бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников бесплатно рефераты

В процессе данного занятия были использованы различные приемы, направленные на развитие рефлексивных способностей: дети были поставлены в проблемную ситуацию, которая направила их на осознание недостатка собственных теоретических знаний, на поиск путей решения данной проблемы. Все это позволило включить, как в ход занятия, так в его итог активное обсуждение проблемы, ходов ее решения. Хорошим показателем является неожиданно вспыхнувший спор, который поставил детей в активную рефлексивную позицию. Предложенное мною упражнение "пометки" не вызвало особых затруднений, дети анализировали сказанное в группе, отмечали свои пробелы в знаниях, затем зачитали написанное. В итоге занятия было проведено упражнение "горячий стул", в ходе которого каждый высказал свое мнение относительно проведенного занятия, собственного вклада в продвижение проекта и работы всей группы. Данное упражнение вызвало некоторые затруднения у ребят. Им было сложно терпеливо и внимательно слушать других ребят, говорить о себе и своих продвижениях. Приходилось направлять ребят в их рассуждениях при помощи наводящих вопросов. Гораздо легче детям было оценивать других, продвижение всего проекта. Работа с графиком продвижений проекта у детей вызывала больший интерес, они с нетерпением ждали своей очереди, выбирали фломастеры, а в это же время активно совещались друг с другом, решали кто что отметит.

На этом этапе определился план работы группы и каждого участника в ней.

III этап. Исследование.

Занятие № 3, 4, 5.

Цель: проведение исследования детьми по индивидуальным исследовательским и творческим задачам.

1.                           Поиск информации детьми в источниках, предложенных учителем, ее обработка.

2.                           Инсайт: "я знаю как надо или не знаю, но думаю, что..." и реализация принятого решения.

3.                           Обсуждение и проверка в группе материала, собранного детьми.

4.                           Прием "пометки" - в ходе обсуждения дети помечают то, на что им необходимо обратить внимание.

5.                           Прием "Протокол наблюдения" - один ребенок из группы наблюдает за совместным обсуждением вопросов проекта, за поведением каждого, делает записи, затем выступает с этим, т. е. проводит рефлексию по собственным наблюдениям.

6.                           "Мозговой штурм" - обсуждение результатов и достижений в совместной работе.

7.                           Рисуночное изображение изменений.

8.                           Письменное анкетирование – рефлексия каждого участника группы по вопросам, составленным учителем.

Данные три занятия были посвящены самостоятельной работе. Учащиеся находили самостоятельно информацию из разных источников, отбирали наиболее важную, обсуждали ее с группой и учителем, затем, опираясь на найденный материал, писали собственные сказки, посвященные празднику пасхи. На этом же этапе происходило первичное оформление составленных и одобренных группой сказок: каждый из ребят оформлял страницу своей сказки в рамках формы, разработанной группой.

В течение этих трех занятий были проведены новые упражнения, направленные на развитие рефлексивных способностей. Большую трудность вызвало упражнение "Протокол наблюдений". Наблюдение вел один ребенок по желанию. Трудность заключалась в том, что ребенку было сложно сосредоточиться на работе и высказываниях всех ребят группы, правильно словесно оформить и донести до остальных свои наблюдения. Некоторые выводы были ошибочными и вызвали протест со стороны других ребят. Все это вновь послужило средством для активизации ребят, становлении их активной рефлексивной позиции. Дети высказывали свою точку зрения, доказывали свое мнение. Намного легче для ребят было упражнение "письменное анкетирование". Они без особых трудностей ответили на вопросы анкеты, результаты которой показали, что дети старались анализировать собственную работу, работу других ребят, заинтересованы будущим результатом проекта, прилагают для этого возможные усилия.

На данном этапе было собрано достаточное колличество теоретического материала, выполнена часть работы по достижению цели проекта. На этом этапе детям помогали родители.

IV этап. Предзащита.

Занятие № 6.

Цель: представление наработанного материала, его совместное обсуждение и оформление.

1.                           "Круглый стол" - каждый из участников группы представляет свою работу (зачитывает свою сказку и представляет иллюстрацию к ней).

2.                           Совместное обсуждение результатов индивидуальной работы каждого из участников группы и влияние этого на продвижение проекта.

