Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Чернобыльскую
зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он
отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей
не думаете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Какой смысл
этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост
— потому что хлеб, взращенный в труде, — примета достатка в доме, благополучия
и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения
человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек
должен жить. Но неизменным остается чувство,
выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле.
Положение
жертвы, страдальца являются характерной чертой белоруса. Это положение
подкрепляется историческими сведениями о культе христианских мучеников. В
приведенном примере белорусская неагрессивность приобретает гиперболизированные
формы. Поэтому типичным вопросом для белорусов, особенно в экстремальных случаях,
будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?"
Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов,
как терпение, терпеливость, способность претерпевать трудности, бороться,
чтобы выжить.
У
белорусского народа хорошо развиты инстинкты самовыживания и самосохранения.
Белорусы являются интровертными личностями. По сравнению с русскими, они более
индивидуалистичны, у них менее развиты товарищеские чувства. Белорусы более
склонны к самостоятельной жизни, не очень разговорчивы, не любят обсуждать
свои проблемы публично. Иногда белорусы кажутся очень хмурыми, однако это не
является внутренней чертой их I характера, а лишь свидетельствует о том, что они не любят
показывать свои чувства, проявляя сдержанность, сосредоточенность.
Характерны для белоруса и такие особенности, как консерватизм, нежелание
ломать или преобразовывать социокультурную среду, отсутствие склонности к
коренным переменам. Отсюда такая ностальгия по прошлому, нежелание изменять
мир, который уже обжит и устроен. Мужественность, решительность, несгибаемость
проявляют они в экстремальны» ситуациях (войны). Именно тогда у белорусов
выявляются лучшие качества: любовь к своему Отечеству, малой родине, смелость,
выносливость.
Что сегодня для белоруса его Беларусь,
Родина? Это прежде всего те люди, с которыми человек проживает свою
жизнь, с которыми живет постоянно. Это — сама жизнь. С.Алексиевич
пишет, что "Родина для всех — жизнь". Специфической чертой
характера белорусского народа является толерантность, т.е. неприятие
шовинизма, национализма, терпимость в отношении того, что отличается от
традиционных представлений о мире. Толерантность несовместима с
национализмом. Может быть, поэтому сегодня все чаше говорят о том, что в
педагогической практике необходимо опираться на понятие
"Родина" ("Бацькаушчына"). Именно это понятие тесно
связано с понятием "народ Беларуси".
Перечисленные
особенности характера белоруса проявляются в той среде, в которой он
проживает. Безусловно, в каждом регионе Беларуси выявляются те или иные особенности
белорусской ментальности. И сегодня, когда в рамках реформирования
общеобразовательной школы разрабатываются вопросы деления республики на
учебно-воспитательные регионы (Н.К.Котович, НИО) и формируется содержательный
компонент их функционирования, определенным образом должны использоваться
национально-культурные и национально-психологические особенности тон среды,
где развивается, формируется личность.
Социальному
педагогу необходимо учитывать все компоненты процесса социализации и этнизации
личности, которые не могут рассматриваться вне национальной культуры, потому
что именно личность определенной культуры и есть объект его внимания. Поэтому
нужно не только изучать основы этнопсихопедагогики белорусов и других
этносов, но и понимать мир культуры личности, живущей в реальной ситуации[4,
152-159]
4.
Эмпирическое исследование
определения готовности студентов к социально-педагогической деятельности
Для измерения готовности студентов
к социально-педагогической деятельности использовалась методика В. А.
Сластенина [19, 197-200].
Готовность студентов-выпускников к
социально-педагогической деятельности может рассматриваться в трех уровнях:
личностная (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и
технологическая (операционно-деятельностная), которые предлагается измерить по
10-балльной шкале. Измеряемые параметры готовности составлены (на основе
методики МПЦУ И.К. Шалаева) в соответствии с квалификационной характеристикой
социального педагога (В.А.Сластенин, М.А.Галагузова, М.Н.Костикова,
В.Г.Бочарова), а также с учетом требований, предъявляемых к осуществлению
воспитывающей деятельности классным руководителем, педагогом-воспитателем
(О.С.Газман, Н.Е. Щуркова и др.). При этом необходимо учитывать текущую
успеваемость студента, результаты экзаменов, результаты прохождения
социально-педагогической практики.
Испытуемым предлагается оценить в количественных
показателях проявления своих личностных качеств, уровень владения
теоретическими профессиональными знаниями и уровень операционно-деятельностной
(технологической) готовности в профессиональной деятельности:
9—10 б. (оптимальный уровень) — обладает данными
качествами (знаниями, умениями) в большой степени;
6—8 б. (допустимый уровень) — обладает
необходимыми качествами (знаниями, умениями), но не в достаточной степени;
4—5 б. (критический уровень) — качества (знания,
умения) проявляются слабо, их недостаточность может создавать проблемы;
0—3 б. (недопустимый уровень) — большинством
указанных качеств (знаний, умений) не обладает, не считает необходимым их
развивать.
