Проблема преступности в современной России
Экономическая
преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и
надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены
социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при
отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства,
регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального
элемента, направленную прежде всего на изыскание надежных возможностей
беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения
общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не
последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое
материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие
перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала
формироваться криминальная идеология с лозунгом «богатство любым путем». Все
это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной
категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более
квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения
незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное
предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел
преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается
компьютерная техника в преступных целях и т.д.
Наконец,
участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность,
стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее
защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений,
объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие
преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического
преступления.
Современная
экономическая преступность в России является отчасти порождением просчетов
управленческого характера при переходе государства к рынку, отчасти недостатками
нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении
пореформенного периодам
Управленческие
просчеты повлияли на «вектор», направленность стратегии экономических реформа
породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих
ошибок можно отнести:
а)
отсутствие четкой концепции экономических реформ;
б)
стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых
концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;
в)
наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных
служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов
экономической «реформаторской» деятельности.
Нормативно-правовые
просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать
эффективный правовой механизм реформированиям В России с большим опозданием
сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только
недавно приступили к разработке целого ряда «рыночных» отраслей права: финансового;
банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой
сфере общества продолжают иметь место старые традиции «фискального фундамента реформ»;
возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное
право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную
(охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.
Указанные
и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику
современной экономической преступности в России.
Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.
В
работе Генеральной прокуратуры РФ по координации усилий правоохранительных
органов в борьбе с экономическими и служебными преступлениями можно выделить
три основных направления.
1.Борьба
с коррупцией. В прошлом году проведено несколько обобщений следственной и
судебной практики по уголовным делам о корыстных злоупотреблениях должностных
лиц. Результаты обобщений обсуждены на расширенной коллегии Генпрокуратуры.
2.В
соответствии с решением координационного совещания руководителей правоохранительных
органов Генеральная прокуратура при активном участии МВД, ФСБ, ФСНП и ГТК
подготовила проект Федеральной программы по усилению борьбы с коррупцией на
1996-1997 годы, которой недавно в несколько обновленном виде повторно направлен
Президенту РФ (экземпляр проекта находится в оргкомитете конференции).
3.Борьба
с разбазариванием бюджетных средств. Генпрокуратурой разработан план по
реализации Указа Президента РФ «Об усилении контроля за использование средств
федерального бюджета»
К
числу наиболее важных мероприятий следует отнести направление указания «Об
обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью использования
средств федерального бюджета: выделяемых на заработную плату и социальные
выплаты».
Следует
подчеркнуть, что, несмотря на исключение из законодательства нормы об уголовной
ответственности за задержку выплаты заработной платы, и ныне имеются уголовно-
правовые средства борьбы с этими нарушениями. Как представляется в целом ряде
случаев в рассматриваемых ситуациях вполне применима ст. 201 УК РФ,
предусматривающая, в частности, ответственность за использование лицом,
выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих
полномочий вопреки законным интересам этой организации и с целью извлечения
выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло
причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан.
4.
Организация надзора за исполнением законодательства об ответственности за совершение
хищений посредством использования так называемых «финансовых пирамид» и
совершенствование порядка возмещения ущерба, причиненного финансовыми
структурами значительному числу российских граждан.
Генпрокуратура
является ответственной за исполнение соответствующего поручения Президента РФ,
работает в тесном взаимодействии с МВД РФ.
Одной
из главных задач видится скорейшее разрешение множества уголовных дел данной
категории путем применения статьи 26 УПК РСФСР в новой редакции.
Региональные
особенности преступности в сфере экономической деятельности.
В
настоящее время традиционно распространена экономическая преступность. Преступления
против собственности составляют 2/3 всех зарегистрированных преступлений.
«Ведущими» внутри данной категории являются посягательства на личную
собственность.
К
традиционно высокой по объективным основаниям латентной экономической преступности
в последние годы добавилась искусственная латентность вследствие того, что
частные собственники, в т. ч. коммерческие банки, не сообщают
правоохранительным органам об известных им преступлениях, даже когда они
оказываются потерпевшими от них. Правоохранительные органы пополняют
искусственную латентность, не возбуждая дела о заведомых преступлениях, а
оценивая их как гражданско-правовые деликты или административные
правонарушения. Например, за десять последних лет в 3 раза снизилось число
выявленных лиц, совершивших должностные преступления. В 1995 г. на Алтае
зарегистрирован один (!) факт взятничества, в Москве - 337, в 1996 г. по
всей России выявлено всего 5453 случая взятничества.
Наказуемость
взяткополучателей, являющихся ответственными должностными лицами, сократилась
за десятилетие более чем в 12 раз. За нарушения налогового законодательства
осуждаются несколько сот виновных лиц при том, что уклонение от уплаты налогов
исчисляется многими триллионами рублей.
