бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников бесплатно рефераты

"Протокол наблюдений". Координатор фиксирует в ходе работы поведение членов группы, а затем выступает со своими записями (может служить также способом формирования у наблюдающего ребенка необходимых умений, т.е. выполняя свою роль, он увидит, как этим умением пользуются другие) [15, с. 69-71].

"Мозговой штурм". Выбор действий для достижения цели проекта. Обсуждение результатов и достижений в совместной работе. Выделение причин неудач в работе и способов их преодоления.

"Круглый стол". Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.

"Творческий отчет". Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). Готовит творческий отчет один участник группы или несколько ребят.

По содержанию рефлексия может включать:

- осознавание чувств, то есть вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной проектной ситуации,

- осознавание владения учебным материалом, учебной информацией. Для этого возможно использовать прием "Пометки", когда ученики, работая над проектом, помечают то, что знают, с чем знакомы, новую информацию, желаемое узнать глубже из дополнительных источников (здесь важно то, что этот материал выявлен и предложен самими учащимися).

- осознавание собственного вклада в работу, значимости деятельности. Прием "Рефлексия себя в проекте" осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).

- осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления. Прием "горячий стул". Учащиеся по кругу (по цепочки) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:

-Что нового ты узнал, работая над проектом?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на проекте, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал, работая над проектом (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей проектной группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над проектом, не отраженную в вопросах [2].

Представленные в работе приемы организации рефлексии в процессе проектной деятельности, позволят обеспечить необходимые условия для целенаправленного развития рефлексивных способностей младших школьников, а также будут способствовать формированию интереса детей к самопознанию и саморазвитию.


Глава ІІІ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.


§1. Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент


Структура настоящего опытно-экспериментального исследования включает в себя несколько этапов:

1.                 Пилотажное исследование - (февраль 2007 г. – март 2007 г.).

2.                 Констатирующий эксперимент - (4 – 7апреля 2008 г.).

3.                 Формирующий эксперимент - (8 – 18 апреля 2008 г.).

4.                 Контрольный эксперимент - (19 – 22 апреля 2008 г.).

На этапе пилотажного исследования был проведен анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме развития рефлексивных способностей у младших школьников, были рассмотрены теоретические аспекты изучения рефлексии, а именно рассмотрены понятия рефлексии и рефлексивных способностей, закономерности и особенности их развития в младшем школьном возрасте, методы диагностики данных способностей. А также были рассмотрены возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей, особенности организации рефлексии в процессе проектной деятельности.

Вторым этапом исследования является констатирующий эксперимент. Цель данного этапа: выяснение уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников. Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 11 г. Ачинска. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 "Б" класса

На этапе констатирующего эксперимента использовались следующие методы и диагностические методики: наблюдение, проективная методика "Автопортрет", модификация методики определения уровня самооценки по таблице "полярных профилей", методика определения самооценки и уровня притязаний.

Методика "Автопортрет" проводилась со всем классом, в результате чего был выявлен уровень самооценки ребят, их представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней [9, с. 286-292]. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями завышенная самооценка, адекватная и заниженная (Приложение № 1). Анализ результатов свидетельствует о том, что 43 % ребят имеют завышенную самооценку; 19 % имеют адекватную самооценку; 38 % - заниженную. Большинство ребят имеют неадекватную самооценку, и, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей. Это показатель того, что дети только продолжают развивать свои рефлексивные способности, учатся адекватно оценивать свои достижения, работу сверстников, сопоставлять результаты своей работы с оценкой учителя. У большинства ребят завышенная самооценка, что является нормальным для данного возраста. Высокий процентный уровень также составили дети с заниженной самооценкой. Такие дети войдут в группу риска, так как заниженная самооценка снижает адаптацию детей, различные учебные ситуации выступают для них как стрессогенные, затрудняется общение, как со сверстниками, так и с учителем. С этими детьми необходимо проводить специальную работу, создавать ситуацию успеха, что возможно осуществить, используя метод проектов.

Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых [12, с. 15]. В объективности результатов наблюдения была разработана карта по следующим параметрам:

- умеет планировать и организовывать собственную деятельность;

- умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;

- умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;

- умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;

- умеет достичь поставленные цели, приложить волевые усилия (Приложение № 2).

По результатам наблюдения было выяснено, что 33 % ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность; 38 % - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению какой-либо проблемы; 43 % - умеют адекватно оценить собственный вклад в дело; 48 % - умеют сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело; 33 % - умеют достичь поставленные цели, приложить волевые усилия. Данные результаты занесены в диаграмму № 1 (Приложение №2).

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют высказывать отношение к работе других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнить свои новые достижения с уже имеющимися, оценить уровень собственного продвижения в деле. Дети могут поставить цель для достижения определенного результата, с некоторыми затруднениями, при помощи наводящих вопросов и рассуждений выделить соответствующие задачи. Однако для того, чтобы достичь определенного результата в деле, необходимо выполнять определенные действия, прилагать волевые усилия. Именно в этом ребята испытывают некоторые трудности. Им еще сложно удержать в памяти четкую цель и выполнять деятельность, не сбиваясь с намеченного пути. Именно поэтому для ребят оказывается еще сложным процесс планирования и организации собственной деятельности. Данные проявления рефлексии находятся еще на стадии развития, а стандартные учебные ситуации не всегда выводят ребенка на активную рефлексивную позицию. Следовательно, для того, чтобы дети могли в полной мере развивать свои рефлексивные способности, необходимо использовать специальным образом организованную деятельность, специальные методы и приемы, например, метод проектов.

Таким образом, на основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся можно сделать вывод о том, что для большинства детей характера неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.

В соответствие с задачами опытно-экспериментального исследования все учащиеся условно были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В состав экспериментальной группы вошли дети, которые пожелали заниматься проектной деятельностью - …человек. Контрольная группа составила - …

Для более детального анализа особенностей развития рефлексивных способностей участников экспериментальной группы была использована модификация методики нахождения количественного выражения уровня самооценки по таблице "полярных профилей" [12, с. 75]. Полученные результаты были занесены в таблицу с критериями самооценка завышена, адекватная, занижена (Приложение №3).

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 43 % ребят имеют завышенную самооценку; по 29 % имеют адекватную и заниженную самооценку. Можно сделать вывод, что большинство ребят имеют неадекватную самооценку, а, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей.

Затем для участников экспериментальной группы была проведена методика определения самооценки и уровня притязаний, где ребята выполняли учебное задание в письменной форме и оценивали работу до ее выполнения и уже готовый результат [9, с. 139-142]. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями: уровень самооценки; уровень притязаний (Приложение №4).

По результатам проведенной диагностической методики, было выяснено, что по 29 % ребят имеют адекватную и заниженную самооценку; 43 %, т. е. большинство – завышенную самооценку. По 29 % детей имеют средний и высокий уровень притязаний; 43 % - низкий уровень притязаний. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что большинство ребят имеют неадекватную самооценку, низкий уровень притязаний.

Дополнительно проведенная диагностика показала, что участники экспериментальной группы имеют наименьший уровень развития рефлексивных способностей, возможно потому, что данную группу составили ребята, которые не проявляли особой активности на уроках, не занимались в творческих объединениях и различных секциях, которые в целом являлись не занятыми, но пожелавшие проявить себя в какой-либо деятельности. Поэтому они с радостью приняли предложение поучаствовать в работе над проектом, составили проектную группу.

Результаты двух методик, проведенных с ребятами экспериментальной группы, совпали, что говорит о достоверности результатов, о валидности данных методик.

На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент.

Целью данного этапа является проверка гипотезы исследования. На данном этапе была организована проектная деятельность с учащимися, в которую были включены специальные задания, направленные на развитие рефлексивных способностей.

