Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
На аналогичной региональной подготовительной
конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая
политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти
свою концептуальную основу в образовании в течение всей жизни человека» (58).
Интерпретируя приводимые высказывания с наших
реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления
непрерывного образования.
Во-первых, работа высших учебных заведений
должна быть построена таким образом, чтобы любой человек мог самостоятельно
управлять своей подготовкой независимо от ее степени и в различные периоды
своего профессионального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам
специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную
мотивацию для самообразования и профессионального самосовершенствования. При
всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно
немного будет значить.
Непрерывность образования в целом С. Расчетина
представляет в виде поэтапного процесса.
На первом, довузовском этапе,
профессионального выбора происходит достижение уровня социальной зрелости,
достаточного для решения проблем морально-профессионального самоопределения и
выбора образовательного маршрута в области «человек—человек».
Результатом второго, вузовского этапа,
является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для
реализации потенциала собственной личности в области социальной педагогики,
социальной работы.
Третий этап предполагает достижение
специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потенциала
своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной
специализации (215).
Непрерывному профессиональному образованию в
значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка
специалистов.
Достижение и поддержание должного уровня
профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него,
прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по
самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и
практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта,
со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками,
позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.
Система общих технологий, которая включает в себя
осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции,
социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования,
посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального
страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического
осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их
на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Каждая из всевозможных частных методик также требует
постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высокая профессиональная
культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической
практики[13, 132-135]
2. Профессиональное становление социального педагога и
его этапы
Каждый
из этапов профессионального становления специалиста имеет свои задачи и цели,
и независимо оттого, кто включается в него — педагог, психолог, социальный педагог
или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их
реализации:
1.
формирование
профессиональных намерений и сознательный выбор профессии;
2.
продуктивное
усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего
и обучающихся в процессе воспитания;
3.
активное
вхождение в профессию;
4.
полная
реализация личности в труде.
Первый этап — формирование профессиональных намерений и сознательный выбор
профессии — связан с профориентационной работой, особенность которой состоит в
знакомстве абитуриентов с ценностными представлениями о самой профессии, о
значимости ее для общества в современных условиях, выявлении личностных
особенностей абитуриентов и профессиональной направленности как системы
эмоционально-ценнностных отношений.. Здесь важна эффективная профориентационная
работа в школах, в системе довузовской подготовки.
Этот период очень важен, ведь именно на начальном этапе
профессионального обучения особую роль играет мотивация выбора профессии.
Важно определить к чему человек имеет способности, чем ему нравится
заниматься, и если выбор сделан правильно, то задачи следующего периода
становятся более конкретны.
Второй этап — усвоение профессиональных знаний, навыков и умений
— будет проходить эффективнее при наличии сформированной мотивации к обучению
данной профессии.
Следующий, третий этап — активное вхождение в профессию —
предполагает самостоятельную профессионально-учебную деятельность студентов, к
которой можно отнести как практическую, так и научную деятельность.
Вхождение в профессию — очень важный этап для будущего
профессионала, так как практика показывает, насколько студент владеет
необходимыми знаниями, умениями, практика позволяет сверить свои ожидания с
реальной профессиональной деятельностью.
Последний этап — полная реализация личности в труде.
Профессиональное становление личности — сложный процесс,
проходя который, человек преодолевает трудности, находит выход из кризисных
ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получаст способность
при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или
ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54].
3. Основные значимые факторы и условия развития
профессиональной культуры социального педагога
3.1 Альтруизм—один из ведущих факторов развития
профессиональной культуры социального педагога
Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного
социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические
потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям
психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных
людей разная Идеальной нормой для обращения к социально-педагогическому
образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого
лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его
бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность.
Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной
направленности личности и ее высшим выражением является способность к
социальному творчеству — к решению социальных проблем нуждающегося человека на
высшем профессиональном уровне Эта постоянно возобновляемая потребность может
рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного процесса.
Человек образовывает себя сам и в меру своих возможностей помогает другому
человеку, попавшему в беду (215).
Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим
повышение образования, развитие профессиональной культуры социального
педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности
и милосердия.
3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе
социального педагога как условие развития профессионализма
Работа социального педагога достаточно
специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не
менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от
управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник,
руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего
не является социальным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и
управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с
точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное
объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим
катализатором..
Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная
профессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при
условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих
должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в
принятии решений, понукание, игнорирование и другие некорректные вмешательства
в деятельность социального педагога, социального работника, способны вызвать
отрицательную профессиональную динамику, депрофессионализацию
специалиста.
Полноценная профессиональная деятельность
выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно
и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач,
достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и
регулировать технологические процессы и т.д.
Отсутствие условий для нормального осуществления
социально-педагогической деятельности вызывает профессиональную деформацию
личности, состояние психической усталости, эмоциональной напряженности,
способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.
Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном
и культурном восхождении социального педагога, подчеркнем, что профессиональная
культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение
наивысшей точки психофизического развития профессиональной деятельности). Как
показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы,
уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный
настрой и т. д.
Все это в значительной степени может
регулироваться и формироваться самим социальным педагогом, и в большей степени
тем, кто является более зрелым и соответствующим как профессионал и как
личность. Мы показали сколь значимой в осуществлении социально-педагогической
деятельности может быть профессиональная среда, тип профессиональной
организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном направлении
тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня
профессиональной культуры.
Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть
саморазвивающую способность профессиональной культуры, которая может и должна
иметь место в практической деятельности, самообразовании социального педагога,
социального работника[13, 133].
3.3. Развитие профессионального самосознания – условие
повышения качества подготовки специалистов социальной
работы.
Ведущим условием
повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное
самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.
Под профессиональным самосознанием понимают не
только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить
профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том
числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).
Иными словами, профессиональным самосознанием
называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист
осознает себя в качестве субъекта деятельности.
Проблема устойчивости качества и развития
профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия
соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек
удовлетворен профессиональной деятельностью.
Показатели развития профессионального качества
– профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание
значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как
к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Профессиональное становление специалиста-
сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).
В связи с этим одной из актуальных задач,
которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального
становления специалиста социального педагога через формирование личностной
модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам,
профессиональному мастерству.
Как показывает исследование, проведенное на
курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма
социального педагога необходимо решение следующих задач:
-
развитие личностного
интереса к выбранной профессии;
-
формирование
профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
-
формирование
профессионально-личностной «Я-концепции».
Задачи профессионального становления могут
быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация
социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного
подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей
качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это
дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности,
субъекта деятельности.
Совершенствование профессионализма также
тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической
деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения
инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной
деятельности.
Следует отметить, что особенность системы
повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности-
наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов
личностного роста, которые помогают социальному педагогу преодолевать
трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень
профессионального самосознания.
3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как
один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального
педагога
Одним из теоретических подходов к процессу формирования
профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая
концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концепции связано с открытием
фундаментальных законов развития системного синергетизма. Согласно этим
законам источником и движущей силой развития личности является системный
синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и
гармония различных начал.
Синергетика (в переводе с греч.) —
совместный, согласованно действующий. Система (в переводе с греч.) — целое,
составление из частей, соединение; множество элементов, находящихся в
отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство
(Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому
личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а
как определенная система, целостность. Личность — это
социально-синергетическая система. Личность определенной культуры —
этносинергетическая система.
«Национальность--это особая реальность, которая
во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку
совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность
к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать
себя неотделимой частью своего народа,
носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук,
профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих
диаду"человек--этнокультура".
Опирается ли социальный педагог в своей
деятельности на национальную культуру, осваивая знания и особенности
национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и
закономерности формирования этнического самосознания, внедряя в практику
народную педагогику? Какое место в профессиональной культуре социальных
педагогов занимает компонент этнопсихопедагогических знаний? Не претендуя
на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета»
белорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики и определим
некоторые особенности восприятия этого феномена сегодня. Менталитет
(от франц.) — склад души, характер и стиль мышления народа, его
жизнеспособность. Менталитет — интегративная характеристика
людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие
видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на
него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших понятий, раскрывающих
духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в
данных условиях жизнедеятельности.
Через
менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями
той или иной культуры.
Каков же менталитет белоруса, в чем
особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился
его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов
всегда было желание владеть своей землей. Может, поэтому в белорусском
фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят
землю-матушку и человека-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофировано
отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере
чернобыльского региона.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|