Мощный
процесс криминализации экономики в России продолжается и в первую очередь в
таких ее отраслей, как бюджетно-финансовая, топливно-энергетическая, сырьевая,
внешне-экономическая.
Одной
из составляющей структуры российской преступности является организованная
преступность. Только в 1996 г. раскрыто 26. 4 тыс. преступлений, совершенными
организованными группами. Более всего их в контрабанде, незаконных сделках с
валютными ценностями и т.д.
Применительно
к территориальному распределению преступности по субъектам РФ отмечены
значительные перепады ее уровня. Например, к регионам с относительно низкой
криминальностью в 1996 г. относилась Москва, Московская обл., Башкортостан и
др. (коэффициент преступности на 100 тыс. населения с 14 лет - от 1209). К
регионам с высоким коэффициентом преступности относились Еврейская автономная
обл., Тува и Сахалинская обл. (коэффициент 3826) и др. Тува более двух десятков
последних лет стабильно относится к регионам с наиболее высоким уровнем
преступности.
1.4.Профилактика
преступности.
Специалисты
лондонской компании Volterra Consulting, изучавшие криминальную статистику,
обнаружили любопытную особенность. Оказывается, статистические описания для
законопослушных граждан и для преступников не совсем одинаковы. Сдвиг в статистическом
поведении происходит один раз - в тот момент, когда человек первый раз в своей
жизни пересекает границу дозволенного. С точки зрения математической
статистики, с момента совершения первого в жизни правонарушения вероятность
совершения новых систематических правонарушений стремительно возрастает.
Этот вывод
позволил ученым выработать принципиально новые рекомендации по профилактике
первого в жизни человека правонарушения - то есть того, после совершения,
которого человек попадает в "другой мир". В частности, показана
неэффективность распространенной в Великобритании методики ликвидации ключевых
преступников в деле профилактики преступлений. Подобный метод борьбы может быть
ограниченно применим в борьбе с крупномасштабной организованной преступностью,
однако не влияет на случайную (спорадическую, немотивированную) преступность,
характерную для не знающих чем себя занять или неуверенных в себе юных
лоботрясов. Это наиболее распространенный вид правонарушений, пристрастившись к
которым, человек попадает под статистическое описание, характерное для всей
преступности вообще - в том числе, и организованной.
Гораздо большее
значение для снижения числа правонарушений имеет воспитание, имеющее целью не
допустить совершения первого в его жизни преступления. Перейдя черту даже в
мелочи, человек попадает в мир, где царят совершенно иные законы. Даже математические.
Специалисты
компании Volterra Consulting проанализировали результаты двух различных
исследований преступности.
В первом из них
(Cambridge Study in Delinquent Development) собрана статистика преступлений,
совершенных выборкой из 400 юношей в северных районах Лондона на протяжении
более чем двадцатилетнего периода, начиная с 1961 года, когда им было еще по восемь-девять
лет. В другом исследовании (Pittsburgh Youth Study) 1500 учащихся школ города
Питтсбурга систематически опрашивались в период с 1986 по 2001 год. Они должны
были сообщить, сколько преступлений (правонарушений) было совершено ими за
период, прошедший после предыдущего опроса. [9]
Изначально ученые
ожидали, что статистика по числу преступлений (правонарушений) в расчете на
одного человека будет описываться характерным "колоколообразным" распределением
(т.н. кривой Гаусса), которой описывается статистика правонарушений для
произвольной выборки людей. Она предполагает, что крайние случаи (абсолютная
законопослушность, с одной стороны, и аномальное большое число правонарушений,
с другой) будут относительно редки, а основная масса опрашиваемых будет
совершать некое среднее число актов правонарушений.
Математики были
посрамлены в своих ожиданиях. Оказалось, что статистика правонарушений
описывается степенной зависимостью, подразумевающей, что наиболее характерными
являются как раз не относительно редкие правонарушения, тяготеющие к математическому
среднему - а, наоборот, очень значительные отклонения от нормального поведения.
В обоих исследованиях большая часть мальчиков не совершала преступлений вообще.
Однако, к примеру, если в Питтсбургском исследовании среднее количество правонарушений
на одного человека за исследуемый период составляло 90, весьма немногочисленная
группа мальчиков умудрилась совершить более тысячи преступлений на человека,
внеся решающий вклад в полученный результат.
С точки зрения
естественных наук, статистическое распределение, описываемое степенным законом,
характерно для систем, состоящих из многочисленных, взаимодействующих друг с
другом элементов. Применительно к детской преступности это может означать, что
дети не "самопроизвольно" реализуют встречающиеся им на пути шансы
совершить правонарушение - на принимаемое решение оказывают сильное влияние их
взаимоотношения друг с другом и сильное давление со стороны сверстников.
