего школу социума для того, чтобы обеспечить формирование
у школьников единства знаний, убеждений и практической деятельности.
В
развитии этих решений в городах стали создаваться учебно-производственные
комбинаты, где школьники могли получить какую-либо массовую профессию, пройти
длительную практику. В промышленных районах школы прикреплялись к предприятиям
(базовым) и ученики получали профессиональную подготовку на этих производствах.
Учет местных особенностей и запросы в области подготовки местных кадров рабочих
массовых профессий определяли работу по профессионализации в этот период. В
учебных планах школ точно определялось количество часов на все предметы, факультативы
и увеличивалось время на организацию общественно-полезного труда. Большее
внимание уделялось практическим и лабораторным работам, приближению их тематики
к будущей профессиональной деятельности.
Достаточные
средства отпускались в этот период на создание современной базы
профессионализации и профориентации учащихся, оборудованию кабинетов,
мастерских, лабораторий, обеспечению учителей наглядными пособиями и учебными
фильмами. Работа по профориентации и подготовке рабочих кадров массовых профессий
имела общесоюзный масштаб, широко освещалась в печати, что делало ее созвучной
в этом вопросе практике советской школы 20-х годов. Позитивным итогом стало
насыщение некоторых отраслей работниками (в отдаленных от центра страны
областях), но затраты на такую работу были достаточно велики и в масштабах
страны не окупались. Многие предприятия, обеспеченные кадрами, не стремились к
серьезной работе со школьниками, которые, в свою очередь, не стремились на
производство. В 1988 году создаются, обсуждаются и принимаются концепция общего
среднего образования и «Положение о средней общеобразовательной школе»,
наметившие новые пути реорганизации школы [15].
В конце 80-х -
начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений
(лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по
избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались
специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные,
музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской
Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие
типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ [5].
Таким образом, идея
профилизации школы не нова. Российская школа имеет достаточно богатый опыт
организации профильного обучения, и на новом этапе (начиная с 2004 года)
критический анализ его поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.
В последние годы
многие ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих
систем образования. Анализ зарубежного опыта профильного обучения дает пеструю
и разнообразную картину. Индивидуален, интересен, по-своему эффективен опыт
каждой страны [19]. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии,
Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года
обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую
подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего
дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения
образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает
путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по
упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные
дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают
нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).
В США профильное
обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся
могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в
котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных
услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов
по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей,
планирующих профиль для своих детей [2].
В Англии в структуре
школы выделяются следующие компоненты: начальная школа, основная неполная
средняя школа, полная средняя школа. Срок обязательного обучения составляет 11
лет. Первые два года обучения напоминают детский сад, занятия проходят в
основном в форме игры. После трех лет обучения в неполной средней школе
учащиеся разделяются на тех, кто будет заниматься по программам, направленным
на экзамены и поступление в полную среднюю школу (около 40%), и тех, кто не
собирается продолжать образование после окончания обязательной школы. Таким
образом, уже в последних двух классах неполной средней школы как бы формируются
два профиля: "академический" и "неакадемический".
Учащиеся,
которые учатся в "академическом" профиле, занимаются по более
продвинутым программам, определяемым экзаменационными требованиями, и в конце
11-го года обучения сдают экзамены за среднюю школу. Часть выпускников
обязательной школы идут работать или учатся в профессиональных школах, аналогах
наших ПТУ.
Полные
средние школы (2 года обучения) являются, по сути, подготовительными в вузы.
Обучение в них носит специализированный характер. Учащиеся занимаются по индивидуальным
учебным планам. Во многих полных средних школах Англии на первом году обучения
имеется один обязательный для всех предмет: общегуманитарный курс, включающий
элементы обществознания, истории религии, экономики, социологии. Как правило,
школьники изучают три предмета по профилю будущего вуза. Это могут быть: математика,
физика, химия, физика, биология, экология, история Великобритании, история религии,
социология и т.д. Возможны весьма разнообразные наборы предметов - из тех, которые
может предложить школа. Такая узкая специализация подвергается критике педагогической
общественностью за недостаточную широту образования. Набор предметов в академическом
профиле включает основные дисциплины и зависит от размера и возможностей школы.
Чем больше школа, тем больше курсов она может предложить. Основные дисциплины
(английский язык и литература, история, география, математика, физика, химия,
биология, искусство, иностранные языки) представлены в виде отдельных курсов.
Таким образом, в полной средней школе Англии ведется только академическое
обучение, направленное на поступление в вуз. При этом нет естественно-научного
или гуманитарного и иных профилей; для каждого учащегося составляется
индивидуальный учебный план - в отличие от ряда других стран [19].
Норвежская
система школьного образования за последнее столетие претерпела немало
изменений. Реформа 1976 года положила начало становлению норвежской трехлетней
Старшей профильной школы. Старшая школа выделилась в самостоятельный вид образовательного
учреждения и стала дополнительным звеном 9-летней обязательной основной школы.
