Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
Очевидно, что основой работы
с девиантными подростками должна стать программа, направленная на психологическую
коррекцию девианта.
Что понимается под
психологической коррекцией?
«Коррекция» в переводе с
латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio).
Психологическая коррекция
– это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии
или поведения человека с помощью специальных средств психологического
воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы
и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются
довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [23, стр. 388].
Основное отличие
психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие
человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже
сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их
«переделку». Основная же задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии
или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические
качества.
В то же время коррекция
может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное
педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности
ребёнка. Рассмотрим некоторые аспекты педагогического воздействия более
подробно.
В рамках единого
педагогического процесса коррекция выступает как совокупность
коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная
деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на
личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение
познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его
эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так
же на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная
деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у
абсолютного большинства детей и подростков.
Однако, как
свидетельствует статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои
общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в
развитии и формировании личности ребёнка, в воспитательном воздействии на
педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков. Более 40% учащихся с
девиантным поведением к учёбе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся
в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учёбе отрицательно.
Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков
с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое
отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая
неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности
подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация
учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в
учебном процессе с учителями и одноклассниками [6, стр. 212].
Таким образом,
«образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного
процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и
содержательного свойства, что даёт возможность корректировать не только внешнюю
сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных
заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету
вообще и в школе в частности».
Наряду с
учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются
участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.
Коррекционная
направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что
педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется
возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить
свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия
во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант
взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная
деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность
подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для
упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и
нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований,
соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно отметить,
что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о
нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку,
развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и
общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также
является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.
Используя те или иные
приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми
«девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют
как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное
применение методов делает их средством перестройки личностной системы
подростков.
А.Д. Гонеев выделяет
четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения
личности: [6, стр. 169].
- метод разрушения
отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод
реконструкции характера);
- метод перестройки
мотивационной сферы и самосознания:
а) объективного
переосмысления своих достоинств и недостатков;
б) переориентировки
самосознания;
в) переубеждения;
г) прогнозирования
отрицательного поведения;
- метод перестройки
жизненного опыта:
а) предписания;
б) ограничения;
в) переучивания;
г) переключения;
д) регламентации образа
жизни;
- метод предупреждения
отрицательного и стимулирования положительного поведения:
а) поощрения и наказания;
б) соревнования;
в) положительной
перспективы.
А.Д. Гонеев отмечает, что
сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия,
применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в
коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с
отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать
процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении
подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных
качеств его личности вполне осуществимыми [6, стр. 77].
Особая роль в
психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует
отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с
девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое
просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков,
через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в
школе, по месту жительства) воздействия на семью.
2.2 Коррекционная
программа
Опыт в работе с
девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к
попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа
ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим
социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные
компоненты, с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески
видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации
программы.
Цель: коррекция девиантного поведения
подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация
эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.
Задачи:
1. Развитие у подростков способности к
эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному
проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
2. Снижение тревожности,
эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
3. Расширение сферы самосознания и
повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-психологической
компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с
окружающими.
5. Развитие способности к
самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
6. Развитие навыков рефлексии, приёма и
подачи конструктивной обратной связи.
7. Развитие навыков уверенного
поведения, умения добиваться результатов.
8. Оптимизировать положительный опыт,
нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы
поведения.
Принципы организации
работы в группе
1. Недирективность позиции ведущего
группы.
2. Принцип учёта психофизиологических
особенностей подростков.
3. Принцип доверительного стиля и искренности
в общении.
4. Принцип безоценочного отношения
участников друг к другу.
5. Принцип стимулирования самостоятельных
выводов и выборов.
6. Принцип «обратной связи».
7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет
ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в
данный момент).
8. Принцип высказывания от своего лица
(исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).
9. Принцип акцентирования языка чувств
(описание собственного эмоционального состояния).
10.Принцип доверительности.
11.Принцип конфиденциальности (не
обсуждать происходящее в группе за её пределами).
12.Принцип «Стоп!» (даёт право члену
группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).
Предлагаемая программа
предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из
которых - основные.
1. Вводная часть предназначена для знакомства с
тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.
Основные:
2. Эмоциональный блок,
который нацелен на
изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному
поведению, на отрицательное.
А.С. Макаренко в своей
работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является
«дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации
отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным
методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять
ему расти, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].
Изменившееся отношение у
подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:
3. Поведенческий блок.
Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и
сформировать иные поведенческие формы.
После того, как опыт
«взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к
личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию
самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:
4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие
нравственных аспектов подростка.
5. Заключительная
часть: подведение
итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.
Основные этапы
организации работы:
1. Предварительный этап:
- ознакомление с запросом
учителя, родителя на реабилитационную и абилитационную работу;
- наблюдение, посещение
уроков, беседа с учениками.
