Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Раннее речевое развитие
Гуление ______________________________________
(в норме 2-3 мес)
Лепет
____________________________________ (в норме от 4 до 8 мес)
Характер лепета
_______________________________________________
Первые слова _______________________________(в
норме около года)
Первые фразы ____________________________(в
норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие
(по какой причине) _______________
_____________________________________________________________
Использование жестов
_________________________________________
Отношение членов семьи к
речевому дефекту (безразличное, дефект остаётся незамеченным; постоянно
фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _______________________________________________
_____________________________________________________________
Занимались ли с логопедом
_____________________________________
(с какого возраста) _____________________________________________
Результаты логопедической работы
______________________________
Не менее важным является сбор
сведений об условиях воспитания ребёнка в семье, которые в свою очередь
определяют социально-психологические факторы риска.
Данное обследование предлагают О.А.
Аванесян, О.А. Румянцева, О.Б. Сизова [10]:
Карта обследования ребёнка с
системными нарушениями речи
1. Полушарный профиль: ведущие
рука ____________
нога ____________
глаз ____________
ухо _____________
2. Становление общения ребёнка
а) особенности взаимоотношений в
семье во время беременности
_____________________________________________________________
б) на первом году жизни
как реагировал на ласковое
обращение ___________________________
на беседу между родителями
____________________________________
на колыбельную песню
_________________________________________
манера общения взрослых с
ребёнком: строгость, ласка, сюсюкание, равнодушие, др. ____________________________________________________
3. Речь ребёнка как средство
общения (объективно)
*
понимание речи ребёнка окружающими _________________________
* всегда ли родители понимают
речь ребёнка: всегда, не всегда, при повторе, в сочетании с жестом, мимикой.
* действия родителей при не
понимании ребёнка: переспрашивание, попытка расшифровать вслух, ответные
действия наугад, игнорирование.
* поведение ребёнка в ответ на
непонимание его взрослыми: агрессия, безразличие, стремление растолковать,
замена слов жестами, действиями.
* интересуется ли ребёнок
действиями, играми детей, их речью ______
* вступает ли в речевое общение
с другими детьми _________________
4. Характер общения ребёнка
со взрослыми:
* с кем из близких ребёнок
больше общается по времени ____________
* к кому ребёнок больше тянется
в семье, почему __________________
_____________________________________________________________
* много ли взрослые говорят с
ребёнком __________________________
* интересуется ли ребёнок играми
со взрослыми ___________________
* как ребёнок общается с новыми
для него взрослыми: легко вступает в контакт, избегает общения, становится
агрессивным, пугается, плачет, не чувствует дистанции;
с детьми:
* есть ли у ребёнка друзья
______________________________________
* интересуется ли ребёнок
совместными играми с детьми ____________
* характер совместных игр: успешно
взаимодействует с детьми, кричит, бегает, ругается, отбирает игрушки, жалуется,
дерётся, капризничает.
5. Микросоциальное окружение
ребёнка
* тип воспитания: домашний,
ходит в детский сад.
* кто главный в воспитании
_____________________________________
* осуществляется ли единство и
последовательность требований _____
* формы поощрения и наказания,
за какие проступки наказывают _____
* организация режима дня: есть
ли строгий режим (сон, прогулка, еда)
* характеристика манеры речи
взрослых: многоречивы, молчаливы, говорят громко, быстро, тихо, медленно; двуязычие
_____________________
* взаимоотношение взрослых в
семье: конфликты, напряжённость, спокойствие; количество людей ______________________________________
* обстановка в семье: жилищные
условия _________________________
отношения с соседями
__________________________________________
* отношение взрослых к ребёнку
_________________________________
9. Состояние внимания:
* объём
______________________________________________________
* концентрация
_______________________________________________
* устойчивость
________________________________________________
* переключаемость
____________________________________________
* распределение
_______________________________________________
* способность планировать и
контролировать свои действия (5-7 лет)
10. Состояние мышления:
* особенности развития
мыслительной деятельности ________________
* наглядно-действенные Фомы
мышления _________________________
* наглядно-образные формы
мышления __________________________
* классификация
______________________________________________
* уровень обобщения
__________________________________________
* установление логической
последовательности серии картинок ______
11. Особенности эмоциональной
сферы:
* преобладающее настроение
____________________________________
* адекватность эмоциональных
реакций ___________________________
* устойчивость эмоциональных
реакций __________________________
12. Работоспособность:
* темп выполнения задания (высокий,
низкий, средний) _____________
* общая продолжительность
занятия _____________________________
ОБЩЕЕ Заключение: __________________________________________
Для выявления детей "группы
риска", проводят обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной
моторики и состояние фонематического слуха.
Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова
[8] дают следующую схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольника.
1. Состояние артикуляционного
аппарата:
губы (толстые, тонкие,
расщелина, шрамы);
зубы (редкие, кривые, мелкие,
вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
челюсти;
прикус (прогнатия, прогения,
открытый боковой, открытый передний, перекрёстный);
твёрдое нёбо (высокое узкое,
плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
мягкое нёбо (укороченное,
раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
язык (массивный, маленький,
"географический", с укороченной подъязычной связкой).
Наличие и характер аномалий в
строении исследуется визуально и отмечается в схеме.
2. Состояние артикуляторной
моторики:
а) Губы - "улыбка" -
"трубочка" под счёт до 3-х.
В схеме отмечаем:
наличие или отсутствие движений
_______________________________
тонус (нормальный, вялый,
чрезмерно напряжённый) _______________
темп движений (нормальный,
быстрый, медленный) ________________
переключение от одного движения
к другому ______________________
объём движений (полный, неполный)
_____________________________
точность выполнения
__________________________________________
длительность (способность
удерживать губы в заданном положении) __
замены движения
______________________________________________
добавочные и мелкие движения (синкинезия)
______________________
б) Язык
широкий - узкий под счёт: 3 раза
_________________________________
кончик языка поднять
__________________________________________
опустить______________________________________________________
"Маятник" ____________________________________________________
"Качели" (широкий язык
на верхнюю губу - на нижнюю) ____________
"Цоканье" ____________________________________________________
наличие или отсутствие движений
_______________________________
тонус
________________________________________________________
темп _________________________________________________________
переключение от одного движения
к другому ______________________
объём движения
_______________________________________________
точность выполнения
__________________________________________
замены движения
______________________________________________
длительность удержания заданного
положения _____________________
наличие тремора, саливации,
отклонений кончика языка _____________
в) Мягкое нёбо
Произнести звук [а] при широко
открытом рте (отметить те же параметры движений) _______________________________________________
3. Исследование фонематической
стороны речи.
Позволяет определить
симптоматику и механизмы нарушений.
Воспроизведение
звукоподражаний
Повтори за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка
пищит: и-и-и.
Ребёнок плачет: у-а. Собака
лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у. Заблудились
в лесу: ау.
Ослик кричит: иа. Кошка мяукает:
мяу.
Исследование звуко - слоговой
структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отражененно)
слова и 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно
воспроизведённых слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные___________________ [й] ________________________________
Согласные_________________ Свистящие
________________________
[б], [п], [м] ________________ Шипящие
__________________________
[в], [ф] ____________________ аффрикаты
________________________
[д], [т], [н] _________________
[л], [л’] ___________________________
[г], [к], [х] _________________
[р], [р’] ___________________________
Исследование фонематической
стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках
предметы, называемые логопедом:
стол - стул, косы - козы;
папа - баба, горка - корка;
точка - дочка, миска - мишка.
2. Показать собачку, когда она
зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
С 4 до 5 лет
Воспроизведение звуко -
слоговой структуры слова
Изолированные слова:
дом мостик кошка
снег каша капуста
крыша хлеб помидоры
С 5лет
помидоры милиционер
сквозняк аквариум
сковорода лекарство
температура простокваша
свисток подснежник
скворечник
Состояние фонематического
восприятия
(слухо-произносительной
дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с
оппозиционными звуками:
С 4 лет
па-ба на-га
ба-на та-на
ва-та га-да
мя-маба-ма
2. Дифференциация оппозиционных
звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки:
мишка - мышка бочка - почка
уточка - удочка трава - дрова
3. Дифференциация по слуху
звуков, смешиваемых в произношении:
мишка - миска цветик - Светик
крыса - крыша вечер - ветер
речка - редька косы - козы
чёлка - щёлка
Важнейшим условием правильного
произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата,
умение ребёнка владеть им.
Поэтому требуются тренировки основных
движений языка, губ, нижней челюсти. Данные упражнения даёт М.Ф. Фомичёва [6].
