|
Меню
|
|
Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
6-я шкала:
отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Сотрудничество является следствием
включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств.
Отсутствие такого может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного,
безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: тревожность
за ребенка.
Она отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребенка.
8-я шкала: непоследовательность-последовательность
родителя. В
этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих
требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрения и
т.д. непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной
неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к
ребенку и т. д.
9-я шкала: воспитательная
конфронтация в семье.
10-я шкала:
удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об
общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с
той, так и с другой стороны.
По результатам, проведенным в
обеих группах испытуемых:
Таблица 4
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из
полных семей
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
|
1
|
77
|
13
|
60
|
25
|
54
|
37
|
54
|
49
|
48
|
290
|
2
|
61
|
14
|
46
|
26
|
33
|
38
|
35
|
50
|
42
|
217
|
3
|
28
|
15
|
60
|
27
|
44
|
39
|
32
|
51
|
84
|
262,5
|
4
|
33
|
16
|
69
|
28
|
69
|
40
|
82
|
52
|
24
|
5
|
79
|
17
|
108
|
29
|
90
|
41
|
37
|
53
|
90
|
404
|
6
|
78
|
18
|
56
|
30
|
75
|
42
|
64
|
54
|
44
|
318
|
7
|
73
|
19
|
72
|
31
|
58
|
43
|
64
|
55
|
52
|
8
|
80
|
20
|
82
|
32
|
77
|
44
|
94
|
56
|
79
|
412
|
9
|
43
|
21
|
50
|
33
|
48
|
45
|
81
|
57
|
57
|
279
|
10
|
78
|
22
|
71
|
34
|
68
|
46
|
73
|
58
|
75
|
365
|
11
|
41
|
23
|
44
|
35
|
37
|
47
|
29
|
59
|
33
|
184
|
12
|
65
|
24
|
89
|
36
|
85
|
48
|
69
|
60
|
78
|
386
|
Таблица 5
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из
неполных семей
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
№
|
Баллы
|
|
1
|
87
|
13
|
72
|
25
|
52
|
37
|
53
|
49
|
50
|
314
|
2
|
66
|
14
|
53
|
26
|
33
|
38
|
41
|
50
|
51
|
244
|
3
|
31
|
15
|
61
|
27
|
43
|
39
|
36
|
51
|
84
|
274
|
4
|
37
|
16
|
73
|
28
|
69
|
40
|
84
|
52
|
30
|
5
|
80
|
17
|
89
|
29
|
92
|
41
|
44
|
53
|
88
|
393
|
6
|
92
|
18
|
66
|
30
|
77
|
42
|
68
|
54
|
43
|
355,5
|
7
|
87
|
19
|
86
|
31
|
67
|
43
|
74
|
55
|
51
|
8
|
84
|
20
|
85
|
32
|
71
|
44
|
89
|
56
|
77
|
406
|
9
|
47
|
21
|
59
|
33
|
51
|
45
|
87
|
57
|
56
|
300
|
10
|
92
|
22
|
85
|
34
|
80
|
46
|
85
|
58
|
81
|
423
|
11
|
40
|
23
|
43
|
35
|
45
|
47
|
32
|
59
|
42
|
202
|
12
|
70
|
24
|
92
|
36
|
84
|
48
|
84
|
60
|
80
|
410
|
Вследствие этого можно
сделать следующие выводы:
1. Дети из полных семей
уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том,
что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так
как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;
2. Дети из полных семей более
раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно
вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;
3. Дети из неполных семей
тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной
человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить с ней, ведь
именно она заменяет ему папу.
Заключение
Изучение отношения родителей
к детям из неполных семей не выявило значимых различий с родителями из полных
семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую
семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений
с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более
трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять
возможность любить их.
Выдвинутая
гипотеза не подтвердилась:
По результатам исследования детско-родительских отношений в неполных семьях
можно говорить о том, что родители относятся положительно к своему ребенку. Они
принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже
время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают
способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу,
возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из
неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются
быть ближе к нему (ведь именно это ребенку так необходимо). В таких семьях
неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верят в высокие
возможности своего ребенка.
Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных
семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими,
какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их
интересы, проводят с ними по возможности больше времени. Родители высоко
оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они
не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его
разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи
ребенка они считают случайными и верят в его силы.
Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть
эмоционально близкими, заботятся о них.
Отношение к детям из
полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше.
Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся
самостоятельными.
Список
литературы:
1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной
семьи. — М.: Владос, 2003.
2. Мид М. Культура и мир детства. М.,
1988.
3. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких
родителей. — М., 1998.
4. Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград,
2000.
5. Воспитание детей в неполной
семье. М., 1985 – С 35.
6. Семья.
Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. Киев. 1990 – С 7.
7. Григорьева Е. Дети после развода//Семья и
школа. 1995.
8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей.
— М., 1995.
9. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
10. Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада
семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988.
11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи.
М., 1988.
12. Буянов М. И. Воспитание детей в
неполной семье. М., 1980
13. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.
14. Одинокая мать и ее ребенок //
Энциклопедия молодой женщины. М., 1989 – С 70.
15. Кулик Л.А., Берестов Н.И.
Семейное воспитание. — М., 1990.
16. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и
детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999.
17. Кочубей Б. И. Зачем нужен папа?? // Семья
и школа. 1990. № 6.
18. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира
личности. — Минск, 1999.
19. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989.
20. Кочубей Б. И. Ответственная должность //
Семья и школа. 1990. № 9.
21. Нартова-Бочавер К. С.,
Несмеянова М. И., Малярова Н. В. Чей я- мамин или папин? М., 1995.
22. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. —
Кишинев, 1993.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|