2. Этап первичной
диагностики:
- диагностика по
методикам ПДО, СОП, проективная методика «Несуществующее животное»;
3. Этап коррекции
типового плана и содержания работы.
4. Этап реализации
коррекционно-развивающих мероприятий:
- беседы;
- проблемно-ориентированные
тренинги;
- упражнения по
саморегуляции;
5. Заключительный этап:
- итоговая диагностика
подростков;
- выработка рекомендаций
педагогам школы и родителям;
- индивидуальное
консультирование подростков по их запросу;
- индивидуальная работа с
родителями;
- выступление психолога
на педсовете школы;
- подведение итогов,
выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных школьников.
Структура тренингового занятия [24, стр. 23]
Каждое занятие имеет 3
этапа.
Первый этап – разминка 10
минут.
Цель: создание
положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы
доверия.
Второй этап – основной.
Его продолжительность - 30-40 минут.
Цель: данный этап занятия направлена на решение задач,
поставленных в данной программе.
Сюда включена
теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и
практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр.
Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется)
к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и
арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.
Третий этап –
заключительный – 10-15 минут.
Цель последнего этапа:
подведение итогов работы.
Рефлексия (обратная
связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта,
полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания.
Получение домашнего задания.
Состав группы
В тренинговую группу
могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек.
Желательно, чтобы группа была разнополой.
Продолжительность занятий
от 45 до 60 минут.
Занятия проводятся 1 раз
в неделю.
Общее в организации
занятий
Из-за необходимости
адаптации тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие
имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные
перерывы между встречами.
Каждая встреча, кроме
первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников
об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т.
п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по
пятибалльной шкале.
Затем ведущий объявляет
цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.
В конце каждого занятия,
а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию
(высказывание участниками своего отношения к происходящему).
Заканчивать занятия лучше
всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение
к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о
состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на
занятии.
Во время занятия, с целью
снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу,
рекомендуется использовать игры-разминки.
Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором
описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли,
анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее.
Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание,
которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на
подготовку к следующей встрече.
Требования к ведущему
группы.
Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились
опытным психологом (тренером), который сам прошёл специальную подготовку и сам
был в роли рядового участника.
В ходе проведения занятий
ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в
совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].
Прежде чем приступать
непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться
с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет
задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет базироваться. В
доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься.
Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече
нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу:
заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.
Оговаривается и
периодичность дальнейших встреч.
Взаимодействие с
администрацией школы заключается в необходимости оказания материальной помощи:
выделение помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями
и др.
Заключение
В настоящее
время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных
поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в
обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений
является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических
реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня
граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания,
кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи
на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры
реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального
уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за
подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и
находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный
достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией
соблюдения детьми социальных норм.
Вот почему в
числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки
воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая
профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким
определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем
предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств
сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают
и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы
“срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание
подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем
целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения
взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у
несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и
полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании
подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим,
образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но
и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Доброта и отзывчивость не
появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет
родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не
формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера)
доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет
жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная
микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения
с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим
плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то
можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых
людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными,
разумными и справедливыми!
Список использованной литературы
1.
Бадмаев С.А. Психологическая
коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
2.
Богданова О. С. О
нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение, 1979. – 111 с.
3.
Волков Б.С.
Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
4.
Воспитание
трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.:
Владос, 2001. – 240 с.
5.
Гарифуллин Р.Р.
Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей.
– М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
6.
Гонеев А.Д. И др.
Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н.
Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. –
280 с.
7.
Галагузова М.А.
Социальная педагогика. – М., 1994.
8.
Гиппенрейтер Ю.Б.
Введение в общую психологию. – М: 1997.
9.
Змановская Е.В.
Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. –
288 с.
10.
Игры – обучение,
тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
11.
Касаткин В. Н. и
др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.
12.
Касаткин и др.
Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М.,
2003. – 136 с.
13.
Кащенко В.П.
Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и
подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
14.
Коджаспирова Г.М.
Педагогический словарь – М: 2000.
15.
Кондрашенко В.Т.
Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический
аспекты. – Минск, 1988.
16.
Коррекционная
педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф.
Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.
17.
Лидерс А.Г.
Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.
18.
Личко А.Е.
Психология и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1983.
19.
Макаренко А.С.
Педагогические сочинения. Т. 3, с. 158.
20.
Мухина В.С.
Возрастная психология. – М., 2000.
21.
Немов Р.Н. Общие
основы психологии. – М., 1999.
22.
Овчарова Р.В.
Технологии практического образования психолога. – М.: 2000.
23.
Осипова А.А.
Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
– 512 с.
24.
Панфилова М.А.
Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для
психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.
25.
Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
26.
Шакурова Н.В.
Методика и норма работы социального педагога. – М.,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|