3.                           "Мозговой штурм" - обсуждение вариантов оформления в единое целое наработанного каждым участником материала (выбор формы книги и способов ее оформления, скрепления).

4.                           Прием осознания задачи как новой и возвращение в проектную деятельность.

5.                           Совместное оформление наработанного материала: оформление частей книги (титульного листа, обложки, оглавления, основного содержания).

6.                           Дети получают задание доработать в свободное время содержание и оформление книги самостоятельно к следующему занятию.

7.                           "Протокол наблюдений" - один участник группы наблюдает за поведением каждого на занятии.

8.                           Прием "Горячий стул" - на первом кругу каждый высказывает свое мнение о проделанной работе, о вкладе каждого в продвижение проекта и работе всей группы, затем каждый отвечает на вопросы, задаваемые учителем:

-Что нового ты узнал, работая над проектом?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на проекте, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал, работая над проектом (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

8. Рисуночное изображение изменений.

На данном занятии дети представили всей проектной группе наработанный материал в ходе индивидуального исследования - свои сказки, самостоятельно сделанные иллюстрации. Затем в ходе совместного обсуждения была выбрана форма и способы оформления книги, распределены индивидуальные задания по оформлению частей книги. В данное занятие были включены знакомые ребятам приемы, направленные на развитие рефлексивных способностей.

По результатам проведенного занятия можно сделать вывод, что ребята стали активнее и общительнее. Они стали проявлять все больший интерес к результатам совместной работы, стали внимательнее друг к другу, стараются оказать помощь, быть полезными. Некоторые дети выполнили больше работы, чем требовалось (написали несколько сказок вместо одной), что говорит о повышении активности ребят, их заинтересованности работой над проектом. Результаты рефлексивных упражнений, которые в начале работы вызывали наибольшие трудности у ребят, показали, что дети стали успешнее в проведении рефлексии, стали требовательнее и внимательнее относиться друг к другу, к индивидуальной работе и заданиями, научились спокойно и доброжелательно принимать критику, высказывать и доказывать свою точку зрения. Все это говорит о том, что упражнения, направленные на развитие рефлексивных способностей, подобраны верно.

V этап. Подготовка к защите.

Занятие № 7.

Цель: доработка проекта, выбор способа представления результатов.

1.                           "Круглый стол" - каждый из участников группы представляет сою работу (оформленную часть книги).

2.                           Совместное обсуждение результатов индивидуальной работы каждого из участников группы и влияние этого на продвижение проекта.

3.                           "Мозговой штурм" - совместное обсуждение и выбор оптимального способа доработки книги.

4.                           Выполнение коллективной работы: сортировка и сборка страниц, скрепление книги.

5.                           Обсуждение способа представление результата.

6.                           Подготовка к представлению результата групповой работы – деление на микро-группы, репетиция.

7.                           Рефлексия одного из участников группы.

осознавание чувств, то есть вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной проектной ситуации,

8.                           "Мои чувства" - учащиеся описывают свои чувства и ощущения, вызываемые данной проектной ситуацией.

9.                           Рисуночное обозначение изменений.

На данном занятии участники группы представили для совместного обсуждения самостоятельно оформленные части книги. Затем в совместной работе книга была оформлена до конца. Учащиеся подвели итоги своей работы, обсудили результат и в ходе некоторой дискуссии выбрали способ представления результата. Было решено продемонстрировать книгу всему классу, рассказать о работе проектной группы, рассказать о празднике пасхи и инсценировать одну из сказок, представленных в книге. Для этого ребята разделились на микро-группы и занялись подготовкой своей части представления проекта. Они с интересом репетировали, наблюдали друг за другом, искренне радовались результатам проделанной работы, предстоящему выступлению перед классом, по нескольку раз листали готовую книгу, показывали ее друг другу, перечитывали сказки.

В данное занятие были включены новые упражнения, направленные на развитие рефлексивных способностей. Теперь детям необходимо было не просто оценить проделанную работу и ее результат, а осознать свои чувства, суметь передать их и объяснить, почему они испытывают именно эти чувства. Данное упражнение вызвало интерес у ребят, так как для них было необычным высказывать свои внутренние переживания всей группе. Трудности возникли только у двоих детей, большинство же справились с упражнением хорошо. Дети были открыты, в основном ребята высказывали положительные чувства и эмоции, заинтересованность работой, некоторые ребята высказали свою тревогу и волнение относительно предстоящего выступления.

