Проблема преступности в современной России
Общая
динамика зарегистрированной преступности в России за 1961- 2001 гг. приводится
в табл.2. На основании этих данных можно сделать ряд выводов.
Во-первых,
наблюдается снижение числа и уровня (на 100,000 населения) преступлений в
периоды хрущевской “оттепели” (1963-1965) и горбачевской “перестройки”
(1986-1988).То, что это не случайность, подтверждается позитивной динамикой в
те же годы других социальных показателей (снижение уровня самоубийств,
смертности, повышение рождаемости и др.).
Во-вторых,
тенденция постепенного возрастания числа и уровня преступлений вполне
соответствует мировым тенденциям после Второй мировой войны .
В-третьих,
наблюдается резкий рост зарегистрированной преступности в 1989-1993 гг. (в 2,3
раза за 5 лет). Это вполне объяснимо для периода бурных социальных, экономических,
политических перемен при сохранении глубокого всестороннего кризиса в стране.
В-четвертых,
социальный контроль над преступностью, деятельность системы уголовной юстиции
“не поспевают” за ростом зарегистрированной преступности. При увеличении числа
преступлений с 1970 по 1999 г. в 4,3 раза число выявленных лиц возросло в 2,4
раза, а число осужденных (по 1998 г.) - в 1,9 раза. Если учесть высокую
латентность преступности, то разрыв между темпами ее роста и активностью
правоохранительных органов окажется значительно больше.
В-пятых,
отмечается снижение показателей зарегистрированной преступности в 1994-1997 гг.
Это может быть объяснено как реальной стабилизацией ситуации, достижением
“порога насыщения” в предшествующие годы (1989-1993), так и политикой
руководства страны и Министерства внутренних дел (МВД) по массовому сокрытию
преступлений от регистрации.
В-шестых,
“стабилизация”, по-видимому, закончилась, и мы наблюдаем дальнейшее возрастание
преступности в 1998-2001 гг. Уровень общей преступности вырос с 1759,5 в 1998
г. до 2045,6 в 2001 г., увеличение числа наиболее опасных преступлений
(убийства с покушениями – с 29551 в 1998 г. до 33583 в 2001 г., причинение
тяжкого вреда здоровья с 45170 до 55739) при “сокращении” высоко латентных
(кражи, вымогательство, хулиганство и т.п.).
Поскольку
данные о всей зарегистрированной преступности всегда страдают существенной
неполнотой и зависят как от активности милиции, так и от законодательных новелл
(криминализация новых составов, декриминализация старых), обратимся к сведениям
о наиболее опасных или же распространенных преступлениях (табл. 3).
Во-первых,
наблюдается интенсивный рост тяжких преступлений в 1989-1994 гг. Так, по
сравнению с 1987 г., уровень убийств (с покушениями) к 1994 г. вырос в 3,5
раза, уровень причинения тяжкого вреда здоровью в 3,3 раза (при росте всей
преступности за те же годы в 2,2 раза). Уровень грабежей за 1987-1993 гг. вырос
в 5,9 раза, разбойных нападений – в 6,9 раза.
Во-вторых,
сам уровень (на 100,000 населения) убийств (около 20 в 1993, 1996, 1997 гг. и
свыше 20 в 1994-1995, 1998-2001 гг.) очень высок. Для сравнения приведем
сведения по некоторым другим странам (табл.4)[4].
При этом данные милицейской статистики (табл. 3) далеко не полны. По данным
медицинской статистики, уровень смертей от убийств составил: в 1992 г. – 22,9
(по милицейской статистике – 15,5), в 1993 г. – 30,4 (по милицейской статистике
– 19,6), в 1994 г. – 32,3 (вместо 21,8). К 1994 г. Россия выходит на одно из первых
мест в мире по уровню смертей от убийств среди стран, представляющих сведения о
причинах смертности в ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения – World Health
Organization). При этом не учитывается количество убитых среди “пропавших без
вести” и не обнаруженных, а эта цифра составляла в середине и конце 90-х гг.
более 25 тысяч ежегодно.
