Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
Содержание
Введение
Глава 1. ПРОБЛЕМА НеполнОЙ семьИ в современноЙ
ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………….7
1.1 Определение понятия “неполная
семья”……………………………………7
1.1.1. Типы неполных семей и
источники их формирования………………….9
1.2. Проблемы, возникающие в неполных семьях…………………………….10
1.3. Функции
семьи и их взаимосвязь………………………………………….15
1.4. Детско-родительские отношения
в неполных семьях…………………….20
1.4.1. Отношения
матери с детьми в неполной семье…………………………23
1.4.2.
Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода…..29
1.4.3. Роль отца
в воспитании ребенка………………………………………….36
1.4.4.
Содержание ребенка в неполной семье………………………………….38
Глава 2. Эмперическое исследование детско-родительских отношений
в неполной семье…………………………….....44
4.1. Организация исследования……………………………………………………45
4.2. Методики
исследования……………………………………………………....45
4.3. Выводы…………………………………………………………………………55
4.4. Приложение…………………………………………………………………....56
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является
родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его
отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается
важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической
поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и
духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором,
который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Семейная
жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между
отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в
воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не
являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.
А.С.
Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и
“неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От
того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация
ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд
комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины.
Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность
за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате —
депривация ребенка и матери.
В
последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую
актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения:
уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего
брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное
то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй
брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую
очередь, для детей.
Много говорят и пишут о сложностях неполной семьи. Но полнота семьи
ещё не гарантирует воспитательных успехов, а неполнота не означает, что в ней
обязательно будет масса трудностей. Дети в полных и неполных семьях развиваются
по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них
распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница
заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития,
чем на другой. Но и это относительно. Жизнь ребёнка только с матерью или только
с отцом развивает в нём такие качества, которые невозможно найти у других
детей. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит от целого
ряда факторов.
Проблема
исследования связана
с противоречиями, обусловленными:
-
уменьшением размера семьи и количеством детей в ней, снижением роли старшего
брата и сестры, неоднозначностью влияния старшего поколения, с одной стороны, а
с другой – возрастанием сложностей социализации;
- резким
возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуациях распада
семьи.
Цель работы — изучение проблемы детско-родительских
отношений в неполной семье.
Объектом работы являются дети из
неполных и полных семей и их родители.
Предметом данной работы являются
детско-родительские отношения в неполной семье.
Гипотеза по данной работе заключается
в том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются как
в эмоциональном, так и интерактивных планах, что обуславливает различные
результаты воспитания детей в таких семьях.
Задачи исследования:
1) теоретический анализ
литературы по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях;
2) определение понятия “неполная
семья” и источников ее формирования в современной психологии;
3) эмпирическое изучение проблемы
детско-родительских отношений в неполной семье;
Методы
исследования:
1) Методика диагностики родительского
отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Тест-опросник родительского отношения
(ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на
выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как
система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и
личности ребенка, его поступков.
2) Тест «Рисунок несуществующего
животного»: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой
внутренний мир, я-образ. Можно многое сказать о настроении, склонностях
маленького художника, глядя на его произведение. С помощью данного теста можно
понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
3) Тест «Рисунок семьи»: данная
методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей
взаимоотношений в семье. Это «высокоинформативное средство познания личности
ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи,
какие чувства он переживает в семье» (Хоментаускас Г.Т. Использование детского
рисунка для исследования внутрисемейных отношений// Вопросы психологии, №1,
1986).
4) Опросник “Взаимодействие
родитель-ребенок” (ВРР)
Опросник
содержит вопросы, рассчитанные на семьи с различным составом и жизненным
опытом, а утверждения подходят и отцу, и матери.
В опроснике содержится 10 шкал и равное количество вопросов
на каждую шкалу, кроме двух, которые могут считаться базовыми в
родительско-детских отношениях.
Практическая значимость работы состоит в том, что изучение проблемы
детско-родительских отношений позволит уменьшить недопонимание между родителями
и детьми, как в полных, так и в неполных семьях.
Теоретическая значимость работы в том, что отношения между
родителями и детьми достаточно важный момент в воспитании детей, становления их
как личностей в социуме.