Рис.
1.2 Диаграмма процентных показателей уровня проявления личностных качеств
студентов в профессиональной деятельности
Данная диаграмма показала, что 13 процентов опрошенных
студентов оценили свои личностные качества на 9-10 баллов, что говорит об
оптимальном уровне наличия таких личностных характеристик, как гуманистическая
направленность, позитивная мотивация к профессии, коммуникативные способности и
перцептивные способности, рефлексивно-аналитические качества и др. 87 процентов
опрошенных обладают допустимым уровнем наличия личностных качеств, что
означает, что данные качества присутствуют, но не в достаточной степени.
Среднее значение данного параметра по всем опрошенным
студентам—8.2 балла по 10-балльной шкале, что
говорит о высоком уровне проявления личностных характеристик.
Рис.
1.3 Диаграмма процентных показателей уровня владения студентами теоретическими
профессиональными знаниями
Данная диаграмма показывает, что 83 процента опрошенных
оценили свои теоретические знания от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом
уровне владения такими знаниями, как знание общей теории воспитания, основ
социальной педагогики, педагогической и социальной психологии, знание основ
социальной политики государства, правовых актов, закона «Об образовании» и др.
17 процентов опрошенных студентов оценили свои знания от 4 до 5 баллов, что
свидетельствует о том, что знания используются слабо, имеются пробелы в
знаниях, что может вызывать проблемы в профессиональной деятельности.
Среднее значение параметра «Теоретическая готовность» по всем
опрошенным—6,8 баллов, что говорит о достаточном уровне владения студентами
теоретическими профессиональными знаниями.
Рис.
1.4 Диаграмма процентных показателей уровня операционно-деятельностной
(технологической) готовности студентов к профессиональной деятельности
Диаграмма показывает, что 77 процентов студентов оценивают
свои умения от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом уровне операционно-деятельностной
готовности студентов к профессиональной деятельности. Остальные 23 процента
опрошенных оценивают свой уровень обладания умениями как критический, что
свидетельствует о том, что многие умения еще недостаточно сформированы и
нуждаются в развитии.
Среднее значение параметра «Операционно-деятельностной
готовности» по всем опрошенным студентам—6,6 баллов, что говорит о достаточном
уровне сформированности умений, хотя умения и не проявляются в достаточной
степени.
Рис.
1.5 Диаграмма процентных показателей уровня общей готовности студентов к
профессиональной деятельности
Исследование показало, что 90 процентов студентов обладают
допустимым уровнем общей готовности к будущей профессиональной деятельности.
Это говорит о том, что они владеют социально-педагогическими технологиями на
основе знания и в основном на основе заимствованного опыта и готовы внедрять их
в профессиональную деятельность, обладают допустимым уровнем личностных качеств,
необходимых для успешной профессиональной деятельности. 10 процентов опрошенных
студентов обладают критическим уровнем общей готовности к профессиональной
деятельности. Это свидетельствует о том, что студенты владеют знаниями, но
затрудняются воплотить их в действительность, владеют социально-педагогическими
технологиями, но в недостаточном объеме.
Среднее значение уровня общей готовности студентов к
профессиональной деятельности по всем опрошенным—6,9 баллов, что говорит о
допустимом уровне общей готовности к будущей профессиональной деятельности.
Заключение
Управление
профессиональным развитием социального педагога
Управление профессиональным развитием социального
педагога можно рассматривать в трех плоскостях:
1.Формирование личностных качеств уровня базовых
социальных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает
определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах,
стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е. клиентоцентрированный подход, который
отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосредоточенность
на содержании и способах собственной профессиональной деятельности, творческий
подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.
2.Теоретическая подготовка и профессиональные
знания (теоретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ социальной
политики государства, правовых основ, теории и методики
социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической
работы.
3.Технологическая подготовка
(операционно-деятельностная плоскость). Умение проводить социологические
исследования, выбирать и реализовывать технологии индивидуальной и групповой
работы, организовывать практико-ориентированную деятельность детей и взрослых.
Можно выделить следующие направления деятельности
по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:
1. Подготовка в высших учебных заведениях
высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической
готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем
личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:
—осознанный выбор профессии;
внутренняя предрасположенность к
социально-педагогической деятельности; —высокий уровень коммуникативной
культуры и профессиональной компетентности.
2. Постоянное повышение уровня профессионализма и
квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.
