бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования бесплатно рефераты

Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру­гих людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция со­циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти­мула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внут­реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

педагогическая наблюдательность.— видение своих осо­бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль­ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

педагогическая интуиция — способность видеть взаимо­связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со­стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене­ния, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос­тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неулови­мым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по ка­ким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция  может получиться в каждом отдельном случае из этого сы­рья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са­мореализации;

рефлексия — умение видеть себя глазами другого челове­ка. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответст­венно относиться к своей профессиональной деятельности. Ре­флексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби­ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио­нальной деятельности, общении, взаимодействии;

—  педагогическое мышление — это способность социаль­ного работника осознанно использовать психолого-педагоги­ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше­ния;

педагогическое воображение — это способность специали­ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп­ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо­соб решения социальной проблемы клиента.

Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педа­гогических задач, накопления опыта наиболее целесообразно­го разрешения педагогических ситуаций по отношению к раз­личным категориям клиентов.

Эмоциональные качества личности характеризуют пережи­вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со­циальными проблемами человека в процессе социальной рабо­ты и оказывающие существенное влияние на его профессио­нальную деятельность. К ним относятся:

эмоциональная устойчивость — самообладание, способ­ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла­деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель­ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво­им состоянием в различных условиях профессиональной дея­тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен­ные решения, добиваться достижения цели;

—  эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо­действия, общения. Социальный работник работает с челове­ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе­реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от­носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи­мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей­ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.                                                                                      

Практика работы специалистов социальной сферы показы­вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой­чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко­мендуется:


— проводить профессиональный отбор специалистов, реко­мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра­ботать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимос­ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ­ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо­бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;

— сопереживания специалиста в работе с клиентом долж­ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси­мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи­вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ­ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль­ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци­альных проблем;

— активно учиться управлять своими чувствами и при воз­растании переживания уметь переключаться, снимать возрас­тающее эмоциональное напряжение;

— добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо­те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв­ление в его личном социально-педагогическом опыте — во вну­тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.


2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.


Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:

а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;

б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де­ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессио­нальной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене­ние стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;

в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей ра­боте с ним;

г)  своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности соци­ального работника через:

— реализацию педагогических технологий, методов и мето­дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго­гическая подготовка способствует наиболее полному проявле­нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су­щественное влияние на ее результативность;

— проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал

д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы

е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240].


3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.

Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств.

Деятельность социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.

В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным  правом могут быть названы профессионально-этческим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные

положения:

·                    Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное  их оценивание.

·                    Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума.

·                   Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию

способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие

жизненные проблемы.

·                    Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить

личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность

во взаимоотношениях.

·                    Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль­но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест­ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу­ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан­ные им как частным лицом и как представителем этой профессии.

Эти этические нормы--ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14].

Глава II. Профессиональное становление социального педагога

1. Развитие профессиональной культуры социального педагога

в процессе практической работы и самообразования


Профессиональная культура — сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная  целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переос­мыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социаль­но-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных ме­тодов и методик.

Деятельность социального педагога на­правлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, кото­рые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо.

Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свобо­ду подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в ре­зультате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то   сложных,   экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой  личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального  педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и  душевное состояние. Более того, ему не только  приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навы­ков, опыта, авторитета.

Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношени­ях и в результате получается, что первичным «рабочим инструментом» социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура.

На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог—высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенст­вующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции[16, 130].


1.1. Непрерывное образование социального педагога


На протяжении всей деятельности социального педагога, соци­ального работника должна осуществляться его личностная и про­изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития   социально-психолого-педагогической  науки –практики.

Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения  с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.

По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче".  Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду  более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть,  собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.

Авторитет мировой педагогики  и социальной педагогики А. Дистервег  выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены.  Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования...».

В декларации регионального собрания  в  Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования... Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от воз­раста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить воз­можность учиться или подняться на новый уровень профессио­нальной подготовки» (58).

Страницы: 1, 2, 3, 4