Данное занятие было эмоционально насыщено, дети были очень активны.

VI этап. Защита.

Занятие № 8.

Цель: отчет по работе над проектом, представление выставки, совместное обсуждение результатов, оценивание работы.

1.      Выступление первого ученика: рассказ о празднике пасхи.

2.      Выступление второго ученика: рассказ о работе проектной группы.

3.      Выступление третьего ученика: рассказ о книге "Пасхальные сказки" и ее демонстрация.

4.      "Творческий отчет" - Инсценирование одной из сказок, представленных в книге.

5.      "Горячий стул" - обсуждение успехов и неудач, которые способствовали продвижению или торможению работы над проектом, обсуждение работы группы в целом и отдельных ее участников.

6.      "Рефлексия себя в проекте" - учащиеся по желанию высказывают свои мнения, впечатления, чувства от работы над проектом, о том, что удалось, что нет конкретно для каждого участника группы.

7.      Письменное анкетирование проводится по вопросам, составленных учителем.

8.      Рисуночное обозначение изменений.

На данном занятии участники проекта защитили перед всем классом результаты своей работы в форме творческого отчета. У детей была масса впечатлений от проделанной работы, от успешного представления результатов, дети испытывали гордость за свой совместный труд. Рефлексия, проведенная в конце занятия с участниками группы, показала, что ребята научались планировать собственную деятельность, адекватно оценивать ее результаты, высказывать отношение к работе других ребят, адекватно оценивать совместную работу всей группы, осознавать свои имеющиеся и потенциальные возможности.

Данное занятие было очень эмоциональным. В процессе рефлексии каждый из ребят хотел высказаться. О работе над проектом дети высказывались положительно, некоторые ребята предложили написать новую книгу, посвященную другому празднику. Все это говорит о том, что работа над проектом способствовала не только развитию рефлексивных способностей ребят, а также повысила их активность, успешность, общая проектная цель сблизила и сплотила ребят.

Последним этапом опытно-экспериментального исследования стал контрольный эксперимент, целью которого является проверка эффективности использования метода проекта для развития рефлексивных способностей с помощью повторного проведения некоторых диагностических методик.

После реализации проекта была повторно заполнена карта наблюдения по уже известным критериям, отражающая уровень развития рефлексивных способностей всего класса и участников экспериментальной группы (Приложение №5).

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 38 % ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность; 48% - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы; 62% - умеют адекватно оценить собственный вклад в дело; 52% - умеют сотрудничать и адекватно оценить вклад других в дело; 43% - умеют достичь поставленные цели, приложить волевые усилия. Данные результаты были занесены в диаграмму № 2 (Приложение №5).

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют адекватно оценивать себя, свою работу, свой вклад в общее дело, дети умеют сотрудничать и оценивать работу других ребят. Сложнее для ребят проходит процесс постановки целей и соответствующих задач по их достижению, а, следовательно, имеются затруднения при планировании и организации собственной деятельности в приложении волевых усилий для достижения этих целей.

Результат проделанной работы можно оценить при сравнении начальных результатов наблюдения с результатами контрольного наблюдения. Сравнительный анализ результатов наблюдений занесен в диаграмму № 3 (Приложение № 5)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень развития рефлексивных способностей участников экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с ребятами всего класса. Дети научились адекватно оценивать себя и свои достижения, свой вклад в общее дело, стали успешнее в сотрудничестве, стали внимательнее относиться друг к другу, научились адекватно оценивать работу других. Дети стали испытывать меньшие трудности при постановке целей и задач на пути к достижению этих целей, при организации и планировании собственной деятельности. Ребята стали прилагать больше волевых усилий для достижения поставленных целей.

Для более детальной проверки эффективности использования проектной деятельности с участниками экспериментальной группы была повторно проведена методика определения самооценки и уровня притязаний [9, с. 139-142]. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями: уровень самооценки; уровень притязаний (Приложение № 6).

