Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский Педагогический Государственный Университет
Филиал в г. Новосибирске
Дефектологический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего
дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Выполнил:
студент 3 курса, группы Л-32
Першаева М.Б.
Научный руководитель:
ст. преподаватель
Пецух О.П.
Новосибирск - 2008
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
1.1
Характеристика звукового состава русского языка
1.2
Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
1.3 Причины
нарушений звукопроизношения
Глава 2 Система
профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ
2.1
Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения
2.2
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными
предпосылками
2.3
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными
предпосылками
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Литература
Речь ребенка развивается под
влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой
практики, нормального социального окружения с первых дней жизни.
При нормальном речевом общении
ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём
подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что
для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют
оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский,
Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев).
Изучение зарождения и развития
речи детей преддошкольного и дошкольного возрастов необходимо для разработки
правильных методов обучения речи и предупреждения появления недостатков в ней.
(М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев).
Некоторые подходы к решению этой
проблемы рассматриваются в рамках данного исследования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - профилактика
нарушений звукопроизношения.
ПРЕДМЕТ - содержание и
организация работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей в
условиях ДОУ.
ЦЕЛЬ - разработка
рекомендаций по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и
родителей в условиях ДОУ.
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе рассмотрены
представления о формировании звуковой стороны речи в онтогенезе, об
анатомо-физиологических механизмах речи (дыхательный, фонаторный,
артикуляционный, отделы периферического речевого аппарата), которые совместно с
ЦНС и её функциями, обеспечивают речевую деятельность. Далее рассматриваются
возрастные особенности речи и причины нарушений звукопроизношения. Во второй
главе даны представления о выявлении детей "группы риска" по
нарушениям звукопроизношения, система профилактики у детей с несформированными
моторными и сенсорными предпосылками. В заключении рассмотрены общие выводы о
системе профилактики в целом. Приложения содержат упражнения для тренировки
основных движений органов артикуляционного аппарата и упражнения на развитие
сенсорного восприятия.
Объём работы - 53 страницы. Список
литературы включает 10 источников.
В разделе "Фонетика" М.А.
Теленкова [5] отмечает, что каждый звук образуется в результате деятельности
речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с
центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из лёгких, моделируется
колебаниями голосовых связок, расположенных в гортани (голосовой источник), и
препятствиями, создаваемыми органами речи в полости рта и носа (смыканием губ
или сближением губ, языка и нёба и др. - шумовой источник). Гласные звуки
возникают при колебании напряженных голосовых связок: [а], [о], [у] и др. Звонкие
согласные образуются при участии голосовых связок и смыкании или сближении
артикуляционных органов полости рта и носа: [б], [в], [г] и др. Глухие
согласные образуются без участия голосовых связок, лишь благодаря смыканию или
сближению артикуляционных органов полости рта и носа: [п], [ф], [к].
Акустические свойства (звуковой
эффект) звуков зависят и от размера и формы надгортанных полостей, играющих
роль резонатора.
М.А. Теленкова [5] в этом же
разделе даёт следующую характеристику гласных звуков. Гласные звуки - это звуки
речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки,
состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном
отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции кладётся:
степень подъёма спинки языка (способ
образования): гласные верхнего подъёма: [и], [ы], [у]; гласные среднего подъёма:
[э], [о]; гласный нижнего подъёма: [а].
место подъёма спинки языка (место
образования): гласные переднего ряда: [и], [э]; гласные среднего ряда: [ы], [а];
гласные заднего ряда: [у], [о].
участие или неучастие губ: гласные
лабиализованные (обугленные): [о], [у]; нелабиализованные (неогубленные): [а],
[э], [и], [ы].
По широте раствора рта (что
связано со степенью подъёма спинки языка), гласные разделяются на широкие (акустические
наиболее звучные): [а]; средние (акустически средней звонкости): [э], [о]; узкие
(акустически наименее звучные): [и], [ы], [у].
М.А. Теленкова [5] даёт
определение согласным звукам, как звукам речи, состоящих или из одного шума,
или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая
из лёгких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации
согласных кладутся следующие признаки.
1. Участие голоса и шума:
1) согласные сонорные, образуемые
с помощью голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р], [j];
2) согласные шумные,
подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: [б],
[в], [г], [д], [ж], [з], и шумные глухие, образуемые только с помощью шума, без
участия голоса: [п], [ф], [к], [т], [ш], [щ], [с], [х], [ц], [ч’].
2. Место образования:
1) согласные губные,
подразделяемые губно-губные: [б], [п], [м] и губно-зубные: [в], [ф];
2) согласные язычные,
подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные [т], [д], [с], [з],
[ц], [н], [л], и небно-зубные [ш], [щ], [ж], [ч’], [р];
3) среднеязычный (средненёбный)
[j];
4) согласные заднеязычные (задненёбные)
[к], [г], [х].
