Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО
«ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Профилактика
и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая
проблема
Выпускная
квалификационная работа
по
дисциплине: Коррекционная и специальная педагогика
Специальность
050709 Преподавание в начальных классах
Тотьма
2008
Оглавление
Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного
поведения
1.2 Причины и последствия девиантного
поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и
девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических
форм девиантного поведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5
Суицидальное поведение
1.4.6
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7
Правонарушения
1.5 Особенности отдельных
форм социальных отклонений
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и
коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный
подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.
Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических
преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с
насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно
воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной
позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими
наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при
отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения
оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая,
экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем
обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и
поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только
прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность
детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс
проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в
подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста,
часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при
потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше
других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и
моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в
ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.
Таким
образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит
позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков,
которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство
педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов,
поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической
помощи необходимо знать их психологические особенности.
Подростковый
возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот
период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических
структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного
поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных
представлений и социальных установок.
Многоплановое
психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу,
только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков
привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.
Объектом
данного исследования – девиантного поведение подростков как
социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические
особенности подростков с девиантным поведением и социально-важные качества
учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет
массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать
литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
как социально-педагогическая проблема».
2.
Охарактеризовать
понятие девиантного поведения.
3.
Изучить основные
причины и последствия девиантного поведения.
4.
Определить пути
профилактики и коррекции девиантного поведения.
Гипотеза исследования заключается в том, что
многостороннее исследование личности "трудных" и
"нетрудных" школьников и их учителей позволит выявить психологические
причины трудного поведения, неуспеваемости.
А также если с
подростками проводить систематическую профилактическую работу по
правонарушениям, то количество детей с девиантным поведением будет меньше.
Глава I. Девиантное поведение как
социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
Девиантное
поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки
или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или
нравственным нормам.
Для характеристики
отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как
"делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным
поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений,
отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных
правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от
принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное,
так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
По другой классификации,
все нарушения поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное
поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом и
агрессивное поведение [9, стр. 11].
К
социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и
проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную,
денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).
Социальные
отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против
личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные
отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный
(оскорбление словом), так и невербальньй характер (физическое воздействие) и
проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в
виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в
виде преступных уголовно-наказуемых действий.
Отклонения
социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной
жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга,
нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода
проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество,
употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир
искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление
социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.
Особенно
большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом получила такая
форма социально-пассивных отклонений, как употребление наркотиков и токсических
средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма.
Такое поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения.
Отклоняющееся
поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и
нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах
детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте [9, стр. 7].
Детско-подростковая
дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных
программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.),
выполняющих функции институтов социализации.
В
зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную,
психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как
отдельно, так и в сложном сочетании.
Патогенная
дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и
нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические
поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация
по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический
характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в основе которых
серьезные органические повреждения центральной нервной системы.
Психосоциальная
дезодаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими
особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную
нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического
подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических
программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной
дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые
формы.
Устойчивые
формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких
индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, как
неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и
эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность,
либо патологическая застенчивость и т.д.).
К
временным неустойчивым формам психосоциальной дезодаптации можно, прежде всего,
отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде
всего кризис подросткового возраста.
Подростковый
возраст весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к
различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.
Временные
формы психосоциальной дезадаптации могут также быть вызваны различными
конфликтными ситуациями в школе, со сверстниками, переживаниями первой
влюбленности и т.д. Преодоление психосоциальной дезадаптации подростка прежде
всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей [16,
стр. 17].
При
педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков,
конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой
деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается
ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило,
рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих.
При
социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется
система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных
установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к
нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и
незаконных средств к существованию.
Однако,
как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с
четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными
ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительное. И большая
часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об
общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может
руководствоваться этими нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои
социальные отклонения различными защитными мотивациями.
Заметную роль в мотивации
трудных подростков играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх,
месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими
эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях,
убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества
[2, стр. 56].
1.2
Причины и последствия девиантного поведения подростков
Поведение
некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием,
получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто
укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение,
характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и
правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные,
антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и
самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены
различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это
поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно
находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только
педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана
также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального
окружения [9, стр. 188].
Оценивая свое
тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или
неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего
тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия
и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической
слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо
попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к
изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом
может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или
упреки окружающих, но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты,
искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей
мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их
уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи
этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания.
Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются
маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке,
проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они
вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, “храбрость”,
находиться на виду, и своими “достижениями” доказывать свою полезность и даже
незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к
трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для
девиантного поведения.
Половое
созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в
одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других -
нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность)
расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии
появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и
трудности приспособления [8, стр. 98].
Возникновение
девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У
младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности.
Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний,
Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями
настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При
столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а
также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают
вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у
мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее
выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность,
они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов,
вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако
целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с
импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность
сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к
широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со
стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с
садизмом.
Развитие
личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших
его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у
современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости,
Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При
этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения
образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия.
Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело
переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе
спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях
с лицами противоположного пола.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|