Наконец,
приведем сравнительные усредненные данные за 1998-2000 гг. по ряду стран
(уровень убийств на 100000 жителей): Австралия – 1,9; Австрия – 0,9; Англия с
Уэльсом – 1,5; Бельгия – 1,8; Венгрия – 2,5; Германия – 1,2; Дания – 1,0;
Испания – 2,7; Италия – 1,5; Канада – 1,8; Нидерланды – 1,4; Норвегия – 0,9;
Польша – 2,0; Россия – 20,5; США – 5,9; Финляндия – 2,6; Франция – 1,7;
Швейцария – 1,1; Швеция – 2,0; Южная Африка – 54,2; Япония – 1,0.Согласно
официальным данным, в России резко возрастает наркотизация населения (табл. 5,
6).[5] и, соответственно,
число преступлений, связанных с наркотиками (табл. 7). Рост наркотизма
действительно имеет место. Официальные сведения, конечно же, неполны. Например,
если сравнить статистику потребителей наркотиков и наркозависимых в
Санкт-Петербурге с результатами наших исследований, то реальное количество
потребителей и наркоманов в сто раз выше, чем по официальной статистике.
Аналогичные результаты получены московскими исследователями . Регистрируются
также далеко не все преступления, связанные с наркотиками. При этом наблюдается
одна особенность: милиция выявляет и регистрирует большое количество
преступлений, связанных с наркотиками, совершаемых наркоманами, больными
людьми, “поймать” которых не представляет больших трудностей.
Вместе
с тем ни один “наркоделец” (“наркобарон”) не был выявлен милицией. Сведения о
некоторых социально-демографических характеристиках выявленных лиц, совершивших
преступления, приводятся в табл. 8. Наибольший интерес представляет постоянный
и значительный рост удельного веса лиц, не имеющих постоянного источника доходов
(с 11,8% 1987 г. до 55,6% в 1999 г., т.е. в 4,7 раза за 12 лет), и безработных
(с 2,9% в 1993 г. до 9,8% в 1999 г., т.е. в 3,4 раза за 6 лет). Это еще раз
свидетельствует о возрастании роли “исключенных” (exclusive) как социальной
базы преступности. Это же может служить подтверждением селективного подхода
милиции и уголовной юстиции к правонарушителям. Другой интересный факт –
устойчивое снижение доли преступности несовершеннолетних: с 17,7% в 1989 г. до
10,2% в 2000 г. - в 1,7 раза за 11 лет. Это может объясняться несколькими
причинами: постепенно более терпимым отношением милиции к преступлениям
(особенно незначительным), совершаемым подростками, а также относительно лучшей
их адаптацией к новым социально-экономическим условиям по сравнению со взрослыми
людьми. Однако тогда возникает вопрос: какими средствами происходит адаптация
подростков – путем ухода в наркотики? Или - в преступные сообщества?...
Особая
тема – организованная преступность в России. Наша точка зрения отражена
в ряде публикаций, и здесь мы ограничимся лишь некоторыми выводами.
Организованная преступность – сложный социальный феномен, выражающийся в
функционировании устойчивых управляемых сообществ, занимающихся преступлениями
как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью
коррупции. Рост организованной преступности – естественный, закономерный
глобальный процесс. Организованная преступность как социальный феномен
“встроена” в систему общественных отношений и оказывает существенное влияние на
экономику и политику. Во многих странах, включая Россию, организованная
преступность сложилась как социальный институт (в России с конца 70-х – начала
80-х годов минувшего столетия). Об этом свидетельствуют такие признаки
социального института как длительность существования, регулярность функционирования,
выполнение определенных социальных функций (обеспечение заинтересованных групп
населения товарами и услугами, предоставление рабочих мест, перераспределение
средств и др.), наличие “профессиональных” норм, символов, языка (сленг),
распределение ролей. Криминальный бизнес возникает, существует и развивается
при наличии ряда условий:
спрос
на нелегальные товары (наркотики, оружие и др.) и услуги (сексуальные и др.);
неудовлетворенный
спрос на легальные товары и услуги (например, тотальный “дефицит” при
“социалистической” экономике);
рынок
труда, безработица, незанятость подростков и молодежи;
недостатки
налоговой, таможенной, экономической политики государства, а также коррупция,
препятствующие нормальному развитию легальной экономики.