3. Способ образования:
1) согласные взрывные (смычные):
[б], [п], [д], [т], [г], [к];
2) согласные фрикативные (щелевые):
[в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [щ], [j], [х];
3) аффрикаты [ц], [ч’];
4) согласные смычно-проходные, к
которым относятся носовые [м], [н] и боковой [л];
5) дрожащий [р].
Отсутствие или наличие
палатализации: согласные твердые, образуемые без дополнительной средненёбной
артикуляции (все согласные кроме [ч’] и [щ]), и мягкие, образуемые с такой
дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ц] и [ш]).
По мнению Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой
[2], анатомические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого
аппарата продолжают своё становление после рождения ребёнка и достигают зрелого
уровня только в процессе общесоматического, полового и нервно-психического
развития.
При нормальном речевом общении
ребёнка с окружающими людьми, речевые реакции у детей образуются путём
подражания и путём рефлекторного повторения. (Н.И. Красногорский, статья "Речевые
рефлексы у детей" [1; 8с])
По утверждению Л.И. Беляковой и
Е.А. Дьяковой [2], первый год жизни, несмотря на то, что ребёнок ещё не
говорит, очень важен для развития тех систем мозга и психической деятельности,
которые связаны с формированием речи. Устная речь предполагает наличие голоса,
крик ребёнка в первые недели и месяцы жизни характеризует состояние тех
врождённых нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи.
Крик здорового ребёнка - звонкий и продолжительный, сопровождается коротким
вдохом и удлиненным выдохом.
Вскоре после рождения крик
приобретает различную окраску в зависимости от состояния ребёнка. Крик является
первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в
дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.
Крик младенца по тону, по
тембру, по силе голоса, по месту и способу образования, по прерывности и
продолжительности их дифференцируются сообразно его переживаниям. По этим
крикам мать узнаёт о его состоянии и потребностях.
Крик вызывает появление матери и
с нею приятное ощущение. Устанавливаются условные связи, в результате чего
через известное время дитя при неприятном состоянии начинает кричать. Таким
образом, крик не только играет роль упражнения голоса, но и средства общения,
постепенно приобретающего сознательный характер (чаще всего во второй половине
года) (Л. Качмарек). [7].
Из таких криков с 1-го месяца
постепенно возникают на базе сосательного рефлекса намёки на звуки согласного
типа [м], [п], [б]. Они появляются в
слогоподобном комплексе, в сочетании с последующим гласным, как правило, не
поддающимся воспроизведению взрослыми.
Диффузность первых звуков
происходит вследствие рассеивания (иррадиации) возбуждения: в работу включаются
многие излишние мышечные группы.
На рубеже 1-го и 2-го месяцев
при первых проявлениях приятного чувства (радости) у младенца возникают
короткие звуки вроде [гы], [кхы], связанные с изменением
дыхания при выражении радости, - "гуканье", часто с пусканием пузырей.
В этот период у ребёнка, по наблюдениям Е.К. Кавериной, появляются наряду с криком
кряхтение, улыбка с широким раскрыванием рта и первые спокойные звуки [а-а],
возникающие обычно во время пуаз в "разговоре" с ним взрослого. Таким
образом, под влиянием активного воздействия взрослого в процессе взаимообщения
его с ребёнком у последнего возникает и развивается специфическая реакция
"общения" в виде улыбки, особого рода подвижности и звукопроизношения.
Следовательно, реакция общения не природный процесс, как ложно думают некоторые
зарубежные учёные, а приобретённый. Мало-помалу голосовые реакции ребёнка
видоизменяются, независимо от голода, боли и т.п. [7].
К 2-му - 3-му месяцам жизни крик
ребёнка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление
некоординированных движений рук и ног. С этого возраста ребёнок начинает реагировать
криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п.
Интонационное обогащение крика,
как утверждают Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова [2], свидетельствует о том, что у
ребёнка начала формироваться функция общения. Этот период совпадает с
определенным этапом развития моторики. Ребёнок начинает держать голову
вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В
это же время ребёнок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом
источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая своё
внимание на лице, губах взрослого.
В этот период жизни появляются
специфические голосовые реакции - гуление. К ним относятся звуки кряхтения,
радостного подвизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного
языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у,
э), наиболее лёгкие для артикулирования; губные согласные (п, м,
б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г,
к, х), связанные с физиологическим актом глотания. [2].