Данный эксперимент проводился с экспериментальной группой в составе 7 человек. На базе МОУ СОШ № 11 г. Ачинска, учащихся 2 "Б" класса. В данную группу вошли ребята, которые проявили интерес к работе над проектом, желание заниматься дополнительной интересной деятельностью вне учебных занятий. Данная группа не была закрытой, в нее могли войти любые ребята, пожелавшие работать над проектом.

§2. Формирующий эксперимент. Модель учебного межпредметного проекта "Пасхальные сказки"

рефлексивный способность проектный учебный школа

Данный проект является межпредметным, объединяет предметные области литературное чтение, рисование и трудовое обучение.

При работе над данным проектом предполагается прохождение следующих этапов.

І Подготовительный этап

Занятие № 1.

Цель: формирование эффективной группы, формирование у учащихся понятия проект, составление замысла проекта.

1.                           Формирование группы при помощи случайного выбора (по желанию учащихся).

2.                           Постановка перед группой учащихся целей предстоящей работы: "Нам с вами необходимо создать свою собственную книгу".

3.                           Объяснение учителя, что такое проект (Проект – мечта, цель).

4.                           Обсуждение с детьми действий по пути движения к мечте. Включение приема научение умному "незнанию": Как достичь цели? Что можно изучить? Чему научиться? У кого попросить помощи?

5.                           Учащимся дается задание понаблюдать за миром книг, подумать над названием проекта.

6.                           Детям предлагается отмечать за время всего периода работы над проектом рисуночными изображениями личные изменения в карте работы над проектом, название которой придумывается совместно.

7.                           Учитель подводит итог первого занятия над проектом, повторяет и обобщает выводы, идеи детей, т. е. собственным примером демонстрирует проявление рефлексивной позиции.

На данном занятии мною по случайному выбору была сформирована группа учащихся для работы над проектом. Дети положительно приняли цели, поставленные перед ними, с радостью и воодушевлением включились в обсуждение перспектив предстоящей работы, выдвигали идеи и варианты действий для достижения цели. Они самостоятельно определили задания для каждого участника группы к следующему занятию над проектом (в свободное время понаблюдать над строением книг, их оформлением, содержанием, придумать название проекта), а также с интересом приняли идею карты рисуночных отметок продвижений  в работе над проектом, придумали ей название "Я, мы, дело", внесли первые отметки. Дети с полной серьезностью и ответственностью отнеслись к работе с картой отметок продвижений. Был подведен итог, дети наблюдали за примером проведения рефлексии всего занятия.

II этап. Планирование.

Занятие № 2.

Цель: составление замысла проекта, обсуждение наработок детей, распределение индивидуальных исследовательских заданий между участниками группы, определение ролей.

1.      Обсуждение с детьми проведенного ими наблюдения.

2.      Упражнение "Круглый стол": обсуждение работы группы, выдвижение и обсуждение идей ребят, определение названия и целей проекта.

3.      Обсуждение с детьми действий по достижению целей проекта: определяются этапы работы и сроки, происходит выбор характера работы над проектом.

4.      "Пометки" - учитель предлагает ребятам в ходе устного обсуждения помечать для себя что-либо (неизвестное, какие-либо вопросы и. т. д.).

5.      "Запуск алгоритма": "Я знаю, что не решу эту задачу известными мне способами, тогда я должен…" - каждый ребенок берет для себя индивидуальное исследовательское задание по теме проекта.

6.      Устное обсуждение результатов проведенного занятия.

7.      "Горячий стул" - каждый высказывает свое мнение о продвижении работы над проектом, о вкладе каждого, о работе группы.

8.      Рисуночное изображение изменений.

На данном занятии дети были активны в обсуждении выбора названия проекта, плана работы над ним, спорили, эмоционально высказывали протест, доказывали свою точку зрения, и в ходе этой живой дискуссии было решено назвать проект "Пасхальные сказки", т. е. создать книгу, в которую войдут сказки, посвященные предстоящему празднику пасхи, сочиненные самими детьми. Оформлением книги было предложено заняться после того, как будут написаны и проверены всей группой сказки. Ребята пришли к выводу, что каждый из них к определенному сроку должен выполнить самостоятельное исследование по проблеме, написать сказку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5