бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников бесплатно рефераты

К началу младшего школьного возраста ребенок представляет собой в известной степени личность. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности; существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива "я должен" над мотивом "я хочу". Этот возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности, на основе которой при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Приобретенные к концу дошкольного возраста рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций отношений с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемическими действиями, мысленным планированием и решением задач. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других…" [4, с. 260-262]. Л.С. Выготский также писал о сензитивности данного возраста. Он выделил эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза. Он доказал, что на психическое развитие ребенка влияет обучение. Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе.

Становление рефлексии младшего школьника способствует его становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность [2].

Основываясь на результатах исследования Г. А. Цукерман о том, что рефлексия в учебной деятельности переходит от интерпсихической формы в интрапсихическую, субъектом рефлексии является сначала класс, затем – группа учащихся, затем – учащийся [17]. С.В. Пигузова выделяет 3 стадии формирования рефлексивных способностей младших школьников. В статье "Модель становления рефлексии младшего школьника в учебной деятельности" представлены настоящие стадии: 1. стадия становления коллективной рефлексии, 2. стадия становления групповой рефлексии, 3. стадия становления индивидуальной рефлексии.

Стадия становления коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель - формирование учебной деятельности класса. Субъект рефлексии на этой стадии – класс. Задача учителя при формировании коллективной рефлексии – создать детскую общность, способную к образованию позиции "МЫ – способные действовать". Способность действовать, инициативность, целеустремлённость являются по теории Э.Эриксона "позитивом" предшкольного развития [17]. По словам Г. А. Цукерман "первая забота взрослого - создать такую общность, ибо доверие ребёнка к себе, нерефлексивная связь с самим собой – не идеальным, но могущим приблизиться к идеалу (связь, которую ещё предстоит дополнить рефлексивными отношениями "Я незнающий - Я знающий"), есть первая и главная сторона школьной готовности" [17, с. 132]. При организации обучения на этой стадии целесообразно использовать следующие методы обучения: стимулирования и мотивации учения, проблемно-поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов, Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая.

Стадия становления групповой рефлексии. На данной стадии перед учителем стоит цель - формирование учебной деятельности у группы учащихся. Субъект рефлексии на этой стадии – группа учеников. Задача педагога при становлении групповой рефлексии – создать детскую общность, способную к образованию позиции "Мы – учащиеся". На данной стадии дети способны рефлексировать сообща в группе, индивидуально они ещё не могут выполнить всю процедуру рефлексии во всей её полноте. При организации обучения на стадии становления групповой рефлексии учителя используют следующие методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно-поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов, Формы организации учебной деятельности: групповая, работа в парах.

Стадия становления индивидуальной рефлексии. Данная стадия возникает уже в подростковом возрасте и является итогом успешного становления первой и второй стадий, которые формируются в младшем школьном возрасте. На стадии становления индивидуальной рефлексии перед учителем стоит цель - формирование индивидуальной учебной деятельности. Субъект рефлексии на этой стадии – ученик. Задача педагога на данной стадии – становление рефлексии как индивидуальной способности учащегося, становление позиции "Я-учащийся". На стадии становления индивидуальной рефлексии педагоги используют следующие методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно-поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля и самоконтроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов, ситуации "разрывов". Формы организации учебной деятельности: работа в парах, индивидуальная.

Исходя из данных этапов становления рефлексивных способностей, видно, что на их развитие огромное влияние оказывает специальным образом организованная учебно-познавательная деятельность. А именно, деятельность, организованная в форме групповой работы. Такая форма работы предполагает совместное обсуждение, обмен взглядами, мыслями, предположениями, совместное преодоление трудностей и достижение успеха, что особенно необходимо в младшем школьном возрасте для развертывания рефлексивных процессов. Но не всякая совместная деятельность приводит к конструктивному решению конфликтной и проблемной ситуации. Только при соответствующей организации групповой работы в проблемной ситуации ребенок способен выйти в рефлексивную позицию и направить свой анализ на породившую его ситуацию и способ деятельности.

Организовывать работу по развитию рефлексивных способностей необходимо с учетом уровня их сформированности. Такие данные учитель может получить, проведя диагностическую работу.


§3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников


Основными методами диагностики рефлексивных способностей являются: стандартизированное наблюдение, беседа, психодиагностические методики ("Оцени себя", "Что мне нравится в школе", "Автопортрет", методика определения самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

Традиционно рефлексия исследовалась посредством решения учащимися специально сконструированных интеллектуальных задач.

