Профильное образование в обучении школьной географии
Для большинства выпускников лицея получение диплома
бакалавра не означает окончания учебы, они продолжают учебу. Существуют четыре
основных направления дальнейшей учебы: двухгодичные подготовительные классы
высших учебных заведений, университеты, обучение в специализированных высших
технических секциях и институтах, готовящих инженерные кадры.
Особая черта
профильного обучения старшеклассников в школах Франции, которая довольно
примечательна для российской школы, в условиях ее модернизации на современном
этапе, - проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются
как высшее образование и длятся в основном два года. Некоторые из них готовят
учащихся к конкурсным вступительным экзаменам в ведущие университеты. Таким
образом, отмеченные выше тенденции профильного обучения во французской полной
средней школе свидетельствуют о том, что основной поиск науки и практики
ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации
и адаптации в изменяющемся мире, на включение учащихся в широкий спектр
различных видов деятельности [19, 21].
Анализ
зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран
черты организации обучения на старшей ступени общего образования:
1.
Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильными.
2.
Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения
в школе.
3.
Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает
во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
4.
Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами
профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и
неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический,
социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”,
“социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).
5.
Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального
учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня
обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества
курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.).
Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов,
продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно
было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество
самостоятельных курсов.
6.
Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по
сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном
порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность,
физическая культура.
7.
Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного
учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, “высшая” школа - в США.
8.
Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают
право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями,
например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе
вступительных экзаменов.
9.
Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей
ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных
предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая
ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это
отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных
стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др. [2].
Таким образом,
направление развития профильного обучения в российской школе в основном
соответствует мировым тенденциям развития образования.
Вместе с тем сеть
общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии,
лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они
малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство,
платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших
классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем [5].
Глава 2. Профильное обучение в системе
географического образования
2.1. География – ее значение в воспитании будущего
поколения
Люди живут и работают в разных природных зонах: на равнинах и
в горах, среди лесов и на степных просторах, в
холодной тундре и в знойной пустыне. Они возделывают землю, разводят животных,
добывают и перерабатывают полезные ископаемые, выплавляют металлы, строят
города, прокладывают дороги и т. д. Все необходимое для жизни — воздух и воду,
тепло и свет, пищу и полезные ископаемые — люди получают от природы. Чтобы
правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред, ее нужно очень
хорошо знать. Но для этого недостаточно иметь ответы на вопросы: где и какая
природа? Современная физическая география не только дает описание той или
иной части земной поверхности. Она объясняет, почему природные условия
разнообразны. Например: почему у полюсов всегда холодно и поверхность покрыта
снегами и льдами? Почему на экваторе всегда жарко, растут вечнозеленые леса, а
животные такие, каких у нас нет? Почему в одних местах — обширные болота, а в
других — песчаные пустыни? И т. д.
География должна также отвечать на вопрос о том, как лучше
использовать богатства природы, чтобы она не обеднела, чтобы не исчезали леса,
не истощалось плодородие почв, не иссякали реки; как восстанавливать и
преобразовывать природу в интересах человека. От ученых требуется заранее
предвидеть те изменения, которые могут произойти в природе в результате
вмешательства людей. Как, например, отразится на растительности и почвах
создание водохранилищ, осушение болот, обводнение пустынь? Поэтому
ученые-географы проводят исследования природы с учетом воздействия на нее
человека. География изучает развитие и размещение
населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах.
Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и
взаимодействия общества и природы, она помогает лучше понять современный этап
мирового развития [26,25].
Современная
география – это наука об окружающей среде, о взаимодействии человека и природы.
Сложность и многообразие объектов исследований делают науку многоотраслевой. В
этом плане современная география имеет больше преимуществ перед другими
отраслями знаний, так как обладает наиболее развитой инфраструктурой и
разнообразными методами исследований [6].
При
утрате части своих исторических территорий, после распада СССР, Россия остаётся
крупнейшим государством мира. Изучение её природы и ресурсов, экономических и
социальных проблем населения является по-прежнему важнейшим условием
обеспечения нормальной жизнедеятельности страны. Но это есть приоритеты
географической науки и географического образования. Поэтому надо отчетливо
понимать, что если сегодня мы забудем об этом, и будем продолжать разрушение
географического образования, то завтра для изучения обширных российских
территорий придётся звать иноземцев. Однако оказаться в зависимости от Запада в
такой стратегически важной сфере будет унизительно и опасно.
Если не уделять
должного внимания географическому образованию, то может случиться, что
подрастающее поколение не будет знать не только пространственной конфигурации
своей страны, например, какие территории на западе и востоке страны входят в состав
России, но и её площадь [7].
Являясь
одной из древнейших наук, география уверенно сохраняет свой глубокий
познавательный потенциал. Нелишне напомнить, что географические знания повлияли
на становление эволюционного учения и цивилиографию, что такие понятия как
«регуляция», «космос», «окружающая среда», «сфера разума» в современный научный
мир пришли через географию. По этой причине географию невозможно вычеркнуть из
интеллектуального процесса. География как научная область остаётся способной не
только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и
предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути к достижению
подлинной пространственной гармонии [8].
Таким образом, географические
знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой
деятельности – от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире),
продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов
руководителей страны [9].
2.2. Место географии в
профильном обучении
Школьному
образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её
нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в
общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни
человека, когда формирование взглядов происходит под влиянием общекультурных, интеллектуальных,
мировоззренческих идей, не связанных еще с профессиональными интересами [35].
Профильное обучение позволит раскрыть учащимся те стороны географии,
которые им наиболее интересны, привлекательны, понятны или оцениваются ими как
необходимые знания [11].
Посмотрим, какое место занимает учебный предмет география в школьном
образовании. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской
Федерации (Таблица 4) «География» входит вместе с «Русским языком» и
«Литературой», «Химией», «Биологией», «Иностранными языками», «Физической
культурой» в состав базового образования как самостоятельный предмет всех
государственных школ России [8].
Таблица 4
Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений
Российской Федерации [30]
|