Характеристикой высокого уровня профессионализма
социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение
субъекта в системе межличностных отношений) и
следующие умения:
— аналитические (анализ совместной деятельности
по устранению проблемы);
— прогностические (выделение цели деятельности,
ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
— проективные (определение программы
деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
— рефлексивные (самоанализ собственной
деятельности);
— коммуникативные (владение культурой
межличностного общения)[3, 41-42].
Пути
формирования социально-педагогической культуры специалиста
Существует множество путей формирования
социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью
способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет
наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и
расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации
его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста
в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те
знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста
и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком,
имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и
методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического
применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей
специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в
процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и
невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека,
культуры общения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей
педагогической подготовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для
наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для
социальной работы.
Четвертый — проявление специалистом
самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной
работы.
Пятый — изучение и использование опыта ведущих
специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою
педагогическую подготовку.
Шестой — обеспечение целеустремленности и
настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном
самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении социально-педагогической
культурой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального
самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой
удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с
проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и
организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за
свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего
специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях
учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста
после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной
деятельности.
Ни
один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической
культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей
заинтересованной роли самого специалиста они могут действительно способствовать
решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры[1,243-244].
Приложение 1
Анкета
Определение готовности
студентов к социально-педагогической деятельности
Уважаемые
сотоварищи!
Ваша
готовность к социально-педагогической деятельности может рассматриваться в
трех уровнях : личностная, теоретическая и технологическая. Эти уровни вам и
предлагается измерить по 10-балльной шкале. Возле каждого качества
напишите цифру от 0 до 10.
9—10 — наличие
качества, умения, знания в большой степени;
6—8 —обладание
необходимыми качествами, но не в достаточной степени.
4—5 — качества
проявляются слабо
0—3 — отсутствие
качества, умения, знания, вы не считаете необходимым их развивать.
I. Параметр «Личностная готовность» — Л («хочу» и
«имею для этого способности»):
Л1 Гуманистическая направленность
Л2 Уровень общей культуры, эрудиция
Л3. Потребность работать с детьми, позитивная
мотивация к профессии
Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность
Л5. Креативность
Л6. Коммуникативные способности и качества
Л7. Перцептивные способности
Л8. Рефлексивно-аналитические качества
Л9. Организаторские способности и качества
Л10. Состояние психического и физического здоровья
Л11. Эстетический вкус
II. Параметр «Теоретическая готовность» — Т («знаю»):
Т1 Знание основ философии, культурологии,
социологии воспитания, методологий исследования
Т2. Владение системой знаний о человеке как
совокупности биологического,
социального, духовно-нравственного, о факторах, влияющих на
развитие и социализацию человека
Т3. Знание общей теории воспитания, современных концепций
воспитания
Т4. Знание основ социальной педагогики, концепции
социального воспитания
Т5. Владение системой знаний по психологии развития
личности
Т6. Знание педагогической и социальной психологии
Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного программно-целевого
управления)
Т8. Знание методики организации воспитательного
процесса, новых социально-педагогических технологий
Т9. Знание особенностей современных семей, методики
работы с ними
Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным
поведением
Т11 Знание основ социальной политики государства и
социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту
материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов
Т12. Знание закона «Об образовании» и других
директивных, инструктивных материалов
III. Параметр «Операционно-деятельностная
{технологическая) готовность» — Д {«умею»):
Д1. Владение технологиями реализации диагностической
функции
Д2. Владение технологиями реализации прогностической
функции
Д3. Владение технологиями реализации организаторской
функции
Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной
функции
Д5. Владение технологиями реализации коррекционной
функции
Д6. Владение технологиями реализации охранно-защитной
функции
Д7. Умение реализовать координационную функцию
Д8. Владение технологиями реализации
психотерапевтической функции
Д9. Умение реализовать социально-профилактическую
функцию
Д10. Умение организовать взаимодействие с родителями
школьников
Д11. Владение технологиями личностно ориентированного
взаимодействия
Д12. Умение проводить исследовательскую работу
Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева»
целей, адекватных исполняющей и управляющей программам)
Д14. Владение механизмами перевода социальной ситуации
развития ребенка в педагогическую
Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу
личности ребенка с целью формирования потребности в образе жизни, достойном человека.