Диагностировать уровень сформированности рефлексивных способностей возможно как при помощи диагностик с четкими критериями интерпретации, так и с помощью проективных методов, которые опосредствованно позволяют выявить и установить уровень развития рефлексивных действий. Рассмотрим основные из них.

Под наблюдением как методом педагогического исследования понимается целенаправленное, планомерное восприятие воспитательных явлений, в процессе которого исследователь получает фактический материал. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых [12, с. 15].

Методика "Автопортрет", авторы - Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин. Автопортрет – это изображение человека, созданного им самим. Суть методики состоит в том, что детям предлагается нарисовать себя. В результате проведенной диагностики можно выявить уровень самооценки ребенка, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней [9, с. 286-292].

Методика "Оцени себя". С помощью данной методики можно определить уровень самооценки учащихся и умение адекватно оценивать себя, что является косвенным проявлением рефлексии. Суть методики состоит в том, что ребенку необходимо оценить себя. При этом уровень самооценки определяется по сходству и различиям с оценкой учителя, одноклассников, родителей. Возможно также диагностировать уровень самооценки, используя метод "волшебные линеечки". При этом детям предлагается отметить на линейке свой уровень успешности в выполнении какого-либо задания, действия. Уровень самооценки определяется в сравнении с оценками учителя, родителей, одноклассников.

Методика определения самооценки и уровня притязаний. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Уровень самооценки школьников определяют на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или не совпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

- характер аргументации самооценки.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученные результаты [9, с. 139-142].

Методика "Что мне нравится в школе". Данная методика предполагает систему вопросов и несколько вариантов ответов к каждому вопросу. Ребенку необходимо выбрать один ответ из предложенных, по его мнению, верный. В результате ребенок набирает определенное количество баллов, по которым легко определить уровень сформированности умений оценивать себя и свои действия.

Как вариант данной методики, ребенку необходимо нарисовать то, что ему нравится в школе. Тогда результаты будут оцениваться как в любой проективной методике [6, с. 112 - 114].

Модификация методики нахождения количественного выражения уровня самооценки по таблице "полярных профилей" [12, с. 75]. Суть метода нахождения количественного выражения уровня самооценки состоит в том, что ребенку предлагается отметить знаком + в таблице, в определенной графе, степень выражения отдельного личного качества. Для нахождения уровня сформированности рефлексивных способностей лучше использовать модификацию данной методики. В данной методике необходимо изменить перечень личностных качеств, подобранный в соответствии с темой настоящей работы, т.е. подобрать те качества, которые являются косвенным проявлением рефлексивных способностей младших школьников.

1-я степень – качество выражено очень слабо;

2-я степень – качество выражено достаточно ярко;

3-я степень – качество выражено очень сильно.

Обработка результатов: число + каждого столбика умножается на степень качества. Затем находится сумма трех чисел – отдельно по положительным и отрицательным качествам. Находится среднее арифметическое этой суммы, которое, в свою очередь, делится на количество качеств (10), и таким образом определяется коэффициент самооценки.

Интерпретация результатов: самооценка адекватна, если коэффициент 0,4-0,6. Если коэффициент по положительным качествам приближается к 1, то самооценка завышена, если к 1 приближается коэффициент по отрицательным качествам, то самооценка занижена.

Данные методики имеют свои преимущества и недостатки. Методики, которые предполагают ответы на вопросы в виде тестов дают конкретные числовые показатели уровня сформированности способностей, однако эти данные могут быть недостоверны из за неискренних ответов детей.

Преимущество проективных методик состоит в том, что здесь нет готовых ответов, которые ребенок может расценивать как верные и ошибочные, позволяют ребенку быть искренним. Однако данные методики не имеют четких критериев интерпретации, что усложняет оценить результаты.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при диагностике уровня сформированности рефлексивных способностей необходимо использовать, как проективные методики, так методики с четкими критериями интерпретации. Это позволит получить наиболее полную и достоверную информацию. При выборе диагностических методик важно учитывать показатели их надежности и валидности, а также сложность обработки диагностического материала, поскольку большинство диагностических методик предназначены для психологического обследования и требуют дополнительной подготовки специалиста.


Глава ІІ. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


§1. Общая характеристика метода учебного проектирования


Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация [7].

Метод проектов – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [7].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [7].

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [7].

Метод проектов, обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

-необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения и пр.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Основные требования к использованию метода проектов:

1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5