Преступные
организации (“организации преступного предпринимательства”) – социальные
организации типа трудовых коллективов. Их цель – извлечение максимальной прибыли
посредством производства и распределения товаров и услуг с использованием как
легальных, так и преступных методов.
Преступные
организации стремятся к монополизации своей деятельности в определенных сферах
(наркобизнес, торговля оружием, контроль над игорным бизнесом и др.) или на определенной
территории. Так, 3-4 крупных преступных сообщества “поделили” сферы влияния на
территории Санкт-Петербурга; Азербайджанское сообщество контролирует все рынки
города; Комаровская группировка контролирует Курортный район города и трассу
Санкт-Петербург – Выборг.
Основные
сферы деятельности преступных организаций в России традиционны: нелегальный
оборот наркотиков, торговля оружием, рэкет, нелегальная продажа цветных металлов,
кража и продажа автомобилей, финансовое мошенничество, включая использование
современных электронных средств, изготовление и продажа фальсифицированных
продуктов – прежде всего алкоголя, контроль над проституцией и порнобизнес,
контроль над игорным бизнесом. Организованная преступность интернациональна,
российские преступные сообщества сотрудничают (и конкурируют) с “коллегами” из
других стран. Основные тенденции современной организованной преступности в
России: стремление к легализации свое деятельности, отмывание денег, вхождение
со своим капиталом и кадрами в легальный бизнес, проникновение во властные
структуры. В результате - политизация организованной преступности и
криминализация политики, экономики, общества и государства; образование
криминально- предпринимательской- властной “элиты”, правящей страной.
Ослаблению
контроля над преступностью, селективности полиции и уголовной юстиции, развитию
организованной преступности способствует коррупция. Она существует во
всех странах, различия – в масштабах и, соответственно, в последствиях для
общества.
В
России коррупция – традиционное зло. В настоящее время она приняла тотальный
характер, охватив все ветви и уровни власти, давно превратившись в социальный институт.
По данным Фонда ИНДЕМ, в стране сформированы коррупционные сети, охватывающие
высшие эшелоны власти, в рамках которых (сетей) и решаются все принципиальные
вопросы российской экономики и политики…
Как
отмечалось, преступность, и ее виды существенно зависят от
социально-экономических, политических, демографических факторов. Поскольку не
наблюдается реальных позитивных изменений в России с начала 90-х годов и не
предвидит их в ближайшие годы, постольку и наш прогноз пессимистичен.
Нельзя
ожидать сокращения коррупции и организованной преступности. Бедность и нищета в
огромной части населения будет порождать имущественные преступления. Зависть,
как результат поляризации населения на очень богатых (причем, по мнению большинства,
несправедливо богатых, за счет финансовых, экономических махинаций, присвоений,
взяточничества) и массу бедных, вражда, недоверие, беззащитность перед преступниками
и властью (как образно сказала олимпийская чемпионка Л. Лазутина, “все мы
бесправны перед законом”) будут способствовать насильственным преступлениям.
Наибольшую
криминогенную опасность представляют два контингента: растущая масса
“исключенных”, маргиналов и развращенная, коррумпированная властная элита.
Аналогичны
предположения Лунеева, который, в частности, подчеркивает: “Главной опасностью
была и остается преступность высокого должностного положения, интеллекта и
богатства. "Респектабельная преступность белых и перламутровых
воротничков", срастаясь с продажными представителями политической и
правящей элиты, законодательных, исполнительных и судебных властей, не только
успешно использует имеющиеся возможности для своей преступной деятельности, но
и по своему усмотрению формирует их путем многообразных воздействий на
политическую, экономическую и управленческую ситуацию в стране или регионе”.[6]
Е.
Сторубленкова не исключает, что “стабилизация "преступной
деградации"… грозит перерасти в будущем в "поголовную криминализацию
населения" страны”.