Большое
спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Таблица № 1.2
Результаты измерения параметров личностной,
операционно-деятельностной и общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Испытуемые
|
Параметр "Личностная
готовность"
|
Параметр "Теоретическая
готовность"
|
Параметр
"Операционно-деятельностная готовность
|
Общая готовность
|
1
|
7,5
|
7,2
|
7,8
|
7,5
|
2
|
8,1
|
7,5
|
6,3
|
7,0
|
3
|
9,7
|
8
|
8,6
|
8,6
|
4
|
6,8
|
4,6
|
5,9
|
5,6
|
5
|
7,6
|
7,3
|
7,3
|
7,3
|
6
|
6,8
|
5,6
|
5,2
|
5,6
|
7
|
7,9
|
6,6
|
5,9
|
6,5
|
8
|
8,5
|
6,8
|
6,3
|
6,8
|
9
|
8,4
|
7,4
|
6,9
|
7,3
|
10
|
8,1
|
6,3
|
6,5
|
6,7
|
11
|
8,6
|
6,6
|
6,6
|
6,9
|
12
|
8,5
|
6,5
|
6,7
|
6,9
|
13
|
8,2
|
6,8
|
5,6
|
6,4
|
14
|
8,1
|
6,8
|
6,5
|
6,9
|
15
|
9
|
7,3
|
6,8
|
7,3
|
16
|
8,5
|
6,9
|
6,7
|
7,1
|
17
|
8,5
|
6,5
|
6,9
|
7,0
|
18
|
8,3
|
7,5
|
7
|
7,3
|
19
|
8,4
|
7
|
7,6
|
7,5
|
20
|
7,9
|
7,6
|
6,6
|
7,2
|
21
|
7,3
|
5,9
|
5,7
|
6,0
|
22
|
8,3
|
7,3
|
7,3
|
7,5
|
23
|
7,5
|
4,5
|
5
|
5,3
|
24
|
7,7
|
6,9
|
5,2
|
6,2
|
25
|
8,2
|
7,5
|
6,3
|
7,0
|
26
|
7,6
|
5,8
|
6
|
6,2
|
27
|
8,4
|
7,1
|
6,9
|
7,2
|
28
|
9
|
7,3
|
7,2
|
7,5
|
29
|
8,5
|
7,6
|
7,6
|
7,8
|
30
|
9,2
|
7,3
|
6,6
|
7,3
|
|
|
|
Всего
|
6,9
|
Список литературы:
1. Бгажнокова Социальная педагогика: Пособие\
Под. ред. В. А. Никитина--М, 2000.
2. Волкова Т.И Профессиональная подготовка
социального педагога\ Среднее проф. образование.-- 2002.-- №3.—с. 53-54.
3. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным
развитием социального педагога\ Управление качеством образованя в интересах
устойчивого развития общества, Мн., 2002.
4. Калачева И.И. Профессиональное становление
школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты--Мн., 2000.
5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального
самообразования педагога: Пособие\ Под. ред. Ю. М. Забродина—М., 1994.
6. Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О задачах
этнопсихологических исследований\ Психология.—1996.--№ 4.—с. 43-44.
7. Клемантович И. Новая профессия—социальный
педагог\ Школа.—1998.--№3.—с. 14.
8. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж:
НПО «Модак», 1996.
9. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего
специалиста.—М., 1990.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности
преподавателя.—М., 1992.
11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя асновы станаулення
сацыяльнай педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.—1996.--№1.—с.
31-35.
12. Никитин В.А. Начала социальной
педагогики.—М., 1996.
13. Никитина Н.Н.
Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика .-- 2000. --N 6.—с. 65-70.
14. Митина Л.М.
Психология профессионального развития учителя. М., 1992.
15. Мудрик А.В.
Введение в социальную педагогику.—Пенза, 1994.-- 180
с.
16. Никончук А.С. Профессиональная культура
социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям»,
Академия последипломного образования.—Мн., 2001.
17. Основы педагогического мастерства: Учеб.
пособие\ под. Ред. И.А. Зязюн.—М., 1989.
18. Психология профессиональной подготовки:
Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993.
19. Сластенин В.А. Социальный педагог и
социальный работник: личность и профессия\\ Теория и практика социальной
работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.—Москва—Тула, 1993.
20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред.
Рувинского.—М., 1987.
21. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство
преродавания: Метод. Пособие.—М., 1998.
21. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели
образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1
23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология
работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений\ Под. ред. В.А. Сластенина.—М., 2001.
Используемая литература
4. Блинов Л.В. Роль ценностных
ориентаций в профессиональном становлении личности // Образование, наука,
окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России. (Материалы
научно-практической конференции 19-20 октября 1999 года в г.Биробиджане) /
Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2000. - 200 с., с.
58-61.
5. Блинов Л.В. Синергетический аспект
профессионального самоопределения личности // Содержательный и процессуальный
аспекты образования. Межвуз. сб. науч. тр. Ч.1. / Науч. ред. В.Н. Никитенко. -
Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2001. - 198 с. - с. 82-86.
9. Никитина Н.Н. Развитие ценностного
сознания учителя // Педагогика . - 2000. - N 6. - с. 65-70.
10. Шевелева С.С. К становлению
синергетической модели образования // Общественные науки и современность. -
1997 - N 1.
Шевелева С.С. К
становлению синергетической модели образования // Общественные науки и
современность. - 1997 - N 1
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|