Результаты
анализа показывают, что нормальные люди и закоренелые преступники живут в двух
различных мирах, даже статистическое описание которых разительно контрастирует
друг с другом. А, следовательно, для профилактики появления новых преступников
главное - даже не борьба с "главарями мафии". Главное - не допустить
первый шаг за черту дозволенного даже в мелочах. Поведение, единожды став девиантным,
стремится максимально дистанцироваться от общепринятых в социуме правил.
ГЛАВА 2.Состояние преступности в городе Новочеркасске.
При
изучении материалов о состоянии преступности в городе Новочеркасске мною было
проведено интервью с начальником отдела милиции № 1 УВД г. Новочеркасска Ростовской области,
по делам несовершеннолетних правонарушителей Дудник О.И. и старшим инспектором
АПК ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска старшим лейтенантом милиции С. Ю. Лукьяновым.
По ходу беседы
было указано, что наиболее распространенными в городе Новочеркасске являются
имущественные преступления, кражи(158 УК РФ) и грабежи (СТ161), 70 % из них
это кражи сотовых телефонов. Основными причинами преступности было названо:
низкий материальный уровень населения; миграционные процессы среди студентов и
военнослужащих. Особенно увеличивается преступность в период осенней и весенней
демобилизации, среди которых кражи и грабежи. В городе много «болтающейся»
молодежи, которой негде себя проявить. Все преступления такого характера, в основном
происходя в период с 18-24 часов. Было замечено, что большинство преступлений
основном грабежи совершают лица в возрасте 18-24 лет, имущественные до14 лет,
кражи в возрасте из дома 30-45лет. Преступлений связанных с наркотиками среди
подростков в текущем году зарегистрировано не было, так как было изменено
законодательство РФ, среди взрослых наблюдаются тенденции прошлых лет. Говоря о
прогнозе состояния преступности, было отмечено, что идет рост, так как много
безработных и это состояние характерно как для области, так и для
Новочеркасска. Поэтому воплощаются в жизнь такие программы как «Борьба с
безнадзорностью и беспризорностью» совместно с администрацией города и
учреждениями профилактики. А также программа «По борьбе с уличной
преступностью». Результатом проводимой профилактической работы стало снижение
роста подростковой преступности и выведение уличной преступности на уровень
2004 гг.
2.2.Анализ
криминальной обстановки в городе Новочеркасске на основании результатов работы
отдела милиции № 1 УВД г. Новочеркасска Ростовской области за 2001 год.
Большая
плотность населения в городе и высокий уровень миграции населения (особенно из
Северо-Кавказского региона, Таджикистана) обуславливает определенную напряженность
в отношениях между «вынужденными переселенцами» и местным населением. Для
города характерно противостояние между преступными группами, состоящими из
местных жителей славянской национальности и этническими преступными группировками,
состоящими из жителей Закавказья, лиц цыганской национальности. В целом ситуация
в сфере межнациональных отношений оценивается как стабильная. Произошедшие в
т.г. случаи конфликтов с "этническими меньшинствами" имели своей
причиной не "межнациональные разногласия", а столкновение
криминальных интересов.
На фоне
вышеизложенного отделом милиции № 1 УВД г. Новочеркасска в течении отчетного
периода 2001 года выполнен планируемый объем оперативно-служебных задач,
контроль за оперативной обстановкой на обслуживаемой территории сохранялся.
Проводилась работа по обеспечению охраны общественного порядка и общественной
безопасности в период проведения различного рода общественно-массовых
мероприятий, а так же выполняются в полном объеме оперативно профилактические
мероприятия по недопущению на территории обслуживания ОМ № 1 УВД г.
Новочеркасска террористических актов предусмотренные планом Вихрь Антитеррор-9.
Несмотря на
проводимые мероприятия криминальная ситуация на обслуживаемой территории
остаётся сложной. Так же за отчетный период ОМ № 1 УВД г. Новочеркасска на
территории обслуживания зарегистрировано 1490 преступлений ( 2000г - 1730),
раскрыто 1097 ( 2000г.-1290) , область зарегистрировано 77511 (2000г.-74917),
раскрыто 55964 (200г.-63735). Раскрываемость преступлений за двенадцать месяцев
2001 года составила 71,3 % ( 2000г - 76,2 %), область 2001г.- 71,3 %
(2000г.-78,7%).
С начала
2001 года в ОМ-1 УВД г.Новочеркасска проводилась определенная работа по
соблюдению учетно-регистрационной дисциплины. Данному направлению деятельности
отдела милиции уделяется особое внимание со стороны руководителей отдела и его
структурных подразделений. С целью недопущения нарушения сроков рассмотрения
материалов по ст. 109 УПК РСФСР ежедневно на утренних совещаниях с личным составом
отдела милиции осуществляется контроль за своевременностью рассмотрения
заявлений и сообщений о преступлениях, зарегистрированных в журналах учета
преступлений и происшествий ОМ-1 Ф-1 и Ф-2. При подведении итогов работы в
конце рабочего дня сотрудники отчитываются о проделанной работе по
вышеуказанным материалам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|