В периоды гуления бывают
особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми. Дети пристально
смотрят в лицо говорящего человека. Если в эти моменты мимика и интонация
взрослого радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения и подражают
голосовым реакциям.
Е.К. Каверина [7] считает, что к
концу 2-го - 3-го месяца ребёнок издаёт звуковые комплексы, состоящие из
заметно расчленённых, но недостаточно чётких протяжённых звуков: а-а-а,
а-гу, а-гы, бу, бум-бу и т.д.; на 3-ем - 4-ом месяце: мам,
амм, тль, пль. По мнению Е.К. Кавериной этим начинается стадия "гуления".
Звуки гуления похожи на щёлканье, фырканье, бульканье, ещё не в полнее чётки и
с неустойчивыми артикуляциями.
Между 4-м и 5-м месяцами жизни (по
мнению Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой [2]) начинается следующий этап
предречевого развития - лепет. Этот период совпадает с формированием у ребёнка
функции сидения. Первоначально ребёнок пытается присаживаться. Постепенно у
него возрастает способность удерживать туловище, в положении сидя, что обычно
окончательно формируется к 6-ти месяцам жизни.
В этот период лепетных звуков
появляется признак локализованности и структурированности слога. Голосовой
поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно
формируется психофизиологический механизм слогообразования.
Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова [2]
в развитии лепета выделяют три этапа.
Гуление и первый этап лепета
осуществляются благодаря врожденным программам ЦНС, не зависят от состояния
физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они
являются филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи - её
генетической биограммой.
Е.К. Каверина [7] утверждает,
что лепетная речь, является ритмически организованной, тесно связана с
ритмическими движениями ребёнка, потребность в которых появляется к 5-6 месяцам
жизни. В этот период произносятся уже хорошо различные отдельные звукосочетания
(ма, ба, па, да, на), а затем на основе самоподражания (автоимитации),
они повторяются (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, дя-дя-дя, на-на-на).
Эти звукосочетания могут сопровождаться движениями (ребенок, взмахивая руками
или прыгая на руках у взрослого), где он по несколько минут подряд ритмически
повторяет их. Этот ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и
объясняет его ранее появление в онтогенезе.
Также по её утверждению, артикуляции
в лепете по сравнению с гулением приобретают большую точность и устойчивость,
вырабатываются определенные сочетания звуков, особенно смычных с гласными. Появляются
согласные звуки, преимущественно взрывные, правда, ещё очень неточные и слабые,
разные комбинации их с гласными: ребёнок начинает расчленять и сочетать звуки. Благодаря
чередованию гласных и сочетаний с ними согласных вырабатываются слоги и
ударения на них. Лепет, как и гуление, вызывается более слабыми и более
разнообразными раздражителями, чем крик. Ребёнок гулит и лепечет большей частью
при спокойно - удовлетворительных состояниях. Он как бы забавляется, "играет"
до утоления своим голосом, как руками и ногами, после чего быстро засыпает. В
"игре" упражняются ещё слабые органы речи, в результате чего
развиваются координации речевых движений, дифференцируются слуховые (ребёнок
прислушивается к своему голосу) - второй этап развития лепета; тактильные и
кинестезические раздражители, образуются новые звуковые связи. Таким
удовлетворением потребностей организма на данной стадия развития ребёнка
одновременно подготавливается и более сложная работа органов произношения его
будущей речи. [7].
Нередко в этот период уже
произносится [ш], [ж], [ч] и даже [р],
но затем исчезают, когда дитя начинает произносить их сознательно (Швачкин [7]).
Л. Качмарек [7], также отмечает,
что некоторые дети не произносят в это время такие звуки, которые имелись у них
в гулении и лепете.
В стадии лепета уже отчётливее,
чем при гулении, проявляется определенная условная связь между раздражителями и
ответными движениями: при приближении матери к ребенку, он улыбается, лепечет
"радостными звуками".
Автоимитация является хорошей
подготовкой для подражания речи других. Сначала ребёнок подражает тем звукам
окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию которых хорошо видит. В
начале этого периода широко используется и зрение (ребёнок иногда ощупывает губы
говорящего), а затем звуки повторяются в основном по слуху. (А.Н. Щелованов, Н.М.
Гвоздев [7]).
После 8 месяцев, постепенно
звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать.
Появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения. В этот
период развития ребёнка начинает формироваться собственно речевая
онтогенетическая память (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [2]).
Выделяют этап в развитии лепета,
во время которого ребёнок начинает произносить "слова", образованные повторением
одного и того же слога по типу "ба-ба", "ма-ма". Такие
"слова", как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя
ребёнок произносит их достаточно чётко. Этот этап лепета обычно бывает
коротким, и ребёнок вскоре начинает произносить первые слова.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|