Так норвежская школа начала переход к двенадцатилетней системе обучения. Реформа
1994 года удлинила срок обучения в основной школе до 10 лет и определила обучение
в старшей школе обязательным для всех. Таким образом, сегодня в Норвегии действует
обязательная система 13-летнего школьного обучения (с 6 до 19 лет). Основные
принципы работы норвежской Старшей школы: прежде всего, Старшая школа в
Норвегии осуществляет свою деятельность на принципах единообразия, обеспечивая
равные права и возможности для всех учащихся. Единообразие подразумевает также
обеспечение единого стандарта образования на всей территории страны, т.е.
работу школ по единому учебному плану и по единым программам по всем предметам.
Следующей
важной особенностью норвежских Старших школ является то, что все они являются
профильными и предоставляют учащимся возможности для обучения по выбору, как на
академическом, так и на профессиональном направлениях. Обучение на
академическом направлении длится 3 года, а на профессиональном до 4 лет,
включая двухгодичную практику на предприятии. Каждая Старшая школа предлагает
широкий спектр общеобразовательных профилей (физико-математический,
естественно-научный, социально-экономический, языковой, обществоведческий) и
4-5 профессиональных профилей из 14 существующих. К их числу относятся такие
профили как дерево - и металлообработка, электроника и обслуживание
компьютерной техники, строительство, кулинария, сельское хозяйство, а также
несколько творческих профилей, таких как музыка, танцы, театр, основы
журналистики и работа СМИ и др.
Покидая основную
школу, норвежские учащиеся оказываются перед необходимостью сделать важный
выбор: какой профиль обучения избрать и в какую старшую школу поступить. В
старших школах отсутствуют вступительные экзамены. Таким образом, каждый
учащийся может поступить в любую старшую школу, если там существуют интересующие
его профили и имеется достаточно мест для всех желающих. [20].
Во Франции профилизация обучения в средней школе
осуществляется более ста лет. За последние десятилетия в ней произошли существенные
изменения. В настоящее время она состоит из последовательных этапов обучения:
начальная - элементарная школа, неполная средняя школа - коллеж, полная средняя школа -
лицей.
Дифференцированное обучение французских школьников официально
начинается в коллеже, но необходимые предпосылки для распределения учащихся по
направлениям учебы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения.
Коллеж провозглашен единым типом массовой средней школы, в нем формально
ликвидировано существовавшее ранее деление на классическое и реальное
отделения,
Первые два года обучения в коллеже (6-й и 5-й классы по
французской нумерации) - «цикл наблюдения». Его задача - «закрепить и дополнить
начальное образование, обеспечить усвоение основ среднего образования».
Следующие два года (4-й и 3-й классы) - «цикл ориентации», призванный
ориентировать учащихся на последующие виды обучения. Это осуществляется с
помощью факультативных дисциплин: древних языков, иностранных языков,
технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически
предопределяет дальнейший характер обучения. Для одних - это гуманитарные или
естественно-научные секции полной средней школы - лицея, для других технологические
секции лицея или перевод в профессионально-технические учебные заведения.
Завершающий этап полного среднего образования во Франции - лицей.
Цели, поставленные перед лицеем, направлены как на развитие личности, так и на
содействие научно-техническому, экономическому и социально-культурному
развитию нации в условиях технологической цивилизации. В настоящее время
существуют три типа лицеев, дающих полное среднее образование: лицеи общего
образования, технические лицеи и поливалентные, в которых имеются и общеобразовательные,
и технические секции. Первый год лицея общий для всех учащихся и носит название
«класс определения». Основное место в учебном плане занимают
общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся: французский
язык, иностранный язык, математика, физические науки, естествознание, история,
география, граждановедение, физкультура. Обязательные дисциплины должны дать
учащимся необходимую образовательную подготовку, готовя тем самым будущую
специализацию в 1-м и в выпускном классе.
Кроме общих для всех предметов во 2-м классе лицея изучаются
предметы, определяющие специализацию, направление учебы в 1-ом выпускном
классах и дальнейшее продолжение учебы в высших учебных заведениях. Существуют
две группы предметов, из которых нужно выбрать специализацию. Выбор предмета
из первой группы (дисциплины технологического содержания) ведет к техническим
дипломам; из второй группы - к дипломам общего образования или техническим - административное
управление, делопроизводство, конторское дело; информатика.
Задачи специализированных дисциплин — расширить и дополнить
общеобразовательную подготовку и вместе с тем дать направление будущей
специализации. Наличие разнообразных специализированных дисциплин во втором
классе лицея в целом отвечает различным способностям, склонностям и интересам
лицеистов: академический характер одних имеет в виду будущие занятия в высшей
школе. Технико-технологические дисциплины помогают подготовке лицеистов к
профессиям, не требующим высшего образования, или ведут к включению в
производственную деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|