Организация исследования: исследование проводилось в 2006–2007
г.г.
в г.
Москве, г. Зеленограде.
Всего в исследовании приняли участие: 10 детей в возрасте от 7
до 10 лет из неполных семей и их родители (мать/отец – 10 человек) и 10 детей в
возрасте от 7 до 10 лет из полных семей (мать/отец – 10 человек). Испытуемые
являлись учениками 1-3-х классов и были разделены на 2 группы. В
экспериментальную группу входили дети из неполных семей, а в контрольную дети
из полных семей.
Глава 1. ПРОБЛЕМА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение
понятия “неполная семья”
Родительский дом для
ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни.
Именно семья оказывает решающее влияние на развитие
личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И
чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть
благополучной. Семейное благополучие во многом
зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые
мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается
только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие
утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его
воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет
даже определенные преимущества перед полной семьей, так как
оставшийся с детьми родитель несет персональную
ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить
вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на
других членов семьи [1]. В качестве иллюстраций к своим
утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания
прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без
отца.
Несомненно, каждая из этих
точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и
опровергнута другими примерами, которыми изобилует
жизнь.
Не любая полная семья
является нормальной средой для полноценного развития и
воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих
родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с
сохранением его психического здоровья. На это неоднократно
указывали и указывают специалисты, занимающиеся
изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается
определенная статистическая связь между воспитанием детей в
неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью.
Вероятность распада брака больше у супругов, которые
воспитывались в неполной семье [1].
В
неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример
брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих
супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств,
отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.
Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают
женский тип поведения или же у них формируется искаженное
представление о мужском поведении как агрессивном, резком,
жестоком. А у будущих жен, выросших без отца,
хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в
семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать
мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов,
разводов [3].
В том, что родительский дом
испокон веков называется отчим, заложен глубокий
смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и
формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не
приходит само по себе, не передается по наследству. Очень
показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж.
Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим
только третью часть своей задачи. Он должен роду
человеческому дать людей, обществу — общественных
деятелей, государству — граждан. Всякий человек,
который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может
быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может
выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».
Неполной
называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или
несколькими несовершеннолетними детьми.
В большинстве случаев образуется в результате развода
родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён
вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место
занимают сексуальные расстройства [4]. По мнению сексологов, сексуальная
неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Большая часть
разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость физической стороной их
жизни.
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены:
затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей
возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за
собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием
образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы
подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское
воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера,
дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом
помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины
получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что
приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо
к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи,
супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф
может половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их
духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей
неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных
семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности [1]. Всё это и объясняет
тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель - выходец из
неполной семьи.
Так же есть
функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но
профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.
Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в
эти дни ограничивается несколькими часами.
Более того,
некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об
экономическом благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко
находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только
с отцом.
1.1.1. Типы неполных семей и источники их
формирования
Неполная семья
образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти
одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают
следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная,
разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей
занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские
неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую
– мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную –
мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние
составляют абсолютное большинство среди неполных семей [4].
Осиротевшая
неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что
потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены
способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи
в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми
родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают
оставаться членами семьи.
Неполная
разведенная семья – семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли
жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму,
обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны
желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление
брачных отношений между отцом и матерью.
Внебрачная
семья
(мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина
принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание
скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или
оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно
любила и др. причины.
1.2. Проблемы, возникающие в неполных семьях
В последнее время значительно сократился перечень социальных
гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая
ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей
семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с
отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем
более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре
и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное
благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское
пособие.
Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со
стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в
профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения
оказывает материальная ответственность [1, 4]. Многие женщины считают
воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на
второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное
благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от
воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не
имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной
занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее
функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто
полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего,
с воздействием негативных экономических факторов.
Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо
отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может
явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских
неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что
способствует формированию в процессе их социализации неадекватного
представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца [4]. Поведение незамужней
матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и
на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает
их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети,
воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений
мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на
подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает
показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев
эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных
и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей
воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием
одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам
добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не
может быть полноценным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|