Движения нижней челюсти.
Чтобы речь была чёткой и ясной,
дети должны уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть
подвижна. Её движения можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление
произношения звука [а] (см. приложение 1).
Движения губ.
Для правильного произношения
некоторых гласных и свистящих звуков [с], [з], [ц],
необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это
движение губ можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление звуков [и],
[э] (см. приложение 1).
Правильное произношение шипящих
звуков [ш], [ж], [ч], [щ]
требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают игры на уточнение и
закрепление произношения звуков [о], [у] (см. приложение
1).
Для чёткой речи необходимо
умение плотно смыкать губы. Этому способствуют игры на уточнение и закрепление
звуков [м], [п], [б] (см. приложение
1).
Для правильного произношения
звуков [с], [з], [ц], [л]
ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её
вниз и подтягивать к верхним зубам. Иначе эти звуки будут искажены.
Выработке подвижности нижней
губы помогают игры на уточнение и закрепление произношения звуков [ф],
[в] (см. приложение 1).
Движения языка.
Главным органом, производящим
звук, является язык. Благодаря его дифференцированным точным движениям ребёнок
правильно произносит различные звуки.
Для произношения звуков [с],
[з], [ц] необходимо, чтобы кончик языка двигался
вниз и упирался в нижние зубы. Эти движения можно выработать, проводя игры на
уточнение и закрепление звуков [и], [э] (см. приложение
1).
У ребёнка 3-х лет
несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь
между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого
аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно
различает звуки речи на слух. Поэтому для правильного произношения звуков
немалое значение наряду с органами речи имеют и органы слуха. Для этого
проводятся игры, способствующие развитию слухового внимания. А подобранные
целенаправленные игры помогают развитию речевого слуха. Эти игры представлены М.Ф.
Фомичёвой [6] (см. приложение 2).
Для нормального становления речи
определённой зрелости должны достигнуть и другие анализаторы или органы чувств -
зрение, осязание. Поэтому для их развития можно проводить игры на развитие
зрительного и тактильного восприятия (см. приложение 2).
Итак, система профилактики
нарушений звукопроизношения позволяет сделать следующие выводы.
Анамнез жизни ребёнка (наследственность,
перенесенные заболевания, двигательное развитие, ранее речевое развитие), и его
микросоциальное окружение, определяет ранее выявление нарушений
звукопроизношения.
Не маловажными являются
обследования - артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние
фонематического слуха, позволяющие охарактеризовать уровень нарушений
звукопроизношения.
И, наконец, профилактика
нарушений звукопроизношения у детей включает в себя, как тренировки правильных
движений органов артикуляционного аппарата, так и целенаправленные тренировки
на развитие сенсорного восприятия (зрительного, слухового и кинетического).
Итак, профилактика нарушений
звукопроизношения основывается на формировании навыков правильного
произношения, для которого важно:
развивать движения органов
артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
проводить с детьми занятия на
развитие слухового восприятия.
Чрезвычайно велика роль семьи,
родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Давая
целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный
аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.
Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.
При работе родителей с детьми
дома следует помнить:
нельзя принуждать ребёнка заниматься.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны
ребёнку;
за одно занятие не следует
давать больше двух-трёх упражнений;
к последующим упражнениям надо
переходить лишь, усвоив предыдущее;
все упражнения надо выполнять естественно,
без напряжения;
всю работу по воспитанию
правильного звукопроизношения родители согласуют с воспитателем или логопедом
при всех затруднениях.
Речь ребёнка формируется под
влиянием речи взрослых, а также индивидуальных, социальных особенностей условий
жизни. Когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как
следует говорить и живёт при этом в здоровой обстановке - это влияние
благотворно. Но не всегда и не все родители понимают и знают об этом. Многие
думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок
вырастет и сам научится говорить. Другие часто подлаживаются к языку ребёнка,
лепечут при разговоре, сюсюкают. И, наконец, асоциальная категория родителей,
это неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Примеры этого
нередки. А так же дети, живущие в детских домах, лишённые родителей.
При таком положении вещей, ведущая
роль по организации языковой культуры в условиях ДОУ, принадлежит воспитателю. Задачей
воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Чем
больше воспитатель разговаривает с детьми, общается (прогулки, игры), тем лучше
стимулирует их к разговору, и тем успешнее формируется их правильная речь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|