Проблемы обучения детей-мигрантов
Общей идеей
развития миграционной педагогики России и США являются проблемы педагогической
подготовки учителя: реализация федеральных и региональных учебных программ,
технологии подготовки учителя к лингвострановедческому обеспечению учебного
процесса. Для реализации федеральных программ «Дети-мигранты» (Россия) и
«Америка – 2000» (США) общими являются: разработка и управление
образовательными стратегиями работы с мигрантами и беженцами; разработки
научных ориентиров (направлений) для подготовки интеграционных программ,
включающие этническое и национальное содержание образования; выделение основных
дисциплин («ядра») школьного образования; научно-практическая разработка идеи и
понятий поликультурного (мультикультурного) подхода к образованию. Для развития
российской миграционной педагогики представляются трудноосуществимыми возможности
трансформационного подхода миграционной педагогики США, где содержательная
информации об этнических и культурных группах переносится в учебные программы
для мигрантов и билингвов. Результат такого подхода – реализация права этой
категории учащихся на свой стиль жизни, включающий набор культурных форм и
смыслов жизнедеятельности.
Общим понятием
миграционной педагогики России и зарубежных стран являются
педагогические технологии работы учителей с детьми-мигрантами: выделение этой
категории учащихся; обращенность в работе с детьми-мигрантами к гуманистической
педагогике; необходимость межкультурной адаптации; проявления кризиса
социальной идентичности; развитие ролевых установок и поведенческих
характеристик детей-мигрантов и беженцев. Педагогическая деятельность в
отношении детей-мигрантов включает в себя: единство этнических и общечеловеческих
ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе
междисциплинарной интеграции; реализация принципов индивидуального и
дифференцированного подходов; внедрение глобальной теории поликультурного
образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает
углубленное изучение теории многовариативности образования.
Само понятия и
категориальный аппарат миграционной педагогики начинает разрабатываться с конца
90-х годов педагогической науки Юга России (Е. В. Бондаревская, О. В.
Гукаленко, И. В. Бабенко, Л. М. Сухорукова). Актуальность исследований в миграционной
педагогике была определена особенностями социально-педагогической ситуации,
сложившейся в настоящее время на Северном Кавказе и на Юге России в целом.
Межнациональные
конфликты, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последнего
десятилетия в этом регионе, повлекли за собой разрушение традиционной
инфраструктуры детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в
военные и межнациональные конфликты, отток населения с мест событий, появление
большого количества беженцев, изменение контингента учащихся практически во
всех школах региона, усилении разнородности населения по национальному составу,
культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности.
Учитывая это,
при организации исследований в школе Е. В. Бондаревской используется мировой
опыт, методы компаративистики, положения теории поликультурного образования и
глобализма. Так, в исследовании И. В.Бабенко на высоком теоретическом уровне
обоснована и реализована социально-образовательная технология поддержки детей,
имеющих проблемы развития и адаптации в связи с вынужденной миграцией, на
основе сравнительно-сопоставительного анализа особенностей становления миграционной
педагогики в России и других странах (США, Германия) и создания адаптивных
личностно-ориентированных образовательных систем.
Научно-исследовательская
работа по проблеме мигрантов в школе Е. В. Бондаревской (О.В. Гукаленко, М.А.
Болдырева, Л.М. Сухорукова) проводится в содружестве с органами и учреждениями
образования и имеет следующие аспекты:
1. Обоснование
концепции единого образовательного пространства Северного Кавказа как среды
социально-педагогической защиты и реабилитации трудного детства.
2. Выявление
контингента детей-мигрантов и проблем, затрудняющих их адаптацию в
культурно-образовательной среде вне ареала проживания этноса.
3.
Исследование явления социального сиротства детей - мигрантов, беженцев,
вынужденных переселенцев.
4. Разработка
содержания и методики реализации принципа культуросообразности в
личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному
составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для
работы в таких системах.
5. Определение
методологических и культурологических оснований развития русской школы в
условиях этнической неоднородности социума Южного и других регионов.
Не следует
забывать, что все большую роль в гармоничном развитии адаптационных отношений
играет овладение национально-культурными ценностями нового места проживания,
осознание гармоничности общечеловеческого, национального, интернационального,
усвоения культурных достижений других народов (В. А. Соловьев, Н. А. Бердяев).