И,
наконец, еще одна цитата: “Происходит громадный шаг вперед по пути криминализации
государства… То есть государство начинает функционировать не как организм, в
который проникли разные мафии, а как самая крупная мафия, которая хочет
уничтожить мелкие, навести порядок и пополнить "общаг"… Государство
преобразуется в соответствии с суровыми законами мафии”.[7]
При
всем этом важно отметить: констатация тяжелой социально-экономической ситуации,
пессимистическая оценка перспектив не является “тоской по социалистическому
прошлому”. Советский тоталитаризм был ужасен. К сожалению, современные властные
структуры делают значительный шаг назад, по сравнению с реформами периода М.
Горбачева.
1.3.Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности.
Преступления,
совершаемые в сфере экономики, - одна из составных частей преступных
деяний, выделяемых при их криминалистической классификации. В эту группу включаются
преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки самых
различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск недоброкачественной
продукции и т.д.). Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки
зрения методики расследования, позволяет рассматривать все их множество в
качестве криминалистически однородной группы преступлений. Имеются в виду
следующие признаки: 1) субъектами рассматриваемых преступлений являются
работники управленческих, производственных, коммерческих и иных структур,
реализующие свои функции в сфере экономики (прежде всего - это должностные
и материально-ответственные лица); 2) преступления ими совершаются в связи с
выполнением своих профессиональных функций в процессе производства, хранения,
сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой и выпускаемой продукции,
осуществления контроля качеством, правильностью финансовых операций, оказания
материальных и иных услуг населению и других видов деятельности; 3) в основе
преступлений лежит нарушение правил нормативного характера, определяющих
направленность, регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей
деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников (законов,
ГОСТа, инструкций, приказов и т.д.).[8]
Сказанному
не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК, применяемых при их
уголовно-правовой квалификации, непосредственного указания на нарушение тех или
иных правил не содержится. В таких случаях указанное обстоятельство
предполагается в качестве необходимого элемента преступного деяния. Так, состав
выпуска недоброкачественной продукции предполагает нарушение ГОСТа, ОСТа, РТУ и
других нормативов, а состав загрязнения водоемов и воздуха, например ядовитыми
промышленными стоками и выбросами, - нарушение законов об охране
атмосферного воздуха, природы, Основ законодательства о здравоохранении,
ведомственных нормативных актов и т.д.
Учет
всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет отграничивать данные преступления
от сходных с ними по отдельным признакам, но не входящих в рассматриваемую
группу деяний (например, от преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов
в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в
связи с выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для
выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что все они
сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения механизма
ледообразования, круга и характера носителей и источников информации,
необходимой для установления истины по уголовным делам. Это сходство
обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная связь
преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми закономерностями,
которые лежат в ее основе: она возникает, осуществляется, изменяется и прекращается
на нормативной основе. Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из
детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность, устойчивость,
необходимость, повторяемость всех основных ее сторон. Функционирование в
процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства,
контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других
предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических,
бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на
механизм отражения преступлений и формирование информации как о самой
деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней.
Не
случайно поэтому типичными носителями и источника ми информации, собираемой при
выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются:
1)
финансовая, оперативная, техническая, технологическая и иная документация предприятий
организаций, учреждений, а также предприятий, состоящих с ними в договорных
отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и
общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях,
в организациях, учреждениях;
2)
субъекты всех видов указанной деятельности;
3)
различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления
соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические
средства, продукты деятельности и т.д.), реализации ее результатов, контроля
качества, проверки ее правильности и эффективности. С точки зрения мотивов одна
часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями
(должностные хищения, взяточничество и т.д.), другая - мотивами иного
плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с
точки зрения преступников, заботами и т. п. Последняя группа преступлений
(преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т.д.) являет
собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного
поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности. Преступления того и
другого плана совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском
хозяйстве, строительстве и т.д.), а также в сфере обслуживания населения. В
свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений,
совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их
составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера
нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с
нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением
правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности,
своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и
особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением
тех или иных вредных последствий. Основная цель таких классификаций -
получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний
о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых
в сфере экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|