По результатам проведенной диагностической методики, было выяснено, что 71 %, т. е. большинство ребят имеют адекватную самооценку; 29 % – завышенную самооценку. По 43 % детей имеют средний и высокий уровень притязаний; 14 % - низкий уровень притязаний.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что работа над проектом способствовала становлению у детей адекватной самооценки и повышению их уровня притязаний, а, следовательно, развитию рефлексии.

Результаты контрольного эксперимента показали, что использование проектной деятельности способствует развитию рефлексивных способностей младших школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способности относятся к общим способностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределяться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникающие трудности, намечая план их решения.

Проблема развития рефлексивных способностей младших школьников актуальна в настоящее время и активно изучается многими современными авторами, т.к. именно этот возраст является сензитивным для развития рефлексивных способностей.

На формирование рефлексивных способностей оказывает влияние ряд факторов, а именно: специальным образом организованная деятельность; деятельность, которая носит творческий характер; деятельность, имеющая определенный уровень сложности (в зоне ближайшего развития); а также деятельность, к которой у учащихся должным образом сформирована мотивация.

Такие условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей. Одним из них является методов проектов. Данный метод широко используется при обучении в средней и старшей школе. Но возможности использования его в начальной школе еще не до конца изучены современными авторами.

При организации проектной деятельности с младшими школьника необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Анализ соответствующей литературы позволил сделать вывод, что овладение проектной деятельностью доступно для младших школьников, более того данный метод будет наиболее эффективным для целенаправленного развития рефлексивных способностей.

Анализ различных проектов, представленных в психолого-педагогической литературе позволил сделать вывод, что во многих из них рефлексия выделяется как отдельный этап, однако способы и приемы организации рефлексии в процессе проектной деятельности недостаточно раскрыты в литературе.

Исходя из этого, в работе были представлены возможные способы и приемы организации рефлексии, использование которых, позволит учителю начальных классов обеспечить условия, направленные на развитие рефлексивных способностей младших школьников, а также будут способствовать формированию интереса детей к самопознанию и саморазвитию. Процедура рефлексии может быть организована по-разному, в зависимости от формы, содержания и количества участников.

При прохождении преддипломной практики во 2 "Б" средней общеобразовательной школы №11 г. Ачинска с 3.04.08 по 30.04.08 было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью апробации и выявления эффективности использования настоящих приемов и способов работы для развития рефлексивных способностей младших школьников. Была разработана и апробирована модель учебного проекта.

Исследование содержало первичное и итоговое констатирующее наблюдение, на основе которых мы смогли сравнить уровень развития рефлексивных способностей у учащихся до проведения проекта и после. Результаты свидетельствуют о положительной динамике развития рефлексивных способностей учащихся, что позволяет сделать вывод об адекватности применения проектного метода для достижения поставленных целей.

На основе анализа теоретического материала, проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: если при организации процесса обучения используются адекватные формы организации образовательного процесса и используется проектная деятельность младших школьников, то это способствует развитию их рефлексивных способностей.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что представленные материалы опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в частности на уроках литературного чтения и во внеурочное время в качестве средства развития рефлексивных способностей младших школьников в педагогической практике общеобразовательных школ.


ЛИТЕРАТУРА


1.                 Барабанщиков В.А. Идея системности в психологии. - М., 2005.

2.                 Главатских Р.Р., Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. Http://www.udmedu.ru/files/IK1/2-4__.doc

3.                 Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования//Педагогика – 2000 - №4 – с. 38 – 41.

4.                 Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998.

5.                 Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии.

6.                 Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ "Сфера", 1999.

7.                 Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2002, с. 64 – 110.

8.                 Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М.А. Семенова // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 1987.

9.                 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

10.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., С-Пб, 1999.

11.            Слободчиков В. И., Цукерман Г. А.. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1990/903/903025.php

12.            Стеганцева Т. А., Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов.- Красноярск: РИО КГПУ, 2001.

13.            Степанов С.Ю, Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования// Вопросы психологии. 1985.

14.            Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.

15.            Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.

16.            Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

17.            Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993.-268с.

18.            Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.// Нач. школа: плюс, минус. – 2001. - № 1.

19.            Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5