Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
В юриспруденции различают
правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия
(правонарушения) - такие юридические факты, которые противоречат нормам права.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
На практике преступления
классифицируются по следующим основаниям:
1.
по степени
тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной
опасности;
2.
по форме вины: на
умышленные и неосторожные;
3.
по объекту
посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные насильственные и
др.
4.
по
социально-демографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых
и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная
преступность.
Преступление – это
противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на
охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.
Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее
большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами
административного, гражданского, трудового и др. отраслями права.
Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере
поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве,
бродяжничестве.
Подросткам и юношам в
возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация
противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский
характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой
агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно
отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды
(радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и
др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения,
стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками
воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость,
жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести
молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием [18, стр. 26].
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Рассмотрим различные формы
социальных отклонений:
1. Культурные и психические
отклонения.
Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения
данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют
психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так
далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими.
Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие
отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе
говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не
единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные
личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и,
наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны
весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как
социологов, так и психологов [9, стр. 11].
2. Индивидуальные и групповые
отклонения.
·
индивидуальные,
когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
·
групповое,
рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к
ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть
своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у
них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и
культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от
доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной
субкультуры).
3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением
подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует
культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом
отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется
девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение
выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец
ошибкой.
Вторичным отклонение называют отклонение от
существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда
оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует
выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к
социально одобряемым отклонениям:
·
сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может
рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым
отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.
Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного
ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее
необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
·
особые
склонности. Позволяют
проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках
деятельности.
·
сверхмотивация. Многие социологи считают, что
интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания,
перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон
имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества,
испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и
почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
·
личностные
качества -
личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения
личности;
·
счастливый
случай. Большие
достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление
в определенном месте и в определенное время.
5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и
вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных
достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей
культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго
осуждалось и наказывалось.
Глава II. Профилактика и коррекция
девиантного поведения подростков
2.1
Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
Глобальные перемены, происходящие
сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и
молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и
социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для
других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Подростки наиболее
чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте
наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть
собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки
алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема девиантного
поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и
психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно
оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы
девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным
по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:
- пьянство и алкоголизм
(в стадии зависимости) – 15-20%;
- наркомания
(эпизодическое и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой
области процент наркоманов среди подростков составляет 10,2);
- сексуальные отклонения
– высокая потентность (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют
гомосексуальный опыт;
- бродяжничество
(дромомания) – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных»
детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);
- противоправное
поведение - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.
Поэтому основной задачей
решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся
превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при
необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Личность подрастающего
человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя
имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль
малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья,
школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков
могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности
отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются
«трудные» дети.
Л.С. Алексеева различает
следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная
и асоциальные семьи.
Г.П. Бочкарёва считает,
что есть:
1) семья с
неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но
и грубы к своим детям;
2) семья, где нет
эмоциональных контактов между её членами;
3) семья с нездоровой
нравственной атмосферой.
А.Е. Личко выделяет
четыре неблагополучные ситуации в семье [18, стр. 56]
1) гиперопёка различных
степеней;
2) гипоопёка, нередко
переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая
«кумира» семьи;
4) ситуация, создающая
«золушек» в семье.
Б.Н. Алмазов выделяет
четыре типа неблагополучных семей:
1) семьи с недостатком
воспитательных ресурсов;
2) конфликтные семьи;
3) нравственно
неблагополучные семьи;
4) педагогически
некомпетентные семьи.
З.В. Баерунас выделяет
варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося
поведения:
1) отсутствие
сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;
2) высокий уровень подавления и даже
насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому
возрасту;
3) преувеличение из эгоистических
соображений самостоятельности ребёнка;
4) хаотичность в
воспитании из-за несогласия родителей.
М. Раттер среди
обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные
травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них,
родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение
в детском доме и т.д.
На наш взгляд, важнейшая
роль в этом деле социализации и предупреждения развития девиантного поведения
должна принадлежать школе.
Во-первых, в школе
ребёнок проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми и
сверстниками, т.е. усваивает многие нормы поведения в социуме.
Во-вторых, именно школа
является основным официальным институтом воспитания, через которые
транслируются принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т.д.
В-третьих, профессиональный
коллектив школы (учителя, психологи и социальные педагоги) – это специалисты не
только в области преподавания определённых предметов, но ещё и в области
воспитания и развития личности.
В данной главе
рассматриваются основные определения и формы психокоррекционной работы,
представлена примерная схема практической работы психолога с девиантными
подростками, т.к. именно психолог является главным направляющим в вышеуказанном
процессе.
Коррекция девиантного
поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом
взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на
регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а
через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и
корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным
действиям и поступкам.
Известный отечественный
учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов
коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические
[13, стр. 207].
Педагогические методы:
1. Метод общественного
влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования,
метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий,
коррекция бродяжничества, самокоррекция).
2. Специальные или
частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция
нервного характера)
3. Метод коррекции через
труд.
4. Метод коррекции путём
рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и
самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Коррекционная работа в
подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:
1. Формулировка
социально-педагогической и психологической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о
причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и
технологий коррекционной работы.
5. Использование методов,
методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы.
7. Осуществление этой
программы.
8. Контроль за ходом и
эффективностью программы.
В зарубежной и
отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с
трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:
- принцип системности
коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и
коррекции, коррекции и развития;
- единство
возрастно-психологического и индивидуального в развитии;
- принцип коррекции
«сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);
- принцип коррекции
«снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
- деятельностный принцип
осуществления коррекции;
-
нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм
психолого-педагогического воздействия;
- своевременность
психолого-педагогической помощи и поддержки;
- принцип возрастания
сложности;
- учёт объёма и степени
разнообразия материала и др.
Осипова А. А. в книге
«Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции
[23, стр. 457].
По содержанию различают коррекцию:
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой
сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных
отношений:
1) внутригрупповых
взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
2) детско-родительских
отношений.
По форме работы различают коррекцию:
- индивидуальную;
- групповую:
1) в закрытой
естественной группе (семья, класс);
2) в открытой группе для
участников со сходными проблемами;
3) смешанную форму
(индивидуально-групповую).
По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
По характеру
управления корригирующими воздействиями:
- директивную;
- недирективную.
По продолжительности:
- сверхкороткую
(сверхбыструю) - несколько минут или часов;
- короткую (быструю) –
несколько часов или дней;
- длительную – несколько
месяцев;
- сверхдлительную – год
или более.
По масштабу решаемых
задач различают психокоррекцию:
- общую (мероприятия
общекоррекционного порядка);
- частную (набор
психопедагогических воздействий, представляющие собой адаптированные для данного
возраста психокоррекционные приемы и методы);
- специальную (комплекс
приёмов, методик и организованных форм работы с участником или группой одного
возраста, которые имеют схожие проблемы).
Далее можно выделить:
Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре
основных блока.
1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей
развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы
психологической коррекции.
2. Установочный блок. Цель: побуждение желания
взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и
что-то изменить в своей жизни.
3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация
развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной,
овладение определёнными способами деятельности.
4. Блок оценки эффективности коррекционных
воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций,
способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний,
стабилизация позитивной самооценки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|