Сравнительно-сопоставительный
анализ немецкой теории и практики миграционной педагогики, выполненный в русле
личностно-ориентированной педагогики Е. В. Бондаревской, поставил не только
проблемы расширения межкультурных связей национальных
образовательно-воспитательных систем, углубленного изучения возможных
традиционных гуманитарных предметов в поликультурном образовании и воспитании
учащихся. Этим исследователем проанализированы также проблематика миграционной
педагогики (интеркультурное обучение) в высокоразвитых странах, методики
изучения мигрантами культуры и языков как средства интеркультурной
коммуникации, критерии отбора культурологического знания; методики и технологии
страноведческого и культуролоогического образования детей-мигрантов,
дидактические требования к разработке адаптационных учебных курсов для учащихся
- мигрантов, обеспечивающих интеркультурную компетенцию мигранта.
Разработанная Е. В. Бондаревской парадигма личностно-ориентированного
образования гуманистического типа и анализ зарубежной (европейской)
педагогической науки позволила И. В. Бабенко разработать направления
совершенствования российской адаптационной миграционной системы образования, в
частности, разработать основные направления лингвострановедческой подготовки и
воспитания учителей нового поколения (Е. В. Бондаревская, Е. Н. Орлов, Н. Г.
Сикорская, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов), способных работать в поликультурном
образовательном пространстве (класс, школа, вуз, сфера социальной работы), что
в свою очередь дополняет теорию педагогической культуры и профессионализма
учителя, которая разрабатывалась Е.В.Бондаревской, В. А. Сластениным, И.Ф.
Исаевым и др.
Система
профессиональной подготовки учителя для работы с детьми мигрантами включают
следующие компоненты: овладение студентом профессиональной культурой; подготовка
учителя-исследователя; формирование личности учителя; фундаментализация
образования; обеспечение широкого общегуманитарного образования; технизация
гуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения
профессиональным мастерством; интеграция курсов педагогики, психологии и
методики иностранного языка; возможность индивидуальной самореализации;
дифференцированная оценка не знаний, а профессиональных умений,
профессионального мастерства. Разработка содержания и методики реализации
принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих
неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявила ряд
требований к подготовке учителя для работы в таких системах.
Разработка миграционной
педагогики в южно-российском регионе выявила образовательные и
научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более
успешной адаптации детей-мигрантов в культурной среде:
- развитие
средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном
сообществе
- разработка
адаптационно-образовательных программ;
- интеграция
детей-мигрантов в общество посредством образования;
- обеспечение
взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации, необходимость
обеспечения двуязычия и двукультурности в образовании детей-мигрантов;
- создание
условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных
контактов с родной культурой; учет "порога ментальности" при
соприкосновении различных культур;
- подготовка учителей,
ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими
несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур),
способных к организации диалога культур.
Для миграционной педагогики большое значение имеют
исследования в области коммуникативного поведения. Так, в исследовании
национального коммуникативного поведения И. А. Стернин ставит следующие
основные задачи, наиболее отвечающие цели миграционной педагогики:
·
сформировать
научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального
поведения лингвокультурной общности,
·
разработать
модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности,
·
показать
применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного
поведения определенной лингвокультурной общности.
Компаративистский
анализ научных идей, концепций, гипотез составляет основу деятельности ведущих
отечественных научно-педагогических школ России и зарубежья, развивает
идеи адаптации, поддержки и защиты личности учащегося-мигранта в инокультурной
образовательной среде.
Таким образом, миграционная
педагогика является уже вполне самостоятельной интегративной областью
современной педагогики, изучающей процессы культурной идентификации детей-мигрантов,
их образования на рубеже культур. Миграционная педагогика имеет собственное
теоретико-методологическое обоснование методологическим базисом, основой
которого служат системный подход, философские идеи поликультурного общества,
поликультурного образования, гуманизма.
Миграционная педагогика развивается на основе интеграции и
взаимосвязи общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической
поддержке и защите детей-мигрантов в условиях развивающихся процессов межкультурного
взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности.
Миграционная
педагогика в последние годы получает все более широкое распространение и в
нашей стране. Отдельные научно-прикладные разработки в этой отрасли, которые
можно обобщить в виде таблицы, внедряются в общую практику образования.
|