бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования бесплатно рефераты

На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в те­чение всей жизни человека» (58).

Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования.

Во-первых, работа высших учеб­ных заведений должна быть построена таким образом, чтобы лю­бой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой не­зависимо от ее степени и в различные периоды своего профессио­нального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессио­нального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить.

Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса.

На первом, довузовском этапе, профессионального вы­бора происходит достижение уровня социальной зрелости, доста­точного для решения проблем морально-профессионального само­определения и выбора образовательного маршрута в области «че­ловек—человек».

Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагоги­ки, социальной работы.

Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потен­циала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215). 

Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая   переподготовка специалистов.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего  социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических  и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками,  позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования,  проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Каждая из всевозможных частных методик также тре­бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо­кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135]

2. Профессиональное становление социального педа­гога и его этапы

Каждый из этапов профессионального становления спе­циалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него — педагог, психолог, социальный пе­дагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их реализации:

1.                      формирование профессиональных намерений и со­знательный выбор профессии;

2.                      продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего и обуча­ющихся в процессе воспитания;

3.      активное вхождение в профессию;

4.      полная реализация личности в труде.

Первый этап — формирование профессиональных на­мерений и сознательный выбор профессии — связан с профориентационной работой, особенность которой состоит в знакомстве абитуриентов с ценностными представлени­ями о самой профессии, о значимости ее для общества в современных условиях, выявлении личностных особенно­стей абитуриентов и профессиональной направленности как системы эмоционально-ценнностных отношений.. Здесь важна эффективная профориентационная работа в школах, в системе довузовской подготовки.

Этот период очень важен, ведь именно на начальном этапе профессионального обучения особую роль играет мо­тивация выбора профессии. Важно определить к чему че­ловек имеет способности, чем ему нравится заниматься, и если выбор сделан правильно, то задачи следующего пери­ода становятся более конкретны.

Второй этап — усвоение профессиональных знаний, на­выков и умений — будет проходить эффективнее при на­личии сформированной мотивации к обучению данной про­фессии.

Следующий, третий этап — активное вхождение в профессию — предполагает самостоятельную профессионально-учеб­ную деятельность студентов, к которой можно отнести как практическую, так и научную деятельность.

Вхождение в профессию — очень важный этап для бу­дущего профессионала, так как практика показывает, на­сколько студент владеет необходимыми знаниями, умени­ями, практика позволяет сверить свои ожидания с реаль­ной профессиональной деятельностью.

Последний этап — полная реализация личности в тру­де.

Профессиональное становление личности — сложный процесс, проходя который, человек преодолевает трудно­сти, находит выход из кризисных ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получаст способность при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54].


3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога

3.1 Альтруизм—один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога

Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной  нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность.

Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству — к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного про­цесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможно­стей помогает другому человеку, попавшему в беду (215).

Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим повыше­ние образования, развитие профессиональной культуры социально­го педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия.


3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма


Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль­ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором..

Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про­фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону­кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея­тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес­сионализацию специалиста.                                                                 

Полноценная  профессиональная  деятельность   выражается   в  том, что социальный работник как субъект труда призван само­стоятельно и творчески подходить к определению и решению про­фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

Отсутствие условий для нормального осуществления социаль­но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де­формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио­нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.  

Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль­турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про­фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче­ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.

Все это в значительной степени может регулироваться и фор­мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес­сионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществ­лении социально-педагогической деятельности может быть про­фессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на­правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.

Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть самораз­вивающую способность профессиональной культуры, которая мо­жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра­зовании социального педагога, социального работника[13, 133].


3.3. Развитие профессионального самосознания – условие

повышения качества подготовки специалистов социальной  работы.


Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.

Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).

Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.

Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.

Показатели развития профессионального качества – профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).

В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.

 Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач:

-        развитие личностного интереса к выбранной профессии;

-        формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

-        формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Задачи профессионального становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация  социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.

Совершенствование профессионализма  также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что особенность системы повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности- наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают  социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и  значительно увеличить уровень профессионального самосознания.


3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога


Одним из теоретических подходов к процессу форми­рования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концеп­ции связано с открытием фундаментальных законов раз­вития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности явля­ется системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.

Синергетика (в переводе с греч.) — совместный, согла­сованно действующий. Система (в переводе с греч.) — це­лое, составление из частей, соединение; множество элемен­тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как опреде­ленная система, целостность. Личность — это социально-синергетическая система. Личность определенной культу­ры — этносинергетическая система.

«Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".

    Опирается ли социальный педагог в своей деятельнос­ти на национальную культуру, осваивая знания и особен­ности  национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этничес­кого самосознания, внедряя в практику народную педаго­гику? Какое место в профессиональной культуре социаль­ных  педагогов  занимает компонент этнопсихопедагогических  знаний?  Не  претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» бе­лорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики  и определим некоторые особенности восприятия этого   феномена сегодня.   Менталитет  (от франц.) — склад  души,  характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет — интегративная характе­ристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми ок­ружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших поня­тий,   раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных ус­ловиях жизнедеятельности. 

Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той  или иной культуры.

Каков же менталитет бе­лоруса,  в чем  особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни?   Следует  сказать,   что  типичным  для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэто­му в  белорусском  фольклоре  сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и чело­века-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофирова­но отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4